План-конспект занятия по познавательному развитию с элементами геокешинга «Земля просит помощи!» для детей старшей группы
план-конспект занятия (старшая группа)

Кузнецова Татьяна Александровна

Способствовать усвоению детьми правил поведения в природе, формируя понимание ценности живого, воспитывает желание защитить и сохранить живую природу.Воспитывать положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_poznavatelnomu_razvitiyu_starsh.gruppa.docx36.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа им. А.И. Кузнецова

с. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Белочка»»

План-конспект

занятия по познавательному развитию с элементами геокешинга

«Земля просит помощи!» для детей старшей группы

                                                                                 

Воспитатель высшей квалификационной категории:

                                                                        Кузнецова Татьяна Александровна.

                                                 

с. Курумоч 2024

Вид деятельности: Познавательное развитие

Тема: «Земля просит помощи!»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

Задачи:

  1. Развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях. (Познавательное развитие)
  2. Способствовать усвоению детьми правил поведения в природе, формируя понимание ценности живого, воспитывает желание защитить и сохранить живую природу. (Познавательное развитие)
  3. Продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств. (Познавательное развитие)
  4. Воспитывать положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться. (Познавательное развитие)
  5. Продолжать обогащать двигательный опыт, создавать условия для оптимальной двигательной деятельности, развивая умения технично, осознанно, активно, скоординировано, точно, дифференцируя мышечные усилия, выполнять музыкально-ритмические упражнения. (Физическое развитие)
  6. Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности в природе. (Социально-коммуникативное развитие)
  7. Создавать условия для самостоятельной деятельности детей, где можно было бы применить навыки безопасного поведения. (Социально-коммуникативное развитие)
  8. Способствовать овладению детьми умений совместной деятельности: принимать общую цель, договариваться о способах деятельности и материалах, в процессе общего дела быть внимательными друг к другу, проявлять заинтересовать в достижении результата, выражать свое отношение к результату и взаимоотношениям. (Социально-коммуникативное развитие)
  9. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи: закреплять умения поддерживать непринужденную беседу, задавать вопросы, правильно отвечать на вопросы педагога и детей. (Речевое развитие)

Методы и приемы:        

  • игровой (игровые элементы геокешинга, ориентировка в пространстве по плану и поиск спрятанного объекта, дидактические игры);
  • наглядный (знаки «Правила поведения в природе», карта, части пазла, картинки, слайды);
  • словесный (разъяснение, беседа, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Материалы и оборудование: : проектор, ноутбук, карта, круг для начала пути, 4 части пазла «Ключик», картинки для игры «Звери потеряли свой дом», плакат с изображением леса, плакат с изображение опушки, карточки с мусором (7 шт.), карточки с правилами поведения в природе (7 шт), картинки птиц (соловей, сова, дятел, кукушка), 3 стола, 2 подноса, колба, стаканчик, палочка для размешивания, контейнер с землёй, контейнер с опилками, воронка, салфетки бумажные, ватные диски, вода, бумажный платок,  2 мольберта, магниты, картинка с изображением луга, сундучок, медали «Защитники природы», смайлики жёлтые и зелёные.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Приветствие «Лучи солнца», игровая ситуация «Убираем мусор в лесу»,  Д/игра «Кто, где живёт?», «Пазл – ключ».

Музыкальная

 Сигнал SOS, голос планеты Земля, пение птиц.

Двигательная

Движение по карте.

Речевая

Игра ситуация «Правила поведения в лесу», отгадывание загадок про лесных птиц, Смайлики «Оцени себя».

Познавательно - исследовательская

«Опыт по очистке воды»

Логика образовательной деятельности

Структурные компоненты деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

время

Мотивация

(Проблемная ситуация)

Дети стоят в кругу: 

Слайд №2 «Лучи солнца»

Орг. момент: 

Воспитатель предлагает поприветствовать друг друга. Встать в круг, протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо постоять и почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Поздороваться с гостями.

Дети приветствуют друг друга.

Приветствуют гостей

Проявляют положительный эмоциональный настрой.

 3 мин

Слайд №3 «Книга природы»

Воспитатель читает стихотворение:

- Сегодня я хочу вам поведать о том,

Что вся Земля – наш общий дом!

Наш добрый дом,

Просторный дом –

Мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том продолжим речь,

Что мы должны наш дом беречь!

Ребята, а что есть на планете Земля?

