Комплект конспектов занятий «Родной Кузбасс», разработан для детей подготовительной группы в рамках празднования 300-летия Кузбасса.
методическая разработка (подготовительная группа)

Ефанова Юлия Олеговна

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.odt49.53 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное отделение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа п. Школьный»

Комплект конспектов занятий

«Родной Кузбасс»,

разработан для детей подготовительной группы в рамках празднования 300-летия Кузбасса.

Номинация «Лучший комплект конспектов занятий»

Составили:

Лощенова Н.А.; воспитатель 1 категории

Прокопьевский муниципальный округ, 2020

Содержание:

I раздел. Родной Кузбасс

«Мы живем в Кузбассе»

«Район, в котором я живу»

II раздел. Животный мир

Животные Кузбасса

Птицы Кузбасса

III раздел. Природные богатства Кемеровской области

«Полезные ископаемые»

«Каменный уголь»

IV раздел. Коренные народы Кузбасса

«Коренные народы родного края»

Конспект занятия в подготовительной группе

«Мы живем в Кузбассе»

Цель.  Воспитание патриотических чувств – любви к родному краю.

Задачи.  Развивать познавательный интерес к истории области;

закрепить знания о Кузбасском флаге;

познакомить с гимном и  гербом Кемеровской области, губернатором;

воспитывать уважение к символам страны; обогащать словарный запас детей.

Материал. Карта, флаг России, герб России, карта, герб Кемеровской области, флаг Кемеровской области,

Доска, указка, портрет губернатора Кемеровской области.

Предварительная работа. «Путешествие» по картам России и Кемеровской области; рассматривание альбомов «Наша Кемеровская область».

Ход занятия.

Ребята, вы уже знаете, что на земле существует много стран – больших и маленьких. Как называется страна, в которой мы живем? Кто знает, какая страна самая большая? (ответы детей).

Самая большая страна в мире – Россия. Посмотрите, какую огромную территорию она занимает. Показать границы России на карте.

Ребята, скажите, как называют людей, которые живут в России? (Россияне).

Родина моя – бескрайняя Россия

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

В России много областей: Московская, Томская, Новосибирская, Омская, Тверская и т. д. а в какой области живем мы с вами? (Кемеровской). Показать границы Кемеровской области, предложить показать 2 – 3 детям.

У каждой страны есть государственные символы: герб, флаг, гимн. Мы уже знаем символы нашей страны. Это флаг, состоящий из трех цветов… Маша, из каких цветов состоит Российский флаг? (белого, синего, красного) и герб, на котором изображен щит с золотым орлом, на груди которого красный щит всадника, убивающего копьем дракона, что означает победу добра над злом. Предложить детям составить флаг России из полосок цветной бумаги. Работа детей за столами.

А сейчас я хочу познакомить вас с флагом и гербом Кемеровской области. Присядьте на стульчики и внимательно слушайте меня.

Флаг Кемеровской области красно – синего цвета с гербом на синей полосе. Синий цвет означает верность и честность, красный – мужество, смелость, любовь.

Сейчас я хочу вам предложить прослушать гимн Кемеровской области.

Герб – это щит, обрамленный дубовыми ветвями, обвитыми орденской лентой, которая означает, что область награждена орденами. Щит увенчан короной в виде полной чаши, что символизирует богатство области. Нижняя часть герба зеленого цвета, это сельское хозяйство и природные богатства. В центре щита черный треугольник с перекрещенным кузнечным молотом и киркой, что говорит о развитии угольной промышленности. Красные треугольники вверху – расплавленный металл.

Чтение стихотворения В. Ивановой.

В Российской нашей необъятной шире

Есть край известный. Край, где мы живем.

Зовут его «Жемчужиной Сибири»,

А мы землей любимою зовем.

Кузбасс – земля особенного рода,

Ее не спутать ни с какой другой.

И днем, и ночью жаркая работа

Кипит и на земле, и под землей.

Хранит земля несметные запасы,

Щедры поля родимой стороны.

От ритма жизни нашего Кузбасса

Зависит состояние страны.

Шумит тайга. Зовут к вершинам горы,

Земля отцов нам с детства дорога.

Волнуют сердце милые просторы.

Ласкают взгляд крутые берега.

Гордимся мы твоею доброй славой,

Твоим богатством, наш родимый край.

Кузнецкий край на благо всей державы,

На счастье нам живи и процветай!

А знаете ли вы, кто это? Показать портрет губернатора области.

Сергей Евгеньевич Цивилев российский государственный и политический деятель. Губернатор Кемеровской области с 17 сентября 2018 (временно исполняющий обязанности губернатора Кемеровской области с 1 апреля по 17 сентября 2018). Член Бюро Высшего совета политической партии «Единая Россия».

В этом году нашей области исполняется 75 лет. Как вы считаете, что можно пожелать Кузбассу в день рождения? (Богатства, процветания). Что вы можете подарить родной области? Бережное отношение, любовь к родному дому, селу, друг другу. От вашей заботы и любви будет зависеть благополучие и процветание области.

Конспект занятия в подготовительной группе

«Район, в котором я живу»

   

Цель: Познакомить детей с Прокопьевским  районом.

Задачи:

1.  Вызвать желание больше узнать о своем родном районе.

2. Формировать чувство преданности своей «малой Родине».

3. Развивать познавательный интерес к окружающему миру; обогащать словарный запас детей; формировать связную речь, память.

4. Воспитывать интерес и любовь к своей « малой Родине», желание трудиться на её благо.

Оборудование: Слайды о районе, фотографии  Прокопьевского района, карта района.

 

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение Б.Ширшова «Родина»:

Родина для всех - одна,

Но поспрашивай в народе,

И откроется она

Сразу тысячами родин.

Тех, что с буквы прописной.

Высоко не величаем

А сторонкою родной,

Отчим краем называем.

Беседа с детьми.

Воспитатель: - Дети, в каком городе вы родились? (В Прокопьевске.)

- А кто из вас знает, в каком районе мы проживаем? (Ответы детей.)

- Место, где родился человек – это его Родина.

- Значит город Прокопьевск и Прокопьевский  район – это ваша Родина.

(Показ карты Прокопьеского района.)

- А сейчас мы с вами посмотрим фильм о нашем районе. (Просмотр слайдов.)

- Какие места вам знакомы? (Ответы детей.)

- Какой он, наш район? (Любимый, большой, красивый, чистый, родной и т.д.)

Прокопьевский район — административно-территориальная единица Кемеровской области, занимает площадь в 3,5 тысяч квадратных километров.

Район целиком расположен в пределах Алтае-Саянской горной страны: большая часть в пределах Кузнецкой котловины, к которой относятся и Абинские горы, по западу территории проходит Салаирский кряж.

Прокопьевский район образован  4 сентября 1924 г. на основании решения Томского губисполкома и решения заседания Сибревкома № 40 от 04.09.1924г.

Несколько веков назад на месте, где раскинулись сейчас села района, была дремучая тайга и непроходимые болота. Только местами зеленели поляны, покрытые густой высокой травой. А зимой всё покрывал снег и сковывал мороз.

Указом Президиума ВС РСФСР от 26.01.1943 г. из состава Новосибирской области была выделена Кемеровская область, в состав которой вошел Прокопьевский район.

В шестидесятые-семидесятые годы в районе  продолжают образовываться сельскохозяйственные предприятия.

На основании распоряжения Администрации Прокопьевского района от 31.10.2005 г. № 1188-р «О статусе и границах муниципальных образований» в Прокопьевском районе ликвидированы  сельские и поселковая администрации и образовано 10 самостоятельных муниципальных образований: Большеталдинское, Бурлаковское, Калачевское, Каменноключевское, Кузбасское, Михайловское, Сафоновское, Терентьевское, Трудармейское, Яснополянское. Общее население района составляет 34591 человек, которые проживают в 75 населенных пунктах. Административным центром района является город Прокопьевск.

Уникальность Прокопьевского района очевидна. Он является аграрным и промышленным одновременно. В Кемеровской области больше нет подобных районов, где столь тесно переплетались бы интересы угольной промышленности и сельского хозяйства.

Воспитатель: - А сейчас мы отправимся по улицам нашего родного района.

Физминутка:

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зеленые и красные,

Далекие и близкие.

Панельные, кирпичные

Вроде бы обычные.

Полезные, прекрасные –

Дома бывают разные.

Игра «Кто, где живёт?».

Дети встают в круг, воспитатель бросает ребёнку мяч и говорит: «На какой улице ты живешь?»

(Дети рассказывают свою улицу).

Воспитатель: - На улицах нашего района кроме жилых домов много других зданий.

- Кто знает, что в них расположено? (Школы, магазины, детские сады, поликлиники и др.)

- В нашем районе есть главное здание, которое находится в г. Прокопьевске на проспекте Гагарина, 1в. – это Администрация Прокопьевского  района.  (Показ фотографий.)

- Здесь работает глава нашего района Шабалина Наталья Григорьевна. Это здание легко можно узнать, так как на его фасаде развивается флаг Российской Федерации.

- Наш район окружен восхитительной по красоте природой. (Показ фотографий.)

- Как вы думаете, что нужно, чтобы эта красота радовала нас много лет? (Охранять природы, не ломать ветки на деревьях, не мусорить и т.д.)

- А как мы с вами можем заботиться о нашем районе? (Не мусорить, сажать деревья, цветы и др.)

Конспект занятия в подготовительной группе

«Животные Кузбасса»

Цель: дать детям представления о разнообразии животных кемеровской области.

Задачи:

  • обобщить и закрепить знания детей о животных кемеровской области;
  • познакомить с внешним видом и особенностями жизни некоторых животных;
  • закрепить счет до восьми;
  • воспитывать бережное отношение к природе;

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением животных: медведь, лиса, волк, заяц, ёж; кукла-би-ба-бо — волк; математические задания (по количеству детей), ручки; листы бумаги А4, простые карандаши, коричневые карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы знаете как называется наша область? (ответы детей)

Воспитатель: В нашей области много лесов. И животный мир наших лесов очень разнообразен. Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми обитателями.

Воспитатель: Послушайте загадку.

Вперевалку зверь идёт

По малину и по мёд.

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.  (Медведь)

(Слайд 1.) Этого сильного и могучего зверя считают символом России, он олицетворяет силу и удаль русского народа. Бурого медведя можно назвать одним из самых известных хищников. У многих народов он упоминается в сказках и легендах. Он частый герой русских сказок. Это один из самых крупных наземных хищников. У бурого медведя мощное тело, высокая холка, крупная голова с небольшими ушами и глазами. Хвост короткий, едва выделяющийся из шерсти. Лапы сильные с мощными длинными когтями. Шерсть густая. Цвет от светло до темно бурого, почти черного.

Несмотря на неуклюжий вид, бурый медведь иногда может быстро бегать — со скоростью до 50 км/ч, превосходно плавает и в молодости хорошо лазает по деревьям. Медведь - зверь очень любопытный, но осторожный и сообразительный, встретив в лесу свежий след человека, не преминет пройти по нему, чтобы выяснить, что делал в его угодьях непрошеный гость.

Игра «Исправь предложение».

Заяц охотится за медведем. Медведь - трусливое и робкое животное. Медведь не умеет плавать и плохо лазает по деревьям. Медведь прячется от зайцев и белок. Мех у медведя редкий.

Воспитатель: Послушайте следующую загадку:

Размером она с небольшую собаку,
Но может, как волк, она броситься в драку.
Стоячие уши и хищные зубы.
Из меха пушистого рыжая шуба.
Полевки лесные – объект ее пищи.
Плоды, насекомых в лесу она ищет…
Боится ее вся домашняя птица.
Как имя же рыжей плутовки?  
(Лиса)

(Слайд 2)  Шерсть у лисы рыжеватая с золотистым отливом, хвост длинный и пушистый, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапы стройные, тонкие. Лисья шуба очень красивая: то огненно-рыжая, то алая, то рыжевато-бурая. На кончике хвоста мех у лисы белый. Не только для красоты. Когда вечером, в глухом лесу лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста служит для них ориентиром, не дает потеряться. С наступлением зимних холодов лисий наряд становится пышней и теплей. На лапках вырастает густая шерсть, кажется, что лисичка валенки надела. 

