Общеразвивающая программа « Мой родной Кузбасс»
рабочая программа
Общеразвивающая программа " Мой родной Кузбасс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshcherazvivayushchaya_programma_moy_rodnoy_kuzbass.docx | 627.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОЛЫОНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №7
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МБДОУ Колыонский
детский сад №7
(протокол №1 от 30.08.2023г)
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Мой родной КУЗБАСС»
2023-24 учебный год
Срок реализации: 1год
Возраст воспитанников: 5-7 лет
Составители:
Батищева Н.А. воспитатель
с.Колыон
2023г
Содержание
1 Пояснительная записка 4 2 Цель и задачи Программы 6 3 Учебно-тематический план 7 4 Содержание Программы 9 5 Планируемые результаты освоения Программы 16 6 Формы, методы, приемы и педагогические технологии, 17
используемые в Программе
7 Материально-техническое обеспечение Программы 18 8 Перечень информационно-методических материалов 19
3
1. Пояснительная записка
«Воспитание любви к родному краю
к родной культуре, к родному городу,
к родной речи - задача первостепенной
важности, и нет необходимости
это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого - с любви
к своей семье, к своему дому.
Постоянно расширяясь, эта любовь
к родному переходит в любовь к своему
государству, к его истории, его прошлому
и настоящему, а затем ко всему человечеству»
Академик Д.С.Лихачёв
Общеразвивающая программа «Мой родной Кузбасс» (далее — Программа) разработана в соответствии с:
*Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
*Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
* Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» от 25.11.2022года №1028;
*Требованиями СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
*Образовательной программой дошкольного образования
Программа разработана на основе авторской программы краеведческой направленности для дошкольников «Кузбасс - мой край родной» Авериной Т.В.
Направленность Программы: познавательная
Образовательная деятельность по программе направлена на:
– социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в обществе;
– удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии;
– формирование общей культуры воспитанников;
– удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов воспитанников, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов.
Уровень Программы: стартовый – предполагающий использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы
Актуальность Программы.
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности.
Любой уголок нашей страны неповторим, как неповторим наш родной край – Кузбасс. В настоящее время, когда оказались, утрачены многие моральные, нравственные и духовные ценности, очень важно создавать условия для ознакомления
детей с историей родного края, учить бережно, относиться к природе и животному миру, населяющему его. Среда, окружающая ребенка постоянно меняется, у детей возникает потребность расширять знания о социальной среде. Необходимым условием для этого является установление реальных отношений и прошлых, в которых прошлые отношения – это уже история. Наш край имеет свою историю, из которой складывается история нашей родины. А чем лучше будет ребенок знать историю, тем быстрее поймет значение того, что происходит сегодня и тем яснее представит будущее.
Программа рассчитана на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со всеми особенностями родного края (территория, климат, природа, организация общественной жизни, особенности языка и быта) поэтапно и в системе, опираясь на возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность программы заключается в том, что дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Практическая значимость Программы в применении современных подходов к организации различных видов детской деятельности, широкое использование методов развития познавательной активности, позволяющих повысить интерес ребенка к знаниям краеведческого содержания, увлечь в игру, а это уже почти полный успех.
Новизна идеи состоит в том, что Программа решает задачи воспитания любви и привязанности к малой родине, формирования положительного отношения к родному краю путем реализации раздела «Родное село». Оригинальность ее состоит в интеграции краеведческой работы в образовательную деятельность через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и другие, а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.
Адресат: воспитанники 5-7 лет.
Формы и режим занятий по программе: Формы проведения занятий: групповая.
Режим занятий: организуется в соответствии с СанПиН.
Возраст
5-7 лет
Количество занятий в неделю
1 раз в неделю
Продолжительность
30 мин
Количество занятий в год: 36 (36 недель). Объем программы: 18 ч.00 мин.
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год.
2. Цель и задачи Программы
Цель Программы: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному городу, к Кемеровской области (Кузбассу), к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего города, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи: Обучающие:
- Обогащать знания старших дошкольников о нашей многонациональной Родине, познакомить с обычаями и традициями, народным творчеством народов, проживающих на территории Кемеровской области (Кузбасса), воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других народов.
- Расширять представления дошкольников об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного села и края.
Развивающие:
- Развивать у старших дошкольников интерес к родному краю, селу, их достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
- Развивать умение устанавливать причинные связи, делать выводы, сравнивать, мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям Кемеровской области (Кузбасса).
