Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Сообщение из опыта работы воспитателя по развитию речи  у детей старших возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_modelnyh_shem.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы на районном методическом объединении старших воспитателей

Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы.

                                                                     

       Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ,  даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей  часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались  наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и т.д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства.

  Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы "А что, дальше?", "А как это произошло?", "Почему это случилось?".

Нам приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.

Что же делать? И вот, сегодня я хочу поделиться опытом, как можно помочь ребенку при рассказывании использовать модельные схемы.

       Что же такое модельные схемы? Это схематичное изображение предмета или события. Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых. Это макеты, чертежи, карты, планы и графики. ( Слайд)

      В области развития мышления основным является овладение действиями наглядного моделирования. Что же такое моделирование?

    Моделирование рассматривается  как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей.

      Цель моделирования - обеспечить успешное освоение  детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.( Слайд)       Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами,  схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься  от  несущественных в данном конкретном случае. ( Слайд)

       По мере осознания детьми  способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.

        Любое моделирование  начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков.         Оказалось, что именно наглядные модели  наиболее применимы  и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет,  выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.

          Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Работая в рамках "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией  М.А.Васильевой,  в подготовительной к школе группы дети  должны уметь:

пользоваться  диалогической  и монологической речью;

 вести координированный диалог с  воспитателем;

 содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;

составлять рассказы о предметах  с последовательно развивающимися действиями, составлять план рассказа и придерживаться его,  сочинять короткие сказки на заданную тему;

пробовать составлять простые небылицы, загадки.( Слайд)

  Из чего же строится речевое развитие ребёнка?

       Это беседы со взрослым, чтение литературных произведений, игры - драматизации, заучивание стихов и их чтение.( Слайд)

        Когда педагог беседует с ребёнком или  читает литературный текст, он должен подчеркнуть новые слова, выделить средства художественной выразительности

( сравнение), особенности сказочной стилистики, а затем помочь использовать всё это богатство родного языка в речи дошкольника. (Слайд)

      Работа с модельными схемами начиналась со средней группы. Вначале это было разыгрывание литературных произведений  с помощью наглядных моделей и предметов - заместителей, что позволяло немного отодвинуть эмоции детей  и обратить их  внимание на строение произведения. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогали детям  установить смысловые связи между ними.

      Параллельно  с этой работой необходимо обязательное  использование  настольно- печатных игр , которые помогали  детям научиться классифицировать предметы, развивали речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность,  интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

            Это такие игры как: "Узнай по контуру", "На что похоже", "Забывчивый художник", "Аналогии", "Временам года".         (Слайд))

           В старшей и подготовительной к школе группе  началась  работа  по построению и использованию наглядных схем, моделей.

I

1. Первым этапом работы идет прослушивание выразительного чтения произведения, ответы  на вопросы, разыгрывание  сюжета   в настольном театре или по ролям, рассматривание иллюстраций к произведению.

2.Далее при рассказывании сказки, её обыгрывании воспитатель может заменить какой - нибудь сюжет, или героя сказки  на предмет -  заместитель.  

Например,  если в сказке есть дом или избушка, то их можно заменить на  геометрическую форму - квадрат, и т.д. (Слайд)

II

1.Следующим этапом работы  будет отслеживание ребенком последовательности готовой модели к данному произведению, т.е  предлагается детям прослушать рассказ. Беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации, и предлагается в помощь готовую модельную схему.  Показываю,  как можно последовательно составить рассказ.

2. Далее идет цикл совместной работы педагога и ребенка по соотношению последовательности готовой модели и текста. Здесь под руководством взрослого дети учатся выбирать  нужные элементы модели, последовательно их располагать  в единую модельную цепь. При этом взрослый ни в коем случае не предлагает что- то конкретное, а только советует, направляет, предлагает, и даёт возможность ребёнку  самому проявить инициативу.