Днем лиса прячется в глубокой норе, которую устраивает в густом лесу. Иногда лиса занимает барсучью норку. Ночью лисица выходит на охоту. Летом корма для нее вдоволь. Лиса ест и жуков, и лягушек, ловит ящериц, разоряет гнезда птиц, свитые на земле. Охотится за зайцами и водяными крысами, ищет гнезда мышей-полевок. Летом и осенью, когда в лесу созревают ягоды, поспевают плоды, лиса с удовольствием лакомится ими. 

Воспитатель: А сейчас я предлагаю посмотреть небольшой видеоролик о лисе. (https://www.youtube.com/watch?v=eQsVUObPFqQ)

Воспитатель: Итак, следующая загадка.

Серая шкура, зубастая пасть,

Всегда кровожаден и зол.

В отару к овечкам мечтает попасть,

Разбойник, зовут его... (Волк)

(Слайд 3) Волк - дикое, хищное, млекопитающее животное. Волк является предком домашней собаки. Шерсть у волка густая, жесткая. Большая голова с широким лбом опущена вниз. Хвост у волка большой, пушистый. Все волки хорошо видят ночью, слышат малейший шорох, чувствуют едва уловимые запахи. Волк никогда не держит хвост поднятым вверх. У каждого волка свой собственный неповторимый голос, и по голосам они издалека узнают друг друга. Волки не просто воют на луну, а передают сородичам важные послания о добыче, сообщают, что лесная территория уже занята их стаей.

Зимой волки сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи – так охотиться легче. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. 

Глухой ночью пробираются волки к скотным дворам, овчарням и курятникам. Могут утащить овечку, поросенка или напасть на теленка. Днем волки прячутся в логове, которое они устраивают в самых глухих местах, лесных чащобах, в расщелинах скал, или, свернувшись клубком, неподвижно дремлют на снегу. Густая и плотная шерсть хорошо защищает их от морозов.

Воспитатель: А теперь давайте проверим, кто же из вас самый ловкий? (Воспитатель надевает на руку игрушку волка).

Подвижная игра «Волк и дети»

Я серый волк,

я бегать мастер.

Я по лесу бежал и ….. (имя ребенка) догонял.

Воспитатель: А теперь знакомство со следующим обитателем нашего края.

Быстро бегает русак.

Путать след большой мастак.

В сказке он большой зазнайка.

Кто же это дети? (Зайка)

(Слайд 4) Заяц - дикое животное. Весной и летом шуба на зайцах серая с рыжевато-бурыми подпалинами. Среди густых трав Косого и не заметишь. Уши у зайца длинные, а хвост пушистый и коротенький. Задние лапы длиннее передних. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала задние ноги, а потом передние. Поэтому заяц легко взбегает на горку, а вот спуститься ему гораздо труднее.

В народе зайца называют Косым, потому что у него глаза не в центре мордочки, а по бокам расположены, и зверек может видеть, что делается сбоку и даже сзади. 

У зайцев острые зубы, которыми он, как ножницами, срезает кору с деревьев. Нору зайцы не делают и пропитание на зиму не собирают. Днем они спят, спрятавшись в чаще леса: под корнями вывернутого бурей дерева или забившись в ямку под кустами. От зимней стужи заяц надеется укрыться в лесной чащобе, зарывшись в пушистый снег под кустом. Осенью заяц меняет шубку летнюю серую на белоснежную, теплую и пушистую. Вот и вся заячья подготовка к зиме. 

Воспитатель: А теперь, ребята, наш зайчик хочет узнать как хорошо вы считаете.

(Слайд 5) Математическое задание «Сосчитай предметы»

Дети рассаживаются за столы, перед ними листы бумаги с заданиями.

Воспитатель: Следующий зверек с нетерпением ждет с вами встречи.

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно…  (Ёжик)

(Слайд 6) Ёж – дикое животное, живущее в наших лесах. Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками. Черные, как бусинки, глаза кажутся внимательными и умными, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный! Лапы у ёжика короткие с маленькими коготками. На спине ёж носит колючие иголки. А как же ему без иголок? Ведь они спасают его от врагов. Свернется ёжик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы – попробуй-ка, съешь его. 

Ёжик – хищник. Он питается червяками, жуками, ловит ящериц, ядовитых змей, мышей, лягушек.

Возле старого пня ежик устраивает себе норку и устилает её сухими опавшими листьями. Ёжик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Ёж не делает запасов на зиму. Когда настанут холода, он заберется в свой теплый уютный домик и крепко проспит до весны. Накроет пушистый снег ежиную норку, никто под снегом не найдет и сон не потревожит. 

Воспитатель: Давайте попробуем нарисовать нашего гостя.

(Слайд 7) Продуктивная деятельность. Рисование ёжика.

Рефлексия:

  • Зачем медведь проходит по свежему следу человека?
  • Почему на кончике хвоста мех у лисы белый?
  • Для чего волки воют?
  • Почему зайца называют Косым?
  • Где ежик устраивает себе норку?

Источники:

 https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-volka-dlya-detej-27-novyx.html

 

https://ped-kopilka.ru/blogs/valentina-sotnikova/chto-mozhno-raskazat-rebenku-o-lise.html

https://7gy.ru/knigi-dlya-detej/detyam-o-zhivotnyh/791-doklad-o-burom-medvede-dlya-detei.html

https://ped-kopilka.ru/blogs/valentina-sotnikova/chto-mozhno-raskazat-doshkolniku-o-volkah.html

Конспект занятия в подготовительной группе

 «Птицы Кузбасса»

Цель: дать детям представления о разнообразии птиц кемеровской области.

Задачи:

  • обобщить и закрепить знания детей о птицах кемеровской области;
  • познакомить с внешним видом и особенностями жизни некоторых птиц;
  • закрепить счет до восьми;
  • воспитывать бережное отношение к природе;

Ход занятия:

Звучит запись голосов лесных птиц.

Воспитатель: Ребята, что вы слышите? (ответы детей) Да, ребята, это голоса птиц. И сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Посмотрите перед вами лежат разрезанные фотографии птиц, а каких птиц непонятно. Давайте соберем их и узнаем.

