Проект по речевому развитию детей подготовительной к школе группы №2 «Мир сказок А.С. Пушкина»
методическая разработка (подготовительная группа)
Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль в развитие речи дошкольника.
Сказки и стихотворения А.С. Пушкина должны быть неотъемлемой частью детского чтения, приобщая ребенка как к общекультурным ценностям, так и к богатству и величию родного языка, и сегодня, как никогда актуальным становится присоединение детей к миру русского языка, его богатству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razvitie_rechi_skazkipushkina.docx | 184.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Паспорт проекта по речевому развитию детей подготовительной к школе группы №2
«Мир сказок А.С. Пушкина»
Составили воспитатели
1 кв. категории:
Гришаева Л.Р.
Бородулина И.И.
1. Пояснительная записка
Что Пушкин для нас?
Великий писатель?
Нет больше: одно из величайших
явлений русского духа!
Д.С. Мережковский
Рассказать о Пушкине дошкольнику и просто и трудно. Просто – потому, что об этом великом поэте написано много книг и его жизнь хорошо известна. Трудно – потому, что современному дошкольнику надо рассказать так, чтобы увлечь его жизнью и творчеством этого великого человека.
От колыбели до последней дороги живет в каждом из нас свой Пушкин образом, строкой, мыслью, страстностью и убежденностью. Сначала сказка захватывает дух и полонит воображение, потом стихи врываются со стихией мороза, метели, с однозвучным колокольчиком, внезапно и властно возникает «чудное мгновенье» — и так неотступно и желанно для нас идет с нами великий поэт, учит жить и понимать жизнь во всей ее неповторимости и сложности.
«Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался типическими образами, бессмертными звуками на все веяния русской жизни» И. Тургенев.
Первым, кто по достоинству оценил "чарующие красотой и умом" пушкинские сказки, был Горький. "Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне - писал он о своих отроческих годах; - прочитав их несколько раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну".
Проект по данной теме поможет дошкольникам увлечься Пушкиным с детства!
2. Актуальность проекта.
Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль в развитие речи дошкольника.
Сказки и стихотворения А.С. Пушкина должны быть неотъемлемой частью детского чтения, приобщая ребенка как к общекультурным ценностям, так и к богатству и величию родного языка, и сегодня, как никогда актуальным становится присоединение детей к миру русского языка, его богатству.
Детям мало знакомы имена известных детских писателей и названия их произведений. Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является Александр Сергеевич Пушкин. Творчество А. С. Пушкина открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. У детей развивается мышление и воображение, происходит обогащение эмоций. Огромно его воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так, как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, сказки и стихи А. С. Пушкина воздействуют на личность детей, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Творчество А. С. Пушкина помогает развить ребенку высокий уровень культуры речи, способствует развитию образной речи, восприятию разнообразных сюжетов. Обогащение и активизация словаря направлено на понимание смыслового богатства слова, помогает подчеркнуть его образность.
Проведение данного проекта нацелено на «Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы»., (произведения А. С. Пушкина) и другими видами деятельности.
3. Паспорт проекта.
Творческое название | «Мир сказок А.С. Пушкина» |
Организация, на базе которой реализуется проект | МОУ «Рождественская СОШ» (дошкольное отделение) |
Разработчики проекта | Воспитатели: Гришаева Л.Р., Бородулина И.И. |
Участники проекта | Воспитатели, родители, воспитанники подготовительной к школе группы №2. |
Вид проекта | Творческий |
Тип проекта | Долгосрочный |
Срок – реализации | Ноябрь 2022г. – Март 2023г. |
Этапы реализации проекта | Подготовительный: 7 – 25.11 Основной: 28.11 – 24.02 Заключительный: 27.02-24.03 |
Основная образовательная деятельность | Речевое развитие |
Интеграция образовательных областей при реализации проекта | Речевое развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие |
4. Цель, задачи проекта:
Цель проекта: Расширение познаний дошкольников и родителей о сказках Пушкина, его жизни через речевую, игровую и художественно - продуктивную деятельность.
Задачи проектной деятельности:
· Подобрать необходимые материалы для расширения представлений у дошкольников о жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина.