Да, ребята, наша планета Земля богата растительным и животным миром, она очень красива.

Слушают стихотворение

Отвечают (солнце воздух, вода, животные, насекомые и т.д.)

Умеют поддерживать непринужденную беседу, правильно отвечать на вопросы

Слайд №4 «Земля»

Звучит сигнал SOS и слышен «голос планеты Земля»

- «Я Земля, я Земля, передаю сигнал бедствия! Природа в опасности! На планете Земля в природе стали происходить странные явления: деревья и растения гибнут, рыбы исчезают, везде мусор и грязь.

Ребята, прошу вашей помощи!»

Воспитатель спрашивает детей согласны ли они помочь планете Земля?

Слушают послание «Земли»

Проявляют интерес к предстоящей деятельности,

к познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.

Слайд №5 «Пазл»

За каждое правильно выполненное задание, вы получаете часть пазла. Сложив пазл, вы сможете добраться до сундука и забрать награду за спасение природы на планете Земля».

Вы готовы?

Выражают готовность отправиться на спасение природы.

Основная часть

Слайд №6 «Карта»

- Ребята, чтобы помочь планете Земля, мы должны двигаться строго по маршруту, обозначенному на этой карте.

Давайте рассмотрим и назовем объекты, которые на нее нанесены: лес; лесная опушка; озеро; луг.

- В пути нам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, помогайте друг другу, действуйте дружно.

Первый объект на карте – это лес.

Отправляемся в путь от точки старта.

Рассматривают карту, называют объекты.

Начинают движение по маршруту.

Умеют принимать общую цель, договариваться о способах деятельности, в процессе общего дела быть внимательными друг к другу.

19 мин

Слайд №7 «Лес»

(Группа перемещается к деревьям, имитирующим лес)

Вот мы с вами в лесу. Но что же случилось? Почему в лесу нет зверей?

- Да вы правы, в лесу отдыхали туристы и оставили весь мусор. Давайте уберём весь мусор и наведем порядок в лесу.

Отвечают, что мусор после себя оставили туристы

Убирают карточки с изображением мусора.

Проявляют свои познания объектов окружающего мира и простейших зависимостях.

Знают правила поведения в природе, понимают ценность живого, проявляют желание защитить и сохранить живую природу.

Слайд №8 «Животные» 

Мусор мы убрали, но посмотрите, животные разбежались по лесу и не могут найти свои дома, давайте поможем. Д/и «Кто где живет?»

Соотносят карточки «животное = место обитания»

Слайд № 9 «Кто где живет» Давайте посмотрим, что у вас получилось: белка живет в дупле, медведь – в берлоге, заяц – под кустом, муравей – в муравейнике, птица - в гнезде, полевая мышь – в норе.

Молодцы, задание выполнено, и вы получаете первую часть пазл.

Слайд №10 «Правила поведения в лесу»

Ребята, а чтобы такого больше не повторилось, давайте вспомним и назовем Правила поведения в

 лесу.

- Молодцы! Задание выполнено правильно, и вы получаете вторую часть пазла.

Берут знаки и поочередено, называют правила поведения в природе и размещают их на плакате

Слайд №11 «Карта»

Следуем дальше по нашей карте. Воспитатель уточняет у детей, куда указывает стрелка на карте?

Верно – это лесная опушка

Отвечают – лесная опушка

Проявляют свои познания объектов окружающего мира и простейших зависимостях.

Слайд №12 «Лесная опушка»

- Вот мы с вами и на лесной опушке. Так что же здесь случилось?

Верно, не слышно пения птиц в лесу! Видимо и здесь побывали туристы, которые не знают, что шуметь нельзя и испугали всех пернатых. Без птичьих голосов невозможно представить мир природы!

Отвечают – птицы не поют

Слайд №13 Задание «Отгадай-ка»

- Для того, чтобы птицы вернулись на опушку вам нужно отгадать загадки, найти птицу и поместить ее на дерево.

Ярко-красная головка.

Перестук устроит ловко.

И умело без промашек

Достаёт в коре букашек. Догадался ты, приятель?

Там стучит весёлый…

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели, Голосистей и нежней?

Кто же это?

 

Тёмной ночью вылетает
На охоту и хватает
И лягушек и мышей.
Лучше не встречаться с ней.
Да, большая голова.
Угадали кто?

Эта птица гнёзд не вьёт

И птенцов своих не ждёт.

