Дополнительная программа "Бумажная фантазия"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Березка»
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
Педагогическим советом | Заведующий МАДОУ «Березка» |
Протокол от «30» августа 2021г. № 1 | ______________ И.С. Шамсутдинова |
Приказ от «30» августа 2021г. № 190 |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Бумажная фантазия»
для детей среднего дошкольного возраста
Авторы-составители: Бабаева Г.С.
Срок реализации:1 год
Когалым 2021г
Пояснительная записка
С давних времен известно влияние мануальных (ручных) действий на развитие психологических процессов, речевых функций, а также особое развивающее и оздоровительное воздействие на организм ребенка. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В. А. Сухомлинский писал: « Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид творческой деятельности, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать ребенка техническими знаниями, развивать у него трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Предлагаемая дополнительная образовательная программа является модифицированной, имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Программа "Бумажная фантазия" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому дошкольнику открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.
В процессе деятельности развивается:
- Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- Сенсорное восприятие, глазомер;
- Логическое воображение;
- Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца;
- Художественные способности и эстетический вкус;
- Способствует формированию добрых чувств к близким, и даёт возможность выразить эти чувства, позволяет сделать подарок своими руками;
- Влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышение самооценки;
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка может быть преображена им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Данная программа модифицированная. При ее разработке использовались различные программы данной направленности: программа «Бумажные фантазии» (Котова Наталья Васильевна), программа «Бумагопластика» Иващенко Н.С.), а также разнообразные методические пособия, журналы по бумагопластике и оригами.
Формы и методы обучения.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; презентации, игры, конкурсы.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ педагогом и др.)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)
Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по 20 минут. Во время занятий предусмотрены 5-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.
Занятия организуются в соответствии с нормами СанПиНа, численность группы составляет 26 детей.
Цель и задачи программы:
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель данной программы:
— развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- развивать психометрические качества личности;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального
отношения к действительности.
Воспитательные:
- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками,
терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость
к чужому мнению, умение работать в группе;
- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и
воспитанниками;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Отличительные особенности программы:
приемы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным;
предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности;
в программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз.
данная программа интегрируется с образовательными областями («Познавательное развитие. Конструктивно-модельная деятельность. Формирование элементарных математических представлений», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», основной образовательной программы МАДОУ «Березка».
Перспективный план
Месяц | Неделя | Тема занятия | Программное содержание | |
Сентябрь | 1 | Волшебная бумага | Знакомить детей со свойствами бумаги; Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки; Учить детей путем практических действий определять разницу между видами бумаги; Развивать интерес к окружающему миру, воображение; Воспитывать внимание. | |
2 | Солнышко | Учить детей правильно разрывать на мелкие кусочки бумагу и наклеивать их на подготовленную основу; Формировать умение выбирать цвет, размер бумаги; Развивать воображение детей; Воспитывать самостоятельность в изготовлении композиции; Воспитывать интерес к природному явлению. | ||
3 | Барашек | Учить детей обрывать кусочки белых салфеток и скатывать шарики в комочки, аккуратно намазывать небольшой участок формы клеем и приклеивать их на подготовленную основу; Формировать умение выбирать размер бумаги; Развивать воображение детей; Воспитывать самостоятельность, инициативу в изготовлении композиции; Воспитывать интерес к животному миру. | ||