· Развивать стремление узнать о творчестве Александра Сергеевича Пушкина и его сказках.
· Рассмотреть иллюстрации художников, которые изображали героев сказок А.С. Пушкина
· Развивать стремление приобщаться к богатству русского языка через сказки поэта, правильно воспринимать содержание сказок и героев, способствовать развитию таких навыков, как интонирование и мимика.
· Познакомить с его произведениями, научить понимать образность выражений, слышать ритм в его стихотворениях и сказках, наслаждаться мелодичностью строк.
· Закреплять художественные навыки для создания сюжетов по сказкам А. С. Пушкина, поощрять творческие, композиционные и цветовые решения в рисунках и работах.
· Воспитывать любовь к книге.
· Развивать связную (диалогическую и монологическую) речь, через театрализованную деятельность.
· Составить методические рекомендации для родителей по знакомству детей со сказками и творчеством А. С. Пушкина
· Сделать анализ и обобщение результатов проекта.
5. Перспективный план работы по проекту.
Этапы | Мероприятия |
1. Подготовительный | 1. Подбор познавательного и иллюстрационного материала о творчестве А. С. Пушкина. 2. Подготовить презентацию «Творчество А. С. Пушкина» 3. Подбор книг стихов, сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», «У Лукоморья дуб зеленый…» и др. 4. Подготовка игр, атрибутов для продуктивной деятельности; 5. Подбор музыкального сопровождения. 6. Подбор демонстрационного материала, атрибутов для творческой, познавательной деятельности); 7. Обновление предметно-развивающей среды группы. |
2. Основной | Работа с родителями: 1. Консультация для родителей: «Сказки Пушкина в жизни ребенка». 2. Буклет «Сказка ложь, да в ней намек!...» 3. Помощь в создании выставки творческих работ «Мир сказок А. С. Пушкина» 4. Пополнение в книжном уголке книг А.С.Пушкина. Работа с детьми: 1. Чтение детям сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди». 2. Подвижные игры с детьми: «Ловись золотая рыбка», «Ветер, ветер ты могуч…», «Море волнуется» 3. Пополнение в книжном уголке книг А.С.Пушкина. 4. НОД «Знакомство с творчеством А. С. Пушкина». 5. Чтение сказок А. С. Пушкина. 6. Ознакомление с иллюстрациями художников к сказкам А. С. Пушкина, просмотр мультфильмов на основе его сказок. 7. Заучивание отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» - «У Лукоморья дуб зеленый..». 8. Отгадывание загадок по сказкам. 9. Игровые ситуации «Если б я была царица…», «Если бы я поймал золотую рыбку…», «Свет мой зеркальце скажи…» 10. Дидактические игры о стихотворных сказках А. С. Пушкина, подвижные игры. 11. Театрализованные постановки, отрывки из сказок «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане..» 12. Изобразительная деятельность, сюжетное рисование по сказкам А. С. Пушкина |
3. Заключительный | 1. Литературный досуг «Что за прелесть эти сказки» 2. Выставка творческих работ по сказкам А. С. Пушкина. «Вернисаж по сказкам А.С. Пушкина» |
6. Ожидаемые результаты проекта.
· Формирование у детей интереса к чтению;
· Расширение знаний у детей о русском поэте А. С. Пушкине;
· Развитие воображения, пополнение словарного запаса, проявление творческих способностей;
· Развитие связной речи, через театрализованную деятельность;
· Понимание смысла и идей сказок Пушкина;
· Расширение художественных наклонностей при изображении героев сказок поэта и писателя.
Ожидаемые результаты проекта: с интересом и живым откликом у воспитанников прочитаны сказки великого поэта. Родителям предложены консультации «Сказки Пушкина в жизни ребенка», «Сказка ложь, да в ней намек!...» с рекомендациями и играми для детей.
Возросло желание продолжить чтение других произведений А. Пушкина - не только сказок, но и стихов. Выучены с детьми отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморье дуб зеленый..».
В книжном уголке в свободном доступе размещены книги со сказками и стихотворениями Пушкина разных издательств и разных лет издания, оформленные разными художниками-иллюстраторами, а также сюжетные картинки, которые использовали для сюжетных игр.