- Воспитывать бережное и созидательное отношение к природе родного Кузбасса, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на нее на основе ознакомления с родным краем.
Программа построена на следующих принципах:
Принцип личностно-ориентированного общения предполагает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дошкольники выступают как активные исследователи. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, электронные презентации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.
Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
6
Принцип непрерывности. Образование призвано сформировать у детей устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование нравственных чувств.
Принцип научности. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края и родной
страны.
Принцип системности. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Принцип преемственности. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в школе.
Принцип культуросообразности. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
3. Учебно-тематический план Учебный план
Всего за Занятия неделю
(кол-во)
Количество занятий
IX X XI XII I II III IV V
Всего за год (кол-во)
1 4 5 4 4 3 4 4 4 4 36 Программа
«Мой родной Кузбасс (познавательное развитие)
Учебно-тематический план
№ Наименование разделов и тем п/п
Количество занятий
Всего Теор. Практ.
Раздел 1. «Я и моя семья» 1 Я и моя семья
2 Герб моей семьи
3 Традиции моей семьи 4 Семейные династии 5 Семь –Я
6 Я – будущее Кузбасса Раздел 2. «Родное село»
1 Село Колыон. История родного села
2 Достопримечательности села
3 Кузбасс – шахтерский край
4 Трудовые будни Колыона
5 Природа моего села
6 6 0 1 1
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
5 3.5 1.5 1 0.5 0.5 1 1
1 0.5 0.5 1 1
1 0.5 0.5
7
Раздел 3. «Моя родина - Кузбасс» 14 1 Кемеровская область (Кузбасс): история возникновения, 1
карта и символика
2 Кемерово – столица Кузбасса 1 3 Города Кузбасса 1 4 Чудеса Кузбасса 2 5 Заповедники Кузбасса 1 6 Растительный и животный мир Кузбасса 2 7 Птицы Кузбасса 1 8 Кузбасс – шахтерский край. Профессии Кузбасса 1 9 Люди – главное богатство Кузбасса. Знаменитые люди 1
края
10 Транспорт Кузбасса 1 11 Кузбасс - спортивный 1 12 Туристический Кузбасс 1 Раздел 4. «Родная культура» 8
1 Коренные жители Кузбасса 1 2 Быт, традиционные занятия, национальная одежда 2
коренных жителей
3 Русские жители 1 4 Кузбасс – дружная семья 1 5 Как жили наши предки 1 6 Музеи Кузбасса 1 7 Театры Кузбасса 1 Раздел 5. «Край родной люби и знай» 4
1 С днем рождения, Кузбасс! (развлечение) 1 2 Мама, папа, я – спортивная кузбасская семья! 1
(спортивная эстафета)
3 Мы за здоровый Кузбасс! (физкультурное развлечение) 1 4 Край родной люби и знай (КВН) 1
Итого 36
12.5 1.5 1
1 1 2 1 2
0.5 0.5 0.5 0.5
1
1
0.5 0.5 1
6.5 1.5 0.5 0.5
2
1 1
0.5 0.5 0.5 0.5
1
0 4 1 1
1 1
28.5 8.5
8
4. Содержание Программы
Программа включает разделы: 1. «Я и моя семья».
В рамках этого раздела дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, уточняются представления детей о семье, об именах близких людей, о семейных историях, традициях.
2. «Родное село».
Дошкольники получают краеведческие сведения о родном селе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше.
Воспитывая у детей любовь к своему селу, стремимся подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
3. «Моя родина - Кузбасс».
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной Кузбасс.
Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста — часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг: и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.
4. «Родная культура».
Способствуем формированию у детей старшего дошкольного возраста общего представления о коренных жителях. Способствуем формированию доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Важной составной частью работы является приобщение дошкольников к традициям и обычаям коренных народов, к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству.
5. «Родной свой край люби и знай».
Обобщение знаний о родном крае. Проведение экологического праздника, спортивных эстафет, развлечений, КВН.
9
Месяц
Сентябрь
Тема
Я и моя семья
Содержание работы
Закрепить представления воспитанников
о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи
Игра «Назови ласково»
Физминутка «Кто живет у нас в квартире»
Беседа о семье Пословицы о семье
Герб моей семьи Закрепить понятия - семья, семейные ценности
Познакомить с историей возникновения семьи
Уточнить понятие родословной принадлежности друг к другу
Беседа о семье, семейных ценностях Рассказ о гербе
Физминутка «Россия»
Традиции моей семьи Формировать понимание необходимости соблюдать добрые традиции,
Семейные династии
Октябрь Семь – Я
объединяющие семью
Рассказ о традициях русского народа Русская народная игра «Петушиный бой»
Познакомить с трудовыми семейными династиями
Традиции «Мое родословное древо», «Гордость за своих земляков», «Трудовые династии»
Игра «А ты мне кто?» Игра «Назови пару»
Познакомить детей с понятием «семья».
