Диагностика речевого развития детей подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предлагаю диагностику речевого развития детей подготовительной группы. Работая по речевому направлению, я заметила, что у детей улучшается связная речь, дети становятся более эмоциональными и общительными, если систематически принимают участие в театрализованных постановках, или просто занимаются театрализованной деятельностью, в любых ее проявлениях.
Критерии оценки сформированности речевой культуры детей подготовительной к школе группы разработаны на основе педагогической диагностики театрализованной деятельности по Т.С. Комаровой. Этот вид диагностики не оценивает каждого ребенка в отдельности, а позволяет выявить, в каком из показателей (Основы театральной культуры, речевая культура, эмоционально-образное развитие, навыки кукловождения, основы коллективной творческой деятельности) имеются проблемы. С учетом этих показателей можно запланировать работу с детьми на летне-оздоровительный период, составить планирование на новый учебный год, проводить индивидуальную работу с детьми.Критерии оценки сформированности речевой культуры детей подготовительной к школе группы разработаны на основе педагогической диагностики театрализованной деятельности по Т.С. Комаровой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechat_metod_razrabotka.docx | 41.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Цильнинский детский сад «Терем-Теремок» МО Цильнинский район
Методическая разработка:
«Диагностика речевого развития детей подготовительной к школе группе
в соответствии с ФГОС»
Выполнила: воспитатель
высшей квалификационной категории:
Торутанова Е.Е.
2017г
Актуальность
Речь является необходимым компонентом общения. В последние годы выявилась проблема нарушения связной речи у дошкольников. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Работая по речевому направлению, я заметила, что у детей улучшается связная речь, дети становятся более эмоциональными и общительными, если систематически принимают участие в театрализованных постановках, или просто занимаются театрализованной деятельностью, в любых ее проявлениях.
Театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, умения общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, а также интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей, помогают ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Особое значение театрализованная деятельность как мощный инструмент развития познавательных и психических процессов, формирования коммуникативных навыков как основ социальной культуры приобретает накануне поступления ребенка в школу. Сформированность этих качеств поможет первокласснику быстро входить в контакт с окружающим, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников и самому оказывать помощь другим.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены задачи речевого развития :
- Владение речью как средством общения и культуры;
- Обогащение активного словаря;
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- Развитие речевого творчества;
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основные задачи развития детей 6–7 лет в процессе театрализованной деятельности, предусмотренные основной образовательной программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- Воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, способного взаимодействовать с партнерами;
- совершенствование у ребенка всех форм речи (связной речи, грамматического строя , звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, эффективного общения и речевой выразительности);
- совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.
Театрализованная деятельность в ДОУ позволяет решить комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО: в социально-коммуникативном развитии, речевое развитие, физическом развитии, познавательном развитии, художественно-эстетическом развитии
Образовательная область «Речевое развитие» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения. Очень важно, чтобы все дети могли свободно общаться. Именно поэтому в своей работе использую диагностику старших дошкольников по театрализованной деятельности, так как считаю, что она неразрывно связана с овладением детьми связной речью.
При проведении диагностики использую следующие материалы: критерии, карты, диагностический материал.
Диагностика проводится в непосредственной образовательной деятельности, в режимные моменты, а также и в совместной деятельности.
Методика обследования.
Диагностика проводилась на базе Цильнинского детского сада «Терем-Теремок» МО «Цильнинский район» Ульяновской области.
Возрастная группа детей: подготовительная к школе группа. Количество испытуемых: 20 человек
Предполагаемые результаты:
- Дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх, татрализованных представлениях;
- дети способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство уверенности в себе, используют языковые и интонационно-образные средства выразительности речи;
- дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, могут выделять звуки в словах, у детей складываются предпосылки грамотности.
Критерии и уровни сформированности речевого развития через театрализованную деятельность
Основы театральной культуры.
сформирован (красный круг):
- проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности;
- знает правила поведения в театре;
- называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии;
в стадии формирования (зеленый круг):
- интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности;
не сформирован (синий круг): не проявляет интереса к театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра.
Речевая культура
сформирован (красный круг)
- понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание;
- дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев;
- творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения;
- умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи;
в стадии формирования (зеленый круг): понимает главную идею литературного произведения;
- дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения);
не сформирован (синий круг)
- понимает содержание произведения; различает главных и второстепенных героев;
- затрудняется выделить единицы сюжета;
- пересказывает произведение с помощью педагога.
Эмоционально-образное развитие
сформирован (красный круг):
- творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев,
в стадии формирования (зеленый круг): владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности;
не сформирован (синий круг): различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.
Навыки кукловождения
сформировн (красный круг):
- импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем;
в стадии формирования (зеленый круг): использует навыки кукловождения в работе над спектаклем;
Не сформирован (синий круг):
- владеет элементарными навыками кукловождения.
