Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Сообщение из опыта работы воспитателя по развитию речи у детей старших возрастных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_modelnyh_shem.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы на районном методическом объединении старших воспитателей
Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы.
Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и т.д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства.
Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что, дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?".
Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.
Что же делать? И вот, сегодня я хочу поделиться опытом, как можно помочь ребенку при рассказывании использовать модельные схемы.
Что же такое модельные схемы? Это схематичное изображение предмета или события. Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики. ( Слайд)
В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования. Что же такое моделирование?
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей.
Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.( Слайд) Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. ( Слайд)
По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.
Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Оказалось, что именно наглядные модели наиболее применимы и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.
Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Работая в рамках "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, в подготовительной к школе группы дети должны уметь:
пользоваться диалогической и монологической речью;
вести координированный диалог с воспитателем;
содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;
составлять рассказы о предметах с последовательно развивающимися действиями, составлять план рассказа и придерживаться его, сочинять короткие сказки на заданную тему;
пробовать составлять простые небылицы, загадки.( Слайд)
Из чего же строится речевое развитие ребёнка?
Это беседы со взрослым, чтение литературных произведений, игры - драматизации, заучивание стихов и их чтение.( Слайд)
Когда педагог беседует с ребёнком или читает литературный текст, он должен подчеркнуть новые слова, выделить средства художественной выразительности
( сравнение), особенности сказочной стилистики, а затем помочь использовать всё это богатство родного языка в речи дошкольника. (Слайд)
Работа с модельными схемами начиналась со средней группы. Вначале это было разыгрывание литературных произведений с помощью наглядных моделей и предметов - заместителей, что позволяло немного отодвинуть эмоции детей и обратить их внимание на строение произведения. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогали детям установить смысловые связи между ними.
Параллельно с этой работой необходимо обязательное использование настольно- печатных игр , которые помогали детям научиться классифицировать предметы, развивали речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Это такие игры как: "Узнай по контуру", "На что похоже", "Забывчивый художник", "Аналогии", "Временам года". (Слайд))
В старшей и подготовительной к школе группе началась работа по построению и использованию наглядных схем, моделей.
I
1. Первым этапом работы идет прослушивание выразительного чтения произведения, ответы на вопросы, разыгрывание сюжета в настольном театре или по ролям, рассматривание иллюстраций к произведению.
2.Далее при рассказывании сказки, её обыгрывании воспитатель может заменить какой - нибудь сюжет, или героя сказки на предмет - заместитель.
Например, если в сказке есть дом или избушка, то их можно заменить на геометрическую форму - квадрат, и т.д. (Слайд)
II
1.Следующим этапом работы будет отслеживание ребенком последовательности готовой модели к данному произведению, т.е предлагается детям прослушать рассказ. Беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации, и предлагается в помощь готовую модельную схему. Показываю, как можно последовательно составить рассказ.
2. Далее идет цикл совместной работы педагога и ребенка по соотношению последовательности готовой модели и текста. Здесь под руководством взрослого дети учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь. При этом взрослый ни в коем случае не предлагает что- то конкретное, а только советует, направляет, предлагает, и даёт возможность ребёнку самому проявить инициативу.
3. Следующим этапом работы по использованию схем это- самостоятельный выбор ребенком тех моделей , которые необходимы для пересказа литературного произведения. (Слайд)
На занятиях используются комплекты моделей, придуманные вместе с детьми. Это комплекты моделей "животные и птицы" , "природные явления", "растения", "предметов ближайшего окружения". (Слайд)
Наглядные модели многофункциональны. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживать следующих требований:
модель должна отображать обобщённый образ предмета;
раскрывать существенное в объекте;
замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
(Слайд)
4.И заключительным пунктом этапа работы педагога и ребёнка является самостоятельное изображение модели на бумаге данного произведения. Например, воспитатель читает литературный текст, а ребенок самостоятельно создаёт (рисует) элементы модельной схемы к произведению. (Слайд)
Таким образом, постепенно осуществляется переход от совместного творчества ребенка со взрослым к его собственному творчеству. Если на начальном этапе работы коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, то на следующем этапе педагог выступает как равноправный партнер. Он незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.
Но надо отметить, что переходя к сочинению по моделям дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными: Жил был мальчик , он пошел в лес, погулял, погулял, поел, пришел домой и лег спать. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждого занятия вводятся задачи по активизации и обогащению словаря.
Например, такие речевые игры, как "Кто что делает?", "Целое - часть", "Объясни?", "Скажи по - другому", "Скажи наоборот", "Скажи коротко" и т.д.
III. И только к концу дошкольного возраста, дети начинают сами составлять модельные схемы.
Безусловно, в дошкольном возрасте ребенок вряд ли создаст волшебную сказку со всей последовательностью её событий. В сочинении должны присутствовать основные её части: завязка, кульминация и развязка. Здесь на помощь приходят наглядные модели. В данном случае, модель представляет собой как бы "план сочинения", который поможет детям отдельные события организовать в единый сюжет.
Эта работа строится следующим образом:
- Объясняется , что прежде чем создать готовое произведение, например сказку, писатель продумывает сюжет, главных героев, концовку и пишет план своего произведения. Поскольку дети не умеют еще писать, они могут нарисовать план своей сказки. Здесь важно научить ребенка использовать не детальные рисунки, а условные обозначения персонажей и атрибутов сказки, помочь в создании целостного произведения.
- После того, как ребенок сможет свободно представлять свои замыслы в форме наглядной модели, он переходит к их составлению в уме. (Слайд)
После подобных развивающих занятий, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни. Мы начали создавать свою "Книгу сказок". Детям нравиться то, что, зарисовав, а взрослый, записав её, сказка не забывается. А иногда, по желанию детей, мы читаем сказки собственного сочинения.
Ещё мне хотелось бы рассказать вам, о применении модельных схем, при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Это привело к тому, что дети стали более отчетливо осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Если у ребенка возникает желание, он всегда может создать свою модельную схему к рассказу или сказке.
Также модельные схемы можно применять при загадывании и отгадывании загадок, пословиц, поговорок
Применять модельные схемы можно и на других занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Консультация для воспитателей ДОУ на тему: " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЬНЫХ СХЕМ И ОПОРНЫХ КАРТОЧЕК В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
Рекомендации воспитателям ДОУ об использование опорных схем в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах для развития связной речи у детей дошкольного возраста....
Диагностика речевого развития детей подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС
Предлагаю диагностику речевого развития детей подготовительной группы. Работая по речевому направлению, я заметила, что у детей улучшается связная речь, дети становятся более эмоциональными и общитель...
Конспект НОД речевого развития детей подготовительной к школе группы
Конспект непосредственно образовательной деятельности речевого развития детей подготовительной к школе группы на тему "Если б не было зимы …". Цель: Развитие умения составл...
Мастер -класс: "Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы"
Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы....
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «Я И МОЯ СЕМЬЯ» с использованием: (личностно-ориентированной технологии).
Формировать умение осознавать себя как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело. Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...
Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы.
консультация для педагогов детского сада об эффективности применения мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста...