Методические материалы по теме «Экологические игры для старших дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)

Методические материалы по профессиональной теме

«Экологические игры для старших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_materialy_ekologicheskie_igry.docx106.82 КБ

Предварительный просмотр:

Методические материалы по профессиональной теме

«Экологические игры для старших дошкольников»

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_56e1b613ab497/pamiatkadliaroditielieiekologichieskoievospitaniiedoshkolnikov_4.jpeg

Составила: Шкляр Н.И.

1.Пояснительная записка.

1.1. Значение проведения экологических игр в детском саду

Важным направлением дошкольной образовательной системы является воспитание экологической культуры, то есть поиск средств обучения для формирования у детей осознанной позиции в отношении природы. Малыши на занятиях по экологии учатся не только рационально использовать природные ресурсы, любоваться миром вокруг, но и бережно относиться ко всему живому. Для реализации такой важной педагогической миссии широко применяются игры как ведущий вид деятельности дошкольников.

С помощью игровых приёмов у детей:

  • расширяется круг познавательных интересов;
  • определяются направления интеллектуального, физического и духовно-нравственного развития;
  • раскрываются творческие задатки.

Экологические игры — это одна из форм экологического воспитания, которая основывается на организации игровой деятельности детей, стимулируя высокий уровень интереса к природе.

Цели и задачи экологических игр

Широкий диапазон методических возможностей игровой активности позволяет педагогу реализовать следующие цели экологических игр:

  • обеспечение возможности получения, отработки и закрепления естественно-научных представлений о природе (к примеру, с детьми средней группы я провожу дидактическую игру-лото «Живое — неживое», в которой, поднимая карточки с картинками, изображающими небо, воду, животных и растений, дети знакомятся с понятиями живая и неживая природа);
  • тренировка памяти, наблюдательности (участие в играх подразумевает запоминание игровых условий, а также учёт действий соперника);
  • развитие речи (участие в играх на экологические темы даёт возможность воспитанникам пополнить словарный запас, детям средней группы усвоить основные принципы грамматики языка, а ребятам старшей и подготовительной групп отработать навык составления монологов и реплик диалога);
  • совершенствование эмоционально-волевой сферы малышей через развитие умения сотрудничать (к примеру, у ребят могут возникать те или иные трудности с выполнением игровых действий в одиночку, но при помощи товарищей и взрослых эти сложности легко устраняются);
  • воспитание чуткого отношения к растениям и животным (многие игры на экологическую тему подразумевают опытную деятельность с представителями флоры и фауны, связанную с уходом за растениями в группе и за животными в живом уголке, что развивает у малышей чувство ответственности).

Среди задач, решение которых помогает реализовывать поставленные цели, можно выделить:

  • создание стимула для проявления любознательности;
  • формирование умения выделять отдельные признаки предметов или явлений, сравнивать и анализировать их (например, в дидактической игре «Времена года» малыши по картинкам определяют отличительные признаки каждого сезона);
  • развитие логического, математического мышления (например, в дидактической игре «Собери шишки для белочки» дети не только узнают о важности для животных запасов на зиму, но и отрабатывают счёт до 5);
  • физическое развитие (к примеру, в подвижной игре «Ветер» дети подготовительной группы, выполняя движения по указанию водящего, совершенствуют ловкость, координацию движений, быстроту);
  • практика речи (так, в старшей группе я предлагаю детям игру «Угадай, что за растение», в которой игроки по очереди описывают и угадывают разные деревья, цветы, животные);
  • воспитание сочувствия живым существам (например, в старшей группе мы с воспитанниками проводим сюжетно-ролевую игру «Цветоводы», в которой дети осматривают комнатные цветы на картинках и определяют меры, необходимые для улучшения их состояния — полить, протереть листья от пыли, оборвать пожелтевшие листья и т. д.);
  • развитие навыка выполнения задания в парах, группах (особенно актуальна эта задача в средней группе, когда дети переходят от этапа параллельного выполнения всех действий к совместному, то есть учатся делить обязанности, помогать друг другу).

Требования к проведению игр

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены принципы подготовки и проведения игр в детском саду. Применительно к игровой деятельности экологической направленности можно выделить 10 основных требований:

  • Экологическое содержание должно соответствовать возрасту воспитанников. 
  •  Игровые правила должны представлять собой модель поведения в природе. Например, при проведении инсценировки «На пикнике» дети подготовительной группы показывают не только, как нужно собираться на отдых, но и демонстрируют последовательность уборки, сортировки мусора.
  • Правила и критерии оценивания должны быть тщательно продуманы педагогом перед игрой.
  • Все игры должны иметь наглядное сопровождение. «Лучше один раз увидеть» — это важный принцип организации работы с детьми, которые в дошкольном возрасте воспринимают мир через образы.
  • Игра — дело добровольное. Если ребёнок отказывается принимать участие в этом виде деятельности, настаивать не стоит. Но узнать причины такого отказа нужно обязательно. Возможно, малыш боится ошибиться или повторить неудачный опыт прошлой игры, в которой упал, споткнулся, забыл ответ. В этом случае помогут терапевтические сказки, в которых в литературной форме описаны и проблемы, и пути их решения.
  • Индивидуальный подход. Все дети разные. И не только по характеру, но и по темпераменту. Поэтому педагог должен найти тот круг игр (или игровых действий), который нравится конкретному воспитаннику.
  • Поощрение самостоятельности.
  • Хронометраж игры должен соответствовать возрасту детей. Иначе даже самая интересная игра может наскучить, а значит, цели и задачи деятельности реализованы не будут.
  • Освоенные игры нужно время от времени повторять. Суть этого принципа сводится не к периодическому воспроизведению игровых действий, а к повторению игрового материала, то есть темы, связанной с экологией.
  • Каждый участник игры после её завершения должен получить одобрение взрослого. Создание ситуации успеха в каждом виде деятельности помогает воспитывать в детях уверенность в себе и своих силах.

1.2. Практическая часть.

Дидактические игры

Игра “Лесные рецепты”

Делим детей на несколько групп и раздаем каждой группе карточки с названиями разных животных или птиц. Предлагаем детям написать меню завтрака, обеда и ужина для своего животного или птицы из даров леса, поля, луга и т.д.

Например меню для белки:

Завтрак – стакан березового сока и каша из молотых желудей;

Обед – грибной суп с листьями крапивы, котлеты из лесных орехов и компот из черники;

Ужин – творог из орехово-грибной пасты и чай из зверобоя и мяты.

Все меню детей склеиваются в книгу: “Лесные рецепты”.

Игра “Гимн природе”

Дети встают в круг. Все они маленькие снежинки. Просим каждую снежинку сказать о своей матушке Зиме несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы других детей. Педагог записывает все слова, и из них получается гимн Зиме.

Дети могут быть травинками, осенними листочками, капельками дождя.

Игра “Природа и Я”

Предлагаем детям закончить предложения:

  • Когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую….
  • Солнце сегодня весь день слепит глаза и напоминает мне….
  • Капли дождя на стекле, словно….
  • Облака сегодня такие пушистые и нежные, будто….
  • Я иду босиком по земле, и мне кажется, что мои ноги….
  • Я дотрагиваюсь до капелек росы на деревьях и чувствую, как….
  • Этот цветок так благоухает, что….
  • Это дерево такое огромное, что когда я смотрю на его вершину, мне кажется, будто….

После этого делим детей на 2 группы. Дети из первой группы по очереди называют только ту часть предложения, которую они составили сами. Дети из второй группы догадываются, из какого предложения была сказана фраза. Затем группы меняются. Предлагаем детям нарисовать самые яркие из своих образов, а затем описать их по рисункам друг друга

Игра «Цепочка»

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребенок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повторяться. Например: «белка» - животное, дикое, лесное, пушистое, рыжее, грызет орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

Игра «Кто где живет»

У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо). Воспитатель показывает картинку  с изображением животного. Ребенок должен определить, где оно обитает, и, если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Игра «Летает, плавает, бегает»

Воспитатель  показывает  или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить  способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать на месте); при слове  «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» -  изображают полет птицы.

Игра «Похожи – не похожи»

Цель игры: развивать  у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать  предметы либо изображения.

Материал: игровой лист («экран») с тремя «окнами-прорезями, в которые  вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты-полоски с с обозначением свойств предметов.  В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Вариант 1. Ребенку   предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем «окне» разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором «окне». На начальном этапе освоения игры свойство задается взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое «окно» - яблоко, второе «окно» -круг, третье «окно» - мяч.

Вариант 2. Один ребенок  устанавливает первое «окно», второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну». За каждый  верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

Вариант 3. Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребенок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и третьем «окне» изображения обладающие, общим свойством, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображенные предметы похожи. Ребенок, верно назвавший общее свойство, получает право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».

Игра «У меня в огороде»

Дети по кругу  называют овощи, которые могут расти в огороде на грядке (помидор, огурец, баклажан, морковь и т.д.).