Основы коллективной творческой деятельности
сформирован (красный круг)
- проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами,
-проявляет творческую активность на всех этапах работы над спектаклем;
в стадии формирования (зеленый круг): - проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности;
не сформирован (синий круг):
- не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем
Этот вид диагностики не оценивает каждого ребенка в отдельности, а позволяет выявить, в каком из показателей (Основы театральной культуры, речевая культура, эмоционально-образное развитие, навыки кукловождения, основы коллективной творческой деятельности) имеются проблемы.
С учетом этих показателей можно запланировать работу с детьми на летне-оздоровительный период, составить планирование на новый учебный год, проводить индивидуальную работу с детьми.
Диагностика сформированности умений и навыков в театрализованной деятельности оценивается в процессе выполнения детьми творческих заданий, предложенных по методике Т. С. Комаровой.
Задание 1. Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Задание 2. Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»
Задание 3. Сочинение сценария и разыгрывание сказки. Итог – показ сказки младшим дошкольникам.
Достигнутые результаты по ОО «Развитие речи» через реализацию театральной деятельности.
Систематически включая детей в театрализованную деятельность во всех видах организованной деятельности, мы достигли следующих результатов в ОО «Речевое развитие»:
Начало года | Основы театр культ | Речевая культура | Эмоционально-образное развитие | Навыки кукловождения | Основы коллективной творческой деятельности | Итого: |
сформирован | 24% | 38% | 30%; | 20%; | 38% | 30% |
в стадии формир. | 54% | 40% | 30% | 60% | 40% | 49% |
не сформирован | 23% | 22% | 40% | 20% | 22% | 21% |
Конец года | Основы театр культ | Речевая культура | Эмоционально-образное развитие | Навыки кукловождения | Основы коллективной творческой деятельности | Итого: |
сформирован | 72% | 50% | 55%; | 65%; | 38% | 56% |
в стадии формир. | 25% | 50% | 40% | 30% | 38% | 37% |
не сформирован | 3% | - | 5% | 5% | 24% | 7% |
По показателю «Развитие речи» критерий «Не сформирован» отсутствует. Есть только показатели «Сформирован» - на 50%, «В стадии формирования» - 50%. В результате проведенной работы видна положительная динамика.
Достигнутые результаты по ОО «Речевое развитие»
- Дети могут вести деловой диалог со сверстниками. Свободно вступают в общение с разными людьми: легко знакомятся, имеют друзей. Для них характерны субъектные проявления в коммуникативной и речевой деятельности.
- Проявляют интерес к речи как особому объекту познания: с удовольствием участвуют в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагают словесные игры, читает отдельные слова, проявляют интерес к речевому творчеству. Проявляют устойчивый интерес к литературе.
- Проявляют активность в коллективных обсуждениях, выдвигают гипотезы и предположения в процессе экспериментальной деятельности при обсуждении спорных вопросов. Являются инициатором событий в группе, могут организовать коллективные игры, предлагают словесные творческие игры (загадывает загадки, придумывают истории, планируют сюжеты творческих игр).
- Имеют свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеют отстаивать свою позицию в коллективных обсуждениях, спорах, используют речевые формы убеждения; владеют культурными формами несогласия с мнением собеседника; умеют принять позицию собеседника.
- Активно проявляют творчество в процессе общения: предлагают интересные, оригинальные темы для обсуждения, задают интересные вопросы, предлагают творческие варианты решения проблем. Успешны в творческой речевой деятельности: сочиняют загадки, сказки, рассказы.
Выводы
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Но самое главное, что театрализованная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, т. е. способствует развитию интегративных качеств личности, заложенных в ФГОС ДО. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, нравственного и художественно - эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир.
Таким образом, приобщая детей к театрализованной деятельности, можно повысить уровень речевой культуры детей. Это доказывают и результаты диагностики.
Список литературы:
1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду». Программа и методические рекомендации саду. - М: Мозаика-Синтез, 2006 г.
3. Доронова Т. театрализованная деятельность в детском саду. – М.:Обруч, 2014г.
4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика - Синтез, 2014.
6. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000г
7. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет». М.: ТЦ Сфера, 2015.
8. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010
9. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
Интернет ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы
Сообщение из опыта работы воспитателя по развитию речи у детей старших возрастных групп....
Конспект НОД речевого развития детей подготовительной к школе группы
Конспект непосредственно образовательной деятельности речевого развития детей подготовительной к школе группы на тему "Если б не было зимы …". Цель: Развитие умения составл...
Тематическое планирование занятий по речевому развитию детей подготовительной к школе группы.
аПланирование работы по развитию речи представляет собой определенную координированную систему мероприятий, которая предусматривает порядок, последовательность и сроки выполне...
Статья "Особенности речевого развития детей подготовительной к школе группе".
Статья об особенностях речевого развития детей подготовительной к школе группе....
Диагностика познавательного развития детей подготовительной к школе группы
Материал содержит протоколы диагностики, приложения, коррекционные упражнения, рекомендации родителям, картотеки. (в помощь начинающим педагогам -психологам)...
«Методические рекомендации по речевому развитию детей подготовительной к школе группы» (по О.С.Ушаковой и В.В.Гербовой)
методические рекомендации воспитателю по речевому развитию детей 6-7 лет...
Мастер -класс: "Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы"
Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы....