Самообразование профориентация
материал

Косарева Анна Демьяновна

Индивидуальный план самообразования «Ранняя профориентация дошкольников. В мире профессий»

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

Индивидуальный план самообразования на 2023/2024 год

Старшего воспитателя МАДОУ д/с № 5 г. Балтийска

Косаревой Анны Демьяновны.

Самообразование по теме: «Ранняя профориентация дошкольников. В мире профессий»

Цель работы: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.

Задачи:

- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;

- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в

жизни людей;

- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;

- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса,

понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;

- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия

представителей разных профессий.

Актуальность работы по выбранной теме:

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Трудами таких исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Труд – не самоцель, а его значение – в воспитательном воздействии на личность ребенка. О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.Н. Землянская, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов и др. Данные авторы уделяли внимание этапам формирования профессионального самоопределения, возможностям выбора предпочитаемых профессий детьми. В исследованиях В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной, С.А. Козловой, А.Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация. Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми.

План работы по самообразованию на 2023/2024 учебный год

Месяц

Тема

Цели

Форма ознакомления с профессиями

Сентябрь

Диагностика сформированности знаний у детей дошкольного возраста  по профессиям

Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка

Форма проведения: беседа.

Консультации для родителей - «Профориентация детей в дошкольном образовании»

Цель: Познакомить родителей с планом работы ДОУ по профориентации детей.

Форма проведения: консультация

Октябрь

«Профессии в детском саду»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений

Форма проведения: экскурсия по детскому саду, беседа, презентация

«Профессии в детском саду»

моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад».

Ноябрь

«Профессии моих родителей».

Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях родителей. привлечение родителей, по изготовлению презентаций или альбомов; привлечение родителей, по изготовлению презентаций или альбомов.

Форма проведения: Презентации или альбомы с фотографиями, где и кем работают их родители.

Декабрь

«Все работы хороши – выбирай на вкус»

Цель: привлечь родителей к совместному творчеству

Форма проведения: тематическая выставка

«Врач»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями  сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Форма проведения: беседа, экскурсии в кабинет медицинской сестры специалистами, сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».

Январь

«Агроном»

Цель: познакомить детей с профессией «Агроном», закреплять представления детей о работе сельхоз работников

Форма проведения: беседа, мультимедийная презентация «Кто хлеб растит?»

Февраль

«Профессия –Родину защищать»

Цель: продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих;

-расширять представления детей о Российской армии;

-воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине;

-знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными);

-формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны.

Форма проведения:

НОД,

выставка творческих работ

Март

«Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

Цель: привлечь родителей к совместному творчеству

Форма проведения: тематическая выставка

Выступление на педагогическом совете «Ранняя профориентация дошкольников»

Цель: обобщить знания педагогов о ранней профориентации в ДОУ

Форма проведения: доклад

Апрель

«Фармацевт»

Цель: обогащать знания и представления детей о профессии фармацевт. Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями.  Сформировать понимание значимости данной профессии для общества.

Форма проведения: беседа, экскурсия в аптеку.

Сюжетно-ролевая игра: «Аптека»

Май

«В мире профессий»

Цель: расширять у воспитанников представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду; изучения уровня информированности детей о труде взрослых

Форма проведения: НОД, беседа, выставка детских работ.

«Кем я хочу быть»

«Представления о труде взрослых»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию «Ранняя профориентация дошкольников. В мире профессий»

обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации....

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ВОСПИТАТЕЛЯ АПЕВАЛИНОЙ И.В.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...

Тема самообразования "Ранняя профориентация дошкольников"

Самообразование педагога на 2021-2022 учебный год на тему: "Ранняя профориентация дошкольников"...

План по самообразованию воспитателей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности №13 «Лучик» Тема: «Формирование ранней профориентации у воспитанников 6-7лет»

План по самообразованию  воспитателей подготовительной к школе группы  общеразвивающей направленности  №13 «Лучик»  Тема: «Формирование ранней профориентации у...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Ранняя профориентация дошкольников. В мире профессий»

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Ранняя профориентация дошкольников.  В мире профессий»...

Презентация темы самообразования: «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста, подсказки для педагогов»

Подсказки для педагогов по теме: "Раняя профориентация детей дошкольного возраста" (для 2-младшей группы)...

План по самообразованию воспитателя подготовительной к школе группы Тема: «Формирование ранней профориентации у воспитанников 6-7лет»

Цель: Повышение своего теоретического и практического уровняпрофессионального мастерства и компетентности по вопросу«Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста»Задачи:...