Пополнилась картотека подвижных и театрализованных игр по сказкам А.С. Пушкина. Расширилось представление детей о народном искусстве, фольклоре, музыке.
Проведена непосредственно-образовательная деятельность «Знакомство с творчеством А.С. Пушкина», в которой дети узнают о жизни и творчестве великого поэта. Дети заинтересованы и отвечают на поставленные вопросы. Воспитанникам предложены загадки, проигрывание игровых ситуаций: «Если б я была царица…», «Если бы я поймал золотую рыбку…», «Свет мой зеркальце скажи…». Дети увлечены сказками Пушкина, в которых они узнают героев и сюжеты, воплощая их в продуктивной деятельности.
Изготовлены атрибуты к литературному досугу.
Итогом всей работы над проектом можно считать:
1. Проведение литературного досуга «Что за прелесть эти сказки», в котором дети сыграют театрализованные отрывки из сказок «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
2. Выставку творческих работ «Вернисаж по сказкам А.С. Пушкина».
Сказки в жизни ребёнка занимают важное место. В ходе проекта необходимо заинтересовать сказочной жизнью не только детей, но и их родителей, чтобы сказки А.С. Пушкина вернулись в дом, в семью, в жизнь. Дети приобщаются к богатству русского языка, его выразительным формам. Дошкольники расширяют свои познания о русском народном быте, истории, культуре благодаря сказкам Пушкина.
7. Перспективное планирование
Неделя | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Создание условий для самостоятельной деятельности детей | |
Образовательная деятельность в режимных моментах (групповая, подгрупповая) | НОД | ||
28.11-02.12 | Познакомить с творчеством великого русского поэта А.С.Пушкина. Вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения А. С. Пушкина. | 1. Чтение худ. литер. Тема: Знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», рассматривание иллюстраций. 2. Физическая культура. Тематическая подвижная игра | Книжный уголок:
|
Дидактическая игра «Узнай героя по описанию» | Разучивание отрывка из произведения А.С.Пушкина. | Игры по желанию детей в игровых уголках | |
Утренняя тематическая гимнастика | Конструирование: «Книжки -малышки» (по «Сказке о рыбаке и рыбке») | Книжный уголок: - Составить словарик трудных слов из сказок А.С. Пушкина | |
Тематическая подвижная игра | Лепка «Золотая рыбка» (пластилинография) | Ручной труд: «Ремонт книг» | |
05.12-09.12 | Учить придумывать загадки, подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные) и действий (глаголы) | Чтение и обсуждение с детьми стихотворений А.С. Пушкина о разных временах года. Познакомить с понятием «эпитет» | Прогулка: -Наблюдение за ветром (вспомнить, как эта стихия представлена в произведение А.С. Пушкина |
Беседа «В библиотеке». Вспомнить как нужно себя вести в общественных местах, что делают читатели в читальном зале, чем им может помочь библиотекарь, для чего нужны библиотеки. | Конструирование, ручной труд «Изготовление закладки» | Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» | |
Познакомить с портретом А.С. Пушкина. Рассказ воспитателя «Сказки Пушкина - торжество добра и справедливости» | Рисование: - иллюстрации к произведению А.С.Пушкина «Зимнее утро» | Игры по желанию детей в игровых уголках | |
12.12-16.12 | Утренняя тематическая гимнастика | Чтение «Сказки и царе Салтане…», обсуждение с детьми, рассматривание иллюстраций | Толкование трудных слов из словарика |
Дидактическая игра «Составь сказку» | Беседа «Русские народные прибаутки в сказках А.С.Пушкина» | Прогулка, наблюдения: формировать умение описывать погоду, использовать слова-синонимы. | |
Отгадывание загадок | Аппликация «Белочка с орешками» | Рассматривание книг, иллюстраций к произведениям А.С.Пушкина | |
19.12-23.12 | Дидактическая игра «Узнай героя по описанию» | Речевое развитие. Составление творческих рассказов «Если бы я попал(а) в сказку». | Игры в музыкальном уголке с народными инструментами и муз. игрушками. |