Возможен и другой вариант этой игры: у детей картинки, на которых могут быть изображены как овощи, растущие на огороде, так и другие предметы живой и неживой природы. Например: подорожник, воробей и т.д. Ребенок должен обосновать, что эти объекты делают у него в огороде. Например: воробей – клюет  гусениц с нашей капусты, подорожник  я оставил, чтобы лечиться и т.д.

Игра «Выбери нужное»

На столе  рассыпаны  предметные картинки. Воспитатель  называет  какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зеленый» - это могут картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, туман, иней и т.д.

Игра «Две корзины»

На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твердости-мягкости, вкусу или даже запаху.

Игра «Что это такое?»

Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дели его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, но список признаков увеличивается. Например: «яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.

«Береги природу»

На столе  или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок и дети должны рассказать, что произойдет с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет  спрятанного объекта. Например: убираем птицу, – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями

Игра «Что будет, если…»

Воспитатель задает ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры, беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под  «колы», а два, а три? А много мальчиков? Что будет, если  в выходной из леса одна семья привезет охапку подснежников? Две семьи? Все семьи города? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины?  Половина водителей города? Что будет, если в лесу  один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа  туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично о костре, о сломанной ветке, о  пойманной бабочке, о разоренном гнезде и т.д.).

Подвижные игры

Игра с мячом «Я знаю…»

Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребятам мяч и называет класс объектов природы (звери,  птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребенок, поймав мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей», перечисляет их и возвращает мяч воспитателю.

«Птицы, рыбы, звери»

Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово «птицы». Ребенок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например: «воробей», бросить мяч обратно. Следующий ребенок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

Игра   с  мячом «Растения леса, сада, огорода…»

Проводится аналогично «Я знаю…»

Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Воспитатель  бросает мяч ребенку  и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На  слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Возможен и другой вариант этой игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребенок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На  слово «земля» - животное, обитающее на земле;  на слово «вода» -  обитателя рек, морей, озер и океанов.

1.3.Загадки и стихотворения

Дети с удовольствием включаются в отгадывание загадок и повтор рифмовок, поэтому загадки и стихотворения обычно используются для мотивации малышей. К тому же неоспоримым преимуществом этих словесных приёмов является то, что для работы с ними не требуется много времени.

С детьми средней группы я обычно использую загадки с рифмованными договорками. Вот пример для работы над темой домашние и дикие животные:

Спит зимой, весну он ждёт,

Очень любит сладкий мёд,

Нравится ему реветь.

Этот зверь лесной … (Медведь).

Ходит рыжий, пьёт из лужи,

Не боится лютой стужи.

Хвост лохматый, чёрный нос.

Кто же это? Рыжий … (Пёс).

В старшей группе загадки чуть усложняются: теперь требуется не договорить ответ по рифме, а ответить на вопрос:

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый —

Кружевной и синий-синий! (Небо).

Что за звёздочки резные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь — вода в руке. (Снежинки).

Для старшей группы я стараюсь предлагать загадки более длинные, чтобы дети учились улавливать сюжетную линию в сложных высказываниях:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его — всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год. (Декабрь).

Пришла, улыбнулась —

Утихли метели.

Позванивать стал

Колокольчик капели.

Река пробудилась,

Растаяли льды,

Наряд белоснежный

Надели сады. (Весна).

Стоит отметить, что ряд дидактических игр на тему экологии представляет собой работу над отгадыванием загадок.

В ряду методических приёмов, к которым я часто обращаюсь в своей практике, пальму первенства держат стихотворения. Они не только облегчают процесс подачи нового материала — игры, но и помогают ребятам быстрее запомнить те или иные факты. В старшей группе при работе с темой «Полезные и вредные насекомые» я предлагаю воспитанникам такие рифмовки:

Всем известно, что жуки

Жужжат с досады и тоски,

Но в кругу друзей жуки —

Чудаки и добряки.

Я дружу с одним жуком,

Я с ним третий год знаком.

Это счастье, если жук

И тебе не враг, а друг!

У кого две пары крыльев,

Лапок столько, что не счесть,

Панцирь жёсткий есть на спинке,

Хоботок и жало есть?

И не звери и не птицы,

Не подходят в сей формат,

Это ведь стихи о мире,

Насекомыми, что звать!

Перед началом дидактической настольно-печатной игры «Сложи насекомое», в которой нужно сложить жучков из двух половинок, мы с детьми с удовольствием повторяем короткие стихотворения о некоторых представителях мира насекомых:

Пчёлы готовят отличный

Липовый мёд и горчичный.

