Дополнительная программа "Бумажная фантазия"
рабочая программа

Бабаева Гюлляр Седретдиновна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumazhnaja_fantazija.docx42.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Березка»

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

Заведующий МАДОУ «Березка»

Протокол от «30» августа 2021г. № 1

______________ И.С. Шамсутдинова

Приказ от «30» августа  2021г. № 190

Дополнительная общеобразовательная программа

«Бумажная фантазия»

для детей среднего дошкольного возраста

                                                        Авторы-составители:                                                              Бабаева Г.С.

Срок реализации:1 год

Когалым 2021г

Пояснительная записка

С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В. А. Сухомлинский писал: « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид творческой деятельности, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать ребенка техническими знаниями, развивать у него трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

Предлагаемая дополнительная образовательная программа является модифицированной, имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

Программа "Бумажная фантазия" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому дошкольнику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.

В процессе деятельности развивается:

- Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

- Сенсорное восприятие, глазомер;

- Логическое воображение;

- Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца;

- Художественные способности и эстетический вкус;

- Способствует формированию добрых чувств к близким, и даёт возможность выразить эти чувства, позволяет сделать подарок своими руками;

- Влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышение самооценки;

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.

Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка может быть преображена им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Данная программа модифицированная. При ее разработке использовались различные программы данной направленности: программа «Бумажные фантазии» (Котова Наталья Васильевна), программа «Бумагопластика» Иващенко Н.С.), а также разнообразные методические пособия, журналы по бумагопластике и оригами.

Формы и методы обучения.

В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; презентации, игры, конкурсы.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
  • наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ педагогом и др.)
  • практический  (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)

Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по 20 минут. Во время занятий предусмотрены 5-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Занятия организуются в соответствии с нормами СанПиНа,  численность группы составляет 26 детей.

Цель и задачи программы:

Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель данной программы:

— развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Задачи программы:

Обучающие:

- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

- осваивать навыки организации и планирования работы;

Развивающие:

- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;

- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;

- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;

- развивать психометрические качества личности;

- развитие мелкой моторики рук и глазомера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального

отношения к действительности.

Воспитательные:

- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками,

терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;

- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость

к чужому мнению, умение работать в группе;

- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и

воспитанниками;

- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.

Отличительные особенности программы:

приемы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным;

предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности;

в программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз.

данная программа интегрируется с образовательными областями («Познавательное развитие. Конструктивно-модельная деятельность. Формирование элементарных математических представлений», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», основной образовательной программы МАДОУ «Березка».

Перспективный план

Месяц

Неделя

Тема занятия

Программное содержание

Сентябрь

1

Волшебная бумага

Знакомить детей со свойствами бумаги;

Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки;

Учить детей путем практических действий определять разницу между видами бумаги;

Развивать интерес к окружающему миру, воображение;

Воспитывать внимание.

2

Солнышко

Учить детей правильно разрывать на мелкие кусочки бумагу и наклеивать их на подготовленную основу;

Формировать умение выбирать цвет, размер бумаги;

Развивать воображение детей;

Воспитывать самостоятельность в изготовлении композиции;

Воспитывать интерес к природному явлению.

3

Барашек

Учить детей обрывать кусочки белых салфеток и скатывать шарики в комочки, аккуратно намазывать небольшой участок формы клеем и приклеивать их на подготовленную основу;

Формировать умение выбирать размер бумаги;

Развивать воображение детей;

Воспитывать самостоятельность, инициативу в изготовлении композиции;

Воспитывать интерес к животному миру.

4

Веточка рябины

Закреплять знания о технике разрывания и сминания бумаги;

Формировать умение выбирать цвет, размер и фактуру бумаги;

Развивать воображение детей;

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, доводить начатое дело до конца;

Воспитывать интерес к природному миру.

Октябрь

1

Коллективная работа «Осенний букет»

Закреплять знания о технике разрывания и сминания бумаги;

Формировать умение отбирать цвет, размер и фактуру бумаги; развивать воображение детей;

Воспитывать самостоятельность в изготовлении детали общей композиции и включать свою поделку в нее;

Воспитывать интерес к природному миру;

Воспитывать умение дружно работать с товарищами, выполняя часть работы.

