Занятие – путешествие «В лесу».
план-конспект занятия
Знакомство с признаками весны , природа весеннего леса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_lesu_dlya_publikatsii.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие – путешествие «В лесу».
Предварительная работа:
Беседы: Первые весенние признаки, изменение в поведении птиц, жизнь животных в лесу и насекомых с приходом весны.
Рассматривание фото иллюстраций ранней весны; беседы о том, какие приметы ранней весны видно на этих картинах.
Чтение художественной литературы. Сладков «Весенние радости. Ручей».
Э. Шим «Солнечная капля».
Г. Скрибицкий «На лесной полянке. Счастливый жучок. Весна».
Н. Павлова «Под кустом».
Программные задачи:
Образовательные: закреплять и пополнять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе;
Формировать умение устанавливать связи между изменениями в неживой и живой природе, устанавливать их последовательность;
Учить высказывать свою точку зрения на определенную тему, свободно общаться;
Активизировать словарь детей.
Развивающие: развивать связную речь, мышление, кругозор, наблюдательность, любознательность;
Развивать эстетическое восприятие окружающей среды через зрительные и слуховые рецепторы;
Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, артикуляционные аппарат;
Развивать познавательный интерес.
Воспитательные: воспитывать у детей экологическую культуру;
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
Музыкальное сопровождение: фонограмма с музыкой Вивальди «Весна», запись голосов птиц, журчания ручейка; демонстрационная картина о весне.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель:
Ребята, вы любите путешествовать? На сегодняшнем занятии мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие. Мы будем говорить о природе, мы будем слушать звуки природы, познавать ее. Я приглашаю вас в игру – путешествие по весеннему лесу, где вас ждут интересные задания. Если вы пройдёте все испытания, то попадёте к Мудрой Сове, и она вручит каждому из вас орден Мудрецов за ваши знания! А что это за удивительное время года, вы сейчас мне скажете.
Негромко звучит музыка Вивальди «Весна», воспитатель читает стихотворение Пушкина:
Гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
Синея, блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Воспитатель:
Что же это за утро года, время года ребята?
Дети:
Весна!
Воспитатель:
Как вы думаете, почему весну так назвал поэт?
Дети:
Всё просыпается, оживает, расцветает.
Воспитатель:
Мы с вами сейчас тоже немножко проснемся, встрепенемся. Откроем окошко. На улице тихо и светло. Воздух чистый-чистый, свежий. Давайте вздохнем, выдохнем. Глубоко вдохнем, выдохнем. Как легко дышится весной Ну вот мы и готовы к весеннему путешествию. Ребята, первое задание. Посмотрите на наши картинки. Что на них изображено?
Дети:
Времена года.
Воспитатель:
Какое сейчас время года? С чего же начинается приближение весны? Самый первый признак весны?
Дети:
Начнет ярче светить солнышко.
Воспитатель:
Вот оно, солнышко! (Переходим к I картинке).
Какое оно? (Яркое, весеннее, теплое, ласковое, лучистое, доброе).
Как ласково солнышко называет русский народ? (Солнышко-колоколнышко, солнышко-вёдрышко. Солнышко-красное).
Воспитатель:
А теперь мы сделаем гимнастику для наших глаз.
Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»
Солнечный мой заинька,
(вытягивать вперед ладошку)
Прыгни на ладошку.
Солнечный мой заинька,
(ставить на ладонь указательный палец другой руки)
Маленький, как крошка.
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
На плече давай скакать.
(следить взглядом за движением пальца: к носу, к одному плечу, лбу, к другому плечу)
Вот закрыли мы глаза,
(закрыть глаза ладонями)
А солнышко играет:
Щечки теплые лучами
Нежно согревает.
(широко раскрыть глаза)
Воспитатель:
Засияло солнышко, одарило нашу землю теплом. А что же стало со снегом? (Снег стал таять). Каким стал снег? (Грязный, серый, рыхлый, липкий, мокрый, холодный). Во что же превратился снег? (Снег превратился в ручейки).
Воспитатель:
Сейчас послушаем и отгадаем, что это за звук? (Журчание ручейка)
А теперь отгадаем загадку:
Игривый, шаловливый, болтливый, говорливый,
В голубенькой рубашке, бежит по дну овражка.(ручеёк)
Что можно сказать про ручеек? Какой он? (Быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, звонкий, прозрачный, холодный) Почему говорят, что он «бежит»? Кто может бежать? (Человек, животное, бегут те у кого есть ноги, лапы).
У ручейка нет ног. Почему же про него говорят, что он «бежит»?
