Консультация для педагогов Тема: «Формирование партнерских отношений «Детский сад – семья»»
консультация (подготовительная группа)

Бикбова Эльмира Галимовна

Актуальность

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Прогимназия «Эврика»

(МБОУ «Прогимназия «Эврика»)

Консультация для педагогов

Тема: «Формирование партнерских отношений «Детский сад – семья»»

Подготовила:

Бикбова Э.Г., воспитатель 1 кв.категории

Актуальность

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором большое внимание уделяется работе с родителями. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Во ФГОС ДО сформулированы   требования по взаимодействию Организации работы с родителями: оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

•    информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную деятельность;  
•    обеспечить открытость дошкольного образования; 

•    создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
•    поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;

•    обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
 •    создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными  представителями) детей вопросов, связанных с их реализацией.

Поэтому работа с родителями в детском учреждении – приоритетное направление педагогической деятельности.

Цель ДОУ по организации взаимодействия с родителями: вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения через создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Задачи: (по ФГОС ДО):

•    установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

•    объединение усилий для развития и воспитания детей;

•    создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
 •    активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Проблемы традиционной работы с родителями.

За многие годы сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это:

1.Педагогическое просвещение родителей: беседы,
консультации.

2. Общие и групповые собрания.

3.Наглядная пропаганда: родительские уголки,
стенды.

При добросовестном выполнении это просвещение полезно, интересно и необходимо до сих пор. Такие формы работы  направлены  на
взаимодействие с широким кругом родителей. В этих условиях невозможно
разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально. Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым. Редко запрос идет от родителей. Общие или групповые собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы.

Т.е. анализируя традиционные формы работы с семьей,
следует отметить, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам.
        Однако в современных условиях работа должна строится, исходя из потребности семьи. Отношения с родителями необходимо строить лишь на принципе педагогической поддержки – помочь, подсказать, привлечь внимание к насущной детской проблеме.

Принципы взаимодействия ДОУ с родителями.

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями — значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Работа.

В начале учебного года педагогами группы составляется план взаимодействия с родителями. Первоначально в его основу ложатся задачи ДОУ на год и взгляды педагогов о необходимости информирования родителей о той или иной проблеме в развитии и воспитании ребенка. Теперь во ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы, их интересы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. Поэтому начинать необходимо не только с анализа годового плана, но и с социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, какую помощь хотят получить от педагогов ДОУ. Для этого необходимо провести анкетирования, опросов, личных бесед на эту тему, что поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Анкетирование должно проводиться до собрания, на первом собрании необходимо познакомить родителей с планом работы на год, обсудить его, при необходимости внести коррективы.

Анкетирование или опросы можно проводить регулярно перед любыми тематическими мероприятиями с целью выявить отношение родителей к той или иной проблеме, их взгляды, опыт. Например, перед консультацией «Формирование игровой деятельности у дошкольников» предложить родителям ответить на ряд вопросов: какова роль игры в вашей жизни, как часто вы играете с ребенком, в какие игры и т.д. Предложите родителям заранее написать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы. Все это позволит скорректировать содержание вашей консультации.

Планирование работы с родителями воспитанников– это первый шаг на пути построения эффективного взаимодействия.

Выявить интересы и запросы детей поможет «Родительская почта», рубрика «Вы спрашивали-мы отвечает», «Задайте вопрос специалисту». Здесь же можно предложить родителям оставить отзыв о вашей работе, работе детского сада в целом, высказать претензии и предложения.

Теперь можно приступать к работе.

В нашем детском саду имеется система по взаимодействию с родителями. Она включает разнообразные формы взаимодействия с родителями: родительское собрание, консультации, семинары-практикумы. И если семинары-практикумы уже подразумевают деятельностное участие родителей, то во время выступлений на родительских собраниях и консультациях родители являются пассивными слушателями. Для того, чтобы активизировать родителей необходимо продумать активные формы работы с ними. Например, добавьте элемент дискуссии, предложив обсудить какой-то вопрос, высказать свое отношение к проблеме; разделите родителей на группы, сделайте их оппонентами и предложите одной группе продумать все положительные моменты, а другой отрицательные., вместе сделайте вывод. Например: тема-компьютер-это хорошо или плохо?; предложите родителям поделиться своим семейным опытом по теме собрания (лучше предварительно обсудить этот вопрос с родителями)Например: как я выполняю домашние рекомендации, Предложите решить проблемную ситуацию. Например: на тему решение детских конфликтов. Любой из таких приемов оживит ваше мероприятие.

Одним из направлений в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Традиционно в «Уголках для родителей» оформляются консультационные материалы, папки-передвижки. Однако, сменяемость такого материала недостаточная, часто он находится в уголке несколько месяцев, наблюдается скученность материала, оформление носит черно-белый вариант, а объем достаточно большой, что не привлекает родителей, не побуждает к самостоятельному изучению.

Важные моменты:

•все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

•содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

•оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей
(текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

•содержание предлагаемого материала должно быть не объемным и действительно интересно большинству родителей

  • в содержании материала лучше предлагать не только теоретический материал, но и практический.

Необходимо использовать новые формы наглядности: оформление газет, коллажей, фотоотчетов или фотовыставок о педагогических новостях или жизни детей в детском саду и дома с целью пропаганды интересного опыта семейного воспитания, семейных традиций, а также создание буклетов, тематических памяток, брошюр и т.д., которые удобно взять с собой и познакомится с необходимой информацией в удобное для родителей время.

Ежегодно в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей, детей и их родителей, совместные конкурсы. Следует отметить, что количество участников растет с каждым годом, повысилась ответственность родителей в подготовке к данным мероприятиям, что видно в качестве поделок. Здесь можно предложить только организацию таких мероприятий внутри группы. Например: выставки семейного творчества.

