Познавательное занятие в старшей группе на тему: «Красавица осень»
план-конспект занятия (старшая группа)

Мария Васильевна Квасова

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

  1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и изменения в жизни животных и птиц.
  2. Продолжать развивать умение называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
  3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного, согласовывая в роде, числе и падеже.
  4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
  5. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным

Ход

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие, а куда нам подскажет игра, в которую мы сейчас поиграем!

Игра «Осень»

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять, это каждый должен знать!

Лето, осень и зима, а потом опять весна (хлопки в ладоши).

Мы теперь друг друга спросим, что от нас уходит?

Дети: Осень!

Воспитатель: Вы догадались к кому мы отправимся в гости?

Дети: К осени!

Воспитатель: Назовите месяцы осени!

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь!

Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали месяцы! А что происходит с природной осенью?

Дети отвечают на вопрос

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая?

Дети: Нет!

Воспитатель: Предлагаю вам рассмотреть какие периоды осени бывают.

Ранняя, золотая, поздняя!

Воспитатель: Вы видите несколько изображение осени. Расскажите, как вы думаете  какой период осени изображен! Слайды

Дети смотрят на картины, рассказывают какая на них осень и подбирают к каждому период

Воспитатель: Молодцы, вы точно подобрали картинки и рассказали об изменениях в природе!

Воспитатель: Ребята, а вы слышали когда мама или папа говорили о прогнозе  погоды?

Дети: Да!

Воспитатель: Конечно вы слышали как они  говорили  про температуру воздуха, осадки. Осадки, что это такое?

Дети: Дождь, снег, град, туман!

Воспитатель: А какая бывает погода осенью? Когда идет дождь…

Дети: Дождливая!

Воспитатель: Когда дует ветер…

Дети: Ветренная!

Воспитатель: Когда холодно…

Дети: Холодная!

Воспитатель: Когда пасмурно…

Дети: Пасмурная!

Воспитатель: Когда сыро…

Дети: Сырая!

Воспитатель: Когда хмуро…

Дети: Хмурая!

Воспитатель: Когда солнце светит…

Дети: Солнечная!

Воспитатель: Когда ясно…

Дети: Ясная!

Воспитатель: Отлично, вы правильно говорили о погоде! Хочется похвалить вас за то, что говорили чётко и внятно!

Игра «С какого дерева лист?»

Воспитатель: Ой, сколько на ковре листочков!

А давайте с ними поиграем?

У кого рябины лист тот тихонько покружись!

Лист березовый вы взяли – с ним тихонько поплясали!

Если с тополя листок – слышен ножек топоток!

У кого же ветка ели – с ней тихонечко присели!

Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку! Вы точно определили листья!

Воспитатель: С давних времен люди складывали стихи, песни, сочиняли пословицы и поговорки. Послушайте стихотворение о приметах осени.

Белая берёза в золото одета,

Вот и появилась осени примета.

Птицы улетают в край тепла и света,

Эти птицы тоже осени примета!

Сеет капли дождик с ночи до рассвета,

Эти капли тоже осени примета!

Воспитатель: О каких приметах осени говорилось в стихотворении?

Дети: Листья пожелтели, птицы улетели, часто идут дожди!

Игра «Соберем пословицы и поговорки»

Воспитатель: У нас в группе  есть лэпбук «Осень»! Мы в него  складываем пословицы, поговорки, приметы об осени, а вы хотите узнать какие пословицы, поговорки и приметы осени хранит наш лэпбук?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: я буду читать пословицу или примету осени, а вы мне говорить, как вы ее поняли

 (Воспитатель достает из кармашка лэпбука пословицы, поговорки и приметы осени и называет, обсуждая их с детьми).

Пословицы:

  1. Коли ясно, то и осень прекрасна
  2. Осень идет, и дождь за собой ведет
  3. Красна весна цветами, а осень пирогами
  4. От осени к лету поворота нету
  5. Лето со снопами, осень с пирогами
  6. Грибок в кузовок – зимой будет пирожок

Приметы

  1. Осенью паутина на ясную погоду
  2. Гром в сентябре – теплая осень
  3. Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая
  4. Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме
  5. Когда гусь улетает , снег выпадает!

Воспитатель: Вы замечательно все отвечали! Мне понравились ваши ответы!