4 | Веточка рябины | Закреплять знания о технике разрывания и сминания бумаги; Формировать умение выбирать цвет, размер и фактуру бумаги; Развивать воображение детей; Воспитывать аккуратность, самостоятельность, доводить начатое дело до конца; Воспитывать интерес к природному миру. | ||
Октябрь | 1 | Коллективная работа «Осенний букет» | Закреплять знания о технике разрывания и сминания бумаги; Формировать умение отбирать цвет, размер и фактуру бумаги; развивать воображение детей; Воспитывать самостоятельность в изготовлении детали общей композиции и включать свою поделку в нее; Воспитывать интерес к природному миру; Воспитывать умение дружно работать с товарищами, выполняя часть работы. | |
2 | Волшебные превращения квадрата | Познакомить детей с одним из способов техники оригами-складывание квадрата пополам, по прямой линии, совмещая противоположные стороны; Научить находить линию сгиба, угол, сторону; Закреплять знания о геометрических фигурах; Развивать воображение, находчивость. | ||
3 | Открытка | Закреплять умение складывать квадрат пополам, совмещая противоположные стороны, находить линию сгиба, проглаживать ее; Аппликационное оформление открытки; Развивать фантазию, творчество детей; Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. | ||
4 | Сказочный домик | Учить детей преобразовывать квадраты в части дома: основание и крышу, используя изученную технику складывания квадрата пополам, совмещая противоположные стороны. Предложить детям использовать художественное оформление домика: из прямоугольников, выполнить окна, дверь и трубу; Развивать воображение, конструктивное мышление, творчество детей; Воспитывать самостоятельность в изготовлении изделия. | ||
Ноябрь | 1 | Веселый треугольник (качели, горка, грибок) | Познакомить со способом складывания квадрата по диагонали, совмещая противоположные углы; Учить использовать изученную технику самостоятельно изготавливать различные поделки, дополняя по необходимости их деталями; Формировать представление о многогранности использования способа; Развивать воображение, конструктивное мышление; Развивать умение отбирать размер и цвет бумаги в соответствии с назначением поделки; Воспитывать самостоятельность в поиске правильного решения и изготовление изделия | |
2 | Бабочка | Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба; Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны; Развивать воображение, художественную и конструктивную деятельность; Вызвать желание к творческому оформлению поделки; Воспитывать интерес к природному миру. | ||
3 | Коллективная работа «Яблоки на блюде» | Закрепить знания детей о фруктах и их формах; Научить находить центр квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавать образ круга – яблока; Развивать воображение, мелкую моторику рук; Воспитывать интерес к природному миру, умение дружно работать с товарищами, выполняя часть работы. | ||
4 | Гусеница | Научить детей мастерить гусеницу из пяти квадратов склеенных между собой, загибать уголки к центру; Развивать внимание, мелкую моторику рук, умение аккуратно работать с клеем; Воспитывать умение доводить дело до конца, укладываться в отведенное время; Воспитывать интерес к природному миру. | ||
Декабрь | 1 | «Снежинки» Полоски | Познакомить детей с новым способом конструирования - изготовление поделок из полосок; учить детей правильно отбирать длину полосок в соответствии с предназначением поделки; Развивать воображение, фантазию, конструктивное мышление, развивать умение отбирать цвет бумаги в соответствии с назначением поделки; Воспитывать интерес к природному миру. | |
2 | «Украшения. Цепи» | Продолжать знакомство с новым способом конструирования - изготовление поделок из полосок; учить детей правильно отбирать длину полосок в соответствии с предназначением поделки; развивать воображение, фантазию, конструктивное мышление, развивать умение отбирать цвет бумаги в соответствии с назначением поделки; Воспитывать интерес к совместной работе, умение дружно работать с товарищами, выполняя часть работы. | ||
3 | «Елочка» | Закреплять способ конструирования - изготовление поделок из полосок; учить детей правильно отбирать длину полосок в соответствии с предназначением поделки; развивать воображение, фантазию, конструктивное мышление; Развивать у детей творческие способности, воображение; Воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие. | ||
4 | «Елочные шары» | Закреплять способ конструирования - изготовление поделок из полосок; учить детей правильно отбирать длину полосок в соответствии с предназначением поделки; Развивать воображение, фантазию, конструктивное мышление, развивать умение отбирать цвет бумаги в соответствии с назначением поделки; Воспитывать интерес к рукотворному миру, умение дружно работать с товарищами, выполняя часть работы. | ||
