Применение игровых приемов для развития внимания у детей раннего возраста
консультация (младшая группа)
Игровые приемы поднимают у детей интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для дошкольников игрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Применение игровых приемов как средства развития внимания
у детей раннего возраста»
В педагогическом процессе дошкольного образования большое место занимают игровые методы и приемы, которые поднимают у детей интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для дошкольников игрой.
Для раннего возраста характерны значительные трудности в переключении и распределении внимания, оно в основном непроизвольное, слабоустойчивое, поэтому ребенок часто прекращает начатую деятельность. Какие приемы воспитателя, объекты, обучающие игрушки, и изображения предметов способствуют привлечению непроизвольного внимания малыша?
К игровым приемам относятся: внесение, обыгрывание игрушек; показ предметов в разных действиях; загадывание и отгадывание загадок; введение элементов соревнования; элементы драматизации; внесение волшебного предмета; выполнение воспитателем различных игровых действий; рассказ сказочной истории; создание игровой ситуации.
Прежде всего, ребенка привлекает новизна предмета. Если ребенку предлагается выбрать по слову взрослого, например, из двух картинок, одна из которых показывается впервые, он может дать неадекватную реакцию и показать не на ту, о которой говорит взрослый, а на вновь увиденную. Поэтому, прежде чем получить нужную реакцию, надо снять новизну, позволить малышу предварительно ознакомиться с новой картинкой. То же самое бывает и в том случае, когда предметы или их изображения различны по яркости: ребенок выберет из предлагаемого более яркие. В данном случае происходит конкуренция между зрительными и речеслуховыми раздражителями.
Внимание ребенка больше привлекает зрительное восприятие, нежели слово взрослого. Нужно также учитывать и эмоциональное отношение ребенка к данному предмету или изображению.
Внимание ребенка привлекают такие приемы, которые взрослый использует в речевых играх и занятиях, — это внезапность появления и исчезновения предметов. Большое значение имеет и роль двигательного анализатора, когда ребенок, знакомясь с предметом, не только его рассматривает, но и действует с ним.
Ребенка привлекает динамичность предмета, его действия — выразительные, эмоциональные, внезапно меняющиеся. Все вышеуказанные приемы вызывают и удерживают внимание ребенка. При этом его внимание вызывается и фиксируется словами взрослого «Кто там? Где тот-то? Сделай так-то», т.е. вкрапливаются элементы произвольного внимания.
Оно проявляется в деятельности ребенка и связано с его интересом: он взбегает в группе на горку, чтобы увидеть проезжающий за окном транспорт. Но уже на третьем году жизни детей элементы произвольного внимания проявляются не только в играх, организованных взрослыми («Чего не стало?», «Что лежит в мешочке?»), или угадывания на ощупь. Постепенно внимание начинает носить целенаправленный, устойчивый характер.
Объем воспринимаемых объектов в большой степени зависит от интереса, возможностей ребенка, а также от того, насколько воспринимаемые объекты попали в поле его зрения. Так, на первом году жизни — это 1-2 объекта, на втором — 2-3, на третьем — 4-6 объектов.
Игры на развитие внимания для детей раннего возраста
Цель: развитие зрительного и слухового внимания.
«Зайчик и белочка»
Оборудование и материалы: картинки (по 4—5 штук) с изображениями морковок и орехов, две игрушки — зайчик и белочка.
Описание игры. Показать ребенку игрушки, затем посадить их в разных углах комнаты и напомнить, что зайчики любят морковку, а белочки — орешки. Дать ребенку «продукты» и попросить отнести зайчику все морковки, а белочке — орешки. Когда он справится с заданием, поблагодарить его от имени игрушек.
Примечание Аналогичную игру можно провести с другими персонажами.
«Кто что услышит?»
Оборудование и материалы: ширма, различные звучащие предметы (звонок, молоточек, трещотка с камушками или горохом, труба, звонок, бубен и т.д.).
Описание игры. За ширмой постучать молоточком, позвенеть в звонок, постучать в бубен и т.д. и предложить ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть четкими, чтобы ребенок легко мог их угадать.
«Угадай, что надо делать»
Оборудование и материалы: бубен, два флажка.
Описание игры. Дать ребенку по флажку в каждую руку и предложить слушать бубен. Если бубен звенит громко, ребенок должен поднять флажки вверх и помахать ими, если бубен звучит тихо — опустить флажки. Чередовать громкое и тихое звучания бубна не более 4-х раз, чтобы ребенок мог легко выполнить упражнение.
