семинар -практикум для педагогов «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»
материал

Чурина Наталья Викторовна

Краткое ознакомление педагогов  с формами и методами работы по нравственно-патриотическому воспитанию  и  деловой игре «Педагогический экспресс» с целью повышения профессионального уровня педагогов по данной теме. 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_1.docx39.07 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint_2.pptx804.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»

Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов; патриотическое воспитание дошкольников в непосредственно-образовательной деятельности.

Задачи:

  1. Ознакомление педагогов с теоретическими основами по патриотическому воспитанию дошкольников.
  2. Актуализация знаний педагогов программных задач по патриотическому воспитанию дошкольников.
  3. Формирование профессиональных умений педагогов по заданной теме.
  4. Практические аспекты патриотического воспитания дошкольников через непосредственно образовательную деятельность.

 В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Резко снизился воспитательный потенциал Российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов патриотизма. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, поэтому на современном этапе актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей. Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья; особенно важно заложить основы и нравственного здоровья. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний об истории родного города, края, страны, особенностях традиций разных народов. Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. В достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Достаточно ли внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных житейских проблемах, требующих принятия решений?

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Организуя работу по патриотическому воспитанию можно использовать различные методы работы:

  • Целевые прогулки и экскурсии ( к памятникам…);
  • Наблюдения за трудовой жизнью людей;
  • Рассказ и объяснения педагога в сочетании с показом и наблюдением;
  • Беседы о родном городе, улице, детском саде;
  • Использование иллюстраций, диафильмов, аудио- и видеозаписей;
  • Использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок, чтение сказок);
  • Знакомство с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т.д.);
  • Обогащение и стимулирование детского творчества;
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
  • Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, правильно вести себя в общественных местах;
  • Воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.

Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.

Построение педагогического процесса на каждом этапе происходит с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания.

 Задачи патриотического воспитания:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Воспитание уважения к труду;
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • Формирование элементарных знаний о правах человека;
  • Расширение представлений о городах России;
  • Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

 Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  • "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
  • от близкого к отдаленному;
  • от общего к частному;
  • опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье , детском саду, городе, стране;
  • взаимодействие с семьей;
  • систематичность;
  • передавая знания учитывать их воспитательную ценность и потенциал для формирования нравственных чувств.

 Теперь остановимся на задачах нравственно-патриотического воспитания во всех возрастных группах.

В первой младшей группе формируются:

- навыки самообслуживания;

-воспитание доброжелательности;

-усвоение социальных ценностей (в коллективной деятельности);

- интерес к явлениям общественной жизни: семье, детскому саду, труду взрослых.

Во второй младшей группе формируются:

- представления о добрых поступках

- благожелательные взаимоотношения в группе

- представления о семье, о труде близких взрослых, работников дошкольного учреждения.

В средней группе формируются:

- личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм;

- доброжелательные отношения в группе;

- чувство долга;

- навыки вежливого обращения;

- представления о родственных отношениях в семье.

В старшей группе формируются:

- взаимоотношения в группе;

- межличностные отношения;

Умение оценивать свои поступки и поступки других;

- интерес к своей родословной;

- понятия о дружбе, взаимовыручке;

- представления о родной стране, малой родине, государственных и народных праздниках.

В подготовительной группе формируются:

- умение давать оценку поведению сверстника и обосновывать её;

- умение вежливого обращения к окружающим;

- умение давать самооценку своих возможностей;

- освоение позиции ученика, члена коллектива;

- стремление к принятию новых обязанностей;

- стремление к учебе;

- представление о долге.

 Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.). Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

 Знания полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах вне НОД. И в течение всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа в детском саду ведется систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности по направлениям: «Семья», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».

И сегодня я предлагаю вам  принять участие в деловой игре «Педагогический экспресс». Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Цель деловой игры:

Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задачи.

---Сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;

— Оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.

— Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;

— Создание условий для самообразования педагогов в данном направлении;

— Совершенствовать работу ДОУ по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников.;

— Развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.

Правила игры:

  1. Принимать активное участие в игре.
  2. Уметь слушать других.
  3. Вырабатывать общее решение вопроса.
  4. Соблюдать культуру речи и тактичность.

Ход игры

Звучит песня «С чего начинается Родина» (Слова Матусовский М., композитор Баснер В.)

Ведущий читает стихотворение:

Начинается Родина с памяти с почитанья истоков своих,

С герба, гимна, Российского знамени, с уваженья заветов святых.

Начинается Родина с Пушкина, чудных сказок, что прелесть одна,

Деревень с их кривыми избушками, где жива всё ещё старина.

Начинается Родина с детства, с материнской, отцовской любви,

Школьной парты, букетов цветистых, что учителю мы принесли.

Ведущий: — Я предлагаю всем участникам игры объединиться в две команды. За правильно выполненное задание команда получает жетон.

1 задание блиц-опрос «История России»

— Земля, где ты родился? (Родина.)

— Древнее название России? (Русь.)

— Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна.)

-Население определенной страны? (Народ)

— Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.)

-Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)

-Что является государственной символикой (Герб, гимн, флаг.)

— Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)

— Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю? (Этнография.)

— Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.)

— То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)

— Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)

— Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители)

2 задание: «Черный ящик».

1 команда.

Символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту. Итак, это…. (Самовар).

2 команда.

Предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии, и в христианской легенде. Итак, это… (Яблоко)

3 задание: «Собери пословицы и поговорки («рассыпались» на слова)

1 команда.

Восстановите пословицы

Нет в мире краше

когда над ней крыша одна.

Глупа та птица,

будет Родина крепка.

Если дружба велика,

которой свое гнездо не мило.

Семья сильна,

хорошие дети растут.

В хорошей семье

Родины нашей.

2 команда.

Восстановите пословицы

Человек без Родины,

дороже всякого богатства.

В своем доме и

счастье дорогу не забывает.

Народное братство

что соловей без песни.

В семью, где лад,

а в ленивом доме пусто.

В прилежном доме – густо

стены помогают.

4 задание:

Ведущий: с чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…- Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний.

Педагогам предлагается поиграть в народную подвижную игру: «Поясок – элемент народного костюма»
Команде раздают по три ленточки.
Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.
Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.

5 задание: Игра: «Скажи иначе пословицу»
- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» ( азерб.) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят
».

6 задание: песенный блиц турнир.

Ведущий. — Песня душа народа. Много песен сложено о великой России, её красотах…

Каждая команда должна пропеть несколько строк из полюбившихся песен о России. Выигрывает та, которая быстрее и больше напоет строчек. Из песен.

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках!!!

Закончить наш семинар я хотела бы словами А.С. Макаренко

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.»

Рефлексия.

Ув. Коллеги, перед вами 3 корзинки, если вам понравился мастер-класс и полученная информация была полезна положите свой смайлик в корзинку №1. Если вы узнали для себя что-то новое, но вам нужно время чтобы переработать полученную информацию, положите смайлик в корзинку №2. И если ы не узнали ничего нового и вам было скучно, положите смайлик в корзинку №3.

Спасибо всем за внимание и участие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно- патриотическому воспитанию » Выполнила: Чурина Н. В . п.г.т. Уренгой

Слайд 2

Организуя работу по патриотическому воспитанию можно использовать различные методы работы : Целевые прогулки и экскурсии ( к памятникам…); Наблюдения за трудовой жизнью людей; Рассказ и объяснения педагога в сочетании с показом и наблюдением; Беседы о родном городе, улице, детском саде; Использование иллюстраций, диафильмов, аудио- и видеозаписей; Использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок, чтение сказок); Знакомство с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т.д.); Обогащение и стимулирование детского творчества; Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду; Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, правильно вести себя в общественных местах; Воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.

Слайд 3

Задачи патриотического воспитания : Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; Формирование бережного отношения к природе и всему живому; Воспитание уважения к труду; Развитие интереса к русским традициям и промыслам; Формирование элементарных знаний о правах человека; Расширение представлений о городах России; Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Слайд 4

В первой младшей группе формируются : - навыки самообслуживания; -воспитание доброжелательности; -усвоение социальных ценностей (в коллективной деятельности); - интерес к явлениям общественной жизни: семье, детскому саду, труду взрослых.

Слайд 5

Во второй младшей группе формируются : - представления о добрых поступках - благожелательные взаимоотношения в группе - представления о семье, о труде близких взрослых, работников дошкольного учреждения.

Слайд 6

В средней группе формируются : - личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм; - доброжелательные отношения в группе; - чувство долга; - навыки вежливого обращения; - представления о родственных отношениях в семье

Слайд 7

В старшей группе формируются : - взаимоотношения в группе; - межличностные отношения; Умение оценивать свои поступки и поступки других; - интерес к своей родословной; - понятия о дружбе, взаимовыручке; - представления о родной стране, малой родине, государственных и народных праздниках.

Слайд 8

В подготовительной группе формируются : - умение давать оценку поведению сверстника и обосновывать её; - умение вежливого обращения к окружающим; - умение давать самооценку своих возможностей; - освоение позиции ученика, члена коллектива; - стремление к принятию новых обязанностей; - стремление к учебе; - представление о долге.

Слайд 9

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи» методическое объединение.

laquo;Использованиеразнообразных форм и методовв работе с детьми по развитию речи»методическое объединение.  Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития реб...

Семинар-практикум для воспитателей "Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию связной речи".

Данный материал будет полезен воспитателям в их работе по развитию речи у дошкольников...

«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи»

   Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста  имеют речевые недостатки, ...

«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по патриотическому воспитанию»

Данный материал описывает некоторые игровые технологии, которые используются в последнее время педагогами по воспитанию юных патриотов....

Семинар – практикум «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»

Семинар – практикум«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»...