рабочая программа по дополнительному образованию "Пластилиновая фантазия".
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа) на тему
Программа разработана для детей средней группы. Дети учатся лепить как объемные так и плоскостные изделия (пластилинография).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilinovaya_fantaziya.docx | 36.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В.А.Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, то есть ручным трудом. .
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности “Пластилиновая фантазия”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) .
Такое построение занятий кружка ”Пластилиновая фантазия” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Цель и задачи программы дополнительного образования
Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) .
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать сюжетно – игровой замысел.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать интерес к коллективной работе.
Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет) .
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
ЭТАП Задача перед ребёнком.
1. Подготовительный
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
2. Основной
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
- Научиться действовать по образцу воспитателя
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
3. Итоговый - Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Организация занятий кружка:
Один раз в неделю по 20 минут.
Материал:
–картон белый и цветной;
-пластилин;
-досточка для лепки;
-влажные салфетки;
-стеки;
-бросовый материал.
Ожидаемый результат работы кружка:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ДОУ.
Перспективный план работы.
ОКТЯБРЬ-НОЯБРЬ
№ | ТЕМА | ЦЕЛИ | ОБОРУДОВАНИЕ, МАТЕРИАЛ | |
1 | Занятие 1-2 «Арбуз» |
| Пластилин, белый картон с изображением дольки арбуза, дощечка, салфетки влажные. | |
2 | Занятие 3-4 «Уточка» |
| Пластилин, белый картон с изображением уточки, дощечка, салфетки влажные. | |
3 | Занятие 5-6 «Мухоморы» |
| Пластилин, белый картон с изображением мухомор, дощечка, салфетки влажные, | |
4 | Занятие 7-8 «Овечка» |
| Пластилин, картон; дощечка, влажные салфетки; |
ДЕКАБРЬ-ЯНВАРЬ
№ | ТЕМА | ЦЕЛИ | ОБОРУДОВАНИЕ |
5 | Занятие 9-10 «Новогодняя свеча» |
| Пластилин, картон ; дощечка, влажные салфетки; блестки, |
6 | Занятие 11-12 «Новогодняя елочка» |
| Пластилин, картон изображением елки; дощечка, влажные салфетки; блестки, стеки |
7 | Занятие 13-14 «Картина зимняя ночь» |
| Пластилин, картон дощечка, влажные салфетки стеки. Разучивание стихотворения Зима. Лесная азбука в стихах В. Хесин |
8 | Занятие 15-16 «Цыпленок» |
| Пластилин, картон изображением цыпленка; дощечка, влажные салфетки; |
ФЕВРАЛЬ-МАРТ
№ | ТЕМА | ЦЕЛИ | ОБОРУДОВАНИЕ |
9 | Занятие 17-18 «Корзина ягод» |
| Пластилин, картон с изображением корзины ; дощечка, влажные салфетки; |
10 | Занятие 19-20 «Кораблик» |
| Пластилин, дощечка, влажные салфетки, стеки. |
11 | Занятие 21-22 «Лягушка в пруду» |
| Пластилин, голубой картон, дощечка, влажные салфетки, скорлупа от фисташек, стеки. |
12 | Занятие 23-24 «Пальма» |
| Пластилин, дощечка, влажные салфетки, стеки. |
АПРЕЛЬ-МАЙ
№ | ТЕМА | ЦЕЛИ | ОБОРУДОВАНИЕ |
13 | Занятие 25-26 «Божья коровка» |
| Пластилин, картон ; дощечка, влажные салфетки, стеки. |
14 | Занятие 27-28 «Заяц на пенечке» |
| Пластилин, дощечка, влажные салфетки, стеки. |
15 | Занятие 29-30 «Слон» |
| Пластилин, дощечка, влажные салфетки; |
16 | Занятие 31-32 «Золотая рыбка» |
| Пластилин, дощечка, влажные салфетки, скорлупа фисташек и блестки; |
Диагностическая карта результатов развития детей
(начало, конец года)
Фамилия, имя ребенка | Технические навыки | Проявление творчества в декоре | Развитие мелкой моторики | Проявление аккуратности и трудолюбия | ||
Раскат. | Сплющ. | Размаз. | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Программное обеспечение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по дополнительному образованию "Чудесные фантазии"
Программа предполагает работу с природным материалом, с бросовым материалом, с пластилином, тестопластикой, с бумагой....
Рабочая программа по театрализованному кружку "Фантазия"
Театр в детском саду являеться важным фактором развития гарманичной личности, способствуя самоутверждению, самораскрытию и самореализации личности ребенка в обществе посредством раскрепощения эт...
Рабочая программа кружка «Природа и фантазия» (старшая группа)
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГЕ ПО ОРИГАМИ «ФАНТАЗИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ВОЗРАСТА 6-7 ЛЕТ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Цель программы: ознакомить детей с искусством оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.Задачи программы:Образовательные:- познакомить с основными условны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию «Страна фантазий» Образовательная область «Познавательное развитие» Старшая группа
Развитие творческого потенциала, разнообразных способностей детей – актуальные проблемы современной педагогики. ...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...