Закрепить знания полных имен членов семьи.
Закрепить знания детей о том, что у каждого человека есть свое имя и фамилия, которые отличают их от других людей
Создание цветка «Семейного счастья»
Я – будущее Кузбасса Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине
Игра «Кто, где живет»
Русская народная игра «Капустка»
10
Село Колыон Расширить представление детей История родного села о селе Колыон и его истории. Закрепить
знания детей об историческом
прошлом и настоящем села Колыон
Аппликация «Такие разные дома» Пальчиковая гимнастика «Строим,
Достопримечательности
села Колыон
строим новый дом»
Игра «Букет красивых слов»
Расширять и углублять знания детей о
родном селе.
Формировать представления детей о достопримечательностях города. Презентация «Достопримечательности села Колыон»
Кузбасс- Закрепить представления детей о шахтерский край полезных ископаемых Кузбасса
Презентация «Как добывают уголь» Ноябрь Трудовые будни села Закрепить представления детей о
профессиях села, показать значимость каждой из них. Подвести детей к пониманию важности любого труда,взаимосвязи и
Мама, папа, я – спортивная Кузбасская семья (спортивная
эстафета)
взаимопомощи людей разных профессий Игра «Угадай, какая профессия у человека»
Дидактическая игра «Продолжи предложение»
Дидактическая игра «Загадай-ка – угадай-ка»
Развивать физические качества детей: координацию, быстроту движений, реакцию. Прививать любовь к активному отдыху. Воспитывать чувство
взаимопомощи и коллективизма
Природа моего села Расширить представления детей о растительном и животном мире района
Презентация «Природа родного района»
11
Кемеровская область – Формировать представления об истории Кузбасс: история Кузбасса, познакомить с картой возникновения, карта и Кемеровской области (Кузбасса) и символика символами Кузбасса
Презентация «Прошлое Кузбасса»
Декабрь Кемерово – столица
Кузбасса
Расширять представление о городе
Кемерово.
Воспитывать интерес к городам Кемеровской области, чувство любви и гордости за города.
Презентация «Города Кузбасса» Города Кузбасса Расширять представление о городах
Мариинске, Таштаголе. Воспитывать интерес к городам
Кемеровской области, чувство любви и гордости за города.
Познакомить с историей и памятниками архитектуры.
Презентация «Города Кузбасса»
Семь чудес Кузбасса Прививать бережное отношение к (2 занятия) культурному и духовному наследию своего Отечества как единого и
неделимого многонационального государства.
Показать важные отличительные черты развития Кемеровской области и других регионов России путем сравнения. Презентация «Чудеса Кузбасса»
Январь Заповедники Кузбасса Расширять представления о Кузбассе. Расширять словарный запас словами
Растительный и животный мир Кузбасса
С днем рождения,
Кузбасс! (развлечение)
«заповедник», «национальный парк» Загадки о растениях и животных Презентация «Заповедники Кузбасса» Презентация «Томская писаница» Расширять представления детей о
растениях и животных Кузбасса Загадки о животных
Презентация «Животные Кузбасса» Игра «Выбери животное» Обобщить представления детей о
родном городе, Кузбассе.
Развивать воображение, логическое мышление, речевую активность. 12
Февраль Растительный и животный мир Кузбасса
Птицы Кузбасса
Продолжать формировать представления детей о животных, растениях нашего края
Загадки о животных и растениях Игра «Угадай ка»
Расширить представления детей о птицах Кузбасса.
Развивать словарный запас.
Развивать память, внимание, эмоциональную отзывчивость, собственное мнение об окружающей действительности, творческую активность.
Загадки о птицах. Иллюстрации птиц. Видеозаписи. Аудиозаписи с голосами птиц. Художественная деятельность.
Кузбасс – шахтерский Расширить представления о труде край. Профессии шахтеров, о различных способах Кузбасса добывания угля (подземном и открытом), о разнообразных
механизмах, которые используются при добывании угля.
Воспитывать любовь к родным местам и уважение к шахтерскому труду.