2

Волшебные превращения квадрата

Познакомить детей с одним из способов техники оригами-складывание квадрата пополам, по прямой линии, совмещая противоположные стороны;

Научить находить линию сгиба, угол, сторону;

Закреплять знания о геометрических фигурах;

Развивать воображение, находчивость.

3

Открытка

Закреплять умение складывать квадрат пополам, совмещая противоположные стороны, находить линию сгиба, проглаживать ее;

Аппликационное оформление открытки;

Развивать фантазию, творчество детей;

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

4

Сказочный домик

Учить детей преобразовывать квадраты в части дома: основание и крышу, используя изученную технику складывания квадрата пополам, совмещая противоположные стороны. Предложить детям использовать художественное оформление домика: из прямоугольников, выполнить окна, дверь и трубу;

Развивать воображение, конструктивное мышление, творчество детей;

Воспитывать самостоятельность в изготовлении изделия.

Ноябрь

1

Веселый треугольник (качели, горка, грибок)

Познакомить со способом складывания квадрата по диагонали, совмещая противоположные углы;

Учить использовать изученную технику самостоятельно изготавливать различные поделки, дополняя по необходимости их деталями;

Формировать представление о многогранности использования способа;

Развивать воображение, конструктивное мышление;

Развивать умение отбирать размер и цвет бумаги в соответствии с назначением поделки;

Воспитывать самостоятельность в поиске правильного решения и изготовление изделия

2

Бабочка

Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба;

Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны;

Развивать воображение, художественную и конструктивную деятельность;

Вызвать желание к творческому оформлению поделки;

Воспитывать интерес к природному миру.

3

Коллективная работа «Яблоки на блюде»

Закрепить знания детей о фруктах и их формах;

Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавать образ круга – яблока;

Развивать воображение, мелкую моторику рук;

Воспитывать интерес к природному миру, умение дружно работать с товарищами, выполняя часть работы.

4

Гусеница

Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов склеенных между собой, загибать уголки к центру;

Развивать внимание, мелкую моторику рук, умение аккуратно работать с клеем;

Воспитывать умение доводить дело до конца, укладываться в отведенное время;

Воспитывать интерес к природному миру.

Декабрь

1

«Снежинки» Полоски

Познакомить детей с новым способом конструирования - изготовление поделок из полосок; учить детей правильно отбирать длину полосок в соответствии с предназначением поделки;

Развивать воображение, фантазию, конструктивное мышление, развивать умение отбирать цвет бумаги в соответствии с назначением поделки;

Воспитывать интерес к природному миру.

2

«Украшения. Цепи»

Продолжать знакомство с новым способом конструирования - изготовление поделок из полосок; учить детей правильно отбирать длину полосок в соответствии с предназначением поделки;

развивать воображение, фантазию, конструктивное мышление, развивать умение отбирать цвет бумаги в соответствии с назначением поделки;

Воспитывать интерес к совместной работе, умение дружно работать с товарищами, выполняя часть работы.

3

«Елочка»

Закреплять способ конструирования - изготовление поделок из полосок; учить детей правильно отбирать длину полосок в соответствии с предназначением поделки;

развивать воображение, фантазию, конструктивное мышление;

Развивать у детей творческие способности, воображение;

Воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие.

4

«Елочные шары»

Закреплять способ конструирования - изготовление поделок из полосок; учить детей правильно отбирать длину полосок в соответствии с предназначением поделки;

Развивать воображение, фантазию, конструктивное мышление, развивать умение отбирать цвет бумаги в соответствии с назначением поделки;

Воспитывать интерес к рукотворному миру, умение дружно работать с товарищами, выполняя часть работы.

Январь

3

«Снеговик»

Закреплять способ конструирования - изготовление поделок из полосок; учить детей правильно отбирать длину полосок в соответствии с предназначением поделки;

Развивать воображение, фантазию, конструктивное мышление, развивать умение отбирать цвет бумаги в соответствии с назначением поделки;

Воспитывать интерес к природному миру, умение дружно работать с товарищами, выполняя часть работы.

