Деловая игра с педагогами ДОО «Преемственность: детский сад - школа»
материал на тему
Деловая игра с педагогами ДОО «Преемственность: детский сад - школа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра
«Преемственность: детский сад - школа»
Провела Бондарева О.В. – старший воспитатель
«Школьное обучение никогда не начинается с
пустого места, а всегда опирается на
определенную стадию развития, проделанную
ребенком».
Л.С. Выготский
Цель: способствовать активизации работы по решению проблем
преемственности МБДОУ, школы и родителей, выявить эффективные
механизмы сотрудничества.
Задачи:
1. Вспомнить основные понятия, нормативную базу вопроса
преемственности;
2. Проанализировать результаты работы по преемственности в звене
ДОУ, школа и родители будущих первоклассников. Выявить
достижения и проблемы, определить возможные причины
возникновения проблем, а так же наметить пути их решения.
3. Укреплять сотрудничество воспитателей, учителей и родителей;
способствовать взаимному эмоциональному расположению между
участниками, зарождению доверия.
Ход проведения:
Актуальность.
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это
переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную
категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого
перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной
школы.
Введение и принятие новых Федеральных Государственных
Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является
важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы.
Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования
существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности
повышения качества образования в целостной системе.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в
школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений,
сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных
интересов и познавательной активности ребенка. Осуществление
преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы
развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные
способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой
познавательной программой.
Преемственность в образовании – новое понятие. До недавнего времени речь
шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая
ступень обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени
в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени
строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки
обучающегося. Такое положение преемственности в настоящей ситуации
развития системы образования выглядит узко и не охватывает всей широты
образовательного процесса, как ситуации взаимодействия детей и педагогов,
педагогов и родителей. Именно поэтому сегодня становится принятым
говорить, о преемственности в образовании, а не только в обучении.
К настоящему времени в системе отечественного образования накоплены
многочисленные теоретические исследования и практический опыт
построения преемственности. Это труды Ананьева Б.Г. . А.В.Запорожца, А.П.
Усовой и др.
- Задание участникам круглого стола: Что вы понимаете под понятием
преемственность между ДОУ и школой в условиях ФГОС? (ответы
участников)
- Задание: Предлагается перевернуть карточки (этот же материал
выводится на слайд), где есть несколько понятий преемственности,
принадлежащие разным авторам, выбрать для себя наиболее правильное
и зачитать.
Проблемы современного общества, связанные с преемственностью ДОУ и
школы.
– Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности
дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений,
однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных
связей по основным компонентам образовательной системы.
– Задание для участников круглого стола: назовите трудности,
проблемы, с которыми сталкивались при подготовке детей к школе,
проблемы в начальный период обучения в школе.
– Задание: назовите причины, из-за которых, вы думаете, возникают эти
трудности.
– Выведение на экран нескольких причин.
Отсутствие преемственных программ дошкольного и начального
образования
Подготовка детей, не охваченных дошкольным образованием
Большое многообразие видов и типов учреждений, где используют
самые различные программ, и реализация данных программ не
требует жестких стандартов.
Тревожит и проблема завышенных требований родителей к
готовности ребёнка к школьному обучению. Родители хотят, чтобы
при поступлении в школу ребёнок бегло читал, оперировал цифрами. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в
"школьной" логике - практикуется раннее обучение детей
подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике,
вместо развития познавательных процессов.
Так же нельзя не сказать и о проблеме недостаточного использования
игровой деятельности при переходе детей в школу. А ведь резкая
перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации
детей.
– Как мы уже с вами увидели, преемственность это многоаспектная
проблема. Мы выделили для себя самое главное – это уровень готовности к
школе. Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на
вопрос – готов ли ребенок к школе.
Школьная готовность складывается из нескольких показателей, это и
физическая, специальная (педагогическая), и психологическая, к которой
относятся мотивационная, интеллектуальная, эмоционально – волевая,
коммуникационная готовности.
-- Задание: Какая из перечисленных выше готовностей, наиболее важна
для подготовки к школе? А теперь можете перевернуть карточки
(приложение 1) и посмотреть, что входит в ту или иную готовность.
Это для вас небольшие памятки – рекомендации.
Итак, готовность к школе – это определенный уровень и социальных умений,
включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать
ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без
которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень
личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности
должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может
быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое
здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив
класса, если не научится коммуникации.
Сравните дошкольника –выпускника и окончившего первый класс
школьника. Что изменилось в характеристике?
Портрет выпускника ДОУ Портрет выпускника начальной
школы
Физически развитый, овладевший
основными культурно –
гигиеническими навыками.