Загадки о полезных ископаемых Рассматривание фотографий кусочков угля с отпечатками растений и животных
Экспериментирование с углем
Люди – главное Познакомить детей с известными
богатство Кузбасса. Знаменитые люди края
людьми Кузбасса Пальчиковая гимнастика
Игра «Летчики к полету готовы» Дидактическая игра «Назови
спортсмена»
Март Транспорт Кузбасса Формировать знания о транспорте Кемеровской области, его видах. Развивать умение различать наземный, воздушный и водный транспорт.
Загадки о транспорте
Дидактическая игра «Отгадай и покажи», «Найди для каждой машины ее тень», «Третий лишний», «Едет, плавает, летает»
13
Подвижная игра «Самолеты»
Кузбасс - спортивный Формирование представлений детей о зимних видах спорта Кузбасса Дидактическая игра «Послушай и скажи», «Узнай по силуэту», «Угадай вид спорта»
Игра-имитация «Мы спортсмены» Туристический Кузбасс Формировать знания о туристических
местах Кемеровской области.
Развивать любознательность, наблюдательность.
Подвижная игра «Замороженные» Дидактическая игра «Найди предмет для отдыха»
Коренные жители Расширить представления Кузбасса воспитанников о коренных жителях
Кузбасса (шорцах).
Познакомить с историей их жизни, традициями, обычаями, обрядами и особенностями проживания в настоящее время
Игра «Перетягивание палки» (Тайак тартканы)
Подвижная игра «Белый шаман»
Апрель Быт, традиционные Расширить представления занятия, национальная воспитанников о коренных жителях одежда коренных Сибири (телеуты, шорцы).
жителей Познакомить с историей их жизни, традициями, обычаями, обрядами и особенностями проживания в настоящее время. Формировать желание узнать больше о культуре, традициях своего народа, народах родного края. Прослушивание аудиозаписи Дыхательная игра «Комус»
Загадки
Быт, традиционные Продолжить знакомить с историей занятия, национальная жизни, традициями, обычаями, обрядами одежда коренных коренных жителях Сибири (телеуты, жителей шорцы). Формировать желание узнать больше о культуре, традициях своего
народа, народах родного края. Загадки
Рассматривание иллюстраций
14
Русские жители Формировать представления о жизни и быте русского народа, его традициях. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (прялка, посуда, зыбка, коромысло, печь, ухват, кочерга, и т. д.).
Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.).
Презентация «Быт русского народа» Дидактическая игра «Что было, что стало»
Кузбасс – дружная семья Познакомить с обычаями и традициями народов Кузбасса.
Развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов Кузбасса.
Расширять активный словарь детей, фантазию, воображение.
Воспитывать доброжелательное отношение к людям разных национальностей, проживающих на территории Кузбасса.
Просмотр мультфильма калмыцкой сказки «Медвежьи истории»
Русская народная игра «Король»
Как жили наши предки Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т. д.). Дидактическая игра «Что было – что стало»
Май Мы за здоровый Кузбасс! (спортивное
соревнование)
Развивать физические качества детей: координацию, быстроту движений, реакцию. Прививать любовь к активному отдыху. Воспитывать чувство
взаимопомощи и коллективизма.
Музеи Кузбасса Познакомить детей с культурными центрами и ценностями родного края. Развивать интерес к родной стране,
15
краю, городу, достопримечательностям. Беседа о музеях
Виртуальная экскурсия в музей
Театры Кузбасса Расширение представлений воспитанников о разных видах театра, театральных профессиях
Презентация «Театры города Кемерово» Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»
Край родной люби и знай (КВН)
Обобщить представления детей о родном городе.
Уточнить знания детей об общественных заведениях города.
Продолжать формировать представления
детей о животных, птицах, растениях нашего края.
Развивать воображение, логическое мышление, речевую активность. Воспитывать доброжелательные отношения.
Развивать у детей умение взаимодействовать в команде, умение договариваться.
5. Планируемые результаты освоения Программы
К семи годам в результате освоения Программы ребенок:
- имеет представление об истории и достопримечательностях родного села, района, Кузбасса;
- имеет представление о профессиях жителей села, района, Кузбасса;
- знает, что наш родной край – Кузбасс населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
- имеет представление о том, что Кемерово, Кузбасс – это часть большой страны. Формами подведения итогов реализации программы являются: проведение выставок, спортивных соревнований, викторин, конкурсов, бесед с детьми.
