Проект по речевому развитию детей подготовительной к школе группы №2 «Мир сказок А.С. Пушкина»
методическая разработка (подготовительная группа)

Бородулина Ирина Ивановна

Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль в развитие речи дошкольника.

Сказки и стихотворения А.С. Пушкина должны быть неотъемлемой частью детского чтения, приобщая ребенка как к общекультурным ценностям, так и к богатству и величию родного языка, и сегодня, как никогда актуальным становится присоединение детей к миру русского языка, его богатству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_rechi_skazkipushkina.docx184.38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Рождественская средняя общеобразовательная школа»

                                                     

Паспорт проекта по речевому развитию детей подготовительной к школе группы №2

«Мир сказок А.С. Пушкина»

Составили воспитатели

1 кв. категории:

Гришаева Л.Р.

Бородулина И.И.

1.     Пояснительная записка

Что Пушкин для нас?

Великий писатель?

 Нет больше: одно из величайших

 явлений русского духа!

Д.С. Мережковский

Рассказать о Пушкине дошкольнику и просто и трудно. Просто – потому, что об этом великом поэте написано много книг и его жизнь хорошо известна. Трудно – потому, что современному дошкольнику надо рассказать так, чтобы увлечь его жизнью и творчеством этого великого человека.

От колыбели до последней дороги живет в каждом из нас свой Пушкин образом, строкой, мыслью, страстностью и убежденностью. Сначала сказка захватывает дух и полонит воображение, потом стихи врываются со стихией мороза, метели, с однозвучным колокольчиком, внезапно и властно возникает «чудное мгновенье» — и так неотступно и желанно для нас идет с нами великий поэт, учит жить и понимать жизнь во всей ее неповторимости и сложности.

«Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни» И. Тургенев.

Первым, кто по достоинству оценил "чарующие красотой и умом" пушкинские сказки, был Горький. "Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне - писал он о своих отроческих годах; - прочитав их несколько раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну".

Проект по данной теме поможет дошкольникам увлечься Пушкиным с детства!

 

2.     Актуальность проекта.

Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль в развитие речи дошкольника.

Сказки и стихотворения А.С. Пушкина должны быть неотъемлемой частью детского чтения, приобщая ребенка как к общекультурным ценностям, так и к богатству и величию родного языка, и сегодня, как никогда актуальным становится присоединение детей к миру русского языка, его богатству.

Детям мало знакомы имена известных детских писателей и названия их произведений. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является Александр Сергеевич Пушкин. Творчество А. С. Пушкина открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. У детей развивается мышление и воображение, происходит обогащение эмоций. Огромно его воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так, как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, сказки и стихи А. С. Пушкина воздействуют на личность детей, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Творчество А. С. Пушкина помогает развить ребенку высокий уровень культуры речи, способствует развитию образной речи, восприятию разнообразных сюжетов. Обогащение и активизация словаря направлено на понимание смыслового богатства слова, помогает подчеркнуть его образность.  

 Проведение данного проекта нацелено на «Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы»., (произведения А. С. Пушкина) и другими видами деятельности.

 

 

3.     Паспорт проекта.

 

Творческое название

«Мир сказок А.С. Пушкина»

Организация, на базе которой реализуется проект

МОУ «Рождественская СОШ» (дошкольное отделение)

Разработчики проекта

Воспитатели: Гришаева Л.Р., Бородулина И.И.

Участники проекта

Воспитатели, родители, воспитанники подготовительной к школе группы №2.

Вид проекта

Творческий

Тип проекта

Долгосрочный

Срок – реализации

Ноябрь 2022г. – Март 2023г.

Этапы реализации проекта

Подготовительный: 7 – 25.11

Основной: 28.11 – 24.02

Заключительный: 27.02-24.03

Основная образовательная деятельность

Речевое развитие

Интеграция образовательных областей при реализации проекта

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

 

 

 

4.     Цель, задачи проекта:

Цель проекта: Расширение познаний дошкольников и родителей о сказках Пушкина, его жизни через речевую, игровую и художественно - продуктивную деятельность.

Задачи проектной деятельности:

·        Подобрать необходимые материалы для расширения представлений у дошкольников о жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина.

