Картотека игрового материала по познавательному развитию для детей раннего возраста посредством сенсорных пособий: игровое пособие В. В. Воскобовича.
картотека (младшая группа)
Картотека игрового материала по познавательному развитию для детей раннего возраста посредством сенсорных пособий: игровое пособие В. В. Воскобовича.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_v.voskobovicha.docx | 725.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игрового материала по познавательному развитию детей раннего возраста посредством сенсорных пособий: игровое пособие В. В. Воскобовича
«Фиолетовый лес»
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности, так как сенсорные способности закладываются в раннем детстве. Самой любимой и естественной деятельностью дошкольников является игра. Она сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду. Задачи воспитателя по развитию игровой деятельности конкретизируются с учетом потребности детей и в соответствии с образовательной программой. Огромное количество методических разработок, программ, методик и технологий дают педагогу возможность найти наиболее результативный и продуктивный путь решения педагогических задач. Внедрение развивающих игр В. Воскобовича в младшем возрасте, для развития сенсорных эталонов, они наиболее удачны.
Фиолетовый лес — это методическая, развивающая среда в виде сказок. Сказки Фиолетового леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов.
Фиолетовый лес разбит на области, в которых действуют свои персонажи и играют в определенные игры. Главный герой – маленький принц Фиолетового леса Малыш Гео. Фиолетовый цвет трактуется как цвет мира, единения, возвращения, поисков утраченного. Цветовое решение среды «Фиолетовый лес» также нестандартное. Все элементы выполнены в радужных цветах. Это помогает ребенку увидеть многообразие красок, воображать, фантазировать, создавать необычные модели пространства, увидеть себя частицей удивительного мира.
Игровое пособие | «Фиолетовый лес» | |
Варианты игр с игровым пособием «Фиолетовый лес» |
Название игры | «Украсим елочку новогодними шарами» |
Игровые задачи | Знакомить с сенсорными характеристиками объектов (цвет, форма, величина). |
Игровое оборудование | Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес», разноцветные кружки большие и маленькие, гномики, снеговик. |
Игровая ситуация и задание | Ребята, я сегодня хочу пригласить вас в сказку! Хотите со мной пойти? (да). Педагог приглашает детей подойти к фиолетовому лесу, на котором прикреплена большая елка, снеговик и вокруг нее радужные гномы. Ребята, посмотрите какой красивый лес. Что вы видите в лесу? На лесной полянке в лесу собрались жители сказочного леса – гномики. Они готовились к новогоднему карнавалу. Но случилась беда: Вьюга ночью побывала, Все игрушки с ёлки поснимала, Грусть, тоску всем принесла. Смех весёлый отняла. Что ж вы гости, выручайте, Дружно лесным жителям помогайте! Дети помогают жителям фиолетового леса украсить разноцветными кружками (большими и маленькими). Ребята, какими шарами украшали елочку (большими и маленькими). Они одинаковые по цвету (нет). Какого цвета шарики на елки? Ну и ёлка, ну и диво, Как нарядна, как красива! Посмотрите, какая красивая ёлочка у нас получилась! Жители фиолетового леса нас очень благодарят за помощь. |
Название игры | «Сказочный праздник в фиолетовом лесу» |
Игровые задачи | Знакомить с сенсорными характеристиками объектов (форма, цвет, величина и другими сенсорными эталонами), учить ориентироваться на плоскости. |
Игровое оборудование | Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес», деревянные фигурки главных персонажей: девочка Долька, пчелка Жужа, гусеница Фифа, игра «Фонарики». |
Игровая ситуация и задание | Педагог приглашает детей подойти к фиолетовому лесу, на котором прикреплена большая елка, вокруг нее вверху снежинки, а справа и с лева прикреплены деревянные домики в виде геометрических фигур (круг и квадрат). Девочка Долька решила устроить праздник в лесу и пригласила к себе друзей. Но вот беда они спрятались от ее вот в этих домиках, и она их, никак не может найти. Воспитатель обращает внимание детей фигуры домиков. Пчелка Жужа спряталась в круглом домике, а гусеница Фифа в квадратном. Дети помогают найти друзей и в фиолетовом лесу наступая праздник. |