4

«Цветы»

Закреплять способ конструирования - изготовление поделок из полосок; учить детей правильно отбирать длину полосок в соответствии с предназначением поделки;

Развивать воображение, фантазию, конструктивное мышление, развивать умение отбирать цвет бумаги в соответствии с назначением поделки;

Воспитывать интерес к окружающему миру, умение дружно работать с товарищами, выполняя часть работы.

Февраль

1

«Сердечки ко дню Валентина»

Закреплять способ конструирования - изготовление поделок из полосок; учить детей правильно отбирать длину полосок в соответствии с предназначением поделки;

Развивать у детей творческие способности, воображение;

Воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие.

2

«Волшебные схемы»

Познакомить детей с пооперационными схемами;

Учить детей работать по пооперационным схемам;

Развивать логику, пространственное воображение, конструктивное мышление, мелкую моторику рук;

Развивать речь детей, умение строить предложения;

Воспитывать интерес к искусству оригами.

3

Подарок папе «Яхты в море»

Учить складывать кораблик, используя пооперационную карту;

Закреплять умение детей складывать базовую форму «треугольник», точно совмещая углы и стороны квадрата;

Развивать речь детей, уверенность в своих силах;

Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины – дедам, отцам, братьям.

4

Коллективная работа «Тюльпаны на клумбе»

Изучить складывать из бумаги цветок тюльпана на основе простого квадрата;

Продолжать учить детей работать по пооперационным картам;

Закреплять умение детей работать сосредоточенно, тщательно выравнивая углы;

Развивать речь, пространственное воображение, моторику рук и пальцев, коммуникативные способности детей;

Воспитывать эстетический вкус, культуру труда;

Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца, любовь и бережное отношение к цветам;

Создание обстановки общей увлеченности и творчества.

Март

1

Тюльпан для мамы

Закреплять умение складывать из бумаги цветок тюльпана на основе простого квадрата;

Продолжать учить детей работать по пооперационным картам;

Закреплять умение детей работать сосредоточенно, тщательно выравнивая углы;

Развивать речь, пространственное воображение, моторику рук и пальцев, коммуникативные способности детей;

Повышать интерес к оригами через новую форму работы – составление открыток в подарок;

Воспитывать эстетический вкус, культуру труда;

Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца, любовь и бережное отношение к цветам.

2

Веселые зверушки 1. «Щенок»

Закреплять навыки выполнения базовой формы «треугольник»;

Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, складывать квадрат по диагонали;

Развивать умение детей работать по пооперационным картам;

Развивать пространственное воображение, память, творческие способности;

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать умение наблюдать, описывать, строить предложения;

Развивать вариативность мышления;

Расширять коммуникативные способности детей;

Воспитывать художественный вкус, культуру труда, стремление делать работу аккуратно, до конца, конструктивно, правильно;

Воспитывать самостоятельность, любознательность.

3

Веселые зверушки 2. «Котик»

Закреплять навыки выполнения базовой формы «треугольник»;

Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, складывать квадрат по диагонали;

Развивать умение детей работать по пооперационным картам;

Развивать пространственное воображение, память, творческие способности;

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать умение описывать, строить предложения;

Развивать вариативность мышления;

Воспитывать художественный вкус, культуру труда, стремление делать работу аккуратно, до конца, конструктивно, правильно;

Воспитывать самостоятельность, любознательность.

4

Веселые зверушки 3. «Лисенок»

Закреплять навыки выполнения базовой формы «треугольник»;

Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, складывать квадрат по диагонали;

Развивать умение детей работать по пооперационным картам;

Развивать пространственное воображение, память, творческие способности, уверенность в своих силах, конструктивное мышление;

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать умение наблюдать, описывать, строить предложения;

Развивать вариативность мышления;

Расширять коммуникативные способности детей;

Воспитывать художественный вкус, культуру труда, стремление делать работу аккуратно, до конца, конструктивно, правильно;

Воспитывать самостоятельность, любознательность.

Апрель

1

«Пасхальный цыпленок»

Закреплять навыки выполнения базовой формы «треугольник»;

Продолжать учить детей делать правильные, четкие сгибы;

Закреплять умение детей работать по пооперационным картам, складывать поделку «пасхальный цыпленок»;

Развивать речь детей, мелкую моторику, пространственное воображение, память, конструктивное мышление;

Развивать творческие способности, уверенность в своих силах;

Воспитывать самостоятельность, любознательность.