·        Развивать стремление узнать о творчестве Александра Сергеевича Пушкина и его сказках.

·        Рассмотреть иллюстрации художников, которые изображали героев сказок А.С. Пушкина

·        Развивать стремление приобщаться к богатству русского языка через сказки поэта, правильно воспринимать содержание сказок и героев, способствовать развитию таких навыков, как интонирование и мимика.

·        Познакомить с его произведениями, научить понимать образность выражений, слышать ритм в его стихотворениях и сказках, наслаждаться мелодичностью строк.

·        Закреплять художественные навыки для создания сюжетов по сказкам А. С. Пушкина, поощрять творческие, композиционные и цветовые решения в рисунках и работах.

·        Воспитывать любовь к книге.

·        Развивать связную (диалогическую и монологическую) речь, через театрализованную деятельность.

·        Составить методические рекомендации для родителей по знакомству детей со сказками и творчеством А. С. Пушкина

·        Сделать анализ и обобщение результатов проекта. 

  

 

5.     Перспективный план работы по проекту.

 

Этапы

Мероприятия

1. Подготовительный

1.     Подбор познавательного и иллюстрационного материала о творчестве А. С. Пушкина.

2.     Подготовить презентацию «Творчество А. С. Пушкина»

3.     Подбор книг стихов, сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», «У Лукоморья дуб зеленый…» и др.

4.     Подготовка игр, атрибутов для продуктивной деятельности;

5.     Подбор музыкального сопровождения.

6.     Подбор демонстрационного материала, атрибутов для творческой, познавательной деятельности);

7.     Обновление предметно-развивающей среды группы.

2. Основной

Работа с родителями:

1.     Консультация для родителей: «Сказки Пушкина в жизни ребенка».

2.      Буклет «Сказка ложь, да в ней намек!...»

3.     Помощь в создании выставки творческих работ «Мир сказок А. С. Пушкина» 

4.     Пополнение в книжном уголке книг А.С.Пушкина.

Работа с детьми:

1.     Чтение детям сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

2.      Подвижные игры с детьми: «Ловись золотая рыбка», «Ветер, ветер ты могуч…», «Море волнуется»

3.     Пополнение в книжном уголке книг А.С.Пушкина.

4.     НОД «Знакомство с творчеством А. С. Пушкина».

5.     Чтение сказок А. С. Пушкина.

6.      Ознакомление с иллюстрациями художников к сказкам А. С. Пушкина, просмотр мультфильмов на основе его сказок.

7.     Заучивание отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» -  «У Лукоморья дуб зеленый..».

8.     Отгадывание загадок по сказкам.

9.     Игровые ситуации «Если б я была царица…», «Если бы я поймал золотую рыбку…», «Свет мой зеркальце скажи…»

10.     Дидактические игры о стихотворных сказках А. С. Пушкина, подвижные игры.

11.     Театрализованные постановки, отрывки из сказок «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане..»

12.     Изобразительная деятельность, сюжетное рисование по сказкам А. С. Пушкина

3. Заключительный

1.     Литературный досуг «Что за прелесть эти сказки»

2.     Выставка творческих работ по сказкам А. С. Пушкина. «Вернисаж по сказкам А.С. Пушкина» 

 

6.   Ожидаемые результаты проекта.

·                   Формирование у детей интереса к чтению;

·                   Расширение знаний у детей о русском поэте А. С. Пушкине;

·                   Развитие воображения, пополнение словарного запаса, проявление творческих способностей;

·                   Развитие связной речи, через театрализованную деятельность;

·                   Понимание смысла и идей сказок Пушкина;

·                   Расширение художественных наклонностей при изображении героев сказок поэта и писателя.

Ожидаемые результаты проекта: с интересом и живым откликом у воспитанников прочитаны сказки великого поэта. Родителям предложены консультации «Сказки Пушкина в жизни ребенка», «Сказка ложь, да в ней намек!...» с рекомендациями и играми для детей.

Возросло желание продолжить чтение других произведений А. Пушкина - не только сказок, но и стихов. Выучены с детьми отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморье дуб зеленый..».

