Диагностика речевого развития детей подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Торутанова Елена Евгеньевна

Предлагаю диагностику речевого развития детей подготовительной группы. Работая по речевому направлению, я заметила, что у детей улучшается связная речь, дети становятся более эмоциональными и общительными, если систематически принимают участие в театрализованных постановках, или просто занимаются  театрализованной деятельностью, в любых ее проявлениях.

Критерии оценки сформированности речевой культуры детей подготовительной к школе группы разработаны на основе педагогической диагностики театрализованной деятельности по Т.С. Комаровой. Этот вид диагностики не оценивает каждого ребенка в отдельности, а  позволяет выявить, в каком из показателей (Основы театральной культуры, речевая культура,  эмоционально-образное развитие, навыки кукловождения, основы коллективной творческой деятельности) имеются проблемы. С учетом этих показателей можно запланировать работу с детьми на летне-оздоровительный период, составить планирование на новый учебный год, проводить индивидуальную работу с детьми.Критерии оценки сформированности речевой культуры детей подготовительной к школе группы разработаны на основе педагогической диагностики театрализованной деятельности по Т.С. Комаровой.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechat_metod_razrabotka.docx41.47 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Цильнинский детский сад «Терем-Теремок» МО Цильнинский район

Методическая разработка:

«Диагностика речевого развития детей подготовительной к школе группе

в соответствии с ФГОС»

Выполнила: воспитатель

высшей квалификационной категории:

Торутанова Е.Е.

2017г

Актуальность

Речь является необходимым компонентом общения. В последние годы выявилась проблема нарушения связной речи у дошкольников. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

    Работая по речевому направлению, я заметила, что у детей улучшается связная речь, дети становятся более эмоциональными и общительными, если систематически принимают участие в театрализованных постановках, или просто занимаются  театрализованной деятельностью, в любых ее проявлениях.  

    Театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, умения общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, а также интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей, помогают ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

  Особое значение театрализованная деятельность как мощный инструмент развития познавательных и психических процессов, формирования коммуникативных навыков как основ социальной культуры приобретает накануне поступления ребенка в школу. Сформированность этих качеств поможет первокласснику быстро входить в контакт с окружающим, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников и самому оказывать помощь другим.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены задачи речевого развития :

  • Владение речью как средством общения и культуры;
  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Развитие речевого творчества;
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основные задачи развития детей 6–7 лет в процессе театрализованной деятельности, предусмотренные основной образовательной программой «От рождения до школы»  под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

  • Воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, способного взаимодействовать с партнерами;
  • совершенствование у ребенка всех форм речи (связной речи, грамматического строя , звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, эффективного общения и речевой выразительности);
  • совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
  • активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

Театрализованная деятельность в ДОУ позволяет решить комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:  в социально-коммуникативном развитии, речевое развитие, физическом развитии, познавательном развитии, художественно-эстетическом развитии

   Образовательная область «Речевое развитие» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения. Очень важно, чтобы все дети могли свободно общаться. Именно поэтому в своей работе  использую диагностику старших дошкольников по театрализованной деятельности, так как считаю, что она неразрывно связана с овладением детьми связной речью.

При проведении диагностики использую следующие материалы: критерии, карты, диагностический материал.

Диагностика проводится в непосредственной образовательной деятельности, в режимные моменты, а также и  в совместной деятельности. 

Методика обследования.

  Диагностика проводилась на базе Цильнинского детского сада «Терем-Теремок» МО «Цильнинский район» Ульяновской области.

Возрастная группа детей: подготовительная к школе группа. Количество испытуемых: 20 человек

Предполагаемые результаты:

  • Дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх, татрализованных представлениях;
  • дети способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство уверенности в себе, используют языковые и интонационно-образные средства выразительности речи;
  • дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, могут выделять звуки в словах, у детей складываются предпосылки грамотности.

Критерии и уровни сформированности речевого развития через театрализованную деятельность

Основы театральной культуры.

 сформирован (красный круг):

- проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности;

- знает правила поведения в театре;

- называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии;
в стадии формирования (зеленый круг):

- интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности;
не сформирован (синий круг): не проявляет интереса к театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра. 

Речевая культура

сформирован (красный круг)

-  понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание;

- дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев;

-  творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения;

- умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи;
в стадии формирования (зеленый круг): понимает главную идею литературного произведения;

- дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения);
не сформирован (синий круг)

- понимает содержание произведения; различает главных и второстепенных героев;

-  затрудняется выделить единицы сюжета;

- пересказывает произведение с помощью педагога. 

Эмоционально-образное развитие

 сформирован (красный круг): 

- творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев,
в стадии формирования (зеленый круг): владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности;
не сформирован (синий круг): различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.

Навыки кукловождения

 сформировн (красный круг): 

- импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем;
в стадии формирования (зеленый круг): использует навыки кукловождения в работе над спектаклем;

Не сформирован (синий круг):

- владеет элементарными навыками кукловождения.