Выполняющий правила поведения
здорового и безопасного образа
жизни
Любознательный, активный Любознательный, активно
познающий мир
Эмоционально отзывчивый Доброжелательный, умеющий
слушать и слышать собеседника,
обосновывать свою позицию,
высказывать свое мнение
Овладевший средствами общения и
способами взаимодействия со
Готовый самостоятельно
действовать и отвечать за свои взрослыми и сверстниками поступки
Способный управлять своим
поведением, планировать свои
действия соблюдать нормы и
правила поведения
Уважающий и принимающий
ценности семьи и общества
Имеющий первичные представления
о семье, себе, обществе и
государстве, мире, природе
Любящий свой народ, свой край, свою
Родину
Овладевший универсальными
предпосылками учебной
деятельности – умение работать
по правилу и образцу, слушать
взрослого и выполнять его
инструкции
Владеющий основами умения
учиться, способный к организации
собственной деятельности
Имеющий первичные представления
о семье, себе, обществе и
государстве, мире, природе
Метапредметные результаты
Задание всем участникам в чем заключается деятельностный подход
(сознание формируется в деятельности), который лежит в основе
государственных образовательных стандартов ДОУ.
Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо
важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять в
различных видах деятельности.
– Задание для всех: назовите формы осуществления преемственности.
– Вывести на экран формы:
Работа с детьми:
Экскурсии в школу
Посещение школьной библиотеки, школьного музея
Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и
учениками начальной школы;
Участие в совместной образовательной деятельности, игровых
программах;
Выставки рисунков и поделок;
Совместные праздники и соревнования.
Взаимодействие педагогов:
Совместные педагогические совет;
Семинары, мастер-классы, круглые столы;
Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых
уроков в школе;
Проведение диагностики по определению готовности к школе.
Сотрудничество с родителями:
Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями
школы;
Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»
Консультации с педагогами ДОУ и школы, в том числе и заочные, с
использованием ИКТ
Встречи родителей с будущими учителями;
Дни открытых дверей;
Творческие мастерские;
Анкетирование и тестирование родителей.
Выводы-
1. В настоящей ситуации развития системы образования, с учетом ФГОС
ДОУ и ФГОС, преемственность в обучении слишком узкое понятие, и теперь
мы будем говорить о преемственности в образовании.
2. Несмотря на то, что данная тема давно и постоянно рассматривается,
некоторые проблемы преемственности до сих пор не решены, и требуют
пристального внимания.
3. Один из аспектов преемственности, готовность ребенка к школьному
обучению. Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми
требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств,
которые тесно переплетены между собой, и должны формироваться в
совокупности.
4. Педагоги и школы, и детского сада должны работать в тесном
сотрудничестве, учитывая специфику организации деятельности друг друга,
обязательно привлекая родителей.
Заключительное слово, настрой на дальнейшее позитивное сотрудничество.
Используемая литература:
1. Астапов В.М. Определение готовности детей к обучению в школе. –
М., 1991.
2. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М., 1993.
3. Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М., 2001.
4. Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе
ДОУ и школы. – М., 2006.
5. Венгер Л.А. как дошкольник становится школьником.// Дошкольное
воспитание. – 1995 - №8.
6. Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнѐрства./
Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.
7. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих
первоклассников./ Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М., 2006.
8. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе./ Под
ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.9. Черникова Т.В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация
образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление
ДОУ. – 2005 - №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-877646-1484475854.jpg)
Деловая игра для педагогов ДОУ «Взаимодействие детского сада и семьи по трудовому воспитанию дошкольников».
Цели игры: повысить интерес педагогов к рассматриваемой проблеме; формировать творческое мышление; наметить единые пути решения по изученной проблеме.Подготовка материального обеспечения: в аудитории ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/13/picture-876805-1484300616.jpg)
Деловая игра для педагогов ДОУ «Взаимодействие детского сада и семьи по трудовому воспитанию дошкольников»
Цели игры: повысить интерес педагогов к рассматриваемой проблеме; формировать творческое мышление; наметить единые пути решения по изученной проблеме....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-995585-1515965170.jpg)
Деловая игра для педагогов ДОУ "Дошкольник, детский сад, игра"
Деловая игра для педагогов ДОУ "Дошкольник, детский сад, игра"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/06/picture-1008406-1517939750.jpg)
Деловая игра для педагогов ДОУ "Знатоки детской художественной литературы"
Деловая игра для педагогов ДОУ "Знатоки детской художественной литературы" проводится с целью повышения профессионального уровня педагогов и активизации применения устного народного творчест...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/05/picture-1266196-1599322992.jpg)
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»
Приветствие участников, объявление темы.Упражнение «Пожелание на сегодня» для снятия эмоционального напряжения, позитивного настроя на плодотворное общение: ведущий предлагает начать работ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/16/picture-936128-1500210964.jpg)
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»
Упражнение «Пожелание на сегодня» для снятия эмоционального напряжения, позитивного настроя на плодотворное общение: ведущий предлагает начать работу с того, что все высказывают друг другу...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/10/picture-622007-1428694397.jpg)
ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Трудности воспитателя детского сада в работе с современными родителями»
Упражнение «Пожелание на сегодня» для снятия эмоционального напряжения, позитивного настроя на плодотворное общение: ведущий предлагает начать работу с того, что все высказывают друг другу...