семинар -практикум для педагогов «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»
материал
Краткое ознакомление педагогов с формами и методами работы по нравственно-патриотическому воспитанию и деловой игре «Педагогический экспресс» с целью повышения профессионального уровня педагогов по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_1.docx | 39.07 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint_2.pptx | 804.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»
Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов; патриотическое воспитание дошкольников в непосредственно-образовательной деятельности.
Задачи:
- Ознакомление педагогов с теоретическими основами по патриотическому воспитанию дошкольников.
- Актуализация знаний педагогов программных задач по патриотическому воспитанию дошкольников.
- Формирование профессиональных умений педагогов по заданной теме.
- Практические аспекты патриотического воспитания дошкольников через непосредственно образовательную деятельность.
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Резко снизился воспитательный потенциал Российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов патриотизма. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, поэтому на современном этапе актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей. Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья; особенно важно заложить основы и нравственного здоровья. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний об истории родного города, края, страны, особенностях традиций разных народов. Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. В достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Достаточно ли внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных житейских проблемах, требующих принятия решений?
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Организуя работу по патриотическому воспитанию можно использовать различные методы работы:
- Целевые прогулки и экскурсии ( к памятникам…);
- Наблюдения за трудовой жизнью людей;
- Рассказ и объяснения педагога в сочетании с показом и наблюдением;
- Беседы о родном городе, улице, детском саде;
- Использование иллюстраций, диафильмов, аудио- и видеозаписей;
- Использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок, чтение сказок);
- Знакомство с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т.д.);
- Обогащение и стимулирование детского творчества;
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
- Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, правильно вести себя в общественных местах;
- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.
Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.
Построение педагогического процесса на каждом этапе происходит с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания.
Задачи патриотического воспитания:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Воспитание уважения к труду;
- Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- Формирование элементарных знаний о правах человека;
- Расширение представлений о городах России;
- Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- от близкого к отдаленному;
- от общего к частному;
- опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье , детском саду, городе, стране;
- взаимодействие с семьей;
- систематичность;
- передавая знания учитывать их воспитательную ценность и потенциал для формирования нравственных чувств.
Теперь остановимся на задачах нравственно-патриотического воспитания во всех возрастных группах.
В первой младшей группе формируются:
- навыки самообслуживания;
-воспитание доброжелательности;
-усвоение социальных ценностей (в коллективной деятельности);
- интерес к явлениям общественной жизни: семье, детскому саду, труду взрослых.
Во второй младшей группе формируются:
- представления о добрых поступках
- благожелательные взаимоотношения в группе
- представления о семье, о труде близких взрослых, работников дошкольного учреждения.
В средней группе формируются:
- личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм;
- доброжелательные отношения в группе;
- чувство долга;
- навыки вежливого обращения;
- представления о родственных отношениях в семье.
В старшей группе формируются:
- взаимоотношения в группе;
- межличностные отношения;
Умение оценивать свои поступки и поступки других;
- интерес к своей родословной;
- понятия о дружбе, взаимовыручке;
- представления о родной стране, малой родине, государственных и народных праздниках.
В подготовительной группе формируются:
- умение давать оценку поведению сверстника и обосновывать её;
- умение вежливого обращения к окружающим;
- умение давать самооценку своих возможностей;
- освоение позиции ученика, члена коллектива;
- стремление к принятию новых обязанностей;
- стремление к учебе;
- представление о долге.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.). Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
Знания полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах вне НОД. И в течение всего года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта достаточно кропотливая работа в детском саду ведется систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности по направлениям: «Семья», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».
И сегодня я предлагаю вам принять участие в деловой игре «Педагогический экспресс». Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по маршруту «Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Цель деловой игры:
Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
Задачи.
---Сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;
— Оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме.
— Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;
— Создание условий для самообразования педагогов в данном направлении;
— Совершенствовать работу ДОУ по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников.;
— Развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.
Правила игры:
- Принимать активное участие в игре.
- Уметь слушать других.
- Вырабатывать общее решение вопроса.
- Соблюдать культуру речи и тактичность.
Ход игры
Звучит песня «С чего начинается Родина» (Слова Матусовский М., композитор Баснер В.)
Ведущий читает стихотворение:
Начинается Родина с памяти с почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени, с уваженья заветов святых.
Начинается Родина с Пушкина, чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками, где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства, с материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых, что учителю мы принесли.
Ведущий: — Я предлагаю всем участникам игры объединиться в две команды. За правильно выполненное задание команда получает жетон.
1 задание блиц-опрос «История России»
— Земля, где ты родился? (Родина.)
— Древнее название России? (Русь.)
— Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна.)