Тематическая подвижная игра | Рисование: - иллюстрации к произведению А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» | Ручной труд в библиотеке- аккуратно раскладываем книги, протираем пыль. | |
Беседа «Что мы узнали о Пушкине дома» Обсуждение с детьми рекомендованных к просмотру с родителями мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина | Театрализация (кукольный театр, персонажи из бумаги): сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | Игры по желанию детей в уголках активности | |
26.12-30.12 | Дидактическая игра «Из какой сказки?» | Чтение А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», обсуждение с детьми, рассматривание иллюстраций | Толкование трудных слов из словарика |
Знакомство со стихотворениями Пушкина о зиме, толкование незнакомых слов | Конструирование «Книжки -малышки» по знакомым сказкам А.С. Пушкина | Прогулка, наблюдения: формировать умение описывать погоду, использовать слова-синонимы и антонимы. | |
Подведение промежуточных результатов проекта. Беседа «Что мы узнали о сказках и стихотворениях А.С. Пушкина» | Рисование обложек и иллюстраций (сюжетов) в книжках – малышках по знакомым сказкам А.С. Пушкина | Обсуждение «Что почитать и посмотреть на каникулах с родителями» | |
10.01-13.01 | Беседа «Что мы узнали на каникулах» Обсуждение с детьми рекомендованных к прочтению и просмотру с родителями произведений А.С. Пушкина | Развитие речи «Расскажи сказку по своим иллюстрациям» (пересказ с опорными картинками из «книжек-малышек») | Театрализованная игра «Три желания» |
Дидактическая игра «Скажи в рифму» | Конструирование «Изба и Терем» | Вырезание героев из сказок А.С. Пушкина - для теневого театра | |
Тематическая подвижная игра | Чтение А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», обсуждение с детьми, рассматривание иллюстраций | Игра-драматизация «Свет мой зеркальце скажи» | |
16.01-20.01 | Беседа «Чему нас учат сказки?» | Развитие речи «Кто такие богатыри?» Составление рассказов по образцу, фантазирование на заданную тему. | Прогулка, наблюдения: формировать умение описывать окружающие объекты в рифму. |
Утренняя тематическая гимнастика | Лепка «Богатырь» | Игра с героями сказок в теневой театр | |
Дидактическая игра «Узнай героя по описанию» | Рисование «Царевна-Лебедь» | Ручной труд в библиотеке- аккуратно раскладываем книги, протираем пыль. | |
23.01- 27.01 | Дидактическая игра «Составь сказку» (по серии картинок) | Развитие речи. Разучивание отрывка «У Лукоморья дуб зеленый...» из поэмы А.С.Пушкина | Толкование трудных слов из словарика |
Тематическая подвижная игра | Аппликация «У Лукоморья» | Игра-драматизация «Кабы я была царица» | |
Дидактическая игра «Придумай рифму» | Рисование «Терем расписной» | Книжный уголок «Ремонт книг» | |
30.01-03.02 | Утренняя тематическая гимнастика | Развитие речи. Основы грамотности. Решение кроссворда с загадками и ключевым словом | Игры с героями сказок в кукольный театр |
Дидактическая игра «Из какой сказки?» | Рисование с элементами аппликации «Портрет Пушкина» | Прогулка: игры со снегом, рисование на снегу, обсуждение узоров | |
06.02-10.02 | Тематическая подвижная игра | Развитие речи «Моя любимая сказка А.С. Пушкина» | Толкование трудных слов из словарика |
Дидактическая игра «Составь сказку» (по серии картинок) | Конструирование из бросового материала «Терем» | Игры в музыкальном уголке с народными инструментами и муз. игрушками. | |
Дидактическая игра «Скажи в рифму» | ФЭМП «Орешки у белочки» | Ручной труд в библиотеке- аккуратно раскладываем книги, протираем пыль. | |
13.02-17.02 | Беседа «Кто такие поэты?» | Развитие речи «Что мы узнали о творчестве А.С. Пушкина» | Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» |
Утренняя тематическая гимнастика | Лепка (пластилинография) «Зимний пейзаж» | Игра-драматизация по выбору детей | |
20.02-24.02 | Беседа «Русские зимние забавы» | Развитие речи «Описание русских народных костюмов, их особенностей» | Прогулка: игры со снегом, рисование на снегу, лепка фигур. |