Если ручей журчит, значит, он какой? (журчащий)
бежит – … (бегущий),
льётся – льющийся,
сверкает – сверкающий,
бурлит – бурлящий.
Пальчиковая гимнастика «Ручеек»
Солнце ласково смеется,
(отчерчиваем в воздухе круг указательными пальчиками)
Светит ярче, горячей,
(показываем растопыренные ладони)
Из пригорка звонко льется
(указательным пальцем правой руки проводим по ладони левой)
Разговорчивый ручей.
(указательным пальцем левой руки проводим по ладони правой)
Я журчу, журчу, журчу,
(ладошки вперед, шевеля пальчиками)
Гладко камешки точу,
(потираем ладошки)
Синей лентой разбегусь,
(«змейкой» ладошками)
В речку полную вольюсь.
(соединить ладошки, разъединенные в стороны)
Хороша моя водица,
(массируем большим пальцем все остальные)
Наклонись ко мне напиться.
(наклон, руки «горсткой»)
Речка, травы шевеля,
(шевелим пальчиками)
Ручейком зовет меня.
(плавные движения ладонями из стороны в стороны)
Воспитатель:
Я сейчас буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите «весеннее» слово.
Мороз, снегопад, ледоход, листопад, метель, оттепель, солнцепёк, капель, апрель, земляника, проталина, подберёзовик, берёзовый сок, снежинка, снеговик, подснежник, Снегурочка, первоцвет, снег, вьюга, василёк, урожай, яблоко, ручеёк, гололёд, ромашка, сосулька, огонёк…
Воспитатель: что еще происходит весной?
правильно прилетают птицы
Давайте послушаем как поют птички в весеннем лесу. И отгадаем.
каких перелетных птиц вы знаете? (скворцы, грачи, ласточки, жаворонки, кукушка).
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Воспитатель:
Послушайте и закончите предложения.
Зимой снег чистый, а весной -
Зимой дни холодные, а весной -
Зимой солнце тусклое, а весной -
Зимой погода часто пасмурная, а весной-
Воспитатель:
А когда совсем тепло становится, кто появляется в лесу? Верно
Насекомые (бабочки, жучки и т.д.).
Дидактическая игра «Загадки о насекомых» или «Куда спрятались насекомые?»
На доске картинка, на которой изображена поляна.
Воспитатель:
. Все насекомые спрятались. Давайте попробуем их отыскать воспитатель:
Жук спрятался под грибок. Бабочка спряталась под цветок и т.д. (под мухомор, под веточку, под листок, под травинку).
Воспитатель:
Воспитатель:
Ребята вы послушали музыку, поиграли, а теперь представьте, что мы с вами на полянке в весеннем лесу. давайте поиграем и мы встречаем птиц- грачей
Физкультминутка ПТИЧКИ для снятия мышечного напряжения (речь с движением)
Как на этой на неделе
Наконец-то прилетели
(дети стоят лицом в круг, выполняют «пружинку")
Наши верные друзья -
Очень шумная семья
Хлопотливых птиц-грачей.
(хлопают в ладоши)
Мы идём встречать гостей.
(идут по кругу друг за другом)
Как они, хотим летать,
Дружно, весело играть.
Мы летаем, мы летаем,
свои крылья поднимаем.
(бегут по кругу друг за другом)
В птичьем вальсе мы кружимся,
(кружатся на месте, руки на поясе)
И на землю мы садимся.
(присаживаются на корточки, руки вниз)
Червячков мы поклюём
(стучат пальчиками по полу)
И опять летать начнём.
(встают, машут руками вверх – вниз)
Ребята вы были такими веселыми птичками. В птичек дружно превращались, свои крылья поднимали, отдохнули и опять будем с вами мы играть, мы поиграем в игру,
«Узнай по описанию» (музыка и слайд леса)
Вы должны внимательно слушать и думать, затем тот, кто первым поднимет руку, будет отвечать. Если ответ правильный, то на экране появиться соответствующая картинка.
Почки распускаются , травка вырастает, в это время птички с юга прилетают.