Январь | 3 | «Снеговик» | Закреплять способ конструирования - изготовление поделок из полосок; учить детей правильно отбирать длину полосок в соответствии с предназначением поделки; Развивать воображение, фантазию, конструктивное мышление, развивать умение отбирать цвет бумаги в соответствии с назначением поделки; Воспитывать интерес к природному миру, умение дружно работать с товарищами, выполняя часть работы. | |
4 | «Цветы» | Закреплять способ конструирования - изготовление поделок из полосок; учить детей правильно отбирать длину полосок в соответствии с предназначением поделки; Развивать воображение, фантазию, конструктивное мышление, развивать умение отбирать цвет бумаги в соответствии с назначением поделки; Воспитывать интерес к окружающему миру, умение дружно работать с товарищами, выполняя часть работы. | ||
Февраль | 1 | «Сердечки ко дню Валентина» | Закреплять способ конструирования - изготовление поделок из полосок; учить детей правильно отбирать длину полосок в соответствии с предназначением поделки; Развивать у детей творческие способности, воображение; Воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие. | |
2 | «Волшебные схемы» | Познакомить детей с пооперационными схемами; Учить детей работать по пооперационным схемам; Развивать логику, пространственное воображение, конструктивное мышление, мелкую моторику рук; Развивать речь детей, умение строить предложения; Воспитывать интерес к искусству оригами. | ||
3 | Подарок папе «Яхты в море» | Учить складывать кораблик, используя пооперационную карту; Закреплять умение детей складывать базовую форму «треугольник», точно совмещая углы и стороны квадрата; Развивать речь детей, уверенность в своих силах; Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины – дедам, отцам, братьям. | ||
4 | Коллективная работа «Тюльпаны на клумбе» | Изучить складывать из бумаги цветок тюльпана на основе простого квадрата; Продолжать учить детей работать по пооперационным картам; Закреплять умение детей работать сосредоточенно, тщательно выравнивая углы; Развивать речь, пространственное воображение, моторику рук и пальцев, коммуникативные способности детей; Воспитывать эстетический вкус, культуру труда; Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца, любовь и бережное отношение к цветам; Создание обстановки общей увлеченности и творчества. | ||
Март | 1 | Тюльпан для мамы | Закреплять умение складывать из бумаги цветок тюльпана на основе простого квадрата; Продолжать учить детей работать по пооперационным картам; Закреплять умение детей работать сосредоточенно, тщательно выравнивая углы; Развивать речь, пространственное воображение, моторику рук и пальцев, коммуникативные способности детей; Повышать интерес к оригами через новую форму работы – составление открыток в подарок; Воспитывать эстетический вкус, культуру труда; Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца, любовь и бережное отношение к цветам. | |
2 | Веселые зверушки 1. «Щенок» | Закреплять навыки выполнения базовой формы «треугольник»; Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, складывать квадрат по диагонали; Развивать умение детей работать по пооперационным картам; Развивать пространственное воображение, память, творческие способности; Развивать мелкую моторику рук; Развивать умение наблюдать, описывать, строить предложения; Развивать вариативность мышления; Расширять коммуникативные способности детей; Воспитывать художественный вкус, культуру труда, стремление делать работу аккуратно, до конца, конструктивно, правильно; Воспитывать самостоятельность, любознательность. | ||
3 | Веселые зверушки 2. «Котик» | Закреплять навыки выполнения базовой формы «треугольник»; Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, складывать квадрат по диагонали; Развивать умение детей работать по пооперационным картам; Развивать пространственное воображение, память, творческие способности; Развивать мелкую моторику рук; Развивать умение описывать, строить предложения; Развивать вариативность мышления; Воспитывать художественный вкус, культуру труда, стремление делать работу аккуратно, до конца, конструктивно, правильно; Воспитывать самостоятельность, любознательность. | ||
4 | Веселые зверушки 3. «Лисенок» | Закреплять навыки выполнения базовой формы «треугольник»; Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, складывать квадрат по диагонали; Развивать умение детей работать по пооперационным картам; Развивать пространственное воображение, память, творческие способности, уверенность в своих силах, конструктивное мышление; Развивать мелкую моторику рук; Развивать умение наблюдать, описывать, строить предложения; Развивать вариативность мышления; Расширять коммуникативные способности детей; Воспитывать художественный вкус, культуру труда, стремление делать работу аккуратно, до конца, конструктивно, правильно; Воспитывать самостоятельность, любознательность. | ||