2

Лягушка

Учить детей изготавливать из бумаги по типу оригами модель – лягушку;

Закреплять умение детей сгибать квадрат в разных направлениях;

Продолжать учить детей делать правильные, четкие сгибы;

Закреплять умение детей работать по пооперационным картам, складывать поделку «лягушка»;

Развивать речь детей, мелкую моторику, пространственное воображение, память, конструктивное мышление;

Развивать творческие способности, уверенность в своих силах;

Воспитывать самостоятельность, любознательность.

3

Кузнечик

Учить детей изготавливать из бумаги по типу оригами динамическую модель – кузнечика;

Закреплять умение детей сгибать квадрат в разных направлениях, хорошо проглаживая линии сгиба;

Развивать пространственное воображение, мелкую моторику;

Развивать умение следовать устным инструкциям;

Воспитывать конструктивные способности;

Воспитывать желание играть со своей игрушкой, радоваться результатам своего труда.

4

Птичка

Учить детей изготавливать из бумаги по типу оригами модель – птичку;

Закреплять умение детей сгибать квадрат в разных направлениях;

Продолжать учить детей делать правильные, четкие сгибы;

Закреплять умение детей работать по пооперационным картам, складывать поделку «птичка»;

Развивать речь детей, мелкую моторику, пространственное воображение, память, конструктивное мышление;

Развивать творческие способности, уверенность в своих силах;

Воспитывать самостоятельность, интерес к животному миру.

Май

1

Вертушка

Закреплять умение детей работать по пооперационной карте;

Закреплять умение детей складывать базовую форму «треугольник»;

Закреплять умение детей точно совмещать углы и стороны квадрата;

Развивать умение детей разрезать по сгибам;

Развивать уверенность в своих силах;

Воспитывать интерес к искусству оригами;

2

Самолет

Учить детей складывать из бумаги самолет;

Закреплять умение детей сгибать квадрат в разных направлениях, точно соединяя его стороны;

Развивать конструктивное мышление, пространственное воображение, точную моторику пальцев рук;

Познакомить детей с историей авиации;

Воспитывать чувство патриотизма.

3-4

Диагностика


Планируемые результаты освоения Программы

1. Дети будут свободно владеть основными геометрическими формами (круг, квадрат, прямоугольник, овал)

3. Дети научатся изготовить несложную поделку, действуя по показу педагога и слушая устные пояснения;

4. Дети научатся украшать свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.);

5. У детей будут сформированы элементарные навыки культуры труда и трудовые умения (организация своего рабочего места, рациональное использование необходимых материалов, аккуратность в выполнении);

6. У детей будут сформированы навыки безопасности при выполнении работы с клеем, ножницами, изобразительными принадлежностями.

Личностные результаты:

  • формирование индивидуально-личностных позиций обучающихся;
  • развитие мелкой моторики рук, глазомера, художественного вкуса, творческих способностей, фантазии, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Дошкольник научится:

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку воспитателя;

Дошкольник получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Механизм оценки получаемых результатов

Входной контроль (начало реализации Программы) определяет уровень подготовленности (наблюдение, собеседование).

Итоговый контроль осуществляется в конце реализации Программы (собеседование в ходе выполнения практической работы, выполнение практических работ).

Используется критерии освоения Программы «+» - ребёнок не испытывает затруднений; «-» - ребёнок испытывает затруднения.

1. Параметр. Знание основных геометрических форм и понятий: (круг, квадрат, прямоугольник, овал) и понятиями Инструкция: во время выполнения работы воспитатель обращается к детям с вопросами и просит назвать геометрические формы и понятия: (круг, квадрат, прямоугольник, овал) и понятиями

Критерии:

«+» -  ребёнок самостоятельно и правильно отвечает на вопросы воспитателя

«-» - ребёнок затрудняется в ответах, требуется помощь воспитателя

2. Параметр. Владение способами и приемами техники оригами: свертывание, скручивание, складывание.

Инструкция: наблюдение проводится во время выполнения практического задания.