( весна )
На лесной проталинке выросли цветочки маленькие прячутся в валежник беленькие (подснежники)
Зимою замерзают и с крыш они свисают, на солнце засверкают, весна придёт, растают (сосульки)
Они весною набухают, размера разного бывают, вот они лопнут, а побег, не любит град, мороз и снег (почки)
На вид, конечно, мелковаты, но всё, что можно, тащат в дом, неугомонные ребята, вся жизнь их связана с трудом. (муравьи)
Я весною прилетаю, новый домик обживаю, буду сторожем в саду, мошек всех переловлю(Скворец) )
Вот на ветке чей-то дом, нет дверей в нём, нет окон, но птенцам в нём жить тепло , дом такой зовут ( гнездо )
Воспитатель:
Ну, вот мы и пришли к мудрой сове, за то, что вы так старались, отвечали, играли, она каждому из вас дает медаль, потом вы её раскрасите. Ребята подошло к концу наше весеннее путешествие. Что вам больше всего понравилось?
Воспитатель:
Весна только вступает в свои права. И мы с вами будем ещё долго любоваться ею, слушать её звуки, путешествовать по весенней природе, радоваться солнышку, прилёту птиц, журчанию ручейков, первым подснежникам. Какие вы молодцы, со всеми заданиями справились, а когда мы пойдем на прогулку, посмотрим. какие изменения происходят в природе
Игра «Хорошо-плохо»
Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (Зимой холодно, им негде укрыться от ветра и снега, птицам нечего есть, так как все насекомые зимой спят, а на юге тепло). Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим их, не слышим их пения, многие птицы погибают в пути, не выдержав трудной дороги).
Воспитатель:
Мы с вами прошли маршрут, который называется «Весенние приметы».
Воспитатель:
Присядем на полянке отдохнуть и посмотрим на эту картинку. Весна вдохновляет поэтов, музыкантов. Сегодня мы с вами слушали прекрасные стихотворения о весне, музыкальные произведения. А мы с вами будем художниками и создадим свою картину весны (демонстрация картины «О весне»).
Воспитатель:
Что на ней изображено?
Дети:
Лес весной.
Воспитатель:
Ребята, я вам скажу по секрету, что художник не до конца нарисовал картину весны, а мы с вами можем сделать ее еще более красивой, законченной. (Дети разбирают с подноса картинки – наклейки, рассматривают, приклеивают по очереди и называют весенний признак: ярко светит солнышко; появляются проталинки; расцветают подснежники; мишка просыпается, выходит из берлоги; зайчик; птицы;).
Воспитатель:
Ребята, а какие пословицы и поговорки о весне вы знаете? (Дети называют).
Весенний день год кормит.
Весенний дождик лишним не бывает.
Кто весной трудиться рад – будет осенью богат.
Много воды – много травы.
Грач на горе - весна на дворе.
Увидел на вербе пушок – и весна на шесток.
Ласточка весну начинает, а соловей лето кончает.
Весенняя пора - поел да со двора.
Март – с водой, апрель с травой, май с цветами.
Логопед:
Вот сколько народной мудрости в пословицах о весне.
Подведение итогов занятия:
Логопед:
Ну, вот мы и пришли к мудрой сове, за то, что вы так старались, отвечали, играли, она каждому из вас дает медаль, потом вы её раскрасите. Ребята подошло к концу наше весеннее путешествие. Что вам больше всего понравилось?
Дети:
Слушать журчание ручейка. Рассматривать картинки с весенними признаками.
Логопед:
Скажите какой же самый первый признак весны появления в природе?
Дети:
Весеннее солнышко. Оно не просто светит, но и греет землю. И всё начинает просыпаться после зимнего сна.
Воспитатель:
(Обращая внимание на картину, которая висит на доске).
Мы с вами «создали» картину, на которой очень много весенних признаков. Как можно её назвать? (Выслушиваем предложения детей).
Воспитатель:
Весна только вступает в свои права. И мы с вами будем ещё долго любоваться ею, слушать её звуки, путешествовать по весенней природе, радоваться солнышку, прилёту птиц, журчанию ручейков, первым подснежникам.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, сколько весенних подснежников на нашей полянке. Мы их с вами сделали своими руками на занятии по аппликации. Давайте подарим их нашим гостям на память о нашей встрече и об этой чудесной весне. (Дети дарят).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД
5, 7 ВИДА № 32 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»
Конспект организованной образовательной деятельности
в старшей группе для детей с ОНР «Путешествие в весенний лес»
подготовила
учитель-логопед
Зайцева Елена Юрьевна
г. Коломна
2012 г.
Коррекционно-образовательные цели
▪Уточнение, расширение и активизация словаря по темам: «Весна», «Насекомые», «Перелетные птицы», «Цветы»;
▪ Совершенствование грамматического строя речи:
образование родительного падежа сущ. ед. и мн. числа;
согласование прилагательных с существительными;
закрепление умения употреблять в речи предлог ПОД;
образование слов-антонимов.