В гнезде чужом — яйцо «подбросит»,

И никого о том не спросит.

Дети отгадывают загадки.

Картинки с изображение птиц помещают на плакат.

(Дятел)

(Соловей)

(Сова)

(Кукушка)

Слайд №14 «Пение птиц»

Воспитатель хвалит детей за успешно выполненное задание. Посмотрите, птицы прилетели. Вручает им третью часть пазла.

Нам пора в путь дорогу.

Дети получают часть пазла

Слайд №15 «Карта»

Ребята, давайте посмотрим, куда стрелка указывает?

Продолжают путь по карте. Отправляются к озеру

Слайд №16 «Озеро в беде»

- Ребята, смотрите какое грязное озеро – оно в беде. По всей видимости, туристы оставили мусор на берегу, который и попал в озеро. Давайте поможем озеру и очистим его от мусора и грязи.

Что для этого нам нужно?

Слайд №17 «Опыт по очистке воды»

Берем землю и мусор и помещаем в емкость с чистой водой, перемешиваем.

Вот в такой грязной воде могут ли жить рыбы и разные обитатели?

Чтобы очистить воду,

Нам нужен фильтр: берем бумажную салфетку, на нее кладем 4 ватных диска и покрываем все бумажным платочком.  Затем помещаем фильтр в воронку и пропускаем через него грязную воду.

Посмотрите, что у нас получается. Вода становится чистой.

Обращают внимание на слайд, на котором изображено грязное озеро.

Дети высказывают свои предположения.

Выполняют опыт по очистке воды

Отмечают, что грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой.

Умеют использовать приемы экспериментирования для познания объектов неживой природы, их свойств и качеств.

Слайд №18 «Чистое озеро»

- Вы большие молодцы, очистили озеро от грязи и мусора.

Вручает ещё одну часть пазла.

Получают часть пазла.

Слайд №19 Голос планеты Земля «Ребята, вы выполнили правильно все задания, спасли природу. Посмотрите, все вернулось на свои места: животные в лесу, рыбы в чистом озере, птицы поют. Спасибо вам».

Слайд №20

Итог.

Рефлексия

Слайд №21 «Пазл=ключ» Чтобы забрать свою награду, необходимо соединить части пазла и открыть сундук, который обозначен на карте красным крестиком (обычно так обозначают клад).

Дети собирают пазл, получился – ключ.

Умеют проявлять заинтересовать в достижении результата, выражать свое отношение к результату.

3 мин

Слайд №22 «Карта» Ребята, посмотрите, где на карте расположен красный крестик?

Правильно, на лугу.

Подходят к лугу, находят сундук, открывают его, получают в награду медали «Защитники природы»

Слайд № 23«Берегите природу!»

Воспитатель предлагает детям оценить себя.

- Если вам было легко выполнять задания, возьмите зелёный смайлик, если немного трудно – жёлтый. Какое задание было самым сложным, какое – лёгким?

Дети берут смайлики, прощаются с воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию на тему"Человек и его здоровье"для детей старшей группы №10

Еда должна быть не только вкусной, но и полезной. P/S Данные восстановлены с сайта Klen1244.ru...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Путешествие на остров сокровищ» детей старшей группы (5-6 лет)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Путешествие на остров сокровищ» детей старшей группы (5-6 лет)...

Авторский конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для детей старшей группы Тема : «Цветик – семицветик».

Конспект образовательной деятельности для детей старшего возраста по познавательному развитию, способствуют закреплению знаний о природе, о бережном отношении к ней. Развиваются творческие способности...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию На тему: «Правильное питание-залог здоровья» для детей старшей группы.

Тематическое занятие направлено на формирование у детей представлений о здоровом питании как одной из составляющих едениц здорового образа жизни. Все задачи реализуются через разные виды детской деяте...

Разработка занятия по познавательному развитию на тему: «Глаза-наши важные помощники» для детей старшей группы

Цель: Помочь детям осознать важность зрительного анализатора для познания окружающего мира человеком и некоторые его особенности....

Методическая разработка по познавательному развитию с элементами ФЭМП на тему: «Космос» для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка по познавательному развитию с элементами ФЭМП на тему: «Космос» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект организованно- образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Путешествие в научную лабораторию» в старшей группе

Цель: Развитие познавательной активности и расширение представленийдетей о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты сбумагой, изготавливать бумагу в домашних условиях.Программные з...