Семинар – практикум «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»
методическая разработка

Дегтярева Лариса Николаевна

Семинар – практикум

«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 год

Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов; патриотическое воспитание дошкольников в непосредственно-образовательной деятельности.

Задачи:

  1. Ознакомление педагогов с теоретическими основами по патриотическому воспитанию дошкольников.
  2. Актуализация знаний педагогов программных задач по патриотическому воспитанию дошкольников.
  3. Формирование профессиональных умений педагогов по заданной теме.
  4. Практические аспекты патриотического воспитания дошкольников через непосредственно образовательную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_v_oktyabre.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»

2023 год

Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов; патриотическое воспитание дошкольников в непосредственно-образовательной деятельности.

Задачи:

  1. Ознакомление педагогов с теоретическими основами по патриотическому воспитанию дошкольников.
  2. Актуализация знаний педагогов программных задач по патриотическому воспитанию дошкольников.
  3. Формирование профессиональных умений педагогов по заданной теме.
  4. Практические аспекты патриотического воспитания дошкольников через непосредственно образовательную деятельность.

 В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Резко снизился воспитательный потенциал Российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов патриотизма. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые. Информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой. В молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием, средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, поэтому на современном этапе актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей. Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья; особенно важно заложить основы и нравственного здоровья. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний об истории родного города, края, страны, особенностях традиций разных народов. Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. В достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Достаточно ли внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных житейских проблемах, требующих принятия решений?

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Организуя работу по патриотическому воспитанию можно использовать различные методы работы:

  • Целевые прогулки и экскурсии (к памятникам…);
  • Наблюдения за трудовой жизнью людей;
  • Рассказ и объяснения педагога в сочетании с показом и наблюдением;
  • Беседы о родном городе, улице, детском саде;
  • Использование иллюстраций, диафильмов, аудио- и видеозаписей;
  • Использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок, чтение сказок);
  • Знакомство с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т.д.);
  • Обогащение и стимулирование детского творчества;
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
  • Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, правильно вести себя в общественных местах;
  • Воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.

Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.

Построение педагогического процесса на каждом этапе происходит с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания.

 Задачи патриотического воспитания:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Воспитание уважения к труду;
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • Формирование элементарных знаний о правах человека;
  • Расширение представлений о городах России;
  • Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

 Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  • "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
  • от близкого к отдаленному;
  • от общего к частному;
  • опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье , детском саду, городе, стране;
  • взаимодействие с семьей;
  • систематичность;
  • передавая знания учитывать их воспитательную ценность и потенциал для формирования нравственных чувств.

 Теперь остановимся на задачах нравственно-патриотического воспитания во всех возрастных группах.

В первой младшей группе формируются:

- навыки самообслуживания;

-воспитание доброжелательности;

-усвоение социальных ценностей (в коллективной деятельности);

- интерес к явлениям общественной жизни: семье, детскому саду, труду взрослых.

Во второй младшей группе формируются:

- представления о добрых поступках

- благожелательные взаимоотношения в группе

- представления о семье, о труде близких взрослых, работников дошкольного учреждения.

В средней группе формируются:

- личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм;

- доброжелательные отношения в группе;

- чувство долга;

- навыки вежливого обращения;

- представления о родственных отношениях в семье.

В старшей группе формируются:

- взаимоотношения в группе;

- межличностные отношения;

Умение оценивать свои поступки и поступки других;

- интерес к своей родословной;

- понятия о дружбе, взаимовыручке;

- представления о родной стране, малой родине, государственных и народных праздниках.

В подготовительной группе формируются:

- умение давать оценку поведению сверстника и обосновывать её;

- умение вежливого обращения к окружающим;

- умение давать самооценку своих возможностей;

- освоение позиции ученика, члена коллектива;

- стремление к принятию новых обязанностей;

- стремление к учебе;

- представление о долге.

 Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты, и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

НОД проводится один - два раза в месяц, в зависимости от возрастной группы. Знания, полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах вне ОД. И в течение всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определённым усложнением (например: «День защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы»).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа в детском саду ведется систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности по направлениям: «Семья», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».

Практическая часть семинара-практикума.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Сейчас предлагаю провести состязания эрудитов под названием «Путешествие в прошлое России»

1.«Путешествие в прошлое России»

Предлагаю разделиться на команды.

I раунд. В этом раунде надо ответить на самые разнообразные вопросы.

-В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы (Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.)

- Какой день Масленой недели назывался Широким? (Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.)

- Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы? (Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так же защищает от молнии.)

- Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью? (Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)

-Назовите печную утварь, что хранилась в верхней части печки? (Чугунки, ухваты, горшки.)

-Древнее название России? (Русь)

2 раунд.

Русский народный костюм.

-Старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник)

-Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка)

-Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)

-Вся одежда в Древней Руси и мужская и женская - одним словом? (Порты) - --Ритуальная еда на празднике проводов зимы. (Блины.)

-Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)

-То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция)

  1. Дидактическая игра: «Назови правильно»

Командам показывают по 3 иллюстрации, на которых изображены достопримечательности разных городов и мест России.

Остров Кижи

Храм Василия блаженного

Озеро Байкал

Мамаев Курган

Питергоф

Музей Эрмитаж

Красная площадь

Гора Эльбрус

И в конце нашего семинара решим кроссворд «Солнышко».

1 Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)

  1. Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)
  2. Население определенной стороны? (Народ)
  3. Отечества страна, в которой человек родился? (Родина)
  4. Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)
  5. Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)
  6. Короткая шутливая песенка? (Частушка)
  7. Человек любящий свою страну? (Патриот)
  8. Один из православных праздников? (Пасха)
  9. Как в старину называли дом? (Изба)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи» методическое объединение.

laquo;Использованиеразнообразных форм и методовв работе с детьми по развитию речи»методическое объединение.  Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития реб...

Семинар-практикум для воспитателей "Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию связной речи".

Данный материал будет полезен воспитателям в их работе по развитию речи у дошкольников...

«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи»

   Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста  имеют речевые недостатки, ...

Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми

Воспитать ребенка, хорошо владеющего родной речью, является одной из важнейших задач современного дошкольного  образования. Формирование личности ребенка неразрывно связано с развитием речи....

«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по патриотическому воспитанию»

Данный материал описывает некоторые игровые технологии, которые используются в последнее время педагогами по воспитанию юных патриотов....