Коррекционно-развивающие цели
▪ Развитие диалогической речи;
▪ Развитие речевого дыхания;
▪ Развитие фонематического восприятия;
▪ Развитие мышления, памяти и слухового внимания;
▪ Развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели
▪ Воспитание умения внимательно слушать педагога и четко выполнять его
инструкцию;
▪ Воспитание дружеского отношения друг к другу.
Предварительная работа: беседа о весне, наблюдение за перелетными птицами в природе; рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о весне; разучивание совместно с воспитателями пальчиковой гимнастики “Журавли” и музыкальной физкультминутки “Весна»; беседа о насекомых.
Оборудование
Картинки с силуэтным изображением перелетных птиц: грач, скворец, ласточка, кукушка, лебедь, журавль, гусь и утка. Картина с первоцветами. Разрезные картинки с первоцветами: одуванчик, незабудки, мать-и-мачеха, ландыш, подснежник. Сюжетная картина с изображением лесной поляны. Насекомые на палочках: бабочка, жук, кузнечик. Повязки на голову с пчелкой по количеству детей. Карточки с изображением весенних примет. Диск с записью «Звуки леса», «Волшебной музыки», физкультминутки «Весна». Костюм Весны.
Ход организованной образовательной деятельности
I. Организационный момент
Логопед. Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла ... (весна)
Дети. Весна.
Логопед. Правильно, ребята. Это весна. И сегодня мы с вами отправимся на прогулку в весенний лес.
Звучит музыка со звуками природы. Дети имитируют шаги в лес.
II. Основная часть
1. Упражнение «Свежий воздух» - дифференцирование ротового и носового выдоха.
Логопед. Вот мы и в лесу. Давайте вдохнем чистый лесной воздух.
Вдох через нос, выдох через рот (повторить 3 раза).
2. Логопед. Посмотрите, друзья, на какой чудесной поляне мы очутились!
Перед детьми на доске силуэтное изображение перелетных птиц: грач, скворец, ласточка, кукушка, лебедь, журавль, гусь и утка.
Логопед. Ребята, назовите птиц, изображенных на поляне.
Дети называют каждую птичку.
Логопед. Какие это птицы?
Дети. Перелетные.
Логопед. Откуда птицы прилетают к нам весной?
Дети. Птицы прилетают из теплых стран (Птицы возвращаются с юга).
Дидактическая игра «Чего не хватает?» (образование родительного падежа сущ. ед. числа). Логопед закрывает на картинке различные части тела птицы.
Логопед. Ребята, посмотрите на картинку и ответьте на вопрос: «Чего не хватает у птицы?».
Дети. У птицы не хватает хвоста (головы, туловища, лапок, клюва, глаз, когтей, перышек).
Логопед.
На деревья птицы сели,
Песни весело запели!
Звонко, дружно распевают,
Поиграть нас приглашают.
Пальчиковая гимнастика «Журавли»
С далеких стран, спеша домой,
(постепенно соединять все пальцы обеих рук с большими)
Летят, курлыча, журавли.
(ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения)
Их крик несется над землей –
(постепенно соединять все пальцы обеих рук с большими)
Весну приветствуют они
(сжать руки в рукопожатие)
Логопед. Как хорошо вы играли и заданья выполняли. Давайте отправимся ко второй весенней полянке.
Звучит музыка со звуками природы.
3. Логопед. Ребята, посмотрите как красиво на этой полянке! Что здесь растет?
Дети. Здесь растут цветы.
Логопед. Какие это цветы?
Дети. Это первые весенние цветы.
Логопед. Правильно. Это первоцветы.
Далее дети подходят к столу, где для каждого ребенка лежит конверт с разрезной картинкой. Дети собирают картинки с изображением первоцветов и по очереди называют свой цветок.
Дидактическая игра «Подбери признак» (согласование прилагательных с существительными.)
Логопед просит детей подобрать признак к своему цветку.
Одуванчик (какой?) ...
Незабудки (какие?) ...
Мать-и-мачеха (какая?) ...
Ландыш (какой?) ...
Подснежник (какой?)…
Логопед. Молодцы, ребята. Давайте назовем еще одну примету весны и отправимся дальше.
Дети. Весной распускаются цветы.
Дети под музыку отправляются на следующую поляну.
4. Логопед. Отгадайте, друзья, кто встречает нас на этой весенней полянке?
С ветки на тропинку,
С травинки на травинку
Прыгает пружинка -
Зелёненькая спинка.
(кузнечик)
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
(пчела)
Целый день везде летает,
Очень всем надоедает.