Игра «Разноцветный мяч»

Воспитатель: Посмотрите, у меня разноцветный мяч. Мяч осенний и волшебный! Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать!

Дети встают в круг

Вопрос от мячика: Какие красивые слова вы бы могли сказать про осень?

Дети: Золотая, кружевница, мастерица, художница, рукодельница, разноцветная, очаровательная, тихая, грустная, таинственная, теплая, печальная, пёстрая, величавая, дивная, красивая, хозяйка, ласковая, щедрая, холодная, долгая.

Игра «Лесные жители»

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем! Я буду ведущим, а вы лесными жителями, согласны?

Дети: Да!

На столе лежат картинки с изображениями животных.

Воспитатель: Возьмите в руки картники и скажите: один, два, три, всех нас в лесных жителей преврати!

Дети говорят слова

Воспитатель: Жители леса, осень на пороге, все ли к её приходу готовы?

Дети: Все!

Воспитатель: Вот это мы сейчас и проверим! Перво-наперво, осень напустит холоду в лес. Что птицы делать станут?

Дети: Улетят на юг!

Воспитатель: Как мы их назовем?

Дети: Перелетными!

Воспитатель: Почему они улетают?

Дети: Нет корма!

Воспитатель: А кто из птиц останется?

Дети: Воробьи, синицы, вороны, сороки, голуби, дятлы!

Воспитатель: Как мы этих птиц назовем?

Дети: Зимующими!

Воспитатель: А вы, звери, что будете делать? Кто из зверей шубки будет менять и на какие?

Дети: Заяц с серую на белую, белка с рыжей на серенькую!

Воспитатель: А какие убежища для себя приготовите?

Дети: Лиса – нору, волк – логово, медведь – берлогу, белка – дупло улепляет., ёж и барсук – норки.

Воспитатель: Кто какие припасы на зиму готовит?

Дети: Белка – грибы, ягоды, орехи, мыши – колоски и жёлуди

Воспитатель: А кто на зиму спать заляжет?

Дети: Ежи, медведи и барсуки!

Воспитатель: А кто без запасов и нор зимовать будет?

Дети: Заяц!

Воспитатель: Молодцы, все к зиме готовы!

Скажем – раз, два, три, всех нас в деток преврати!

Дети говорят слова

Воспитатель: Вот и снова вы стали детьми!

Воспитатель: А сейчас посмотрим, как животные приготовились к зиме!

На мольберте  изображены животные, воспитатель с детьми рассматривает

Заяц: Пора мне зайчику линять!

Пора мне шубу поменять.

Зимой быть серым не могу,

Меня заметят на снегу!

Белка: А я спешу, спешу, спешу!

На сучках грибы сушу.

Орехов делаю запас,

Вот как стараюсь!

Медведь: В берлогу скоро лягу спать,

За осенью зима опять!

Пусть мне во сне приснится мёд.

Проснусь, когда весна придет.

Ёж: Я тоже буду спать, как мишка!

Я поохотился за лето: грибы искал, мышей ловил,

Мне надо отдохнуть за это!

Устал я, выбился из сил!

Листков себе я принесу,

Квартиру сделаю в лесу.

Проснусь – пойду встречать весну,

Опять охотится начну!

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу! Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхо!

Итог занятия:

Воспитатель: Дети, вспомните и скажите, о чем мы сегодня говорили с вами?

Дети: Осень наступила, зайцам пора менять шубки на белые, а то лиса и волк заметят. Листья пожелтели, птицы улетели на юг!

Воспитатель: Я рада, что вы так много знаете об осени и интересно рассказываете о ней! Мне с вами было интересно, а вам?

Дети: И нам тоже!

Воспитатель: И не зря говорят «Красна весна цветами, а осень пирогами», я хочу вас угостить дарами осеки красавицы (яблоки)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Красавица осень»

познавательное занятие в старшей группе

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

  1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и изменения в жизни животных и птиц.
  2. Продолжать развивать умение называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
  3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного, согласовывая в роде, числе и падеже.
  4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
  5. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным

Ход

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие, а куда нам подскажет игра, в которую мы сейчас поиграем!

Игра «Осень»

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять, это каждый должен знать!

Лето, осень и зима, а потом опять весна (хлопки в ладоши). 

Мы теперь друг друга спросим, что от нас уходит?

Дети: Осень!