В книжном уголке в свободном доступе размещены книги со сказками  и стихотворениями Пушкина разных издательств и разных лет издания, оформленные разными художниками-иллюстраторами, а также сюжетные картинки, которые использовали для сюжетных игр.

Пополнилась картотека подвижных и театрализованных игр по сказкам А.С. Пушкина. Расширилось представление детей о народном искусстве, фольклоре, музыке.

Проведена непосредственно-образовательная деятельность «Знакомство с творчеством А.С. Пушкина», в которой дети узнают о жизни и творчестве великого поэта. Дети заинтересованы и отвечают на поставленные вопросы. Воспитанникам предложены загадки, проигрывание игровых ситуаций: «Если б я была царица…», «Если бы я поймал золотую рыбку…», «Свет мой зеркальце скажи…». Дети увлечены сказками Пушкина, в которых они узнают героев и сюжеты, воплощая их в продуктивной деятельности.

Изготовлены атрибуты  к литературному досугу.

Итогом всей работы над проектом можно считать:

1.     Проведение литературного досуга «Что за прелесть эти сказки», в котором дети сыграют театрализованные отрывки из сказок «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

2.     Выставку творческих работ «Вернисаж по сказкам А.С. Пушкина».

Сказки в жизни ребёнка занимают важное место. В ходе проекта необходимо заинтересовать сказочной жизнью не только детей, но и их родителей, чтобы сказки А.С. Пушкина вернулись в дом, в семью, в жизнь. Дети приобщаются к богатству русского языка, его выразительным формам. Дошкольники расширяют свои познания о русском народном быте, истории, культуре благодаря сказкам Пушкина.

7. Перспективное планирование

Неделя

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Образовательная деятельность в режимных моментах (групповая, подгрупповая)

НОД

28.11-02.12

Познакомить с творчеством великого русского поэта А.С.Пушкина. Вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения А. С. Пушкина.

1. Чтение худ. литер.

Тема: Знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», рассматривание иллюстраций.

2. Физическая культура. Тематическая подвижная игра

Книжный уголок:

  • Собрать библиотечку сказок А.С.Пушкина

Дидактическая игра «Узнай героя по описанию»

Разучивание отрывка из

произведения

А.С.Пушкина.

Игры по желанию детей в игровых уголках

Утренняя тематическая гимнастика

Конструирование: «Книжки -малышки» (по «Сказке о рыбаке и рыбке»)

Книжный уголок:

- Составить словарик трудных слов из сказок А.С. Пушкина

Тематическая подвижная игра

Лепка «Золотая рыбка» (пластилинография)

Ручной труд: «Ремонт книг»

05.12-09.12

Учить придумывать загадки, подбирать по смыслу названия качеств

(прилагательные) и действий (глаголы)

Чтение и обсуждение с детьми стихотворений А.С. Пушкина о разных временах года.

Познакомить с понятием «эпитет»

Прогулка:

-Наблюдение за ветром (вспомнить, как эта стихия представлена в произведение А.С. Пушкина

Беседа «В библиотеке».

Вспомнить как нужно себя вести в общественных местах, что делают читатели в читальном зале, чем им может помочь библиотекарь, для чего нужны библиотеки.

Конструирование, ручной труд «Изготовление закладки»

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Познакомить с портретом А.С.

Пушкина. Рассказ воспитателя «Сказки Пушкина - торжество

добра и справедливости»

Рисование: - иллюстрации к произведению А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Игры по желанию детей в игровых уголках

12.12-16.12

Утренняя тематическая гимнастика

Чтение «Сказки и царе Салтане…», обсуждение с детьми, рассматривание иллюстраций

Толкование трудных слов из словарика

Дидактическая игра «Составь сказку»

Беседа «Русские народные прибаутки в сказках А.С.Пушкина»

Прогулка, наблюдения: формировать умение описывать погоду, использовать слова-синонимы.

Отгадывание загадок

Аппликация «Белочка с орешками»

Рассматривание книг, иллюстраций к произведениям А.С.Пушкина

19.12-23.12

Дидактическая игра «Узнай героя по описанию»

Речевое развитие. Составление творческих рассказов «Если бы я попал(а) в сказку».

Игры в музыкальном уголке с народными инструментами и муз. игрушками.