Игра «Разрезанные картинки»

Дети собирают изображения птиц: снегирь, синица, ласточка, дятел, сорока.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте рассмотрим этих птиц. Кто знает, что это за птица? (Дятел)

(Слайд 1) Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса».

В апреле месяце дятел останавливает свой выбор на каком-либо (нередко слегка погнившем) дереве и начинает «заниматься строительством» — выдалбливать себе гнездо. Выстукивать он может без устали по несколько часов в день. Но, как говорится, «не болит голова у дятла». Получившееся гнездо имеет такие размеры: глубина – около сорока сантиметров, диаметр около двадцати. Выдолбленные дятлом-работягой дупла, в дальнейшем становятся пристанищем других птиц.

Большой пёстрый дятел – настоящий красавец. Как у истинного франта, в его одеянии преобладает чёрно-белая гамма, присутствуют алые и зеленые тона. В оперении зеленого дятла доминирует зелёный цвет, только голова и уголки клюва – насыщенно красные.

Черный дятел – по определению преимущественно черного цвета. На голове у него – красная пилотка.

Послушайте, как дятел шумит в лесу (аудиозапись)

Воспитатель: Давайте рассмотрим следующую птичку. (Снегирь)

(Слайд 2) Снегирь – маленькая птичка, похожая на воробья. Ее вес около 40 граммов, хотя она плотного телосложения. Главная особенность этих птиц – их окрас. У самцов грудка, шея и щеки ярко-красного цвета, спинка серо-голубая. Голова и клюв черные, может даже показаться, что надета черная шапочка. Хвост и крылья тоже черного цвета, на крыльях есть светлые полосы. Толстый, широкий клюв нужен снегирям, чтобы доставать зернышки и семена ягод. Самки имеют похожую окраску, кроме одной очень важной детали – у них нет красной грудки, она окрашена в серовато-бурый цвет. Птенцы и молодые пташки, до первой линьки, коричневого цвета. И только после линьки, осенью, они оперяются и становятся такими же, как все снегири.

Живут эти птицы в густых лесах и редколесьях. Чаще всего они устраивают гнезда на хвойных деревьях на высоте от 2 до 5 метров. Для обустройства гнезда используют мох, прутики, шерсть разных животных. Внутри выстилают перьями и сухой травой. Гнездо получается плоское и рыхлое на вид.

Питаются снегири разнообразно, растительной пищей. Употребляют почки и семена разных растений. С удовольствием полакомятся семенами ясеня, березы, клена, липы. Благодаря широкому клюву они могут доставать пищу из плодов любой формы. Сами ягоды снегири не едят, только раздавливают и достают семена.

Воспитатель: Предлагаю посмотреть небольшой видеоролик об этой птичке. (https://www.youtube.com/watch?v=gsCq-LdBcfs)

Воспитатель: А эта птичка синичка. (Слайд 3) Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки.

Синица любит петь зимой. Скорее и зимой и весной. Только песни её разнятся…

Репертуар у каждой птицы свой. Некоторые виды синиц знают по десять песен различных типов.

Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. В большинстве случаев синица – осёдлая или кочующая птица, иногда перелётная.

Гнездо синица любит закрытое. Особенно ей нравится дом-дупло, выдолбленное дятлом.

Но иногда синицы гнездятся в стволах или пнях гнилых, трухлявых деревьев, под крышей домов. Нередко синицы проявляют агрессию: изгоняют из своих гнезд довольно наглых воробьёв.

Физкультминутка

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Воспитатель: А нас ждет еще одна птица. Что же это за птица? (Сорока)

(Слайд 4) На фоне других птиц сорока резко выделяется ярко-белыми боками и очень длинным хвостом. Сорока – популярный персонаж народных сказок и стихов для детей. За белые бока ее так и называют – сорока-белобока. Что касается длинного хвоста, то в одной из легенд говорится, что длинный хвост у сороки появился, как на наказание за ее болтливость. Не понравился царю птиц, орлу, длинный язык сороки, вот и заставил он ее таскать за собой длинный хвост.

Но это, конечно, сказочная версия происхождения сорочьего хвоста. На самом деле, длинный хвост нужен сороке для балансировки тела, как во время полета, так и при ходьбе по земле.

Сороки – довольно крупные птицы. Длина взрослой особи может достигать полуметра, а размах крыльев составляет почти метр. Оперение у сорок синевато-черное, с металлическим отливом, а бока – белые. Обитают сороки в разных странах и на разных континентах. Есть они и в Северной Америке, в Европе и даже в Северной Африке. И в нашей стране эта птица встречается во многих местах.

В выборе места жительства сороки особой привередливостью не отличаются. Они могут поселиться в лесу, а могут и присмотреть себе удобное местечко в городе, в непосредственной близости от людей. Характер у этих птиц довольно скандальный и ведут они себя очень шумно. Если у вас во дворе поселились сороки, то, наверняка, летом весь дом просыпается от их шумного стрекотания. Зимой сороки почему-то ведут себя тихо.

Еще одна особенность сорок, подмеченная людьми – тяга к ярким предметам. Они тащат к себе в гнезда различные блестящие мелочи и могут даже забраться в жилище человека через открытое окно и нахально порыться в вещах в поисках интересных для них предметов. Эту забавную привычку сорок неоднократно использовали писатели в своих произведениях, а итальянский композитор Россини написал оперу с названием «Сорока-воровка».

Свои гнезда сороки устраивают на высоких деревьях. Внешне эти сооружения кажутся нелепым нагромождением веток различного размера, но внутри гнезда все устроено достаточно удобно – все неровности между ветками заполнены землей и глиной, а сверху настелены пух и клочки шерсти различных животных. Во время высиживания птенцов характер у сорок становится тихим, птицы стараются не привлекать к себе внимания. Самка в этот период целыми днями сидит в гнезде, а самец добывает для нее пропитание.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня узнали много нового о птицах, а некоторые птицы могут исчезнуть в нашем лесу. Вы знаете, что нужно делать, чтобы сохранить птиц в лесу? Давайте запомним эти правила:

Веди в лесу себя тихо.

Ходи только по тропинкам.

Убирай за собой мусор, не загрязняй воду.

Не трогай птичьи гнёзда, не пугай птиц.

Береги растения, не ломай ветви кустов и деревьев.

Надеюсь, ребята, вы запомните эти правила и расскажете о них своим родителям.

Рефлексия:

А сейчас мы проверим, как вы запомнили птиц, с которыми мы сегодня познакомились.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.

Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Источники:

https://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/dyatel_rasskaz_detyam/

https://dokladiki.ru/doklad/snegir-opisanie-pticy-dlya-detey

https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/fizkultminutki/211

https://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/o_soroke_detyam/

Конспект занятия в подготовительной группе

«Полезные ископаемые Кузбасса»

Цель: дать детям понятие о полезных ископаемых родного края.

Задачи:

1. Повторить и закрепить знания о полезных ископаемых, добычи и свойствах.

2. Развивать мышление, память. Внимание.

3. Прививать любовь к природе, формировать убеждение в необходимости бережно и экономно расходовать полезные ископаемые.

Оборудование: карта Кемеровской области.

Совместная деятельность: Беседы о Кемеровской области и ее богатствах, о природных ископаемых и их роли в жизни человека, рассматривание карты нашего края, отгадывание загадок, чтение художественной литературы о нашем крае, подвижная игра «камешки», сюжетно – ролевая игра «научная лаборатория».

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых.

Воспитатель: А кто мне скажет, что такое полезные ископаемые?

Дети: Это природные богатства, которые используют люди.

Рассказ о полезных ископаемых. (Работа с картой Кемеровской области)

Воспитатель: Наша страна большая и богатств у неё много, но есть ещё богатства и внутри земли, в её недрах. Эти богатства называются полезными ископаемыми. Посмотрите внимательно на карту, наша область маленькая по размеру, но все знают о нашем небольшом крае. У нашей Кемеровской области есть второе название- Кузбасс. А знаете почему ее так называют? Потому что в самом ее центре расположен Кузнецкий каменноугольный бассейн- сокращенно Кузбасс. Именно он принес славу и известность нашему краю. Обратите внимание сколько на карте много разных значков. Каждый из них говорит нам о том, что здесь лежит какое- нибудь полезное ископаемое. Посмотрите внимательно на карту, и скажите, каких символов на карте изображено больше всего? Правильно, черных квадратов. Этот символ обозначает залежи черного угля. Ребята, а где добывается уголь? (ответ детей). Правильно в шахте и на рвзрезах. Уголь- это самое главное богатство нашего края.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Давайте совершим небольшое путешествие, чтобы познакомиться с некоторыми полезными ископаемыми. Сейчас мы с вами поедем на поезде. Занимайте свои места, поехали.

(дети имитируют движение и звук поезда)

Воспитатель: Наш поезд приехал до нужного нам места «станция- угадай».

На этой станции стоит грузовой поезд, в вагонах у него груз. А вот какой, вы узнаете, если отгадаете загадки.

Воспитатель: Разделимся на две команды. Для вас я приготовила вот такие значки (показывает детям карточки с изображением полезных ископаемых), чья команда первая угадает загадку, та команда и получит значок, у кого значков получится больше та команда и выиграла. Готовы?

1.Загадка.

Если встретишь на дороге

То увязнут сильно ноги

А сделать миску или вазу

Она понадобится сразу

Дети: Глина.

 Глина - очень распространенное полезное ископаемое. Она образуется при разрушении твердых пород, например, гранита.   Из красной глины делают кирпичи, черепицу для крыш, цветочные горшки, а тарелки, блюдца, красивые вазы и статуэтки делают из белой глины и покрывают их глазурью.  

2.Ззагадка.

Он черный и блестящий,

Людям – помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Дети: Уголь. 

Уголь- располагается в земной коре в виде пластов длиной до нескольких километров и толщиной до трех метров между скальными породами. Уголь представляет собой остатки древнейших деревьев и растений, которые росли в болотистых джунглях в теплом влажном климате сотни миллионов лет назад. В таких болотах преобладали быстрорастущие тростники и папоротники гигантских размеров. Со временем они отмирали и падали в болото. Это спасало их от гниения. Бактерии перерабатывали некоторые части деревьев, превращая, их в газ, который улетучивался. Оставалась черная масса, состоящая в основном из углерода. В дальнейшем она превращалась в пласт угля. Буйная растительность постепенно наращивала этот пласт до толщины в несколько метров. В конце концов этот процесс останавливался, когда данный участок покрывался водой. В результате пласты угля покрывались слоями донных отложений и песка.

3.Загадка.

В находке геолога много железа,
И тем она людям, конечно, полезна.
Среди ископаемых ценной всегда
Считалась добытая в шахте…

 Дети: Руда.

Железная руда- она тяжелая и очень прочная. Самое главное свойство руды - плавкость. На металлургических заводах в доменных печах из железной руды выплавляют чугун, сталь. Добывают железную руду в шахтах и карьерах.

 4.Загадка.

Росли на болоте растения...

Теперь это топливо и удобрение. 

Дети: Торф.

Торф - это ценное полезное ископаемое. Он темно-коричневого цвета, состоит из остатков растений, рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает влагу. Он хорошо горит. Образуется торф на болотах из отмерших остатков растений. За год образуется 1 миллиметр торфа. Значит, нужно много лет, чтобы образовались залежи торфа. Он используется как топливо в жилых домах. На фермах торф служит подстилкой для животных. Торф - хорошее удобрение. А на промышленных предприятиях из него получают некоторые лекарства и другие нужные вещества.

Воспитатель: Молодцы ребята. Все эти полезные ископаемые, с которыми мы познакомились находятся под землей, поэтому они относятся к подземным богатствам. К настоящему времени в пределах Кузбасса открыто более 90 месторождений и 20 рудопроявлений различных металлов. Это золото, серебро, железо, алюминий, марганец, цинк, свинец, медь, титан, хром, вольфрам, молибден, ртуть, сурьма, уран, торий. Сконцентрированы они главным образом в районах Горной Шории и Кузнецкого Алатау.

А теперь нам пора отправляться дальше. Занимайте свои места!