Воспитатель: Вы догадались к кому мы отправимся в гости?

Дети: К осени!

Воспитатель: Назовите месяцы осени!

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь!

Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали месяцы! А что происходит с природной осенью?

Дети отвечают на вопрос

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая?

Дети: Нет!

Воспитатель: Предлагаю вам рассмотреть какие периоды осени бывают.

Ранняя, золотая, поздняя!

Воспитатель: Вы видите несколько изображение осени. Расскажите, как вы думаете  какой период осени изображен! Слайды

Дети смотрят на картины, рассказывают какая на них осень и подбирают к каждому период

Воспитатель: Молодцы, вы точно подобрали картинки и рассказали об изменениях в природе!

Воспитатель: Ребята, а вы слышали когда мама или папа говорили о прогнозе  погоды?

Дети: Да!

Воспитатель: Конечно вы слышали как они  говорили  про температуру воздуха, осадки. Осадки, что это такое?

Дети: Дождь, снег, град, туман!

Воспитатель: А какая бывает погода осенью? Когда идет дождь…

Дети: Дождливая!

Воспитатель: Когда дует ветер…

Дети: Ветренная!

Воспитатель: Когда холодно…

Дети: Холодная!

Воспитатель: Когда пасмурно…

Дети: Пасмурная!

Воспитатель: Когда сыро…

Дети: Сырая!

Воспитатель: Когда хмуро…

Дети: Хмурая!

Воспитатель: Когда солнце светит…

Дети: Солнечная!

Воспитатель: Когда ясно…

Дети: Ясная!

Воспитатель: Отлично, вы правильно говорили о погоде! Хочется похвалить вас за то, что говорили чётко и внятно!

Игра «С какого дерева лист?»

Воспитатель: Ой, сколько на ковре листочков!

А давайте с ними поиграем?

У кого рябины лист тот тихонько покружись!

Лист березовый вы взяли – с ним тихонько поплясали!

Если с тополя листок – слышен ножек топоток!

У кого же ветка ели – с ней тихонечко присели!

Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку! Вы точно определили листья!

Воспитатель: С давних времен люди складывали стихи, песни, сочиняли пословицы и поговорки. Послушайте стихотворение о приметах осени.

Белая берёза в золото одета,

Вот и появилась осени примета.

Птицы улетают в край тепла и света,

Эти птицы тоже осени примета!

Сеет капли дождик с ночи до рассвета,

Эти капли тоже осени примета!

Воспитатель: О каких приметах осени говорилось в стихотворении?

Дети: Листья пожелтели, птицы улетели, часто идут дожди!

Игра «Соберем пословицы и поговорки»

Воспитатель: У нас в группе  есть лэпбук «Осень»! Мы в него  складываем пословицы, поговорки, приметы об осени, а вы хотите узнать какие пословицы, поговорки и приметы осени хранит наш лэпбук?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: я буду читать пословицу или примету осени, а вы мне говорить, как вы ее поняли

 (Воспитатель достает из кармашка лэпбука пословицы, поговорки и приметы осени и называет, обсуждая их с детьми).

Пословицы:

  1. Коли ясно, то и осень прекрасна
  2. Осень идет, и дождь за собой ведет
  3. Красна весна цветами, а осень пирогами
  4. От осени к лету поворота нету
  5. Лето со снопами, осень с пирогами
  6. Грибок в кузовок – зимой будет пирожок

Приметы

  1. Осенью паутина на ясную погоду
  2. Гром в сентябре – теплая осень
  3. Если орехов много, а грибов нет – зима будет снежная, суровая
  4. Большие муравьиные кучи – к мягкой зиме
  5. Когда гусь улетает , снег выпадает!

Воспитатель: Вы замечательно все отвечали! Мне понравились ваши ответы!

Игра «Разноцветный мяч»

Воспитатель: Посмотрите, у меня разноцветный мяч. Мяч осенний и волшебный! Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать!

Дети встают в круг

Вопрос от мячика: Какие красивые слова вы бы могли сказать про осень?

Дети: Золотая, кружевница, мастерица, художница, рукодельница, разноцветная, очаровательная, тихая, грустная, таинственная, теплая, печальная, пёстрая, величавая, дивная, красивая, хозяйка, ласковая, щедрая, холодная, долгая.

Игра «Лесные жители»

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем! Я буду ведущим, а вы лесными жителями, согласны?