Название игры | «Помощь жителям Фиолетового леса» |
Игровые задачи | Формировать сенсорные способности мелкую моторику рук; умение располагать предметы в пространстве, Воспитывать эмоционально - положительное отношение к персонажам, желание помогать другим. |
Игровое оборудование | Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес», большой и маленький листики большие и маленькие деревья. |
Игровая ситуация и задание | «Мы гномы, жители Фиолетового леса, просим вас о помощи. Деревья в нашем лесу потеряли свои листочки. Прикрепите к большому дереву - большие листочки, к маленькому дереву - маленькие листочки». Дети прикрепляют листочки. Спасибо дети, Вы помогли жителям Фиолетого леса. |
Название игры | «Подружки Пчелки Жужи» |
Игровые задачи | Формировать представления об основных цветах, развитие умение группировать по цвету. |
Игровое оборудование | Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес», разноцветные кружки, зеленая веревочка. |
Игровая ситуация и задание | На цветной Поляне так много цветов, что Пчелка Жужа решила позвать своих подружек – желтых пчелок, чтобы они помогли собрать нектар с цветов. Взять жёлтый кружок – пчелку, согласно тексту, прикрепляют его рядом с соответствующим цветком (бутоном). Пчелки желтые летали над цветочками жужжали. Выбираем красный, синий. Пчелки сели или нет? (сажают пчёлку над соответствующим кружком – цветком). |
Название игры | «Помоги ежикам собрать листочки» |
Игровые задачи | Развитие сенсорных способностей у детей, формировать умение детей группировать листочки по размеру. Содействовать развитию понимания речи, расширяя пассивный словарь за счет слов: большой, маленький, красивый, колючий, радостный, веселый, грустный, грязный, чистый. Способствовать тренировке мелкой моторики руки, тактильно-осязательных анализаторов и развитию двигательной активности детей. |
Игровое оборудование | Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес», ёжики (большой и маленький), листики осенние (большие и маленькие). |
Игровая ситуация и задание | «Хозяйка леса» предлагает детям отправиться вместе с ней в сказочный и волшебный лес. По тропинке в лес пойдём, может, что-то интересное найдём. Посмотрите! Что это на дорожках лежит? Листики. Осень наступила, высохли цветы, листья пожелтели и с веточек деревьев на дорожки упали, это явление называется листопад. Ребята, посмотрите, а кто это по дорожке гуляет? Ёжики. Правильно ёжики гуляют по лесу, увидели много красивых листочков, и они им так понравились, что ежики захотели ими украсить свои дома. Большой ёжик решил собрать большие листочки, а маленький - маленькие. Но сами они никак не могут справиться, поэтому они очень грустные. Давайте поможем ёжикам? Одеть на колючки большому ёжику большие листики, а маленькому - маленькие. Дети выполняют задание. У дружных ребят дело быстро спорится, молодцы, малыши, все листики собрали, да ёжикам отдали. Посмотрите на ежат, скажите, они стали веселыми? Да!!! |
Название игры | «Лесная поляна» |
Игровые задачи | Формировать представления об основных цветах, развитие умение группировать по цвету. |
Игровое оборудование | Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес», разноцветные кружки, разноцветные гномы (Кохле, Желе, Зеле, Селе). |
Игровая ситуация и задание | Гномы оправились в лес за ягодами. Кохле собирает только красные ягода, Желе- желтые, Селе- синие, Зеле – зеленые. Кохле в лес гулять пошел и большие ягоды нашел (красные ягоды). Желе в лес гулять пошел и большие ягоды нашел (желтые ягоды). Селе в лес гулять пошел и большие ягоды нашел (синие ягоды). Зеле по лесу идет и зеленых ягод не сорвет. Почему Зеле не сорвал зеленые ягоды? (они не спелые). Какиие ягоды собрал Кохле? (красные). Они одинаковые? (да). Решили гномы угостить своих друзей вкусными ягодами. |
Название игры | «Домики для слоников» |
Игровые задачи | Знакомить с сенсорными характеристиками объектов (форма, цвет, величина и другими сенсорными эталонами) ; развивать координацию движения, общую и мелкую моторику. |
Игровое оборудование | Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес», слоник большой и маленький, квадраты и круги разной величины и разного цвета, веревочки разного цвета. |
Игровая ситуация и задание | Жили в лесу веселые Слоники Лип – Лип и Ляп - Ляп, были у слоников старые домики. Вдруг раскатился по небу гром. И развалился у слоников дом. Так и остались на улице слоники, им сыро и холодно стало без домиков. Ребята, посмотрите все детали от домиков перемешались. Педагог предлагает помочь построить слоникам новые домики, из двух верёвочек разного цвета и разных геометрических фигур. Посмотрите, какие слоники по размеру? Давайте большому слонику Лип - липу построим большой дом, а маленькому слонику Ляп - Ляпу – маленький. Слоники благодарят детей за новые домики. Усложнение: Построить заборчики разной величины возле домиков для слоников из четырех фигур одной величины и разного цвета. |
Коврограф «Ларчик»-это игровое поле из ковролина и наглядный материал: «Разноцветные веревочки», «Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты-эталоны цвета».Пособие является универсальным так как : способствует сенсорному развитию , развитию психических процессов (память, внимание , мышление , воображение). В процессе игры коврограф превращается в волшебную поляну в Фиолетовом лесу, на которой происходят различные чудеса.
Развивающие игры В. Воскобовича наиболее полно раскрывают возрастные возможности и способности ребёнка. Они доставляют огромную радость детям, привлекают к себе ярким, красочным содержанием, занимательными заданиями. В процессе интересной деятельности дошкольники более активны, эмоциональны, у них развивается желание выполнять новые, более сложные задания. Ценность развивающих игр состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка.
В основе методики Воскобовича лежит принцип: интерес – познание – творчество. Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Игру всегда сопровождает сказка.
Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность. Игра интегрирует, мобилизует внимание ребенка, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Он образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения.
Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен и привлекает внимание детей.
Игровое пособие | «Коврограф Ларчик» | |
Варианты игр с игровым пособием «Коврограф Ларчик» |
Название игры | «Большие и маленькие мячики» |
Игровые задачи | Формировать умение соотносить предметы по величине, одновременно различая их по цвету, активизировать речь детей. |
Игровое оборудование | Игровое поле «Коврограф Ларчик», разноцветные кружки, разноцветные веревочки. |
Игровая ситуация и задание | Слоник Лип-Лип и Слоник Ляп-Ляп гуляли по Ковровой Поляне и увидели много разноцветных мячиков. Решили слоники в свои корзины собрать мячики. Слоник Ляп-Ляп решил собрать маленькие мячики, а слоник Лип – Лип большие мячики. Помогите ребята слоникам собрать мячики! Дети выполняют задание. Какие мячики собрал слоник Лип – Лип? (большие). Какие мячики собрал Ляп – Ляп? (маленькие). |
Название игры | «Украсим коврик» |
Игровые задачи | Знакомить с сенсорными характеристиками объектов - форма, величина. |
Игровое оборудование | Игровое поле «Коврограф Ларчик», «МиниЛарчик», разноцветные кружки, персонаж «Слоник Ляп-Ляп». |
Игровая ситуация и задание | В гости пришел Слоник Ляп-Ляп, он хочет подарить своим друзьям красивые коврики, но он не успел их украсить. Вверху коврика большие желтые кружочки, в низу большие синие кружочки. В середине коврика маленькие красные кружочки. Давайте поможем украсить коврики (уточнить цвет, размер кружков для украшения ковриков). Слонику Ляп-Ляпу очень понравились коврики, он подарит их своим друзьям. |
Название игры | «Дорожки для веселых гномов» |
Игровые задачи | Формировать представления об основных цветах, развитие умение группировать по цвету, знакомить с сенсорными характеристиками объектов – форма. |
