Консультацияция «Методы и приемы удержания внимания у детей на занятии в детском саду»
консультация (старшая группа)
Методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons-tsiya_metody_i_priemy_uderzhaniya_vnimaniya_u_detey_na_zanyatii_v_detskom_sadu.docx | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Муринский детский сад комбинированного вида № 3»
(МДОБУ «Муринский ДСКВ № 3»)
Консультация
для педагогов на тему:
«Методы и приемы удержания внимания у детей
на занятии в детском саду»
Подготовили:
Рыжикова Наталья Александровна,
Сороченко Ольга Константиновна,
старшие воспитатели
Ленинградская область
Всеволожский район
г. Мурино
2023 год
Каждый педагог стремится к тому, чтобы занятия в детском саду были занимательными и интересными, чтобы каждый ребенок был максимально вовлечен в педагогический процесс и получил максимум пользы от проведенного.
Методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях.
- К проведению любого занятия подходите творчески, используя план занятия с конкретными задачами и целями. Но не забывайте, что план - не догма, его всегда можно дополнить и разнообразить, используя интерактивную доску, мультимедийный проектор, компьютер, планшет или просто интересную идею.
- Начинайте занятие с интриги: например, с загадочного предмета (у меня для тебя что-то есть интересненькое) или загадки (угадай, что я вам приготовила). Фантазия и изобретательность - ваши волшебные помощники, способные привлечь внимание детей.
- Отработайте ритуал приветствия и прощания, что благоприятно отразится на установлении атмосферы доверия и общности в группе, на развитии умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом, на создании положительного настроения каждого.
- Поделитесь своим энтузиазмом.
Энтузиазм - это моторчик, который позволяет педагогу постоянно находиться в действии, это движение вперед. Энтузиазм заразителен, и наша задача не упустить этой возможности вести за собой детей. Дети пребывают в состоянии вечного любопытства, удивления и восхищения, поэтому этот процесс не доставит особого труда.
- Ведите игру: вытяните лицо, сопровождайте речь мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. Пусть дети копируют ваши действия, не бойтесь показаться смешным. Покажите всем своим видом, что вы действительно хотите проводить с ними время и вам самим интересно.
- Используйте голосовую и эмоциональную модуляции: изменяйте интонацию, тембр, высоту и громкость голоса, темп речи, избегая монотонности.
- Обучайте, играя.
Психология требует от нас учитывать, что внимание маленького ребенка в основном является непроизвольным. В его основе лежит интерес к происходящему. Недостаток произвольности в этом возрасте компенсируется за счет природного детского любопытства и готовности включаться в игру. Используйте это! Обучение через игру - наиболее эффективная форма занятия для дошкольников.
Игру недаром называют «ведущей: именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности.
«Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - отмечал В. А. Сухомлинский. Существует очень мало видов деятельности, которые не могут быть превращены в игру, когда вы пытаетесь привлечь внимание детей. Простая фраза вроде: «давай посмотрим, кто быстрее может это сделать ...» обеспечит вам всестороннее внимание детей и полную их вовлеченность в процесс.
- Дайте возможность обрести реальный опыт.
Дети любят то, к чему могут прикоснуться, ощутить на вкус и запах. История о животных, не может заменить реальной встречи с живыми животными. Лекция о жизненном цикле растения не несет никакого сравнения с возможностью вскопать почву и посадить семена - потом перепроверять, как они растут. Стремитесь строить занятия таким образом, чтобы учебная информация поступала по этим каналам. Ребёнок должен не только слышать объяснения педагога, но и увидеть, потрогать или даже понюхать.
- Используйте цвета.
Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей, особенно младшего возраста. Цвет - одна из самых ярких сторон детства. И каждый (мы же все были детьми) может вспомнить, сколько радости было, когда нам покупали желтый шар, цветную яркую книжку или розовое мороженое. Восприятие цвета детьми не только не такое, как у взрослых. Восприятие цвета детьми особое, непонятное взрослым, но очень точное в действительности, хотя для его описания детям не хватает слов языка.
Примером этого служит веселый детский стишок С. Михалкова:
«Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
И купили синий-синий,
Презеленый, красный шар»!
Цвет - это отличное средство управлять детьми. Мы все можем применять это средство, чтобы обучать, подталкивать и вдохновлять подрастающее поколение.
- Сочиняйте сказки.
Никто не любит лекции, а дети меньше всего. Все любят сказки, а дети больше всего. Новейшие маркетинговые исследования продемонстрировали, что наш мозг сказку помнит лучше, чем любую другую форму обмена информацией. Придумывать истории - это отличный способ научить ребенка чему-либо. Во время рассказа предлагайте детям активные роли, вовлекайте детей, заставляя их действовать в некоторых частях или давая возможность предсказать некоторые события, и вы, несомненно, окажетесь в центре их внимания.
- Используйте музыку.
Дети очень любят петь и танцевать! Используя эту привязанность детей к музыке, возможно, повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребенка.
Музыка - самый эмоциональный вид искусства, поэтому она должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей. Музыка помогает детям отражать окружающий их мир в ярких образах, вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству. Включайте музыкальные паузы в повседневную жизнь детского сада: пусть она звучит во время гимнастики, игр, развлечений, на прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку.
- Вовремя осуществляйте смену видов деятельности.
Удержать внимание маленьких детей во время взаимодействия с ними непросто. Чтобы этого добиться, мы должны вовремя осуществлять смену видов деятельности. Это прием, который заключается в целесообразном чередовании педагогом в ходе занятия различных видов деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса у воспитанников. Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь. А теперь давайте попробуем это изобразить в движении! При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела человеческого непроизвольного внимания. У детей 3-4 лет примерно 34 мин, к моменту поступления в школу - 10-12 мин, у взрослого - 20 минут.
- Дети непременно должны видеть «продукт» своего изучения: рисунок, поделку и обязательно выполненное упражнение. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, проигрывание определенных ситуаций и ролей способствуют раскрытию индивидуальности ребёнка, а положительные эмоции, ощущаемые детьми при творческом вдохновении, являются движущей силой, которая помогает детям справиться с различными трудностями, создаёт радостное настроение от полученного результата, закрепляет полученные знания.
Более глубоко изучив информацию по данной теме, обобщив и систематизировав опыт коллег, основываясь на собственном практическом опыте, были выделены следующие методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях.
Приемы привлечения и удержания внимания детей
№ п/п | Название приема | Описание приема | ||
1. | Голосовая и эмоциональная модуляция | Изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса. | ||
2. | Модуляция темпа речи | Выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи. | ||
3. | Прерывание речи, использование антиципации (догадки) | Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для группы с просьбой произнести вслух то, на каком слове прервана речь. | ||
4. | Жестикуляция | Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. При этом ладони открыты, жесты широкие и свободные. | ||
5. | Активное ассистирование | Закончив или прервав смысловой блок, педагог просит детей дополнить его рассказ на основе имеющихся у них знаний и опыта | ||
6. | Экстрараздражители | Как бы случайно, но главное – внезапно, педагог роняет ручку, книгу, резко открывает (закрывает) окно, дверь, включает (выключает) музыку, свет и т. п. | ||
7. | Интрига или загадка | Начните занятие с загадочного предмета (у меня для вас есть что-то интересненькое) или загадки (угадайте, что я вам приготовила). Фантазия и изобретательность способны привлечь внимание детей. | ||
8. | Обучайте, играя | Простая фраза: «давай посмотрим, кто быстрее сможет это сделать…» обеспечит вам всестороннее внимание детей и вовлеченность их в процесс. | ||
9. | Используйте цвета | Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей. | ||
10. | Смена видов деятельности | Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем идет речь. А теперь давайте попробуем изобразить это в движении! При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. | ||
11. | Присутствие сказочного персонажа (как иллюстрации, так и переодетого взрослого) | Помогает привлечь и активизировать внимание дошкольников | ||
12. | «Коробка с сюрпризом» | В начале совместной деятельности появляется коробка с сюрпризом, детям сообщается, что самые внимательные получат подарок в конце занятия. Метод очень эффективен, но использовать его надо не чаще одного раза в месяц, иначе интерес пропадает. |
Заключение
Какие бы приемы ни использовал воспитатель в своей работе, самым важным остается то, насколько он чувствует психологическое состояние коллектива, каждого отдельного ребенка, насколько вовремя он может применить тот или иной способ активизации внимания, а нестандартные ходы воспитателя, творчество и выдумка – наши верные в этом помощники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТРУДОМ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙНА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТРУДОМ....
Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему: «Дети на занятии в детском саду».
С детьми старшей группы было проведено занятие по конструированию из бумаги. Воспитанники проявляли свои умения в вырезании деталей, их склеивании и раскрашиванию. Занятия по конструированию способств...
Методы и приемы развития внимания у детей с ОВЗ
Внимание среди психических явлений занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельн...
Консультация для педагогов на тему: «Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду».
Консультация для педагогов на тему:«Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду»....
Приёмы и методы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду
Каждый воспитатель стремится к тому, чтобы занятия в детском саду былизанимательными и интересными, чтобы каждый ребенок был максимальнововлечен в педагогический процесс и получил максимум пользы отпр...
Консультация для педагогов на тему: «Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятиях в детском саду».
Каждый педагог стремится к тому, чтобы занятия в детском саду были занимательными и интересными, чтобы каждый ребенок был максимально вовлечен в педагогический процесс и по...