Дети: Да!

На столе лежат картинки с изображениями животных.

Воспитатель: Возьмите в руки картники и скажите: один, два, три, всех нас в лесных жителей преврати!

Дети говорят слова

Воспитатель: Жители леса, осень на пороге, все ли к её приходу готовы?

Дети: Все!

Воспитатель: Вот это мы сейчас и проверим! Перво-наперво, осень напустит холоду в лес. Что птицы делать станут?

Дети: Улетят на юг!

Воспитатель: Как мы их назовем?

Дети: Перелетными!

Воспитатель: Почему они улетают?

Дети: Нет корма!

Воспитатель: А кто из птиц останется?

Дети: Воробьи, синицы, вороны, сороки, голуби, дятлы!

Воспитатель: Как мы этих птиц назовем?

Дети: Зимующими!

Воспитатель: А вы, звери, что будете делать? Кто из зверей шубки будет менять и на какие?

Дети: Заяц с серую на белую, белка с рыжей на серенькую!

Воспитатель: А какие убежища для себя приготовите?

Дети: Лиса – нору, волк – логово, медведь – берлогу, белка – дупло улепляет., ёж и барсук – норки.

Воспитатель: Кто какие припасы на зиму готовит?

Дети: Белка – грибы, ягоды, орехи, мыши – колоски и жёлуди

Воспитатель: А кто на зиму спать заляжет?

Дети: Ежи, медведи и барсуки!

Воспитатель: А кто без запасов и нор зимовать будет?

Дети: Заяц!

Воспитатель: Молодцы, все к зиме готовы!

Скажем – раз, два, три, всех нас в деток преврати!

Дети говорят слова

Воспитатель: Вот и снова вы стали детьми!

Воспитатель: А сейчас посмотрим, как животные приготовились к зиме!

На мольберте  изображены животные, воспитатель с детьми рассматривает

Заяц: Пора мне зайчику линять!

Пора мне шубу поменять.

Зимой быть серым не могу,

Меня заметят на снегу!

Белка: А я спешу, спешу, спешу!

На сучках грибы сушу.

Орехов делаю запас,

Вот как стараюсь!

Медведь: В берлогу скоро лягу спать,

За осенью зима опять!

Пусть мне во сне приснится мёд.

Проснусь, когда весна придет.

Ёж: Я тоже буду спать, как мишка!

Я поохотился за лето: грибы искал, мышей ловил,

Мне надо отдохнуть за это!

Устал я, выбился из сил!

Листков себе я принесу,

Квартиру сделаю в лесу.

Проснусь – пойду встречать весну,

Опять охотится начну!

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу! Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхо!

Итог занятия:

Воспитатель: Дети, вспомните и скажите, о чем мы сегодня говорили с вами?

Дети: Осень наступила, зайцам пора менять шубки на белые, а то лиса и волк заметят. Листья пожелтели, птицы улетели на юг!

Воспитатель: Я рада, что вы так много знаете об осени и интересно рассказываете о ней! Мне с вами было интересно, а вам?

Дети: И нам тоже!

Воспитатель: И не зря говорят «Красна весна цветами, а осень пирогами», я хочу вас угостить дарами осеки красавицы (яблоки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «В гостях у Осени».

Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «В гостях у Осени»....

Интегрированное занятие с детьми старшей группы на тему: «Красавица осень»

Цель:  провести беседу на тему осень; учить детей отвечать на вопросы по теме; научить видеть прекрасное в окружающем времени года; подготовить почву для решения проблемной ситуации – как же можн...

Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему: "Красавица - Осень" (Приложение 1 к проекту "Разноцветная Волшебница")

           Предлагаемый конспект интегрированной образовательной деятельности расчитан на детей 6-7лет. Данный материал способствуетформированию умения детей видет...

Познавательный проект в старшей группе на тему: «Дары осени».

Участвуя в проекте "Дары осени", дети получают знания и представление об овощах, их свойствах. А так же это проект направлен на развитие связной речи и творческих способностей....

Конспект занятия для детей старшей группы на тему "Красавица осень"

План-конспект занятия по окружающему миру для детей старшей группы на тему "Красавица осень"...

Проект в старшей группе на тему: "Красавица-осень"

Цель:  Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.Задачи: Углубить представления об изменениях в природе осенью;развивать умения наблюда...