6. Формы, методы, приемы и педагогические технологии, используемые в Программе
Программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио- и видеоматериалом, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации, проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Формы образовательной деятельности: - беседы, открытые занятия, игровые ситуации; - чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций по теме;
- ситуативный разговор, обсуждение, дискуссия, творческое рассказывание, рассказ из личного опыта, наблюдения;
- сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры; - викторины, экскурсии, заочные путешествия;
- просмотр мультфильмов, рисование, аппликация, конструирование. Методы работы с воспитанниками:
Словесные методы: рассказ, объяснение и др.
Наглядные методы: иллюстрации, образец; демонстрация, презентация, в том числе компьютерная и др.
Практические методы: упражнение, совместная деятельность взрослого и детей, выполнение задания и др.
Игровой метод: различные игры.
Методы активизации мыслительной деятельности: вопросы, рассуждения, анализ детьми деятельности, наблюдение и рассматривание и др.
Методы создания мотивации деятельности: сюрпризный момент, проблемная ситуация и др.
В основе реализации программы лежат следующие технологии образования, развития и воспитания:
1. Технология игрового обучения. Назначение игровой образовательной технологии -организация усвоения воспитанниками предметного содержания.
2. Технология развивающего обучения ориентирует на развитие и совершенствование физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников путем использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действия, на познание, на новое.
Используется авторская программа краеведческой направленности для дошкольников «Кузбасс - мой край родной» Авериной Т.В.
17
7. Материально-техническое обеспечение программы
Перечень материалов и оборудования, необходимых для реализации Программы
Для реализации Программы можно использовать:
- уголок краеведения, включающий дидактические игры, настольно-печатные игры, наглядный материал (фотографии, иллюстрации растительного и животного мира родного края), художественную литературу (произведения для детей поэтов и писателей Кузбасса), видеоматериал, материал для прослушивания (голоса птиц, звуки природы и т.д.);
- картотеку игр, носящих этнокультурный оттенок;
- видеотеку «Красота родной природы», «Профессии родного края», «Томская писаница», «Города Кузбасса», «Театры Кузбасса» и т.д.;
- картотеку заданий по исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности «Загадки земли Кузнецкой», «Путешествуем с семьей по городам Кузбасса», «На экскурсию по родному селу»;
- иллюстрации, фотографии, альбомы о Кемеровской области. - символику Кемеровской области;
- карты Кемеровской области (физическая карта, карта полезных ископаемых, карта растений Кузбасса);
- фотографии, иллюстрации достопримечательностей села Колыон, района;
- иллюстрации с предметами быта коренных жителей Кузбасса.
18
8. Перечень информационно-методических материалов
1. Аверина, Т. В. Кузбасс - мой край родной [Текст] – Рабочая программа / Т.В. Аверина. Гурьевск: МБДОУ «Детский сад №17 «Улыбка» города Гурьевска», 2012.- 26 с.
2. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. – Воронеж, 2010.– 208с.
3. Зеленова, Н. Г. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа) [Текст] / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 94с.
4. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст] / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова.– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 112с.
5. Куприянов, А. Природа Кузбасса. [Текст] / А. Куприянов, Ю. Манаков. – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2007. – 72 с.
6. Ларина, В. История Кузбасса в рассказах для детей [Текст] / В. Лаврина.- Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2007.- 80 с.
7. Павлова, Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 68с.
8. Скалон, Т.А. Экология для детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Т. А. Скалон. – Томск, 2011. – 83с.
19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Край родной"
Особенность программы "Край родной":Сохранение самоценности дошкольного детства, как наиболее благоприятного периода для формирования положительного отношения к национальной культуре, ...
Комплект конспектов занятий «Родной Кузбасс», разработан для детей подготовительной группы в рамках празднования 300-летия Кузбасса.
Кузбасс – земля особенного рода,Ее не спутать ни с какой другой.И днем, и ночью жаркая работаКипит и на земле, и под землей....
Комплект конспектов занятий «Родной Кузбасс», разработан для детей подготовительной группы в рамках празднования 300-летия Кузбасса.
Все места для русского святые,Где бы ты в России не бывал....
Дополнительная общеразвивающая программа "Край родной"
Программа предусматривает знакомство детей 4-7 лет с Нижегородским краем. Основныве задачи, которые решаются в ходе освоения содержания программы :Развитие у детей интереса к родному городу, его досто...
Дополнительная общеразвивающая программа «Мой край- Кузбасс»
Направленность программы: Программа социально-педагогической направленности предполагает совершенствование связной речи детей старшего дошкольного возраста.Актуальность:Общительность, потре...
Дополнительная общеразвивающая программа «Мой родной край»
1.Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Мой родной край» определяется в рамках краеведческой направленности;2.Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Мой ...