(дети имитируют движение и звук поезда)

Воспитатель: Наш поезд приехал до нужного нам места «станция- поиграем мы в игру».

Воспитатель: Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.

Физкультминутка.

По дорожке мы шли, много камешков нашли.

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот мы в горку пошли, пестрых камешков нашли,

А под горку пошли – белых камешков нашли,

С собой в сад принесли.

Воспитатель: Наигрались, отдохнули, пора отправляться дальше. Занимайте свои места в поезде!

(дети имитируют движение и звук поезда)

Воспитатель: Наш поезд произвел остановку на станции «Юные геологи».

Воспитатель: Ребята, люди какой профессии изучает полезные ископаемые, отправляются в экспедицию, исследуют недра земли, изучают камни?

Дети: геологи.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: А сейчас давайте представим, что мы с вами геологи -исследователи, а это наша научная лаборатория, где мы будем исследовать богатства родной земли.

Сегодня мы познакомились с такими полезным ископаемым, как глина. Это ископаемое можно добывать в нашем родном крае. Чтобы изучить ее свойства, проведем опыт.

(Дети подходят к столу для проведения опыта)

Опыт.

Воспитатель: Ребята перед вами на столах лежат тарелочки с кусочками глины. Рассмотрите ее и расскажите, что вы видите.

Дети. Два кусочка глины.

Воспитатель: Какого цвета глина?

Дети: Она коричневая.

Воспитатель: А бывает ли глина другого цвета? Да, глина может быть и белой, и серой (показ слайда). Глина - осадочная горная порода. В нее входят полевой шпат и слюда, поэтому ее цвет зависит от того, какие минералы входят в ее состав.

 Воспитатель:  Возьмите в руки сухую глину. Какая она?

Дети: Сухая глина твердая, но не такая твердая, как камень: она крошится.

Воспитатель: Теперь возьмите в руки мокрую глину и сожмите ее. Что можете сказать про нее?

Дети: Глина меняет форму и она мягкая.

Воспитатель:  Мокрая глина пластичная. Ребята, а что из нее можно делать?

 Дети: лепить.

Воспитатель: А как вы думаете: дружит ли глина с водой? Давайте проверим. Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите?

Дети: Глина медленно намокает.

Воспитатель: Да, глина - плохой проводник воды. Какой вывод можно сделать?

Дети:  Глине нужно время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду.

Воспитатель: Посмотрите через лупу на комочек глины, что вы видите?

Дети: В глине все частицы слипшиеся. Они как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

Воспитатель: Глинистая почва тяжелая: внутрь нее плохо проходит воздух. Как вы думаете: нужна ли человеку глина и для чего?

Дети: Нужна, чтобы лепить.

Воспитатель: Верно, глина липкая, пластичная, плохо пропускает воду, ее свойства используют мастера которые делают из глины посуду, игрушки, вазы (показ слайдов).

А есть глина, которая обладает повышенной огнеупорностью. Она используется для изготовления топок, паровых котлов, электрокерамики, патронов для электрических лампочек. Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях: для лечебных грязей и в приготовлении лекарств. Глина более низкого качества используется в производстве красного кирпича.

Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами побывали в мире полезных ископаемых, но познакомились только с некоторыми из них. Вы хорошо потрудились и для вас у меня есть небольшие подарочки из глины (дымковские игрушки). на этом наше путешествие заканчивается. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места, поезд отправляется!

(дети имитируют движение и звук поезда)

Воспитатель: Мы приехали в свою группу. А вот о других богатствах нашей земли мы поговорим на другом занятии.

Литература

Рабочие плечи Кузбасса. Страницы героической биографии края, Кемерово, изд. 1977.

Электронный ресурс: https://gekoms.org/2012/10/13/note-12/

Горная энциклопедия. Электронный ресурс: сhttp://www.mining-enc.ru/k/kuzneckij-ugolnyj-bassejn/

Конспект занятия в подготовительной группе

«Каменный уголь»

Цели:
1. Познакомить детей со свойствами каменного угля.
2. Закреплять умения обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности.
3. Развивать их сенсорные ощущения.
4. Воспитывать интерес к опытнической работе, к явлениям неживой природы.
5. Дать представления о том, как добывают каменный уголь, как он используется человеком.
6. Познакомить с крупнейшими месторождениями каменного угля.

Оборудование:

Загадка про гору, подносы с каменным углем на каждого ребенка, баночки с водой, палочки, игра «что лишнее?», схема добычи каменного угля, салфетки, лупа.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся с вами в путешествие, где я вам расскажу о самой главной ценности нашего края, мы пойдем с вами искать каменный уголь. Прежде чем мы отправимся с вами в путешествие я бы хотела немного рассказать про каменный уголь, и где впервые его обнаружили.

Воспитатель: однажды одни сибирские ученые (Михайло Волков и Даниэль Готлиб Мессершмидт) увидели на берегу Томи «огнедышащую гору», однако приняли это горение не за подземный угольный пожар, а за вулканическое явление. Им стало интересно что это такое, когда эти ученые приблизились к горе то нашли на берегу реки небольшие черные камушки. Взяв эти камни домой, они так и не смогли сделать правильные выводы, что это такое. А спустя 13 лет другим ученым (Академик Иоганн Гмелин вместе с профессором-историком Миллером) тоже стало интересно узнать, что это за «огнедышащая гора». Эти ученые проделали большой путь до реки, через которую им надо было переправиться, переправившись через реку их ждало еще одно препятствие опасная, горная тропа по которой они то спускались с горы, то поднимаясь к ней.  Когда они приблизились к подножию, то увидели дым, выходящий у её подножия, но и эти ученные не смогли разгадать загадку этой горы. В 1745 г. Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов разгадал эту загадку. Он доказал, что уголь образовался из древних растений и деревьев, которые в доисторические времена росли на земле. Всем известно, что дерево горит.

 Воспитатель: ну что ребята мы многое с вами узнали, вы готовы отправится в путешествие?

 Дети: (да)

Воспитатель: сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте куда мы все таки сегодня отправимся.

Вся в вершинах эта местность,

Для людей неробких.

Здесь ученым интересно

Вверх идти по тропке. (Гора).