Примечание. Следить за правильной осанкой ребенка и точным выполнением движений.
«Солнце или дождик?»
Оборудование и материалы: бубен, картинки с изображением прогулки детей на ярком солнце и при дожде (дети бегут под навес).
Описание игры. Сказать ребенку: «Сейчас мы с тобой пойдем на прогулку. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе веселее будет гулять под его звуки. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит и когда я стучу в него».
Повторить игру, меняя звучание бубна 3 — 4 раза.
«Вещи на столе»
Оборудование и материалы: разнообразные предметы (игрушки, книги и т. п.).
Описание игры. Разложить на столе или на ковре несколько предметов. Предложить ребенку внимательно посмотреть и постараться запомнить, в каком порядке они лежат. Затем смешать предметы и попросить ребенка разложить все как было.
«Угадай, на чем играю?»
Оборудование и материалы: музыкальные игрушки (барабан, гармоника, бубен, органчик, дудочка и др.).
Описание игры. Показать ребенку поочередно музыкальные инструменты и спросить, как они называются. Если ребенок затрудняется ответить, нужно назвать инструменты и познакомить с их звучанием. Убедившись, что ребенок усвоил названия инструментов и запомнил их звучание, убрать их за ширму. Повторить игру на разных инструментах уже за ширмой. Попросить ребенка по звуку угадать, «чья песенка слышна». Если он легко справляется с заданием, его можно усложнить.
«Кто в домике живет?»
Оборудование и материалы: бумажные или картонные разноцветные домики (желтый, красный, синий, зеленый), 16 карточек с изображениями, соответствующими каждому цвету (по 4 предмета на каждый: например, желтый цыпленок, красный помидор, синий колокольчик, зеленый листок).
Описание игры. Положить перед ребенком два домика, например красный и желтый, и все карточки, соответствующие красному и желтому цветам. Предложить: «Давай назовем каждый предмет, его цвет и покажем домик, в котором он будет жить». С каждым новым заходом число домиков и, соответственно, карточек можно увеличивать.
«Делаем коллаж»
Оборудование и материалы: лист бумаги, клей, вырезанные из цветной бумаги картинки, сухие головки цветов, ленточки и т. п.
Описание игры. Сначала нужно продемонстрировать, как увлекательно делать коллаж. Прежде чем приклеивать картинки и цветы, красиво разложить их на бумаге. Показать разные варианты оформления. Предложить ребенку попробовать изготовить коллаж самостоятельно.
«Мини-пазл»
Оборудование и материалы: крупная картинка из журнала.
Описание игры. Дать ребенку картинку, чтобы он ее рассмотрел и запомнил. Затем разрезать на две части. Предложить ребенку собрать картинку заново. Если он успешно справляется, игру можно усложнять, используя две и более картинок: разрезать их пополам, перемешать и попросить ребенка собрать верно.
«Лото»
Оборудование и материалы: большая карта с изображениями знакомых ребенку предметов (посуда, одежда, игрушки), маленькие карточки с изображениями тех же предметов.
Описание игры. Предложить ребенку рассмотреть большую карту с изображениями предметов. Затем показать маленькую карточку и спросить: «Что здесь нарисовано? Правильно, грибок. А где здесь нарисован грибок? (Показать на большую карту.) Правильно, положи карточку на эту картинку». Затем показать следующую картинку и спросить: «А куда положим эту картинку?» (И т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для воспитателей групп раннего возраста «Предметно-развивающая, игровая среда в группах детей раннего возраста»
laquo;Предметно-развивающая, игровая среда в группах детей раннего возраста»...
Игры по развитию речи детей раннего возраста с применением Су-Джок терапии
1 комплекс речевых игр "Ушки на макушке"Игры и упражнения на развитие фонематического слуха.2 комплекс речевых игрИгры и упражнение на закрепление величины, формы, поверхности пред...
Картотека игрового материала по познавательному развитию для детей раннего возраста посредством сенсорных пособий: игровое пособие В. В. Воскобовича.
Картотека игрового материала по познавательному развитию для детей раннего возраста посредством сенсорных пособий: игровое пособие В. В. Воскобовича....
Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . .Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"
Представляю вашему вниманию развивающие игры на липучках, которые стали для меня очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...
«Лэпбук как средство применения игровых технологий развития речи детей дошкольного возраста»
Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные метод...
Педагогический проект "Интересные игры" создание условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности с детьми раннего возраста 1,6-2 лет
В проекте раскрыта тема создания условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности с детьми раннего возраста 1,6-2 лет...