Критерии:

«+» -  ребёнок владеет способами и приемами техники оригами: свертывание, скручивание, складывание, выполняет их самостоятельно или с небольшой подсказкой воспитателя

«-» - ребёнок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь воспитателя

3. Параметр. Умение изготовить несложную поделку, действуя по показу педагога и слушая устные пояснения.

Инструкция: наблюдение проводится во время выполнения практического задания.

Критерии:

«+» -  ребёнок умеет изготовить несложную поделку, действуя по показу педагога и слушая устные пояснения, выполняет их самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя

«-» - ребёнок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь воспитателя

4. Параметр. Умение украшать свою поделку, добавляя недостающие детали

Инструкция: наблюдение проводится во время выполнения практического задания.

Критерии:

«+» -  ребёнок умеет украшать свою поделку, добавляя недостающие детали, выполняет действия самостоятельно или с небольшой подсказкой воспитателя

«-» - ребёнок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь воспитателя

5. Параметр. Сформированность элементарных навыков культуры труда и трудовых умений (организация своего рабочего места, рациональное использование необходимых материалов, аккуратность в выполнении).

Инструкция: наблюдение проводится во время выполнения практического задания.

Критерии:

«+» -  ребёнок самостоятельно умеет организовать своё рабочее место, рационально использует необходимые материалы, аккуратен в выполнении работы, убирает своё рабочее место

«-» - ребёнок испытывает затруднения, требуется помощь воспитателя

6. Параметр. Владение навыками безопасности при выполнении работы с клеем, ножницами, изобразительными принадлежностями).

Инструкция: наблюдение проводится во время выполнения практического задания.

Критерии:

«+» -  ребёнок владеет навыками безопасности при выполнении работы с клеем, ножницами, изобразительными принадлежностями

«-» - ребёнок испытывает затруднения, требуется напоминание и контроль со стороны воспитателя

Карта сбора информации:

Фамилия,

имя ребёнка

Параметры оценки

1

2

3

4

5

6

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Техническое оснащение занятий:

Для занятий в кружке необходимо иметь:

  • цветную бумагу,
  • гофрированный картон;
  • картон белый и цветной,
  • клей (наилучшим является клей ПВА),
  • бумажные полоски шириной 5
  • 7 мм,
  • стержни для шариковой ручки с расщепленным концом,
  • ножницы,
  • карандаши простые,
  • линейка,
  • кисточки для клея,
  • салфетки,
  • клеенка.

Методическая литература:

1. Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

3. Корнева Г. М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим. - СПб.: Издательский Дом «Кристалл», 2001.

4. Долженко Г. И. 200 фигурок и игрушек из бумаги и оригами. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.

5. Новикова И. В. Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.

6. Сержантова Т. Б. Оригами. Базовые формы. – М: Айрис-пресс, 2012 г.

7. Эйлин ОБрайн, КейтНидхем, ФионаУотт. Оригами. Конструирование из бумаги. - Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс».- 2002 г

8. Петрова И. М. Объемная аппликация: Учебно – методическое пособие. - СПб.: «Детство – пресс»; 2008.

9. Корнева Г. М. Поделки из бумаги. - Изд. дом «Кристалл»-2002.

10. Ивлева С. Н. Техника торцевания из бумаги – секреты рукодельниц. Москва, 2010.

11. Лебедева Л. И. Умелые руки не знают скуки.издательство «Сталкер», 2002 г.

12. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

13. Интернет- ресурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по дополнительному образованию "Пластилиновая фантазия".

Программа  разработана для детей средней группы. Дети  учатся лепить как объемные так и плоскостные изделия (пластилинография)....

рабочая программа по дополнительному образованию "Чудесные фантазии"

Программа предполагает работу с  природным материалом, с бросовым материалом, с пластилином, тестопластикой, с бумагой....

АРТ-ФАНТАЗИЯ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ТЕАТРАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе программы Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр – творчество - дети»

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Обосно...

Программа дополнительного образования " Пластилиновая фантазия"

Пояснительная записка     В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духо...

Рабочая программа дополнительного образования "Фантазии из солёного теста"

Рабочая программа на 2015 - 2016 учебный год по художественно-эстетическому направлению...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет

Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Цветная фантазия»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Цветная фантазия»...