Апрель | 1 | «Пасхальный цыпленок» | Закреплять навыки выполнения базовой формы «треугольник»; Продолжать учить детей делать правильные, четкие сгибы; Закреплять умение детей работать по пооперационным картам, складывать поделку «пасхальный цыпленок»; Развивать речь детей, мелкую моторику, пространственное воображение, память, конструктивное мышление; Развивать творческие способности, уверенность в своих силах; Воспитывать самостоятельность, любознательность. | |
2 | Лягушка | Учить детей изготавливать из бумаги по типу оригами модель – лягушку; Закреплять умение детей сгибать квадрат в разных направлениях; Продолжать учить детей делать правильные, четкие сгибы; Закреплять умение детей работать по пооперационным картам, складывать поделку «лягушка»; Развивать речь детей, мелкую моторику, пространственное воображение, память, конструктивное мышление; Развивать творческие способности, уверенность в своих силах; Воспитывать самостоятельность, любознательность. | ||
3 | Кузнечик | Учить детей изготавливать из бумаги по типу оригами динамическую модель – кузнечика; Закреплять умение детей сгибать квадрат в разных направлениях, хорошо проглаживая линии сгиба; Развивать пространственное воображение, мелкую моторику; Развивать умение следовать устным инструкциям; Воспитывать конструктивные способности; Воспитывать желание играть со своей игрушкой, радоваться результатам своего труда. | ||
4 | Птичка | Учить детей изготавливать из бумаги по типу оригами модель – птичку; Закреплять умение детей сгибать квадрат в разных направлениях; Продолжать учить детей делать правильные, четкие сгибы; Закреплять умение детей работать по пооперационным картам, складывать поделку «птичка»; Развивать речь детей, мелкую моторику, пространственное воображение, память, конструктивное мышление; Развивать творческие способности, уверенность в своих силах; Воспитывать самостоятельность, интерес к животному миру. | ||
Май | 1 | Вертушка | Закреплять умение детей работать по пооперационной карте; Закреплять умение детей складывать базовую форму «треугольник»; Закреплять умение детей точно совмещать углы и стороны квадрата; Развивать умение детей разрезать по сгибам; Развивать уверенность в своих силах; Воспитывать интерес к искусству оригами; | |
2 | Самолет | Учить детей складывать из бумаги самолет; Закреплять умение детей сгибать квадрат в разных направлениях, точно соединяя его стороны; Развивать конструктивное мышление, пространственное воображение, точную моторику пальцев рук; Познакомить детей с историей авиации; Воспитывать чувство патриотизма. | ||
3-4 | Диагностика | |||
Планируемые результаты освоения Программы
1. Дети будут свободно владеть основными геометрическими формами (круг, квадрат, прямоугольник, овал)
3. Дети научатся изготовить несложную поделку, действуя по показу педагога и слушая устные пояснения;
4. Дети научатся украшать свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.);
5. У детей будут сформированы элементарные навыки культуры труда и трудовые умения (организация своего рабочего места, рациональное использование необходимых материалов, аккуратность в выполнении);
6. У детей будут сформированы навыки безопасности при выполнении работы с клеем, ножницами, изобразительными принадлежностями.
Личностные результаты:
- формирование индивидуально-личностных позиций обучающихся;
- развитие мелкой моторики рук, глазомера, художественного вкуса, творческих способностей, фантазии, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Дошкольник научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку воспитателя;
Дошкольник получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Механизм оценки получаемых результатов
Входной контроль (начало реализации Программы) определяет уровень подготовленности (наблюдение, собеседование).
Итоговый контроль осуществляется в конце реализации Программы (собеседование в ходе выполнения практической работы, выполнение практических работ).
Используется критерии освоения Программы «+» - ребёнок не испытывает затруднений; «-» - ребёнок испытывает затруднения.
1. Параметр. Знание основных геометрических форм и понятий: (круг, квадрат, прямоугольник, овал) и понятиями Инструкция: во время выполнения работы воспитатель обращается к детям с вопросами и просит назвать геометрические формы и понятия: (круг, квадрат, прямоугольник, овал) и понятиями
Критерии:
«+» - ребёнок самостоятельно и правильно отвечает на вопросы воспитателя
«-» - ребёнок затрудняется в ответах, требуется помощь воспитателя
2. Параметр. Владение способами и приемами техники оригами: свертывание, скручивание, складывание.
Инструкция: наблюдение проводится во время выполнения практического задания.
Критерии:
«+» - ребёнок владеет способами и приемами техники оригами: свертывание, скручивание, складывание, выполняет их самостоятельно или с небольшой подсказкой воспитателя
«-» - ребёнок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь воспитателя
3. Параметр. Умение изготовить несложную поделку, действуя по показу педагога и слушая устные пояснения.
Инструкция: наблюдение проводится во время выполнения практического задания.
Критерии:
«+» - ребёнок умеет изготовить несложную поделку, действуя по показу педагога и слушая устные пояснения, выполняет их самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя
«-» - ребёнок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь воспитателя
4. Параметр. Умение украшать свою поделку, добавляя недостающие детали
Инструкция: наблюдение проводится во время выполнения практического задания.
Критерии:
«+» - ребёнок умеет украшать свою поделку, добавляя недостающие детали, выполняет действия самостоятельно или с небольшой подсказкой воспитателя
«-» - ребёнок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь воспитателя
5. Параметр. Сформированность элементарных навыков культуры труда и трудовых умений (организация своего рабочего места, рациональное использование необходимых материалов, аккуратность в выполнении).
Инструкция: наблюдение проводится во время выполнения практического задания.
Критерии:
«+» - ребёнок самостоятельно умеет организовать своё рабочее место, рационально использует необходимые материалы, аккуратен в выполнении работы, убирает своё рабочее место
«-» - ребёнок испытывает затруднения, требуется помощь воспитателя
6. Параметр. Владение навыками безопасности при выполнении работы с клеем, ножницами, изобразительными принадлежностями).
Инструкция: наблюдение проводится во время выполнения практического задания.
Критерии:
«+» - ребёнок владеет навыками безопасности при выполнении работы с клеем, ножницами, изобразительными принадлежностями
«-» - ребёнок испытывает затруднения, требуется напоминание и контроль со стороны воспитателя
Карта сбора информации:
Фамилия, имя ребёнка | Параметры оценки | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Техническое оснащение занятий:
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- цветную бумагу,
- гофрированный картон;
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА),
- бумажные полоски шириной 5
- 7 мм,
- стержни для шариковой ручки с расщепленным концом,
- ножницы,
- карандаши простые,
- линейка,
- кисточки для клея,
- салфетки,
- клеенка.
Методическая литература:
1. Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
3. Корнева Г. М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим. - СПб.: Издательский Дом «Кристалл», 2001.
4. Долженко Г. И. 200 фигурок и игрушек из бумаги и оригами. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.
5. Новикова И. В. Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.
6. Сержантова Т. Б. Оригами. Базовые формы. – М: Айрис-пресс, 2012 г.
7. Эйлин ОБрайн, КейтНидхем, ФионаУотт. Оригами. Конструирование из бумаги. - Москва: ООО изд. «Росмэн – пресс».- 2002 г
8. Петрова И. М. Объемная аппликация: Учебно – методическое пособие. - СПб.: «Детство – пресс»; 2008.
9. Корнева Г. М. Поделки из бумаги. - Изд. дом «Кристалл»-2002.
10. Ивлева С. Н. Техника торцевания из бумаги – секреты рукодельниц. Москва, 2010.
11. Лебедева Л. И. Умелые руки не знают скуки.издательство «Сталкер», 2002 г.
12. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
13. Интернет- ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по дополнительному образованию "Пластилиновая фантазия".
Программа разработана для детей средней группы. Дети учатся лепить как объемные так и плоскостные изделия (пластилинография)....
рабочая программа по дополнительному образованию "Чудесные фантазии"
Программа предполагает работу с природным материалом, с бросовым материалом, с пластилином, тестопластикой, с бумагой....
АРТ-ФАНТАЗИЯ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ТЕАТРАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе программы Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр – творчество - дети»
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Обосно...
Программа дополнительного образования " Пластилиновая фантазия"
Пояснительная записка В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духо...
Рабочая программа дополнительного образования "Фантазии из солёного теста"
Рабочая программа на 2015 - 2016 учебный год по художественно-эстетическому направлению...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет
Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Цветная фантазия»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Цветная фантазия»...