Тематическая подвижная игра

Рисование: - иллюстрации к произведению А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Ручной труд в библиотеке- аккуратно раскладываем книги, протираем пыль.

Беседа «Что мы узнали о Пушкине дома»

Обсуждение с детьми рекомендованных к просмотру с родителями мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина

Театрализация (кукольный театр, персонажи из бумаги): сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Игры по желанию детей в уголках активности

26.12-30.12

Дидактическая игра «Из какой сказки?»

Чтение А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», обсуждение с детьми, рассматривание иллюстраций

Толкование трудных слов из словарика

Знакомство со стихотворениями Пушкина о зиме, толкование незнакомых слов

Конструирование «Книжки -малышки» по знакомым сказкам А.С. Пушкина

Прогулка, наблюдения: формировать умение описывать погоду, использовать слова-синонимы и антонимы.

Подведение промежуточных результатов проекта.

Беседа «Что мы узнали о сказках и стихотворениях А.С. Пушкина»

Рисование обложек и иллюстраций (сюжетов) в книжках – малышках по знакомым сказкам А.С. Пушкина

Обсуждение

«Что почитать и посмотреть на каникулах с родителями»

10.01-13.01

Беседа «Что мы узнали на каникулах»

Обсуждение с детьми рекомендованных к прочтению и просмотру с родителями произведений А.С. Пушкина

Развитие речи «Расскажи сказку по своим иллюстрациям» (пересказ с опорными картинками из «книжек-малышек»)

Театрализованная игра «Три желания»

Дидактическая игра «Скажи в рифму»

Конструирование «Изба и Терем»

Вырезание героев из сказок А.С. Пушкина - для теневого театра

Тематическая подвижная игра

Чтение А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», обсуждение с детьми, рассматривание иллюстраций

Игра-драматизация «Свет мой зеркальце скажи»

16.01-20.01

Беседа «Чему нас учат сказки?»

Развитие речи «Кто такие богатыри?»

Составление рассказов по образцу, фантазирование на заданную тему.

Прогулка, наблюдения: формировать умение описывать окружающие объекты в рифму.

Утренняя тематическая гимнастика

Лепка «Богатырь»

Игра с героями сказок в теневой театр

Дидактическая игра «Узнай героя по описанию»

Рисование «Царевна-Лебедь»

Ручной труд в библиотеке- аккуратно раскладываем книги, протираем пыль.

23.01- 27.01

Дидактическая игра «Составь сказку» (по серии картинок)

Развитие речи. Разучивание отрывка «У Лукоморья дуб зеленый...» из

поэмы

А.С.Пушкина

Толкование трудных слов из словарика

Тематическая подвижная игра

Аппликация «У Лукоморья»

Игра-драматизация «Кабы я была царица»

Дидактическая игра «Придумай рифму»

Рисование «Терем расписной»

Книжный уголок «Ремонт книг»

30.01-03.02

Утренняя тематическая гимнастика

Развитие речи. Основы грамотности.

Решение кроссворда с загадками и ключевым словом

Игры с героями сказок в кукольный театр

Дидактическая игра «Из какой сказки?»

Рисование с элементами аппликации «Портрет Пушкина»

Прогулка: игры со снегом, рисование на снегу, обсуждение узоров

06.02-10.02

Тематическая подвижная игра

Развитие речи «Моя любимая сказка А.С. Пушкина»

Толкование трудных слов из словарика

Дидактическая игра «Составь сказку» (по серии картинок)

Конструирование из бросового материала «Терем»

Игры в музыкальном уголке с народными инструментами и муз. игрушками.

Дидактическая игра «Скажи в рифму»

ФЭМП «Орешки у белочки»

Ручной труд в библиотеке- аккуратно раскладываем книги, протираем пыль.

13.02-17.02

Беседа «Кто такие поэты?»

Развитие речи «Что мы узнали о творчестве А.С. Пушкина»

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Утренняя тематическая гимнастика

Лепка (пластилинография) «Зимний пейзаж»

Игра-драматизация по выбору детей

20.02-24.02

Беседа «Русские зимние забавы»

Развитие речи «Описание русских народных костюмов, их особенностей»

Прогулка: игры со снегом, рисование на снегу, лепка фигур.