-Население определенной страны? (Народ)
— Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство.)
-Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)
-Что является государственной символикой (Герб, гимн, флаг.)
— Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)
— Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю? (Этнография.)
— Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор.)
— То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)
— Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья.)
— Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители)
2 задание: «Черный ящик».
1 команда.
Символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту. Итак, это…. (Самовар).
2 команда.
Предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии, и в христианской легенде. Итак, это… (Яблоко)
3 задание: «Собери пословицы и поговорки («рассыпались» на слова)
1 команда.
Восстановите пословицы
Нет в мире краше | когда над ней крыша одна. |
Глупа та птица, | будет Родина крепка. |
Если дружба велика, | которой свое гнездо не мило. |
Семья сильна, | хорошие дети растут. |
В хорошей семье | Родины нашей. |
2 команда.
Восстановите пословицы
Человек без Родины, | дороже всякого богатства. |
В своем доме и | счастье дорогу не забывает. |
Народное братство | что соловей без песни. |
В семью, где лад, | а в ленивом доме пусто. |
В прилежном доме – густо | стены помогают. |
4 задание:
Ведущий: с чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…- Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний.
Педагогам предлагается поиграть в народную подвижную игру: «Поясок – элемент народного костюма»
Команде раздают по три ленточки.
Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.
Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.
5 задание: Игра: «Скажи иначе пословицу»
- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» ( азерб.) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
6 задание: песенный блиц турнир.
Ведущий. — Песня душа народа. Много песен сложено о великой России, её красотах…
Каждая команда должна пропеть несколько строк из полюбившихся песен о России. Выигрывает та, которая быстрее и больше напоет строчек. Из песен.
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках!!!
Закончить наш семинар я хотела бы словами А.С. Макаренко
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.»
Рефлексия.
Ув. Коллеги, перед вами 3 корзинки, если вам понравился мастер-класс и полученная информация была полезна положите свой смайлик в корзинку №1. Если вы узнали для себя что-то новое, но вам нужно время чтобы переработать полученную информацию, положите смайлик в корзинку №2. И если ы не узнали ничего нового и вам было скучно, положите смайлик в корзинку №3.
Спасибо всем за внимание и участие.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Организуя работу по патриотическому воспитанию можно использовать различные методы работы : Целевые прогулки и экскурсии ( к памятникам…); Наблюдения за трудовой жизнью людей; Рассказ и объяснения педагога в сочетании с показом и наблюдением; Беседы о родном городе, улице, детском саде; Использование иллюстраций, диафильмов, аудио- и видеозаписей; Использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок, чтение сказок); Знакомство с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т.д.); Обогащение и стимулирование детского творчества; Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду; Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, правильно вести себя в общественных местах; Воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.
Задачи патриотического воспитания : Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; Формирование бережного отношения к природе и всему живому; Воспитание уважения к труду; Развитие интереса к русским традициям и промыслам; Формирование элементарных знаний о правах человека; Расширение представлений о городах России; Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
В первой младшей группе формируются : - навыки самообслуживания; -воспитание доброжелательности; -усвоение социальных ценностей (в коллективной деятельности); - интерес к явлениям общественной жизни: семье, детскому саду, труду взрослых.
Во второй младшей группе формируются : - представления о добрых поступках - благожелательные взаимоотношения в группе - представления о семье, о труде близких взрослых, работников дошкольного учреждения.
В средней группе формируются : - личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм; - доброжелательные отношения в группе; - чувство долга; - навыки вежливого обращения; - представления о родственных отношениях в семье
В старшей группе формируются : - взаимоотношения в группе; - межличностные отношения; Умение оценивать свои поступки и поступки других; - интерес к своей родословной; - понятия о дружбе, взаимовыручке; - представления о родной стране, малой родине, государственных и народных праздниках.
В подготовительной группе формируются : - умение давать оценку поведению сверстника и обосновывать её; - умение вежливого обращения к окружающим; - умение давать самооценку своих возможностей; - освоение позиции ученика, члена коллектива; - стремление к принятию новых обязанностей; - стремление к учебе; - представление о долге.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи» методическое объединение.
laquo;Использованиеразнообразных форм и методовв работе с детьми по развитию речи»методическое объединение. Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития реб...
Семинар-практикум для воспитателей "Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию связной речи".
Данный материал будет полезен воспитателям в их работе по развитию речи у дошкольников...
Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи
Консультация для родителей...
«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по развитию речи»
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста имеют речевые недостатки, ...
«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по патриотическому воспитанию»
Данный материал описывает некоторые игровые технологии, которые используются в последнее время педагогами по воспитанию юных патриотов....
Семинар – практикум «Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»
Семинар – практикум«Использование разнообразных форм и методов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»...