Трудятся целое лето!

Пчёлам спасибо за это.

Знают все: у муравья

Очень дружная семья.

Летом дружно строят дом,

А зимой спят дружно в нём.

1.4. Рассказы

Короткие рассказы

Такие истории, придуманные под конкретную тему игры, также могут использоваться в качестве мотивационного приёма. В старших группах эти сказки — ещё один способ отработать навык ответа на проблемные вопросы.

Например, перед началом игры-опыта с водой с воспитанниками подготовительной группы мы разбираем сказку «Тучка в пустыне». «Однажды Тучка забрела в пустыню. И всё её там поражало: гладкий песок, спокойствие, тишина. Но через несколько дней она заскучала, ведь в пустыне не услышать трели соловья, плеска лягушек, не увидеть цветущих деревьев… И тогда заплакала Тучка, так жалко ей стало пустыню, которая никогда не увидит и не услышит того, что дорого сердцу Тучки. А всё потому, что нет в пустыне воды, а без неё нет жизни». Завершаем работу над сказкой беседой по вопросам: «Всегда ли тишина, спокойствие — это хорошо?», «Почему без воды нет жизни?» и др.

Чтение

В средней и старшей группах этот словесный приём используется достаточно часто. Он позволяет не только создать ситуацию успеха для умеющих читать воспитанников, которые получают возможность продемонстрировать свои умения на публике, но и стимулирует тех, кто ещё читать не умеет, этим навыком овладеть. Тексты для чтения не должны быть слишком большими, это могут быть краткие сведения об особенностях флоры и фауны, факты из Красной книги, то есть подходящий под тему и сюжет игры материал.

Наглядные приёмы

Дети познают мир через образы, поэтому наглядность в любом виде деятельности, и в играх в том числе, должна быть представлена в:

  • картинках, иллюстрирующих тему или алгоритм выполнения игровых действий (например, в подвижных играх);
  • видеоматериалах, презентациях (к примеру, в подготовительной группе это могут быть зарисовки о растениях и животных, занесённых в Красную книгу);
  • демонстрации воспитателем игровых этапов (особенно важен этот приём в младших группах, где у детей ещё нет достаточного игрового опыта, чтобы опираться только на словесное руководство).

Практические приёмы

Кроме собственно игры, к практическим приёмам также относятся варианты творческих заданий, которые помогают определить, насколько качественно дети усвоили учебный материал и какие впечатления получили от процесса игровой деятельности. К таким приёмам относится создание:

  • рисунков (картин природы, знаков, иллюстрирующих правила поведения в лесу и пр.);
  • аппликаций (к примеру, в старшей группе дети вырезают заготовки разных геометрических форм, символизирующих природные объекты, и составляют из них общую композицию — круг для солнца, треугольник для ёлочки, прямоугольник для речки, трапецию для горы и т. д.);
  • поделок из пластилина, теста для лепки и др. (воспитанники младших групп «блинчиками» и «шариками» из пластилина обеспечивают белочек и ёжиков запасами на зиму).

Список литературы:

  • Андриенко Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2007. - N 1. - С. 10-12.
  • Бобылева Л. К природе - с добротой : экологическая беседа со старшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 4. - С. 38-43.
  • Вавилова В. О методике экологического образования : специальная педагогика // Дошкольное воспитание. – 2005. - N 7. - С. 123-124..
  • Казаручик Г. Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2005. - N 3. - С. 50-53.
  • Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду : учебное пособие для педучилищ. – М. : Просвещение , 1992. - 240 с.
  • Николаева С. "Я лесной колобок - колючий бок! " : народная и авторская сказка в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 2009. - N 7. - С. 53-61.
  • Николаева С. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 2009. - N 4. - С. 42-45.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме:"Развитие логического мышления старших дошкольников".

Примерные задания для успешного развития логического мышления  старших дошкольников....

Экологические игры для старших дошкольников

экологические игры для старших дошкольников...

Методическая разработка на тему: "Экологические игры в детском саду"

Представленные игры могут использоваться в любой области познавательно речевого развития детей....

Экологическая игра для старших дошкольников "В гостых у лесной Царевны"

Экологическая игра-путешествие проводится в летний оздоровительный перид на территории детского сада, на спортивной площадке, на участках для прогулок. Дети ориентируются по схемам-маршрутам для опред...

Дидактическая экологическая игра для старших дошкольников "Волшебные человечки"

С помощью этой игры ребята наглядно познают  знания из элементарной физике о строении веществ....

Экологические игры для старших дошкольников

Экологические игры для старших дошкольников...