Игровое оборудование | Игровое поле «Коврограф Ларчик», разноцветные квадраты, разноцветные веревочки, разноцветные гномы. |
Игровая ситуация и задание | Ребята, я приглашаю вас сегодня в путешествие в лес, но лес этот не простой –фиолетовый. В нем происходят чудеса! В фиолетовом лесу живут замечательные гномы: Кохле, Желе, Зеле, Селе. У каждого гномика есть свой любимый цвет. Кохле нравится красный цвет, Желе - желтый, Зеле -зеленый, Селе - синий. Однажды гномики после веселой прогулки по Фиолетовому лесу решили вернуться домой. У каждого гномика есть свой домик, но они заблудились и не могут их найти. Помогите гномикам провести дорожки к своим домикам. Дорогу будем прокладывать с помощью веревочки. Проложить дорожки в соответствии с цветом от гномика к домику. Например, Кохле – красная дорожка (веревочка), красный дом (квадрат). |
Название игры | «Воздушные шары для гномиков» |
Игровые задачи | Формировать представления об основных цветах, формировать умения выделять признак большой и маленький; развивать умения группировать по размеру. |
Игровое оборудование | Игровое поле «Коврограф Ларчик», гномики, кружочки основных цветов, большие и маленькие. |
Игровая ситуация и задание | Гномики пригласила своих друзей к себе на день рождения. Друзья решили подарить им разноцветные воздушные шары. Как вы думаете ребята, какой цвет самый любимый у гнома Кохле? Почему? (красный). Как вы думаете ребята, какой цвет самый любимый у гнома Зеле? Почему? (зеленый). Как вы думаете ребята, какой цвет самый любимый у гнома Селе? Почему? (синий). Как вы думаете ребята, какой цвет самый любимый у гнома Желе? Почему? (желтый). Гномику Зеле друзья подарят только зеленые воздушные шары. Гномику Селе друзья подарят только синие воздушные шары. Гномику Кохле друзья подарят только красные воздушные шары. Гномику Желе друзья подарят только желтые воздушные шары. Давайте друзьям поможем подарить гномикам воздушные шары! |
Список литературы
1.В.В. Воскобович Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес».-СПб.: «Свое издательство», 2014 Воскобович В.В. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста “Сказочные лабиринты игры”. СПб.: НИИ “Гириконд”, 2000.
2. Универсальные средства «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие / под ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. – Санкт-Петербург ООО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО, 2017. -288с: ил.
3. Умные игры в добрых сказках: парциальная программа / под ред. Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017. – 224с.: ил. – (Серияя «Сказочные лабиринты игры»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Познавательное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"
Презентация...
Познавательное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.
Обобщение педагогического опыта....
«Познавательное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Познавательное развитие – это развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, объектах...
"Познавательное развитие детей раннего возраста посредством ознакомления с окружающим миром"
Статья о формах работы по ознакомлению дошкольников с темой "Овощи и фрукты"...
Развитие детей раннего возраста посредством технологии "Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича
Статья о развивающей технологии "Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича, которую педогоги ДОУ используют в работе с детьми раннего возраста. О ней я узнала просле участия в одноименном в...
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и пособий, сделанных своими руками
При формировании сенсорной зоны я отдала предпочтение не использованию готовых материалов, а играм и пособия, сделанным своими руками. Заинтересовать детей дидактическими играми стремлюсь через яркий ...
Разностороннее развитие детей раннего возраста посредством использования многофункционального дидактического пособия «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка»
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социал...