(муха)
Логопед. Всех угадали! Назовите их одним словом.
Дети. Насекомые!
Логопед. А каких насекомых вы еще знаете?
Ответы детей.
Логопед. Что происходит с насекомыми весной?
Дети. Насекомые весной просыпаются!
Логопед. Ребята, а вы знаете, как пчела поет свою песенку?
Дети. Ж-Ж-Ж!
Логопед. Что она делает?
Дети. Жужжит!
Дидактическая игра «Пчелки»
Дети надевают на голову повязки с пчелками.
Логопед. Мои пчелки не простые. Они летают, только когда слышат свою песенку: «Ж-Ж-Ж».
Логопед произносит различные звуки, дети слушают и на звук «Ж» производят различные движения.
Дидактическая игра «Куда спрятались насекомые?»
На доске картинка, на которой изображена поляна.
Логопед. Все насекомые спрятались. Давайте попробуем отыскать их.
Логопед берет насекомых на палочке и «прячет» каждое насекомое на полянке. Дети отвечают полными предложениями.
Жук спрятался под грибок. Бабочка спряталась под цветок и т.д. (под мухомор, под веточку, под листок, под травинку).
5. Сюрпризный момент: «Приход весны»
Логопед. Давайте, ребята, весну звать!
Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
Появляется Весна.
Весна. Здравствуйте, ребята! В круг вставайте и со мною поиграйте!
Подвижная игра с речевым сопровождением «Весна»
Начинается весна Хлопки в ладоши (4)
Кап-кап, кап-кап,
С крыш закапала вода «Стряхивают» воду с кистей рук
Кап-кап, кап-кап.
Даже добрый снеговик, Прогибают спину, опускают голову
Весь осел и весь поник. на грудь
Слезы льет из-под ведра, Поочередно «собирают слезы» в
Да, да, да. в ладошку из глаз
Но зато бежит веселый Перебирают пальчиками в воздухе,
По полям, лугам и селам имитируют ручеек.
Наш дружок, наш дружок,
Быстрый ручеек.
И везде запели птички Руки через стороны вверх-вниз с
Все воробушки, синички с помощью ладошек делают «клюв»
Чик-чик, ритмично открывают и
Ти-ти-ти, закрывают его
Так весну встречаем мы.
После игры Весна прощается с ребятами.
6. Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Логопед. Послушайте и закончите предложения.
Зимой снег чистый, а весной - … .
Зимой дни холодные, а весной - … .
Зимой солнце тусклое, а весной - … .
Зимой погода часто пасмурная, а весной - … .
Ответы детей.
7. Логопед. Молодцы, ребята. Осталось нам выполнить последнее задание. Подойдите к столу и отберите карточки с изображением весенних примет. Если все правильно сделаете, у вас получится красивый цветок.
Дети подходят к столу и выбирают карточки с изображением весенних примет и коллективно составляют цветок. В процессе выкладывания дети еще раз вслух называют приметы весны. Цветок помещается на доску.
Логопед. Друзья, пора и нам возвращаться в группу. Хорошо мы с вами погуляли.
Звучит музыка.
III. Подведение итогов:
Логопед. Ребята, вот мы с вами опять в нашей группе. Где же мы были? Кого встретили в весеннем лесу? Какие задания выполняли?
Список использованной литературы:
- Речевые досуги для дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр
педагогического образования, 2012. – 96 с.
2. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием
речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: «Мозаика-
Синтез», 2006. – 80 с.
3. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.
Альбом 3/ Н.Э. Теремкова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. – 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие "Путешествие по зимнему лесу".
Занятие проводилось в целях расширения знаний детей о жизни животных в лесу в зимнее время....
Занятие-путешествие "Кто живёт у нас в лесу".
Это занятие-путешествие помогает уточнить и закрепить знания детей о диких животных нашего края: волке, лисе, медведе, белке, зайце, их детёнышах; помогает в формировании лексико-грамматич...
Конспект экологического занятия «Путешествие по лесу»
Интеграция образовательных областей:познание,физическая культура,коммуникация,социализация,музыка.Виды детской деятельности:игровая,двигательная,речевая,продуктивная,познавательная,коммуникативная,муз...
Открытое занятие «Путешествие по лесу»
Открытое занятие во второй младшей группе «Путешествие по лесу»...
Конспект занятия в старшей группе "Путешествие по лесу и правила безопасности в лесу"
Аннотация С интересом исследуя окружающий мир, дети постоянно узнают о нем что-то новое, делая при этом удивительные открытия. На пути познания их будут ждать не только радостные встречи, но и опаснос...