Статья «Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО".
статья
Статья «Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО".
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО».
«Ни одно великое открытие не было сделано без инициативы». Р.Эмерсон
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные этапы личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником образовательного процесса, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять. ФГОС указывает, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, особенно в игре, которая является основным видом деятельности, на протяжении всего периода дошкольного возраста. Для полноценного развития дошкольника необходима самостоятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по инициативе ребенка. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе – умение, практические навыки. Для развития детской инициативы нужно:
- Давать простые задания (снимать страх «не могу», «не справлюсь»), развивать у детей инициативу. Поэтому на своих занятиях я задаю вопросы и слушаю ответы детей. «Маша, на кухне кто готовит?». Девочка средней группы затрудняется ответить, мы с ней просим помочь нам Сашу. Саша дает правильный ответ. Мы с Машей повторяем его и я, как педагог хвалю детей. Тем самым не разделяю – ты молодец, а ты нет. В моей деятельности нет понятия «не знаешь», «не прав». Я стараюсь помочь детям с помощью других детей и самое главное хвалить ребенка. Ведь очень важно в самом начале обучения не загубить в ребенке желание отвечать. Он может ошибаться и не правильный ответ имеет место быть. Ведь ребенок в начале долгого пути и ему очень важно знать, что он делает правильно, он молодец, он хороший. Ребенок, которого хвалят, уверен в себе, не боится проявлять инициативу, экспериментировать.
- Давать детям интересные задания. Или задания, где у ребенка есть личный интерес что-то делать. В зависимости ребенка и его опыта выполнения различных заданий, задания должны быть все более и более сложными. Возрастание сложности заданий – залог развития и прогресса, поэтому в своей педагогической деятельности я не боюсь усложнять задачи, которые выполняют дети в группе.
Дети моей группы принимали активное участие в проекте «Хлеб», они с большим удовольствием смотрели фильм о том, как сеют хлеб. У них вызвал огромный интерес рассказ о колоске. Раньше они думали, что булки, хлеб растут на деревьях, а благодаря проекту дети узнали много нового, изучали, экспериментировали, а я, как педагог, их во всем поддерживала, направляла, хвалила. Любовь и уважение – приводит к успеху. Неудача ведет к разочарованию, разочарование – к недостатку мотивации, а недостаток мотивации – к отказу еще раз сделать попытку. Успех ведет к победе, победа к мотивации, а она – к желанию побеждать и к новым успехам. Любовь и похвала – вот то, чего желает каждый ребенок больше всего.
Качество обучения зависит:
- От качества информации.
- Качество преподавания.
- Качество усвоения.
Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает достичь желаемых результатов. Взрослые являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями. Такие дети используют тягу к изучению информации, которая помогает им на пути к цели. Чтобы развивать инициативу, нужна мотивация. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
Поддержание в детях инициативы.
Здесь важно создать для детей предметно – пространственную среду для проявления самостоятельности при выборе ребенком деятельности по интересам (выбор ребенка сотоварищей; обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения).
Образовательная и игровая среда, должны стимулировать развитие поисково – познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребенок что-то делал сам: вырезал, строил, составлял, изображал, ощупывал. Дети должны приобретать опыт творческий, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализация прежних знаний при решении новых задач воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараясь все сразу показать и объяснить, не преподносить сразу какие – либо неожиданные сюрпризы, эффекты. Необходимо создать условия, чтобы дети о многом догадались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Из личного опыта могу однозначно сказать, что мои дети не боятся отвечать и дать не правильный ответ. Я поддерживаю в них желание узнать что-то новое, хвалю за победы и «неудачи». Задавая вопрос, они ищут правильный ответ, а я стараюсь наводящими вопросами им помочь. В своей работе я активно применяю проектный метод – этот метод позволяет свободно творить, дает воспитателю возможность экспериментировать, а детей раскрывает с различных сторон. При помощи экспериментирования дети становятся уверенными в себе. Таким образом, для поддержания инициативы и развития творческих способностей необходимо:
- Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовать собственные замыслы.
- Отмечать и приветствовать даже минимальный успех детей.
- Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого, как личность.
- Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями.
- Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и соблюдает в режимные моменты.
- Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по желанию ребенка создавать для него все необходимые условия.
- Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям.
- Поощрять различные творческие начинания ребенка.
Я считаю, что каждый ребенок индивидуален, к каждому нужен свой подход, важно давать детям, как можно больше инициативы в различных сферах деятельности. Необходимо хвалить ребенка, любить, быть другом и тогда он будет творить. Воспитатель должен всячески поддерживать творческие начинания ребенка и ребенок будет развиваться личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие детской инициативы и творческих способностей детей в соответствии с ФГОС ДО"
Статья предназначена для воспитателей детских садов и родителей воспитанников детских садов...
«Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО»
из личного опыта воспитателя...
«Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС»
Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, в общине...
Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО (из опыта работы воспитателя)
Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС ДО (из опыта работы воспитателя). В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно ...
Статья на тему: "Развитие детской инициативы и творческих способностей в изобразительной деятельности."
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода....
Статья "РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС ДО"
В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. И это развитие должно начинаться уже в первы...
Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС
Развитие творческих способностей и детской инициативы дошкольников возможно при организации различных видов деятельности. Основная задача детского сада - создать такую развивающую среду в которой ребе...