Воспитатель: правильно ребята, мы сегодня с вами отправляемся на поиски той самой Горы.

Воспитатель: ребята, а как называются люди, которые все изучают?
Дети: ученые.
Воспитатель: вот я вам сегодня предлагаю немного побыть учеными, а у нас для этого есть все инструменты.

Воспитатель: Мы учеными станем?

Да! Да! Да! (Хлопок над головой)

Будут все гордится нами.

Да! Да! Да! (Хлопок над головой)

Что ждёт нас впереди?

Высокая гора (показывают руками)

Бурная река (показывают руками)

Её не обойдёшь (топают ногами)

Её не проплывёшь(«плывут»)

Её не пролетишь(«крылья»)

Надо напрямик.

Всё мы сможем, всё сумеем

И своей достигнем цели.

Да! Да! Да! (Хлопок над головой)

Разминку мы с вами сделали, не легкий путь нас ждет впереди, но мы же с вами сильные и со всеми неприятностями справимся.

Игра- "река"

 Участников игры должно быть парное количество. На середине участка - "река" (две параллельные линии, расстояние между ними 15-20 шагов). На реке "камень" (начерченные небольшие круги). Игроки разделены на две команды, которые стоят на берегу. По команде они начинают прыгать с камня на камень: кто ступит в воду - "тонет", то есть выбывает из игры. Выиграет та команда, где большинство игроков успешно переправилось через реку.

    Примечание. На камень разрешается ступать только одной ногой.

Перебравшись через реку, детям предлагается рассмотреть картины с горами и найти нашу гору (гора с дымом).

Игра «Что здесь лишнее?»

Воспитатель: лежат картинки, дети должны убрать лишнее.

Воспитатель: молодцы ребята, вы справились с заданием мы нашли ту самую «огнедышащую гору», где впервые нашли каменный уголь.

Показ слайдов с каменным углем.

Воспитатель: предлагает детям пройти в лабораторию (дети садятся за столы), перед вами уважаемые ученые, все необходимое для работы, посмотрите.
-вот, каменный уголь, что вы можете о нем сказать?
-какого он цвета? (черный)
-уголь твердый или мягкий?
-как вы узнали? (да, нужно на него надавить пальцем)
-гладкий или шершавый?
-блестящий или матовый?
-возьмите его в руки, потрогайте, а теперь посмотрите на руки, что вы заметили?
-да, он пачкается. Вытрите руки салфеткой.
-ребята как вы думаете, а он прочный? Давайте проверим.
Опыт: воспитатель молотком ударяет по каменному углю.
-что произошло? (да, он рассыпался)
-Давайте сделаем
 вывод: каменный уголь прочный, но не настолько, как например мрамор, и от удара он рассыпается.
-как называется это свойство? Какой он? (хрупкий)
-а теперь возьмите лупу и рассмотрите его.
-Какой он? (бугристый, как дерево)
-а сейчас я вам расскажу, что я  знаю про каменный уголь.
«каменный уголь – это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения, его основу составляют остатки древних болотистых, погибших растений и деревьев, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф»,
«такой торф лежит много, много лет и потом превращается в каменный уголь»
-уважаемые ученые, а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим каменный уголь в воду? Давайте сделаем это.
Опыт: «опускаем уголь в воду»
-что происходит с водой? (вода помутнела, пошли пузырьки)
-почему пошли пузырьки? Что это такое? (это выходит воздух)
Вывод: правильно, в каждом предмете есть воздух, а в пористых больше. При опускании в воду, он вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки.
-а что произошло с углем? (он утонул)
-какой можно сделать вывод? Уголь тяжелый.
-а как вы думаете, уголь растворяется?
-давайте проверим.
Опыт: возьмите палочки и помешайте. Сделайте вывод.
-уголь не растворяется.
-правильно, уголь не растворяется ни в одной из жидкостей.
-сейчас я вам расскажу о самом главном свойстве угля.
«каменный уголь хорошо горит и дает много тепла, поэтому он идет для отопления жилых домов, помещений, используется как топливо на заводах и фабриках»
- нужен ли человеку каменный уголь? (из каменного угля получают лаки, краски, используют для получения лекарства, пластмассы, духов, используют как твердое и жидкое топливо)

А вы, знаете как добывается каменный уголь?

«добыча каменного угля производится как на поверхности, так и глубоко под землей. Для добычи под землей строят шахты – это глубокие и темные колодцы. В стволах шахт устанавливают подъемные машины. От стволов шахт по направлению к залежам угля роют подземный коридор, там прокладывают рельсы, делают освещение», «шахтеры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. Добытый уголь грузят в специальные вагонетки и на них перевозят до ствола шахты. Здесь подъемные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там грузят в вагоны и везут туда, где он нужен»
-труд шахтеров очень трудный и тяжелый. Их нелегкий труд облегчают специальные машины. (показ картинок)
-давайте посмотрим на карту, где находятся залежи каменного угля.

 «У нас есть места, где есть много каменного угля, целые залежи. Недалеко от Москвы – тульское месторождение, в Новокузнецке, на реке Печоре, а еще есть на Украине, в Донецке»
-а теперь уважаемые ученые, давайте еще раз повторим все свойства каменного угля и сделаем вывод.

Воспитатель: молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями, и в подарок я вам принесла вот такие картинки- кусочки каменного угля на память о нашем занятии. А вы дома поделитесь своими знаниями со своими родителями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


Википедия. Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кузнецкий_угольный_бассейн\

Горная энциклопедия. Электронный ресурс: сhttp://www.mining-enc.ru/k/kuzneckij-ugolnyj-bassejn/

ДерюшевА.В., Першин В.В,Масаев Ю.А. Открытие и освоение Кузнецкого каменноугольного бассейна//Вестник КузГТУ.-2007.-№3.

Угольная промышленность Кузбасса 1721–1996/отв. редактор К. А. Заболотская, Администрация Кемеровской области, КемГУ.– Кемерово: Кемеров. кн. Изд-во, 1997.

 Конспект занятия в подготовительной группе

«Коренные родного края» 

                       

Цель: Знакомство детей с коренными  жителями Кузбасса (телеуты, шорцы); с историей жизни их традициями, обычаями, обрядами и особенностями проживания.

