Преемственность: детский сад-школа.
материал (подготовительная группа)

В материале рассказывается о том, как подготовить дошкольников к учебному процессу, вызвать интерес к обучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikolaeva_l.n._preemstvennost-1.docx331.12 КБ

Предварительный просмотр:

Николаева Л. Н., воспитатель

МБДОУ «Детский сад №17 г.Чебоксары»,

Чувашская Республика

«ИЗ ДЕТСКОГО САДА В ШКОЛУ»

(ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ)

От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям.

В.А.Сухомлинский

Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается как обеспечение этой необходимой связи, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

Преемственность это не только подготовка к новому, и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как снова поступательного развития.

Цель преемственности — обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка и определяется степенью готовности ребенка самостоятельно добывать и применять знания.

Необходимо создать условия, обеспечивающие формирование готовности ребенка к школе. Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального возраста: гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.

Готовность к школьному обучению рассматривалась многими учеными (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Я. Йирасик, А. Керн, Н.И. Непомнящая, Д.Б. Эльконин и др.) с различных позиций:

  • обеспечение непрерывности развития ребенка с позиции самоценности каждого возрастного периода — периода дошкольного детства и младшего школьного возраста (психологический аспект) (Е.Л. Горлова, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев);
  • обеспечение преемственности детского сада и школы (организационно-содержательный аспект) (Н.С. Варенцова, Т.Н. Зотова, Т.А. Сентябова);
  • формирование элементов учебной деятельности, необходимого запаса знаний, умений и навыков (формальный аспект) (Р.С. Бурэ, А.П. Усова);
  • работа по созданию условий для школьной зрелости, для формирования психофизиологических предпосылок учебной деятельности (Л.К. Айзман, Р.И. Айзман, С.Д. Забрамная, Г.Г. Жарова, В.Г. Каменская);
  • обеспечение готовности к обучению в школе — мотивационной, психологической, коммуникативно-речевой и др. (И.Н. Агафонова, Л.А. Боровских, И.В. Гребенникова, Л.А. Венгер и др.).

Своеобразие ДОУ как образовательного учреждения в том, что это не маленькая школа, а учреждение с приоритетом игровой деятельности. И проблема преемственности не сводима к более узкой проблеме специальной подготовки дошкольника к школе.

Переход ребенка с одной ступени обучения на другую требует особой педагогической поддержки. Обеспечить ребенку необходимую поддержку на этапе перехода из детского сада в школу призвана особая педагогическая деятельность воспитателей детского сада и учителей начальной школы.

Главная цель совместной деятельности – это создание условий для личностно-ориентированного обучения, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самоценность, признание ребенка главной фигурой всего педагогического процесса. И здесь одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного пространства, связывающего дошкольные и школьные годы.

В рамках реализации муниципального проекта «Преемственность: детский сад – школа»  были определены два основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием: работа с детьми, работа с родителями.

Работа с детьми. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительной к школе группы в школу. Посещение военно-патриотического и этнографического музея школы, школьной библиотеки вызвали у детей большой интерес. https://sun9-6.userapi.com/impf/siGmoQvKcGu4u-qfe0yaRAylz3B0JxYwh_-qBg/-Ivr6sILcog.jpg?size=1600x1200&quality=96&sign=cb67a917f4f573457094c3457ea110bd&type=album

Организация бесед и встреч с учащимися школы, которые посещали детский сад, вызывает у детей положительные эмоции, желание пойти в школу, убирает страх и вселяет уверенность в свои собственные силы.https://sun9-16.userapi.com/impf/cZmn3nNBUeBs4_W7IdhnWOFfxwbHF4l8yqocUw/wuOXPNdWwB4.jpg?size=1600x739&quality=96&sign=82ebf7c5b408f59cb91cc7ba0b25a0f5&type=album

Создание «Уголка будущего школьника» помогает обогатить знания о школьной жизни, знакомит с распорядком дня школьников, развивает словарь детей; формирует самостоятельность, внимание и желание учиться.C:\Users\User\Desktop\q-RWk-RtX0s.jpg

Оформление папки- передвижки «Первоклассник», в которой представлены пословицы, загадки, дидактические игры, режим дня школьника, правила поведения в школе. Информация в папке-передвижке даёт возможность расширить представления дошкольников о школе, развить их интерес, желание учиться.https://sun9-6.userapi.com/impf/MdH4xnGJT2vzI1SErVHiOhua-KP0XPBEozpJOA/lJfJKp1MJ-E.jpg?size=1600x1200&quality=96&sign=b70cc58a58f783a441f9c1b2282b7de3&type=album

Правильно организованная предметно-развивающая, творческая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, а ведь это создаёт основу социальной уверенности ребенка, так необходимой для безболезненного перехода детей в условиях школы.

Работа с родителями. Воспитатели совместно с учителями консультируют родителей по подготовке детей к школе, дают индивидуальные рекомендации, проводят семинары-практикумы.https://sun9-16.userapi.com/impf/Cx38rkMzRxRTnMrLmMfvCoNL-Bl1AFKzzkxI3A/o2_6gEm5Xyw.jpg?size=1080x809&quality=96&sign=cccaa894cf279fad24ffd68165e0f255&type=album

Родители написали свои воспоминания на тему: «В первый раз - в первый класс!». Ребята прочли рассказы родителей и с большим удовольствием рассмотрели их школьные фотографии. Им было интересно узнать, что их родители тоже когда- то были первоклассниками. Что они также покупали первый рюкзак, книжки и тетради к школе.https://sun9-61.userapi.com/impf/WB3y3LH7KFeCznc5msvpsmABbxiZuyRt4cqOLQ/OCf3xfO1C08.jpg?size=1600x1200&quality=96&sign=1256629353d0c299547f3f7d82c7432a&type=album

От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учеба, его психологическое самочувствие, а если подключаются родители - это бесценно!

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст  это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя  педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Библиографический список:

1. Должикова Р. А., Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. - М.: Школьная пресса, 2008. - 128 с.

2. Доскин В. А. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей. – М.: Просвещение, 2007. – 144 с.

3. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.

4. Якушина О. В. Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10274/ (дата обращения: 18.03.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по преемственности Детский сад- школа "Содружество"

Пояснительная записка            Проблема преемственности является важнейшей проблемой отечественного образования и не теряет своей актуальности ...

Тема. Самообразование по преемственности детский сад школа

Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни. Развития инициативности , любознательности. Желание и умение учится. Развитие инициативности и свмостоятельности....

ПЛАН по преемственности "Детский сад - школа"

План работы "Преемственность Детский сад-школа"...

Деловая игра с педагогами ДОО «Преемственность: детский сад - школа»

Деловая игра с педагогами ДОО «Преемственность: детский сад - школа»...

Преемственность детский сад - школа

Семинар «Ребенок на пороге школы: проблемы и пути решения»...

Проблемы преемственности детский сад-школа в коррекционной работе учителя-логопеда.

На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Среди всех речевых дефектов общее недоразвитие речи и фон...