Семинар – практикум «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»
методическая разработка
Семинар – практикум
«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»
2023 год
Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов; патриотическое воспитание дошкольников в непосредственно-образовательной деятельности.
Задачи:
- Ознакомление педагогов с теоретическими основами по патриотическому воспитанию дошкольников.
- Актуализация знаний педагогов программных задач по патриотическому воспитанию дошкольников.
- Формирование профессиональных умений педагогов по заданной теме.
- Практические аспекты патриотического воспитания дошкольников через непосредственно образовательную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_v_oktyabre.docx | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»
2023 год
Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов; патриотическое воспитание дошкольников в непосредственно-образовательной деятельности.
Задачи:
- Ознакомление педагогов с теоретическими основами по патриотическому воспитанию дошкольников.
- Актуализация знаний педагогов программных задач по патриотическому воспитанию дошкольников.
- Формирование профессиональных умений педагогов по заданной теме.
- Практические аспекты патриотического воспитания дошкольников через непосредственно образовательную деятельность.
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Резко снизился воспитательный потенциал Российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов патриотизма. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые. Информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой. В молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием, средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, поэтому на современном этапе актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей. Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья; особенно важно заложить основы и нравственного здоровья. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний об истории родного города, края, страны, особенностях традиций разных народов. Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. В достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Достаточно ли внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных житейских проблемах, требующих принятия решений?
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Организуя работу по патриотическому воспитанию можно использовать различные методы работы:
- Целевые прогулки и экскурсии (к памятникам…);
- Наблюдения за трудовой жизнью людей;
- Рассказ и объяснения педагога в сочетании с показом и наблюдением;
- Беседы о родном городе, улице, детском саде;
- Использование иллюстраций, диафильмов, аудио- и видеозаписей;
- Использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок, чтение сказок);
- Знакомство с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т.д.);
- Обогащение и стимулирование детского творчества;
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
- Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, правильно вести себя в общественных местах;
- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.
Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.
Построение педагогического процесса на каждом этапе происходит с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания.
Задачи патриотического воспитания:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Воспитание уважения к труду;
- Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- Формирование элементарных знаний о правах человека;
- Расширение представлений о городах России;
- Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- от близкого к отдаленному;
- от общего к частному;
- опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье , детском саду, городе, стране;
- взаимодействие с семьей;
- систематичность;
- передавая знания учитывать их воспитательную ценность и потенциал для формирования нравственных чувств.
Теперь остановимся на задачах нравственно-патриотического воспитания во всех возрастных группах.
В первой младшей группе формируются:
- навыки самообслуживания;
-воспитание доброжелательности;
-усвоение социальных ценностей (в коллективной деятельности);
- интерес к явлениям общественной жизни: семье, детскому саду, труду взрослых.
Во второй младшей группе формируются:
- представления о добрых поступках
- благожелательные взаимоотношения в группе
- представления о семье, о труде близких взрослых, работников дошкольного учреждения.
В средней группе формируются:
- личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм;
- доброжелательные отношения в группе;
- чувство долга;
- навыки вежливого обращения;
- представления о родственных отношениях в семье.
В старшей группе формируются:
- взаимоотношения в группе;
- межличностные отношения;
Умение оценивать свои поступки и поступки других;
- интерес к своей родословной;
- понятия о дружбе, взаимовыручке;
- представления о родной стране, малой родине, государственных и народных праздниках.
В подготовительной группе формируются:
- умение давать оценку поведению сверстника и обосновывать её;
- умение вежливого обращения к окружающим;
- умение давать самооценку своих возможностей;
- освоение позиции ученика, члена коллектива;
- стремление к принятию новых обязанностей;
- стремление к учебе;
- представление о долге.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты, и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
НОД проводится один - два раза в месяц, в зависимости от возрастной группы. Знания, полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах вне ОД. И в течение всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определённым усложнением (например: «День защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы»).
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа в детском саду ведется систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности по направлениям: «Семья», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».
Практическая часть семинара-практикума.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Сейчас предлагаю провести состязания эрудитов под названием «Путешествие в прошлое России»
1.«Путешествие в прошлое России»
Предлагаю разделиться на команды.
I раунд. В этом раунде надо ответить на самые разнообразные вопросы.
-В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы (Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.)
- Какой день Масленой недели назывался Широким? (Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.)
- Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы? (Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так же защищает от молнии.)
- Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью? (Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)
-Назовите печную утварь, что хранилась в верхней части печки? (Чугунки, ухваты, горшки.)
-Древнее название России? (Русь)
2 раунд.
Русский народный костюм.
-Старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник)
-Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка)
-Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)
-Вся одежда в Древней Руси и мужская и женская - одним словом? (Порты) - --Ритуальная еда на празднике проводов зимы. (Блины.)
-Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.)
-То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция)
- Дидактическая игра: «Назови правильно»
Командам показывают по 3 иллюстрации, на которых изображены достопримечательности разных городов и мест России.
Остров Кижи
Храм Василия блаженного
Озеро Байкал
Мамаев Курган
Питергоф
Музей Эрмитаж
Красная площадь
Гора Эльбрус
И в конце нашего семинара решим кроссворд «Солнышко».
1 Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)
- Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)
- Население определенной стороны? (Народ)
- Отечества страна, в которой человек родился? (Родина)
- Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)
- Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)
- Короткая шутливая песенка? (Частушка)
- Человек любящий свою страну? (Патриот)
- Один из православных праздников? (Пасха)
- Как в старину называли дом? (Изба)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи» методическое объединение.
laquo;Использованиеразнообразных форм и методовв работе с детьми по развитию речи»методическое объединение. Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития реб...
Семинар-практикум для воспитателей "Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию связной речи".
Данный материал будет полезен воспитателям в их работе по развитию речи у дошкольников...
Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи
Консультация для родителей...
«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи»
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста имеют речевые недостатки, ...
Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми
Воспитать ребенка, хорошо владеющего родной речью, является одной из важнейших задач современного дошкольного образования. Формирование личности ребенка неразрывно связано с развитием речи....
«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по патриотическому воспитанию»
Данный материал описывает некоторые игровые технологии, которые используются в последнее время педагогами по воспитанию юных патриотов....