Самообразование
методическая разработка (средняя группа)
самообразование по ФЭМП в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_po_femp.docx | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательные учреждение детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.
Перспективный план работы по самообразованию
«Формировании элементарных математических представлений посредством дидактических игр».
Воспитатель:
Аханова С. М.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Тема самообразования:
«ФЭМП посредством дидактических игр».
Цель самообразования по теме:
- Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
- Изучение актуальности использования дидактических игр в обучении дошкольников основам математики.
Задачи:
- Создать оптимальные условия для развития математических способностей детей.
- Воспитать у дошкольников интерес к самому процессу обучения математике
- Сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое
- Изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.
- Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
- Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).
- Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
- Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
Игра ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте детей. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире
Актуальность данной темы обусловлена тем, что концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО
Этапы реализации программы:
I этап - аналитический 01.09.2018 г.-31.05.2019 г.
II этап - диагностический 2019-2021г.
III этап - организационный 2019 г.
IV этап - коррекционно-развивающий 2019-2021г.
V этап - итоговый, диагностический 2021г.
Этапы разработки:
I этап – аналитический
Цель:
Провести анализ ситуации по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики» определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями.
II этап - диагностический
Цель: изучить уровень развития по элементарным математическим представлением детей, наметить пути коррекционной поддержки.
III этап - организационный
Цель: разработать план коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий с детьми.
IV этап - коррекционный
Цель: внедрить в образовательный процесс дидактические игры.
V этап- итоговый, диагностический
Цель: обобщить опыт и результат работы по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики.
1. Своевременно повышать квалификацию на педагогических курсах.
2. Наработки материала по теме, изучение различных методик организации образовательной деятельности, выбор наиболее подходящей, составление плана на год, используя изученный материал (сентябрь 2018 – май 2019)
3. Изучение опыта коллег (октябрь-ноябрь).
3.1 Посещение занятий коллег
3.2 Изучение литературы: (Игровые занимательные задачи для дошкольников З. А Михайлова, математика от трёх до семи (Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов), Математика для дошкольников Т. И. Ерофеев).
3.3 Просмотр презентаций по занятиям коллег.
3.4 Изучение опыта изготовления материалов своими руками.
3.5 Посещение мастер классов с использованием палочек Кьюизенера, блоков Дьёныша и использования мнемотехники.
4. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
5. Посещать МО и семинары
6. Изучать литературу по выбранной теме, воспитанию, психологии, педагогике (интернет, библиотеки, методический кабинет) (сентябрь - май)
Литература по теме самообразования:
1. Л.Ф.Тихоморова, А.В.Басов. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996
2. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство-Пресс, 2009
3. З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М.: Просвещение, 1987
4. А.А.Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М.: Просвещение, 1987
5. С.Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с.60-66
6. Л.Н.Литвинов. История дошкольной педагогики – М.: Просвещение, 1989.
7. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И.Логиновой, Т. Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983
8. А.В.Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4- 5 лет – М.: ГИЦ, 2005
9. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников – СПб.: ТОО "Акцент", 1997
10. А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991.
11. Л.А.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение,1988
12. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
13. Л.С.Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1984
14. Ф.Н.Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1948.
15. Е.Н.Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.
16. М.А.Беженова. Веселая математика – Донецк: Сталкер, 2000.
Интернет-ресурсы:
Материалы из социальных сетей педагогов дошкольного образования.
- Международный русскоязычный социальный образовательный Интернет-проект «Социальная сеть работников дошкольного образования» http://smonews.ru/social-network-preschool-education
- Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад» http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia.htm
- Сайт для педагогов дошкольного образования «Воспитатель» http://vospitatel.com.ua/
- Сеть творческих учителей (Дошкольное воспитание и образование) http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2211&tmpl=com
Практический выход:
1. | Доклад по теме: «Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы» | Выступление на педагогическом совете МДОАУ детского сада «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» | 2020 год |
2. | Подготовка доклада по теме: «Влияние дидактической игры на математическое развитие ребенка» | Выступление на родительском собрании группы | 2019 год Сентябрь - октябрь |
3. | Пополнение картотеки по ФЭМП: - презентаций - картотеки игр | Картотека презентаций по ФЭМП и картотека игр по ФЭМП | 2018, 2021 |
4. | Оформление папок-передвижек: «Математика вокруг нас» «По дороге к математике» «Математика в жизни ребенка» «Математические игры» (фотообзор) | Папки-передвижки | 2019- 2021 |
5. | Оформление сборника консультаций для родителей по темам: - Математика – это интересно - Математика дома - Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр. - Развитие математических способностей у дошкольников. - Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста. - Дидактическая игра в жизни ребенка. - Яркие и интересные игры. | Сборник консультаций для родителей | 2018- 2021 |
7. | Подготовка и проведение занятия по теме: «В гости к зайчику». | Открытое занятие для родителей | 2019 год |
8. | Подготовка и проведение занятия по теме: «Математический КВН» | Открытое занятие для родителей | 2020 год |
9. | Подготовка доклада по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» | Выступление на родительском собрании группы | 2020 год |
10. | Подготовка доклада по теме «Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики». | Выступление на родительском собрании группы | 2021 год |
Изучение передового опыта:
Изучение практического опыта работы воспитателей МДОАУ детского сада «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» | 1. Посещение занятий по формированию элементарных математических представлений | 2018-2021, ежегодно по 4 занятия |
2. Посещение внеклассных мероприятий по ФЭМП | 2018-2021, ежегодно по 1 занятию | |
Материалы из социальных сетей педагогов дошкольного образования | Изучение опыта работы воспитателей ДОО по теме самообразования | 2018-2021 |
Ожидаемые результаты:
Развитие у детей:
- Интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- Образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;
- Произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники;
- Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и т. д.;
- Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Направления работы | Год | Содержание |
Изучение, анализ литературы по теме самообразования. | 2019-2020 | Изучить литературу по данной теме: 1. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2. М.А.Беженова. Веселая математика – Донецк: Сталкер, 2000. 3. Б.Н.Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007. 4. Ф.Н.Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1948. 5. Л.С.Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1984 6. А Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников –СПб.: ТОО "Акцент", 1997 7. Л.А.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение, 1988 8. А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991. 9. Интернет-ресурсы |
Формирование Портфолио педагога. | 2019-2021 | Обобщение собственной практической деятельности, участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах. |
Разработать комплекс занятий и игр по теме «ФЭМП посредством дидактических игр» | 2019 год 2018-2021 2019 2020 | - Проведение открытого игрового занятия по математике «Путешествие на паровозике» (для педагогов); - Оформление сборника консультаций для родителей по темам: - Математика – это интересно; - Математика дома; -Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр. -Развитие математических способностей у дошкольников. -Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста. -Дидактическая игра в жизни ребенка. -Яркие и интересные игры. Проведение открытого занятия по теме: «В гости к зайчику», (для родителей). «Путешествие на паровозике» (для педагогов) Проведение открытого занятия по теме: «Математический КВН» (для родителей). |
Пополнение предметно-развивающей среды в группе. | 2019-2021 | |
Работа над созданием методических папок. | 2018-2021 | Подбор материала по темам. |
Подбор комплекса диагностических методик | 2018-2021 | по темам: ориентировка в пространстве логическое мышление цифры и числа геометрические фигуры |
Изучение, анализ литературы по теме самообразования. | 2020-2021 | Изучить литературу по данной теме: 1. Л.Ф.Тихоморова, А.В.Басов. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996 2. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство- Пресс, 2009 3. З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М.: Просвещение, 1987 4. А.А.Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М.: Просвещение, 1987 5. С.Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с.60-66. 6. Л.Н.Литвинов. История дошкольной педагогики – М.: Просвещение, 1989. 7. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И.Логиновой, Т. Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983 8. А.В.Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет – М.: ГИЦ, 2005 9. Интернет-ресурсы |
Обобщение опыта работы | 2021 | - Выступление на педагогическом совете ДОО по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» |
Оформить в группе «Математический уголок» | 2018 – 2020 | Математический уголок. |
Пополнение картотеки по ФЭМП. | 2019-2021 | Картотека презентаций по ФЭМП; Картотека игр по ФЭМП |
Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии. | 2019 – 2021 | Разработка и проведения занятий с использование ИКТ. |
Участие в методических объединениях, в жизни детского сада. | 2019 – 2021 | Проведение открытых НОД, мероприятий для воспитателей детского сада. |
Самообобщение опыта. | 2019 – 2021 | По теме «ФЭМП посредством дидактических игр» |
Оформление выставок по математическим играм и упражнениям для дошкольника | 2019 2020 | Оформление папки-передвижки по теме: «Занимательная математика дома в повседневной жизни»; Оформление папки-передвижки по теме: «Математическая игротека». |
Работа с родителями
Мероприятия | Год |
1.Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | 2018- 2021 |
2. Подготовка и проведение консультации для родителей по темам: «Методика организации и руководство дидактическими играми». «Планирование дидактических игр в воспительно - образовательном процессе». «Роль дидактических игр в детском саду» «Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста» «Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста» | 2018-2020 |
3. Совместное оформление папки передвижки: -«Математика вокруг нас» -«По дороге к математике» -«Математика в жизни ребенка» -«Математические игры» (фотообзор) | 2019-2021. |
4. Открытый просмотр НОД для родителей: «В гости к зайчику» | 2019 год |
5. Открытое занятие по теме: «Математический КВН» | 2020 год |
6. Проведение родительских собраний по темам: «Математическое образование в семье» «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» «Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики». | 2019 год 2020 год 2021 год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...