3. Следующим этапом работы по использованию схем это- самостоятельный  выбор ребенком тех моделей , которые необходимы для пересказа литературного произведения. (Слайд)

   На занятиях  используются  комплекты моделей, придуманные вместе с детьми. Это  комплекты моделей  "животные  и птицы" , "природные явления", "растения",  "предметов ближайшего окружения". (Слайд)

   Наглядные  модели многофункциональны. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживать следующих требований:

модель должна отображать обобщённый образ предмета;

раскрывать существенное в объекте;

замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

(Слайд)

4.И заключительным пунктом этапа работы педагога и ребёнка  является самостоятельное изображение модели на бумаге данного произведения. Например, воспитатель читает литературный текст, а ребенок самостоятельно создаёт (рисует) элементы модельной схемы к произведению. (Слайд)

     Таким образом, постепенно осуществляется переход от совместного творчества ребенка со взрослым к его собственному творчеству.  Если на начальном этапе работы коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, то на следующем этапе педагог выступает как равноправный партнер. Он незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение.  Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.

     Но  надо отметить,  что переходя к сочинению по моделям дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными: Жил был мальчик , он пошел в лес, погулял, погулял, поел, пришел домой  и лег спать. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждого занятия   вводятся задачи по активизации и обогащению словаря.

 Например,  такие речевые игры,  как  "Кто что делает?", "Целое - часть",   "Объясни?", "Скажи по -  другому", "Скажи наоборот", "Скажи коротко" и т.д.  

III.  И только к концу дошкольного возраста, дети начинают сами составлять модельные схемы.

     Безусловно,  в дошкольном возрасте ребенок вряд ли создаст волшебную сказку со всей последовательностью её событий. В сочинении должны присутствовать основные её части: завязка, кульминация и развязка.      Здесь на помощь приходят наглядные модели. В данном случае, модель представляет собой как бы "план сочинения", который поможет детям отдельные события  организовать в единый сюжет.

    Эта работа строится  следующим образом:

- Объясняется , что прежде чем  создать готовое произведение, например сказку, писатель продумывает сюжет,  главных  героев, концовку и пишет план своего произведения. Поскольку дети не умеют еще писать, они могут нарисовать план своей сказки. Здесь важно научить ребенка использовать не детальные рисунки, а условные обозначения персонажей и атрибутов сказки, помочь в создании целостного произведения.

 - После того, как ребенок сможет свободно представлять свои замыслы в форме наглядной модели, он переходит к их составлению в уме. (Слайд)

       После подобных развивающих занятий, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах,  как  добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни. Мы начали создавать свою "Книгу сказок". Детям нравиться то, что, зарисовав, а взрослый,  записав её, сказка не забывается. А иногда, по желанию детей, мы читаем сказки собственного сочинения.

      Ещё мне хотелось бы рассказать вам,   о применении модельных схем,  при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью.  Это привело к тому, что дети стали более отчетливо осознавать вспомогательную роль изображений для  удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Если у ребенка возникает желание, он всегда может создать свою модельную схему к рассказу или сказке.

     Также модельные схемы можно применять  при загадывании и отгадывании загадок, пословиц, поговорок

   Применять модельные схемы  можно и на других занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Консультация для воспитателей ДОУ на тему: " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЬНЫХ СХЕМ И ОПОРНЫХ КАРТОЧЕК В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Рекомендации воспитателям ДОУ  об использование опорных схем в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах для развития связной речи у детей дошкольного возраста....

Диагностика речевого развития детей подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС

Предлагаю диагностику речевого развития детей подготовительной группы. Работая по речевому направлению, я заметила, что у детей улучшается связная речь, дети становятся более эмоциональными и общитель...

Конспект НОД речевого развития детей подготовительной к школе группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности речевого развития детей подготовительной к школе группы на тему  "Если б не было зимы …". Цель: Развитие умения составл...

Мастер -класс: "Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы"

Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «Я И МОЯ СЕМЬЯ» с использованием: (личностно-ориентированной технологии).

Формировать умение осознавать себя как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело.  Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...

Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы.

консультация для педагогов детского сада об эффективности применения мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста...