Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Ранняя профориентация дошкольников. В мире профессий»
методическая разработка
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Ранняя профориентация дошкольников. В мире профессий»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы по самообразованию
воспитателя - Утанан Екатерины Павловны
на 2022 – 2023 – 2024 - 2025 учебные года
Тема: «Ранняя профориентация дошкольников.
В мире профессий»
Цель работы: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи:
- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в
жизни людей;
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса,
понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия
представителей разных профессий.
Актуальность работы по выбранной теме:
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Трудами таких исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми.
Планируемые результаты
У детей:
- Образовательные: формировать знания детей с видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях некоторых профессий;
- Воспитательные: создавать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
У педагога:
- повысится профессиональная компетентность по вопросам организации ранней профориентации, по использованию инновационных образовательных технологий и т.п.;
У родителей:
- повысится компетентность по вопросам ранней профориентационной работы, сформируются партнерские взаимоотношения с участниками образовательных отношений;
Для ДОУ/группы:
- будет составлена картотека «Профессии», «Стихотворения о профессиях»
- обогатится предметно-развивающаяся образовательная среда,
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме
- Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей по теме «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста»
- Выставка творческих работ родителей и выставка совместных творческих работ.
- Презентация на родительском собрании «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста»
- Презентация педагога по теме самообразования.
- Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях;
- Выступление на педсоветах и родительских собраниях, показ открытых ОД и размещения своих методических разработок в Интернет- сообщества
Взаимодействие с родителями
- Консультации:
- «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании»;
- «Знакомство старших дошкольников с профессиями взрослых»;
- «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»;
- «Дети и современное телевидение», «Осторожно! Злые мультики!», «Детям о КИНО»;
- Рекомендации «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»;
- Беседы дома о профессиях родителей;
- Памятка для родителей «Воспитание трудолюбия»;
- Оформление альбома-книги (творчество детей) «Калейдоскоп профессий»»;
- Родительские собрания: «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании», «Презентация сюжетно-ролевого, творческого проекта «Снимаем кино»;
План развития РППС
- Оформление картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок о профессиях и орудиях труда, картотеки сюжетно-ролевых и дидактических игр;
- Приобретение, изготовление дидактических настольно-печатных игр, связанных с темой «Профессии»;
- Приобретение, изготовление атрибутов для проведения сюжетно-ролевых игр.
Виды педагогической деятельности
- Информационно-познавательная;
- Наблюдения за трудом взрослых;
- Коммуникативная деятельность;
- Целевые прогулки и экскурсии;
- Совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация трудовых действий;
- Самостоятельная деятельность;
- Проектная деятельность;
- Художественно-творческая деятельность;
- Игровая деятельность;
- Взаимодействие с семьями воспитанников.
Взаимодействие с социальными партнерами
- Школа;
- Пожарная часть;
- Библиотека;
- Поликлиника;
- Другие партнеры.
Взаимодействие со специалистами ДОУ
- Музыкальный руководитель
- Инструктор по физической культуре
1 этап – Подготовительный этап 2022-2023 учебный год
месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа по самореализации | Работа с педагогами | ||
Сентябрь - Октябрь | Опрос детей о наличии знаний о профессиях. Диагностика представлений детей о труде взрослых (методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик)
| Консультация «Влияние труда взрослых на развитие детей». | Аналитико-диагностический. - Выбор и планирование темы по самообразованию, изучение нормативных документов, научно – методической литературы, подготовку практического материала. - Знакомство с теоретическими знаниями о формировании ранней профориентации у детей дошкольного возраста - Изучение литературы. | Подбор и создание презентации методического пособия по формированию трудовой деятельности в детском саду и дома. | ||
Ноябрь Декабрь | Рассматривание наглядно – дидактического материала «В мире профессий» - «Кому, что нужно для работы» - «Что лишнее» - «Угадай профессию» | Памятка «Воспитание трудолюбия»; Беседы дома о профессиях родителей; | Оформление методической копилки -Создание картотеки дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями -Создание картотеки стихотворений о профессиях | Выпуск буклета «Знакомство дошкольников с профессиями взрослых»; | ||
Январь Февраль | Подбор дидактических игр для ознакомления детей с профессиями Д/и Что не правильно нарисовал художник» Д/и «Волшебный мешочек» Д/и «Что мы делали не скажем, а что делали, покажем» | -Оформление стенгазеты «Все профессии нужны, все профессии важны» | Методическая разработка: «Алгоритмы ознакомления детей с различными видами трудовой деятельности». Пополнение предметно-развивающей среды группы (фотоотчет) | Рекомендации «Как сформировать положительное отношение к труду у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»; | ||
Март | Чтение художественной литературы «Разные профессии» | Родительские собрания: «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании» | -Участие в проекте внутри ДОУ «Инновационный проект по ранней профориентации детей» -Разработка презентации «В мире профессий» | Консультация «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста» | ||
Апрель Май | Просмотр презентации «В мире профессий» | Оформление буклета «Воспитание трудолюбия в семье» | Составление календарно – тематического планирования работы с детьми и родителями | Мастер класс «В мире профессий» |
2 этап – Основной – практический 2023-2024учебный год
месяц | Совместная деятельность с детьми | ||
1 – 2 неделя | 3 – 4 неделя | ||
Сентябрь | Беседы «Что такое – профессии" Д.и. «Кто лишний» | Беседа «Профессии в детском саду» Д/и «Кому это нужно?» | |
Октябрь | Экскурсия в медицинский кабинет. Беседа с медсестрой детского сада. Фотовыставка «Кто заботится о нас в детском саду» | Составление альбома с детскими рисунками «Все работы хороши» Д/и «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?» Сюжетно – ролевая игра «Больница» | |
Ноябрь | Выпуск газеты «Наши родители на работе» (рисунки) Д/и «Что сначала, что потом?» Экскурсия в прачечную, беседа с ее работниками | Д/и «Угадай профессию» Сюжетно – ролевая игра «Бюро добрых услуг» Участие в интернет конкурсе рисунков «Кем быть» | |
Январь | Д/и «Кому без них не обойтись?» Конкурс поделок к Новому году «Мастерская Деда Мороза Экскурсия на кухню, беседа с поварами | Д/и «Угадай, что я делаю?» Загадки, пословицы и поговорки о труде. Сюжетно – ролевая игра «Бистро» | |
Февраль | Фотоколлаж «С днем защитника отечества» . Экскурсия в пожарную часть Д/и «Что сначала, что потом?» Д/и «Подскажи словечко» | Д/и «Кто больше назовет», Д/и «Назови, какие нужны предметы для работы» Сюжетно – ролевая игра «Пожарники» | |
Март | Экскурсия в магазин Оформление стенгазеты «Профессии наших мам» Творческая мастерская «Подарки для мамы» Д/и «Что делают этим предметом?» | Д/и «Что предмет расскажет о себе?» Сюжетно – ролевая игра «Супер маркер» | |
Апрель | Экскурсия на почту Д/и «Собери набор для …..» | Д/и «Выбираем работу» Сюжетно – ролевая игра «Почтальон» | |
Май | Фотоотчет «Где мы бывали, что мы видали» Д/и «Отгадай, кто это?» Экскурсия в пекарню | Д/и «Названия профессии от А до Я» Д/и «Что б случилось, если бы не работал» Сюжетно – ролевая игра «Булочная» |
месяц | Работа с родителями | Работа с педагогами | |
Сентябрь | Памятка по трудовому воспитанию дошкольников «Как привить трудолюбие ребёнку в семье» | Консультация «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших дошкольников». | |
Октябрь | Анкетирование «Воспитание трудолюбия» | Беседа за круглым столом с просмотром презентации «Из чего складывается трудолюбие?». | |
Ноябрь | Оформление папки - передвижки «Трудовое воспитание в семье» | Консультация «Изучаем Конвенцию о правах ребенка» | |
Январь | Выпуск буклета «Из чего складывается трудолюбие?». Консультация «Дети и современное телевидение», «Осторожно! Злые мультики!», «Детям о КИНО»; | Семинар – практикум «Безопасный труд» с элементами тренинга: обыгрывание или решение проблемных ситуаций, способы и приемы обучения по трудовой деятельности. | |
Февраль | Информационный стенд «Права ребенка» Участие в проекте внутри ДОУ «Инновационный проект по ранней профориентации детей» | Круглый стол: «Детский труд: как воспитать правильное отношение к работе?» | |
Март | Оформление стенгазеты для обмена опытом семейного воспитания | Мастер – класс: «Умелые руки не знают скуки» Консультация «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»; | |
Апрель | Консультация «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старших дошкольников», | Проведение открытого мероприятия. Квест – игра «Затерянные профессии» | |
Май | Совместные акции по благоустройству территории детского сада, групп. Родительская конференция. Презентация проекта «Инновационный проект по ранней профориентации детей» | Презентация проекта «Инновационный проект по ранней профориентации детей» |
3 этап – Заключительный этап 2024-2025 учебный год.
Обобщить опыт работы по теме самообразования
«Ранняя профориентация дошкольников. В мире профессий»
месяц | Форма работы | |
Сентябрь | Выставка новинок методической литературы по теме самообразования «Формирование профориентации у детей дошкольного возраста. В мире профессий » | |
Октябрь | Создать серию конспектов ОД Оформление альбома-книги (творчество детей) «Калейдоскоп профессий»»; | |
Ноябрь | Мастер – класс. «Формирование предпринимательских навыков в разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре с применением кейс-технологии» | |
Январь | Участие в вебинарах по теме самообразования «Формирование профориентации у детей дошкольного возраста. В мире профессий » | |
Февраль | Методическая разработка: «Технологические карты дидактических игр по ознакомлению с трудом взрослых» | |
Март | Выставка детских работ, работ детей совместно с родителями, творческих работ родителей , педагогов группы Мастер – класс «Играем с детьми в профессии» | |
Апрель | Родительское собрание «Обобщение опыта работы по формированию профориентации детей дошкольного возраста». Участие в интернет - конкурсах рисунков «Кем быть», «Моя мама – профессионал»; | |
Май | Презентация «Отчет о работе по самообразованию педагога» Выступления на педсоветах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/01/picture-575649-1422793027.jpg)
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".
В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/01/picture-234496-1485974370.jpg)
Перспективный план по ранней профориентация дошкольников "В мире профессий"
Этот план по раннеей профориентации дошкольников для воспитателей ДОУ, целью которой является расширение знаний и формирование элементарных представлений у детей дошкольного возраста о про...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/05/picture-1009128-1617578204.jpg)
Индивидуальный план работы по самообразованию «Ранняя профориентация дошкольников. В мире профессий»
обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Цель: создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде взрослых, о назначе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/20/picture-303471-1387564516.jpg)
Организация работы в ДОУ по ранней профориентации дошкольников. В мире профессий»
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослы...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/05/picture-1427211-1712306873.jpg)
Проект профориентационной работы в детском саду для детей 5-6 лет "Ранняя профориентация дошкольников" «В мире профессий родителей»
Вид проекта:познавательно-исследовательский, творческий...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-972463-1546961449.jpg)
Индивидуальный план работы по самообразованию "Формирование ранней профориентации детей среднего дошкольного возраста"
Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профе...