Загадывание загадок по сказкам А.С. Пушкина

Рисование «Русский народный костюм»

Игры по желанию детей в игровых уголках

27.02-03.03

Беседа «Как мы ходили в библиотеку»

Развитие речи. Пересказ по ролям «Сказка о рыбаке и рыбке»

Театрализованные игры по выбору детей

Тематическая пальчиковая гимнастика

Конструирование (из ткани/пряжи) «Плетение косы»

Прогулка, наблюдения. Предложить детям описывать объекты наблюдения, используя рифмы

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Рисование по сказкам Пушкина (на выбор детей)

Рассматривание иллюстраций в книгах к сказкам А.С. Пушкина

06.03-10.03

Беседа «Какие новые слова мы узнали из сказок А.С. Пушкина»

Развитие речи. Чтение и обсуждение «Сказки о попе и работнике его Балде»

Игра с героями сказок в кукольный театр

Утренняя тематическая гимнастика

Лепка (пластилинография) «Королевич Елисей»

Игры по желанию детей в игровых уголках

13.03-17.03

Беседа «Русские народные музыкальные инструменты». Что мы о них узнали

Развитие речи. Пересказ по ролям «Сказка о золотом петушке»

Игры в музыкальном уголке с народными инструментами и муз. игрушками.

Хороводная тематическая игра

Аппликация «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»

Ручной труд «Ремонт книг»

20.03-24.03

Итоговые мероприятия:

Выставка творческих работ по сказкам А. С. Пушкина. «Вернисаж по сказкам А.С. Пушкина» 

Литературный театрализованный досуг «Что за прелесть эти сказки»

8.   Литература

1.   Давыдова О. И., Майер А. А. Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьёй. М. Сфера, 2012.

2.    Богатырёва Ю., Богатырёв А. Дошкольникам о Пушкине. Гном и Д, 1999

3.   Сказки Пушкина. Новый формат. 2003.

4.     Сказки русских писателей. Детская книга. 1985. 1 А. С. Пушкин. «Стихи и сказки». Изд .Детская литература, М.,1974г.

5.     2 А. Самарцев. А. С. Пушкин. Изд. Белый город. М., 2003г.

6.     3 И. Токмакова. Поговорим с тобой о А. С. Пушкине. Дошкольное

7.     воспитание№1.1999 г.

8.     4 Г. Светлова. А. С. Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!»

9.     Дошкольное воспитание №1.1999 г.

10. 5 К. Степанов. Пушкин: истоки творчества. Дошкольное воспитание №2 2000г.

11. 6 Н. И. Попова. Музей-квартира А. С. Пушкина. Лениздат, 1989г.

12. 7 Журналы «Дошкольное воспитание» № 6-97 г., № 6-98 г., № 6-99 г., № 2, № 6-2000г.

13. 8 Л. М. Жукова. История о великом поэте Пушкин. Изд. Белый город, М., 2003г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы

Сообщение из опыта работы воспитателя по развитию речи  у детей старших возрастных групп....

Диагностика речевого развития детей подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС

Предлагаю диагностику речевого развития детей подготовительной группы. Работая по речевому направлению, я заметила, что у детей улучшается связная речь, дети становятся более эмоциональными и общитель...

Конспект НОД речевого развития детей подготовительной к школе группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности речевого развития детей подготовительной к школе группы на тему  "Если б не было зимы …". Цель: Развитие умения составл...

Тематическое планирование занятий по речевому развитию детей подготовительной к школе группы.

   аПланирование работы по развитию речи представляет собой определенную координированную систему мероприятий, которая предусматривает порядок, последовательность и сроки выполне...

Статья "Особенности речевого развития детей подготовительной к школе группе".

Статья об особенностях речевого развития детей подготовительной к школе группе....

ПРОЕКТ   по речевому развитию детей подготовительной к школе группы   «Правильная речь – залог успеха».

Цель: Формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности, грамматического строя речи.Задачи проекта: • формировать у детей стремление говорить грамматически правильно.• развива...

Проект по речевому развитию детей подготовительной к школе группы посредством игровой деятельности «Учимся, играя»

Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, «включает...