Основы коллективной творческой деятельности

сформирован (красный круг)

- проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами,

-проявляет творческую активность на всех этапах работы над спектаклем;
в стадии формирования (зеленый круг): - проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности;
не сформирован (синий круг): 

- не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем

Этот вид диагностики не оценивает каждого ребенка в отдельности, а  позволяет выявить, в каком из показателей (Основы театральной культуры, речевая культура,  эмоционально-образное развитие, навыки кукловождения, основы коллективной творческой деятельности) имеются проблемы.

 С учетом этих показателей можно запланировать работу с детьми на летне-оздоровительный период, составить планирование на новый учебный год, проводить индивидуальную работу с детьми.

Диагностика сформированности умений и навыков в театрализованной деятельности оценивается в процессе выполнения детьми творческих заданий, предложенных по методике  Т. С. Комаровой.

Задание 1. Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Задание 2. Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

Задание 3. Сочинение сценария и разыгрывание сказки. Итог – показ сказки младшим дошкольникам.

Достигнутые результаты по ОО «Развитие речи» через реализацию театральной деятельности.

Систематически включая детей в театрализованную деятельность во всех видах организованной деятельности, мы достигли следующих результатов в ОО «Речевое развитие»:

Начало года

Основы театр культ

Речевая культура

Эмоционально-образное развитие

Навыки кукловождения

Основы коллективной творческой деятельности

Итого:

сформирован

24%

38%

30%;

20%;

38%

30%

в стадии формир.

54%

40%

30%

60%

40%

49%

не сформирован

23%

22%

40%

20%

22%

21%

Конец года

Основы театр культ

Речевая культура

Эмоционально-образное развитие

Навыки кукловождения

Основы коллективной творческой деятельности

Итого:

сформирован

72%

50%

55%;

65%;

38%

56%

в стадии формир.

25%

50%

40%

30%

38%

37%

не сформирован

3%

-

5%

5%

24%

7%

 По показателю «Развитие речи» критерий «Не сформирован» отсутствует. Есть только показатели «Сформирован» - на 50%, «В стадии формирования» - 50%. В результате проведенной работы видна положительная динамика.

Достигнутые результаты по ОО «Речевое развитие»

  • Дети могут вести деловой   диалог со сверстниками. Свободно вступают в общение с разными людьми: легко   знакомятся, имеют друзей. Для них характерны субъектные проявления в   коммуникативной и речевой деятельности.
  • Проявляют интерес к речи как особому объекту познания: с удовольствием   участвуют в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагают словесные игры,   читает отдельные слова, проявляют интерес к речевому   творчеству. Проявляют устойчивый интерес к литературе.
  • Проявляют активность в коллективных обсуждениях, выдвигают гипотезы и   предположения в процессе экспериментальной деятельности при обсуждении   спорных вопросов. Являются инициатором событий в группе, могут организовать   коллективные игры, предлагают словесные творческие игры (загадывает загадки,   придумывают истории, планируют сюжеты творческих игр).
  • Имеют   свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеют отстаивать свою позицию в   коллективных обсуждениях, спорах, используют речевые формы убеждения; владеют   культурными формами несогласия с мнением собеседника; умеют принять позицию   собеседника.
  • Активно проявляют творчество в процессе общения: предлагают интересные,   оригинальные темы для обсуждения, задают интересные вопросы, предлагают   творческие варианты решения проблем. Успешны в творческой речевой   деятельности: сочиняют загадки, сказки, рассказы.

Выводы

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Но самое главное, что театрализованная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, т. е. способствует развитию интегративных качеств личности, заложенных в ФГОС ДО.    Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, нравственного и художественно - эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.

Таким образом,  приобщая детей к театрализованной деятельности, можно повысить уровень речевой культуры детей. Это доказывают и результаты диагностики.

Список литературы: 

1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа (6-7 лет).

2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду». Программа и методические рекомендации саду. - М: Мозаика-Синтез, 2006 г.

3. Доронова Т. театрализованная деятельность в детском саду. – М.:Обруч, 2014г.

4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.

5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика - Синтез, 2014.

 6. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000г

7. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2015.

8.  Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010

9. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

Интернет ресурсы:

 http://dramateshka.ru/index.php/theatre-in-kindergartens/4233-tema-17-pedagogicheskaya-diagnostika-teatralizovannoyj-deyateljnosti-deteyj-doshkoljnogo-vozrasta#ixzz2bAeoBpb2

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/07/teatralizovannaya-deyatelnost-v-detskom-sadu-po-fgos


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы

Сообщение из опыта работы воспитателя по развитию речи  у детей старших возрастных групп....

Конспект НОД речевого развития детей подготовительной к школе группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности речевого развития детей подготовительной к школе группы на тему  "Если б не было зимы …". Цель: Развитие умения составл...

Тематическое планирование занятий по речевому развитию детей подготовительной к школе группы.

   аПланирование работы по развитию речи представляет собой определенную координированную систему мероприятий, которая предусматривает порядок, последовательность и сроки выполне...

Статья "Особенности речевого развития детей подготовительной к школе группе".

Статья об особенностях речевого развития детей подготовительной к школе группе....

Диагностика познавательного развития детей подготовительной к школе группы

Материал содержит протоколы диагностики, приложения, коррекционные упражнения, рекомендации родителям, картотеки. (в помощь начинающим педагогам -психологам)...

Мастер -класс: "Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы"

Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы....