Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию тема: «Семейные обычаи на Руси»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию
тема: «Семейные обычаи на Руси»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kompleksnogo_zanyatiya.docx | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №61 «Соловушка»
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию
Тема: «Семейные обычаи на Руси»
Воспитатель:
Никитина Т.А.
г. Нижневартовск
Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию
Тема: Семейные обычаи на Руси
Программное содержание:
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы: волнистые линии, листик, точки. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый; учить составлять рассказы о былинных героях, знаменитых поэтах. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.
Подготовительная работа: беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»; работа с детьми «Мое известное имя»; посещение музея; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.
Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; письмо; атрибуты русской избы; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбелька; кусочек хлеба и соли.
Ход занятия.
Дети входят в групповую комнату.
Воспитатель:
- Дети, а вы любите путешествовать?
Дети:
- Да.
Воспитатель: Я сегодня вас приглашаю в необычное путешествие –путешествие на Руси.
Поможет на в этом волшебный клубок. Скажем волшебные слова:
«Ты катись, катись клубок
С овражка на мосток
Только сильно не спеши
Нам дорожку покажи».
Клубочек катится – дети идут следом. Попадают в русскую избу, здороваются:
-Здравствуйте, хозяева!
Воспитатель в роли хозяйки встречает детей, здоровается.
Воспитатель: Дети куда вы попали, как вы думаете?
Дети
- В русской избе.
Воспитатель:
- А почему вы так решили, что это изба?
Дети:
- Потому что здесь много разных вещей, которые нужны дома (самовар, печь, посуда и тд).
Хозяйка обращает внимание на сундучок.
«Вот сундучок не простой расписной, с секретом».
Дети рассматривают, гадают, что же там может быть.
Хозяйка:
Нет в сундуке ни злата, ни серебра.
Нет в нем алых ленточек
А живут здесь разные загадки.
Хозяйка: как отгадаете загадку- зазвенит колокольчик.
Вы умеете отгадывать загадки?
(Хозяйка достает загадки из сундука)
«Стоит толстячок
Подбоченевши бочок
Шипит, кипит
Всем чай пить велит». (Самовар)
«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча». (Печь)
«То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь- продырявит». (Утюг)
«В лесу родился,
В руках крестился,
На ногах умер». (Лапоть)
«Тело бело,
Душа льняная,
Маковка золотая». (Свеча)
Дети отгадывают загадки, находят нужные предметы. Вот мы и познакомились с предметами быта.
Раздается плачь ребенка.
Воспитатель:
- Дети, что это за звук? Кто плачет?
Достает из колыбельки куклу.
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла- малыш, он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.
Ребенок, доставший куклу качает.
Воспитатель:
- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете старинные имена?
Дети предлагают имена, выбирают одно имя- ребеночка называют Семеном.
Воспитатель:
- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Семушка. А когда он вырастет, то его уже будут называть Семеном. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Ответы детей: Сейчас меня зовут Ксюша, а когда я вырасту, то меня будут звать Ксенией.
Воспитатель:
- Молодцы. Вот мы и познакомились с Семушкой и назвали ему свои имена.
Воспитатель: - Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?
Дети:
- Тезки.
Воспитатель:
- А кто-нибудь из вас знает знаменитых и известных людей, у которых было такое же имя, как и у вас.
Дети рассказывают об известных им людям.
Воспитатель:
- Молодцы! Очень интересные истории вы нам рассказали. Дети, ну уж если вы тезки таким известным людям, то вы должны быть такими же сильными, храбрыми, умными. Дети, посмотрите, здесь для Семушки приготовлены вещи, что же это?
Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.
Дети:
- Уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель:
- А кто знает, зачем нашему Семушке эти вещи?
Дети:
- Их клали, когда купали ребенка.
Воспитатель:
- Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Семушке.
Воспитатель кладет уголек:
Воспитатель:
- А что говорили, когда клали уголек?
Дети:
- Привыкай к домашнему теплу.
Первый ребенок кладет зернышки.
Воспитатель:
- А что говорили, когда клали зернышко?
Дети:
- Будь всегда сыт.
Второй ребенок кладет денежку.
Воспитатель:
- А что говорили, когда клали монетку?
Дети:
- Будь всегда богат.
Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу.
Воспитатель приговаривает:
«Тили- тили- тили
Мы воды налили
Мыли, мыли
Набело отмыли».
Дети вытирают куклу.
Воспитатель приговаривает и показывает:
«полотенце бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш»
Воспитатель:
- Дети, вот мы помыли, вытерли Семушку, а что же потом делали с ребеночком?
Дети:
- Одевали.
Воспитатель:
- А во что одевали ребеночка?
Дети:
- В отцову рубашку.
Воспитатель:
- А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?
Дети:
- Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.
Воспитатель:
- Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?
Дети:
- Красная, красивая, праздничная.
Воспитатель:
- Давайте и мы оденем Семушку.
Дети одевают куклу.
Воспитатель:
- А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей?
Дети приговаривают вместе с воспитателем:
- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как отец с матерью трудиться, отдыхай, как им отдыхается.
Воспитатель:
- Одели мы нашего Семушку, а что дальше с ребеночком делали родные?
- Укладывали спать.
Воспитатель:
- А куда клали спать ребеночка?
Дети:
- В колыбельку.
Воспитатель:
- А что же такое колыбелька?
Дети:
- Это кроватка, куда клали малыша и качали.
Воспитатель:
Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Семушки (показывает детям).
Дети:
- Деревянная, расписная.
Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это? Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.
Воспитатель:
- Что же это?
Дети:
- Хлеб и соль.
Воспитатель:
- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился Семушка, ты наш долгожданный!»
Дети кладут в колыбельку.
Дети, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?
Дети:
- Пели колыбельную.
Воспитатель:
- А что такое колыбельная?
Дети:
- Это песенка, под которую засыпает ребенок.
Воспитатель:
- Дети, а давайте и мы споем колыбельную для
Дети:
- Да.
Дети поют совместно с воспитателем:
«Баю-баюшки-баю
Я тебе покой дарю
В небе звездочка горит:
Спи, сыночек, - говорит, -
Баю-баю-баю-бай.
Спи, Егорка, засыпай!»
Воспитатель:
- Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная?
Дети:
-Да.
Воспитатель:
- А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. Дети, а вы знаете, когда у вас день рождения?
Мой день рождения - весной, в апреле. А ваш?
Дети перечисляют дни рождения.
Воспитатель:
- Молодцы, знаете, когда у вас дни рождения. И у нашего Семушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель:
- Да, кто игрушку смастерит, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Семушки - и не простои подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?
Дети высказывают свои предположения:
- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.
Воспитатель:
- Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег- оберегает, значит. Дети, а вы хотите тоже сделать Семушке подарок, чтобы он оберегал его от бед? (Ответы детей)
- А сейчас я приглашаю вас в творческую мастерскую (на столах разложены: ткань, нитки).
Воспитатель:
- Сегодня мы будем делать куколку- оберег (объясняет последовательность работы).
Самостоятельная работа.
Во время самостоятельной работы играет русская народная музыка.
Воспитатель напоминает об осанке за работой, помогает детям (Ты с чего начнешь работать? и т.д.
После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т.п.
Воспитатель:
- Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Ворон».
Ой, ребята, та-ра-ра
На горе стоит гора
А на той горе дубок
А на дубе воронок
Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)
В позолоченных серьгах (показывают серьги)
Черный ворон на дубу (показывают крылья)
Он играет во трубу (показывают игру на трубе)
Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)
Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)
Да (поднимают и опускают руки)
Воспитатель:
- Дети, понравилась игра? А теперь давайте подарим Семушке наши подарки и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.
Дети:
- Расти сильным, крепким да удалым.
- Слушай отца-батюшку да родную матушку.
- Никогда не болей, будь здоров.
- Пусть живет-поживает, да добра наживает.
Воспитатель:
- Спасибо большое за добрые слова.
- Дети, а вам понравился день рождения Семушки?
Ответы детей, что понравилось, что запомнилось)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Тема: "Семейные обычаи на Руси"
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы:...
Конспект комплексного НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» (старшая группа)
• Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарн...
Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе...
Конспект открытого комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси»
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен....
НОД по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: " Семейные обычаи на Руси"
Цель данного занятия -воспитывать уважение к обычаям страны, к русскому фольклору.Развивать чувство патриотизма и любви к малой Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях....
Конспект комплексного занятия в старшей группе На тему: «Семейные обычаи на Руси»
Программное содержание: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись п...
Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: Семейные обычаи на Руси
Цель: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских обычаев.Задачи: Обогатить словарный запас существительными: оберег, лапти, чугунок, су...