статья по теме: "Поддержка детской инициативы на уровне ДО в соответствии с ФОП ДО"
статья
В статье рассматривается вопрос использования одной из современных технологий: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podderzhka_detskoy_initsiativy_na_urovne_do_v_sootvetstvii_s_fop_do.docx | 17.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОВНЕ ДО В СООТВЕТСТВИИ С ФОП ДО
Чокова Алена Викторовна-старший воспитатель
Кожентаева Марина Петровна – педагог-психолог
Гуляева Надежда Сергеевна - воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 8 «Сказка» г. Горно – Алтайска» Республика Алтай
Аннотация: в статье рассматривается вопрос использования одной из современных технологий: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности детского сада
Abstract: the article discusses the issue of using one of the modern technologies: supporting children’s initiative in various types of kindergarten activities
Ключевые слова: инициатива, развивающая предметно – пространственная среда, особенности народного праздника.
Keywords: an initiative that develops the subject-spatial environment and features of the national holiday.
С 01 сентября 2023 года все детские сады перешли на работу по Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Целью является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Большое место уделено воспитанию патриотизма. [1].
Одним из ключевых принципов в различных видах деятельности является поддержки детской инициативы.
А) Большую роль в поддержке детской инициативы играет развивающая предметно - пространственная среда. Она продумана по содержанию, индивидуальным особенностям и интересам детей. Каждый ребенок может найти себе занятие по своим интересам (дети свободно ориентируются в пространстве группы, знают, что где лежит, имеют свободный доступ ко всем материалам).
Для осуществления выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей в каждой группе созданы центры выбора или инициативы ребёнка: «Доска выбора». Дети делают выбор в начале дня и отмечают карточкой деятельность по интересам, чем бы они хотели сегодня заниматься. Использование «Доски выбора» помогает детям договариваться о совместной деятельности, планировать, выбирать партнера по игре.
Дети активно пользуются предметами развивающей среды, поэтому они берут на себя обязанности поддерживать порядок в различных центрах. Придя утром в группу, воспитанники берут «Коробочку хлопот». Каждый выбирает бейджик с указанием той обязанности, которую он готов выполнять в этот день.
Б) Поддержка детской инициативы в процессе проектной деятельности. Дети очень любознательны, в процессе своего развития они задают множество вопросов, и хотят получить на эти вопросы ответы.
Проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка. Выбрав тему, заинтересовавшую детей, педагоги начинают работу. Обсуждают, о чем будет проект – выбирают тему, обсуждают цели и задачи. Каждое предложение ребенка выслушивается, записывается все на бумагу, затем зачитывается и обсуждается, составляется план проекта (предоставляется детям возможность самостоятельно выполнять практические действия). Итогом проекта становится то, что дети сами делают вывод о том, удалось ли им достичь поставленной цели. В детском саду были реализованы следующие проекты по интересам детей: исследовательский проект на тему «Этот мексиканский незнакомец – авокадо», результатом которого стало представление данного проекта педагогом Гуляевой Н.С. на очном этапе «Региональной ярмарки социально-педагогических инноваций - 2023» став призёром на тематической площадке «Поддержка детской инициативы в детском саду», также были реализованы проекты «Эколята – юные защитники природы».
В данное время одной из важнейших проблем является создание условий для нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Это отраженно и в ФГОС ДО, требованием которого является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. [2]
В Республике Алтай проживают представители более семидесяти национальностей: алтайцы (коренной народ), русские, казахи и другие. Пять этнических групп (кумандинцы, теленгиты, тубалары, челканцы, шорцы) включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации. К тому же, многие приехали на Алтай из других регионов и остались здесь жить, поэтому должны знать всё об истории края, его коренных народах, их культуре, обычаях, традициях. Не стоит забывать и об истории села/города, его достопримечательностях, о людях, делавших историю. [2]
С целью создания единого ядра содержания дошкольного образования по вопросам приобщения к малой Родине – Республике Алтай нами были разработаны и реализованы проекты «Неделя алтайского языка», «Земля снежного барса». В рамках реализации проекта дети вместе с взрослыми исследуют особенности народного праздника. Дети старшего дошкольного возраста устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни, принимали участие в поэтической онлайн-акции «Кожон кепту поэзия», «Табышкакты тап». республиканском заочном (дистанционном) фестивале педагогического мастерства «Алтын сӱрлӱ Алтайым» (Мой золотой Алтай), посвященный Дню алтайского языка ( Номинация №3 «Алтай чӱмдӱ сӧс» (Слово об Алтае) - Тадырова А.В.), республиканском конкурсе семейных видеороликов «Биле бирлигиле бек», посвященном Дню Алтайского языка (старший воспитатель Чокова А.В. заняла 3 место).
Из выше сказанного, можно сделать вывод, что, работа над проектом стимулирует не только рост познавательной активности и проявления инициативы детей, но и является мотиватором для детей, чтобы узнать что-то интересное, удивительное и поделиться этим с товарищами, родителями. [2]
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования Редакция от 8 января 2023 г. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028
- Костюнина А.А., Гаврилова Т.Г., Шатилова С.Н., Крыжная Т.Г., Самойлова А.В., Тозыякова О.С. Региональная программа «Любимый край – Горный Алтай» Горно - Алтайск, 2023 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО»
из личного опыта воспитателя...
Отчет по теме «Поддержка самостоятельности и инициативы детей среднего дошкольного возраста в режиссерских играх»
Отчёт по теме самообразования...
«Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС»
Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, в общине...
Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО (из опыта работы воспитателя)
Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО (из опыта работы воспитателя). В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно ...
Статья «Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО".
Статья «Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО"....
Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС
Развитие творческих способностей и детской инициативы дошкольников возможно при организации различных видов деятельности. Основная задача детского сада - создать такую развивающую среду в которой ребе...
Зеркало прогрессивных преобразований по теме "Поддержка самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста с помощью средств развивающей предметно-пространственной среды"
Проектирование деятельности дошкольного учреждния по поддержке детской самостоятельности и инициативы посредством развивающей предметно-пространственной среды....