Задачи:

Развивать интерес к культуре и традициям тех, кто живет рядом;

Воспитывать в детях заботливое отношение друг к другу, независимо от национальности.

Оборудование: карта мира и  Кузбасса, указка; картинки для выставки; фломастеры; раскраска.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей в круг радости.

Сколько добрых лиц вокруг

Приглашаю я всех в круг.

Давайте за руки возьмем,

Слова любви произнесем.

Дети: Любим, любим всех вокруг,

Как хорошо, что рядом друг!

Воспитатель: Посмотрите, как нас много в группе, и какие все мы разные. А что нас  объединяет? (ответы детей)

    Воспитатель: Правильно ребята, мы с вами ходим в один детский сад, в одну группу, живем в одном городе, области, стране. А кто может назвать, в какой области мы с вами живем? Город? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а скажите, мы живем в городе Топки,  и называют нас как? (ответы детей), мы живем в Кузбассе, и называют нас (ответы детей), мы живем в России, и называют нас (ответы детей)

А тех,  кто живет в Польше? Англии? В городах Москва? Новокузнецк? (ответы детей),

Что больше по площади, Кемеровская область или город Топки? Почему? Кемеровская область или Россия? (ответы детей),

Кто может показать размеры России?  Кемеровской области? (на карте).

Ребята, а вот если мы живем в России, обязательно ли мы все русские? (ответы детей),

Почему, какие еще национальности вы знаете? (ответы детей),

Существуют еще и малые народности. Народности, которые исчезают. Людей этих национальностей так мало, что скоро они совсем могут исчезнуть. В нашей области тоже есть такие народы это телеуты и  шорцы. Да, ребята, телеуты и шорцы являются коренными народами Кузбасса, они проживали здесь не одну сотню лет, сейчас же их численность заметно падает.

Воспитатель:   Ребята сегодня  предлагаю вам,  посетить интересную выставку, которая, поможет нам поближе познакомиться с коренными жителями Кузбасса.

Закройте глазки и повторяйте за мной:

Собрались скорее в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Открываем мы глаза

А у нас тут чудеса….

(Пока дети стоят в кругу, закрыв глаза,  убирается ширма, перед детьми предстает выставка.)

Воспитатель: Посмотрите, мы с вами оказались в выставочном зале, который, называется «Коренные жители Кузбасса».

На юге нашей области есть красивейшее место Горная Шория, именно там, в лесах, по берегам горных рек встречались основные поселения этих народов, и название они получили созвучное – шорцы.

Телеуты не любили долго жить на одном месте, они кочевали по берегам рек. Главным их занятием было скотоводство, они разводили лошадей, овец, коз. Лошадь давала мясо, молоко, волос, служила средством передвижения.

Они охотились на диких животных, на рысь, лису, соболя, белку. Оружием им служили лук и стрелы. Шорцы занимались кузнечным ремеслом, кузнецы ковали острые наконечники для стрел и копий, делали сёдла для лошадей, а телеуты часто нападали и отбирали эти изделия.

Жили они в улусах – небольших селениях. Их женщины из шкур животных шили обувь, унты, готовили пищу на огне, садились вокруг огня, подгибая ноги и ели пищу. (рассказ сопровождается демонстрацией картинок). Это совсем недавно телеуты и шорцы стали строить себе жилища из дерева, а ранее они ставили себе юрты, которые легко можно было переносить с места на место (демонстрация картинки). Сейчас эти народы живут так же, как и мы с вами, но они очень ценят свои традиции и обычаи. Они отмечают праздники так же, как и раньше, умеют строить юрты, и так же, как и раньше, большое значение для этих народов имеет шаман – очень уважаемый человек в селении. Это был и врач, и советчик, и мудрец, и провидец, и бюро погоды, а также волшебник. Он мог и наказать, и похвалить. Шаманами были не только мужчины, но и женщины. Сейчас на различных национальных праздниках шаман, как и прежде, входит в свои обязанности. Обязательным атрибутом шамана был бубен, а так же такой музыкальный инструмент, как комус (показать картинку комус).

    Воспитатель: Ребята, как и у нас с вами есть любимые игры, так и у шорцев и телеутов есть национальная игра «Рыбаки» и  я предлагаю вам сыграть. (игра повторяется 2-3 раза).

Воспитатель: Давайте рассмотрим, как  красиво и интересно одеты девушки и парни. (показ картинки). На девушке кунёк – рубаха синего цвета длиною до пят, на груди мелкие застёгивающиеся пуговицы. Полы обшиты лентами из чёрной ткани. На груди халата с подкладом украшения из ряда пуговец – раковин «каури чаланбаш» или вышивкой геометрического узора из цветных ниток. На голове плат (платок) красного или жёлтого цвета.

    Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами тоже будем шорскими мастерами и украсим их национальный костюм. (Шаблон из бумаги, фломастеры).

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы! Сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нужно произнести такие слова.

Собрались скорее в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

И в детский сад вернемся.

Воспитатель:

- Что нового мы с вами узнали на занятии?

-Что сегодня интересного было?

- Что было трудно? Какие задания вы выполняли?

Воспитатель: - Ребята, мы должны любить друг друга, дружно играть, никогда не ссориться друг с другом. Спасибо вам за занятие, мне было с вами очень интересно, надеюсь, что вам тоже!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интеллектуальной игры для детей подготовительной группы в рамках патриотического воспитания

Цель: Расширить и закрепить знания детей о родном крае.Задачи:Уточнить и обобщить знания детей о родном городе и его достопримечательностях.Закрепить знания о символах родного города.Способствов...

Комплект конспектов занятий «Родной Кузбасс», разработан для детей подготовительной группы в рамках празднования 300-летия Кузбасса.

Кузбасс – земля особенного рода,Ее не спутать ни с какой другой.И днем, и ночью жаркая работаКипит и на земле, и под землей....

Конспект развлечения «Кухня шедевров» для родителей и детей подготовительной группы в рамках работы семейной гостиной.

Цель: способствовать созданию более близких отношений между детьми и родителями внутри семьи, более дружеских между детьми и воспитателями внутри группы; созданию хорошего настроения для всех.Задачи:у...