Загадывание загадок по сказкам А.С. Пушкина | Рисование «Русский народный костюм» | Игры по желанию детей в игровых уголках | |
27.02-03.03 | Беседа «Как мы ходили в библиотеку» | Развитие речи. Пересказ по ролям «Сказка о рыбаке и рыбке» | Театрализованные игры по выбору детей |
Тематическая пальчиковая гимнастика | Конструирование (из ткани/пряжи) «Плетение косы» | Прогулка, наблюдения. Предложить детям описывать объекты наблюдения, используя рифмы | |
Дидактическая игра «Найди ошибку» | Рисование по сказкам Пушкина (на выбор детей) | Рассматривание иллюстраций в книгах к сказкам А.С. Пушкина | |
06.03-10.03 | Беседа «Какие новые слова мы узнали из сказок А.С. Пушкина» | Развитие речи. Чтение и обсуждение «Сказки о попе и работнике его Балде» | Игра с героями сказок в кукольный театр |
Утренняя тематическая гимнастика | Лепка (пластилинография) «Королевич Елисей» | Игры по желанию детей в игровых уголках | |
13.03-17.03 | Беседа «Русские народные музыкальные инструменты». Что мы о них узнали | Развитие речи. Пересказ по ролям «Сказка о золотом петушке» | Игры в музыкальном уголке с народными инструментами и муз. игрушками. |
Хороводная тематическая игра | Аппликация «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» | Ручной труд «Ремонт книг» | |
20.03-24.03 | Итоговые мероприятия: | Выставка творческих работ по сказкам А. С. Пушкина. «Вернисаж по сказкам А.С. Пушкина» | |
Литературный театрализованный досуг «Что за прелесть эти сказки» |
8. Литература
1. Давыдова О. И., Майер А. А. Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьёй. М. Сфера, 2012.
2. Богатырёва Ю., Богатырёв А. Дошкольникам о Пушкине. Гном и Д, 1999
3. Сказки Пушкина. Новый формат. 2003.
4. Сказки русских писателей. Детская книга. 1985. 1 А. С. Пушкин. «Стихи и сказки». Изд .Детская литература, М.,1974г.
5. 2 А. Самарцев. А. С. Пушкин. Изд. Белый город. М., 2003г.
6. 3 И. Токмакова. Поговорим с тобой о А. С. Пушкине. Дошкольное
7. воспитание№1.1999 г.
8. 4 Г. Светлова. А. С. Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!»
9. Дошкольное воспитание №1.1999 г.
10. 5 К. Степанов. Пушкин: истоки творчества. Дошкольное воспитание №2 2000г.
11. 6 Н. И. Попова. Музей-квартира А. С. Пушкина. Лениздат, 1989г.
12. 7 Журналы «Дошкольное воспитание» № 6-97 г., № 6-98 г., № 6-99 г., № 2, № 6-2000г.
13. 8 Л. М. Жукова. История о великом поэте Пушкин. Изд. Белый город, М., 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы
Сообщение из опыта работы воспитателя по развитию речи у детей старших возрастных групп....
Диагностика речевого развития детей подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС
Предлагаю диагностику речевого развития детей подготовительной группы. Работая по речевому направлению, я заметила, что у детей улучшается связная речь, дети становятся более эмоциональными и общитель...
Конспект НОД речевого развития детей подготовительной к школе группы
Конспект непосредственно образовательной деятельности речевого развития детей подготовительной к школе группы на тему "Если б не было зимы …". Цель: Развитие умения составл...
Тематическое планирование занятий по речевому развитию детей подготовительной к школе группы.
аПланирование работы по развитию речи представляет собой определенную координированную систему мероприятий, которая предусматривает порядок, последовательность и сроки выполне...
Статья "Особенности речевого развития детей подготовительной к школе группе".
Статья об особенностях речевого развития детей подготовительной к школе группе....
ПРОЕКТ по речевому развитию детей подготовительной к школе группы «Правильная речь – залог успеха».
Цель: Формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности, грамматического строя речи.Задачи проекта: • формировать у детей стремление говорить грамматически правильно.• развива...
Проект по речевому развитию детей подготовительной к школе группы посредством игровой деятельности «Учимся, играя»
Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, «включает...