Особое внимание хочется уделить групповым уголкам творчества детей, выставкам рисунков. Порой их внешний вид не привлекает взгляд, а отталкивает, т.к. работы детей не выглядят завершенными, плохо оформлены, формат рисунка не подходит к формату рамы.

С большим успехом всегда проходят такие мероприятия как праздники, совместные досуги. Эти формы работы пользуются среди родителей наибольшей популярностью. Поэтому наряду с традиционными годовыми мероприятиями желательно завести групповую традицию: отмечать дни именинников, день игрушки, день семьи и т.д. Это установит теплые отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми!!! Праздники и вечера досуга необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей.  Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование
родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Наиболее актуальны в этом вопросе личные беседы с родителями. Однако при нехватке времени можно завести в группе постоянно действующие рубрики. Например: «В этом месяце…» (дети узнают…, дети увидят…, дети посетят…, дети познакомятся… и т.д.), «Сегодня мы…» (информация с занятий: познакомились с…, узнали о…, прочитали…,) и др.

Перспективы в реализации новых форм взаимодействия с родителями.

Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. К сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. И перед педагогами встаёт вопрос: Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса?

Для этого необходимо освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, быстро реагировать на изменения состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь ДОУ. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.  Например, проект-эстафета «Семейный календарь», в котором членами семьи выполняются газеты, посвященные семейному событию, празднику, семейной традиции, семейному укладу, участию семьи в жизни детского сада, семейному отдыху, увлечению.

Выявив наиболее талантливых родителей, можно предложить им провести мастер – класс, семинар-практикум для родителей, направленные на помощь в организации совместной деятельности с детьми. Скорее всего это мероприятие будет носить творческий характер. Например: «Игрушки своими руками» (поделки из теста и пластилина).

Совместно с родителями организация мини – музеев.

Использование в работе с родителями электронных средств коммуникации: сайт ДОУ, педагога, электронная почта. Это способствует налаживанию динамичной и действенной обратной связи в работе детского сада с семьей; она не заменяет общение, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным. Задача педагога активизировать интерес родителей к получению знаний в дошкольной педагогике и психологии, не только в личном общении, но и через интернет связь, передавать родителям информацию об образовательном процессе в период отсутствия детей по болезни, или другим причинам. На сайте ДОУ можно дать информацию о мероприятиях в группе (фото и короткая информация).

Организация работы педагогической гостиной: регулярные встречи родителей по определенной теме. Например: «Развиваем речь, играя» (встреча на тему «Речь на кончиках пальцев», встреча на тему «Дыхательная гимнастика» и т.д.) Обязательно заранее составляется план работы гостиной с указанием тем и сроков. Может проходить в виде обсуждения печатных материалов, информации из интернета, практических заданий и т.д.

Проведение Дня открытых дверей, когда родителям предлагается посетить разнообразные мероприятия и режимные моменты (необходимо составить список кто из родителей что посещает), а затем на встрече с родителями за круглым столом обсудить увиденное.

Проведение открытых занятий: просмотр родителями или с участием родителей. Это позволит каждому родителю увидеть реальные достижения своего ребенка.

Организация выставок периодической печати, статей, в т.ч. из интернета, методической литературы по определенной проблеме. Например, в рамках подготовки к круглому столу, родительскому собранию и т.д.

Проведение различного рода благотворительных или совместных акции, в которых родители помогают в организации постановок, пошиве костюмов, пополнении РППС и др., например, «Книга-лучший подарок» в рамках недели детской книги, «Театр для малышей» в рамках празднования Дня театра.

Встречи с интересными людьми- приглашение родителей для проведения мероприятий для детей. Например, тематических бесед, знакомство с профессиями и др.

Инновационные формы взаимодействия с родителями достаточно разнообразны.

- соцобследование, диагностика, тесты для родителей;

- семейные встречи;

- почта доверия, телефон доверия;

- конкурс семейных талантов;

- портфолио семейного успеха;

- групповые газеты «Топ» - известия;

- контрольные для родителей;

- устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;

- интеллектуальные ринги детей и родителей;

- интервью с родителями и детьми на определенные темы;

- аукцион секретов воспитания и др.

Главное смелее включать их в свою работу.

Вывод: Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. А организация взаимодействия детского сада и семьи, основанная на сотрудничестве, позволит родителям почувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Коллекционирование в формировании партнерских отношений детей и взрослых"

Консультация для педагогов "Коллекционирование в формировании партнёрских отношений детей и взрослых"...

консультация для педагогов Тема: «Выстраивание партнерских отношений в ДОУ с родителями, с целью оптимизации детско – родительских отношений, как условий личностного развития ребенка»

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. С...

Консультация для педагогов Тема « Формирование коммуникативных навыков, через знакомство с русской народной сказкой»

Приобщение детей к сказке,совершенствует ум ребёнка,помогает овладеть речью,познавать окружающий мир,развивает устойчивый интерес к сказке.Образные, яркие выражения, сравнения,«сказочные» ...

«Формирование партнерских отношений «Детский сад - семья»

laquo;Эмоциональная сфера личности имеет не меньшее значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитателя в такой же мере, как ум и воля»...

Консультация для педагогов Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств через приобщение детей к истории и культуре родного края»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в пери...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.»

1. Создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности.2. Развивать логическое и творческое мышление детей.3. Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставле...

Консультация для педагогов. Тема: «Формирование культурно гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста посредством произведений малых фольклорных жанров».

Консультация для педагогов. Тема: «Формирование культурно гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста посредством произведений малых фольклорных жанров»....