Консультация "Формы и методы взаимодействия с семьёй по вопросам нравственно-патриотического воспитания".
консультация (старшая группа)
Консультация для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_vzaimodeystviya_s_semyoy_po_voprosam_nravstvenno.docx | 18.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы взаимодействия с семьёй по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
Цель: формирование обобщенного представления родителей в вопросах воспитания патриотизма у дошкольников.
Задачи:
- привлечь родителей к обсуждению и решению вопросов патриотического воспитания дошкольников;
- раскрыть сущность и значение взаимодействия родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей;
- познакомить с формами и методами проведения мероприятий, направленных на решение задач патриотического воспитания;
- показать родителям роль семьи в нравственно - патриотическом воспитании;
- выработать согласованные действия педагогов и семьи по вопросам патриотического воспитания.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Актуальность проблемы нравственно – патриотического воспитания дошкольников
2. Формы взаимодействия с родителями
3. Методы взаимодействия с родителями
4. Выводы
5. Используемая литература
Актуальность.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Любовь к Родине начинается с семьи, с любви к своим близким. Каждая семья имеет свои традиции, свою историю, свой опыт, передаваемый из поколения в поколение. Поэтому работа воспитателей по нравственно -патриотическому воспитанию невозможна без участия семьи. Чтобы у детей появилось чувство любви к Родине недостаточно знаний, получаемых в процессе познавательных занятий, нужна система воспитательно-образовательной работы по нравственно - патриотическому воспитанию, основанная на сотрудничестве педагогов, воспитанников и родителей.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.
Цель взаимодействияпедагогов с родителями:
повышение уровня родительской компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания ребёнка;
объединение усилий взрослых для успешного патриотического воспитания каждого воспитанника группы (расширение кругозора в части представлений о себе, гендерной принадлежности, семье, родном крае, государстве, мире; патриотического отношения к малой Родине, любви к родному краю, интереса к её историческому прошлому и настоящему; формирование позиции гражданина своей Отчизны);
формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в нравственно – патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.
Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
На втором этапе родителям дают практические знания по формированию патриотических чувств у ребенка. При этом используются различные формы и методы.
Третий этап предполагает ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах нравственного воспитания ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Формы работы с родителями
1. Формирование патриотических качеств личности дошкольников через взаимодействие с семьёй осуществляем через различные формы сотрудничества. Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педаго-га с родителями дошкольников.
Традиционные формы подразделяются:
Коллективные - родительские собрания (проводятся как групповые 3 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года, групповые консультации, конференции;
1 слайд
Индивидуальные - индивидуальные консультации, беседы;
Наглядно-информационные - папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.
Нетрадиционные формы.
информационно-аналитические
наглядно-информационные
досуговые
познавательные
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. (Опросы, тесты, анкетирования, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы).
Наглядно-информационные формыусловно разделены на две подгруппы:
- информационно-ознакомительная - ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами
- информационно-просветительская, направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное.
Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе.
Познавательные формы – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка, также проводятся тренинги, практикумы, дискуссии. («КВН», «Что, где, когда?», «Круглый стол», различные викторины).
Методы взаимодействия с родителями:
Метод проектов
Метод активизации
Метод рефлексии
В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, делают фотографии и др. Затем представляют работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.
Методы активизации предполагают возникновение интереса к материалу, ассоциаций с собственным опытом, желание родителей активно участвовать в обсуждении (вопросы к родителям, предложения для обсуждения двух различных точек зрения; приведение примеров, использование видеоматериалов, аудиозаписи детских высказываний).
Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.
К методам формирования педагогической рефлексии, то есть осознанного отношения к воспитанию относятся: анализ педагогических ситуаций; анализ собственной деятельности, метод домашних заданий.
Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию нравственной личности ребенка. Использование разнообразных форм и методов сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам патриотического воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания.
Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание развивающей среды. В создании её большая роль принадлежит родителям группы. Предметная среда группы насыщена такими материалами и пособиями, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя, участвуя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народов, населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости трудовых усилий для процветания родного поселка и страны.
В своей работе я предлагаю родителям следующие рекомендации:
• Обращайте внимание ребенка на красоту родного поселка.
• Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице.
• Дайте представление о работе общественных учреждений.
• Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора.
• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
• Читайте книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа.
• Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Литература:
1. Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова И. А. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. Гладкова Ю. А. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования. // Ребенок в детском саду. 2006.
2. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2007.
3. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линко-Пресс, 2003. Шорыгина Т. А.Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание. – М.: Прометей; Книголюб, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формы взаимодействия с семьёй по вопросам музыкального воспитания дошкольников."
В статье раскрыты вопросы по взаимодействию музыкального руководителя и родителей. Приведены примеры некоторых форм работы с родителями....
Создание единого образовательного пространства через современные формы и методы взаимодействии с семьёй.
Проект работы с родителями «Создание единого образовательного пространства через современные формы и методы взаимодействии с семьёй. »...
Семинар – практикум «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»
Семинар – практикум«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»...
Консультация для родителей "Формы и методы взаимодействия с семьёй по вопросам нравственно-патриотического воспитания."
Консультация для родителей "Формы и методы взаимодействия с семьёй по вопросам нравственно-патриотического воспитания."...
Статья «Формы взаимодействия с семьёй по вопросам музыкального воспитания дошкольников».
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Одни из основных принципов дошкольного образования:– сотрудничество Организац...
семинар -практикум для педагогов «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»
Краткое ознакомление педагогов с формами и методами работы по нравственно-патриотическому воспитанию и деловой игре «Педагогический экспресс» с целью повышения профессион...