Консультация "Опыт работы с кейсом"
консультация (старшая группа)

Крымова Ирина Юрьевна

Материал содержит работу в детском саду по кейсу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_s_keysom.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка детский сад №44 «Колокольчик»

Консультация для педагогов на ГМО воспитателей младших групп

«Кейс – технологии в работе с дошкольниками для воспитателей младшего возраста»

Подготовила: воспитатель

Крымова И.Ю.

Г. о. Серпухов, 2022 год

Опыт работы «Применение кейс-технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Актуальность.

Умение контактировать со сверстниками, взрослыми, а также общительность – это необходимые составляющие самореализации ребенка в различных видах деятельности. В последнее время педагоги и родители всё чаще замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Они часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе. Как научить ребенка не бояться трудностей, быть более раскованными? Как сделать так, чтобы дети дошкольного возраста были готовы к саморазвитию и самообразованию?

Практическая значимость.

Современные педагоги все чаще приходят к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности, как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач.

Важной чертой современного человека становится способность решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям. И мы должны уже с дошкольного детства научить детей размышлять, анализировать, т. к. это самое время привить ребенку умение мыслить творчески, использовать оригинальные, непривычные ресурсы и приемы, полностью задействовать воображение и фантазию.

Проблемные ситуации позволяют убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать у детей представление о жизненных и учебных проблемах не как о непреодолимых препятствиях, а как об очередных задачах, требующих решения.

Одой из новых и эффективных технологий развития способности нестандартно мыслить является решение проблемных ситуаций с использованием кейсов. Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения детей на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений, таких как аналитические умения (классифицировать, представлять свой взгляд на решение проблемы, социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение, коммуникативные умения (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать, умственные, сенсорные и речевые способности.

Поэтому главная цель кейс-технологии - это развитие способности анализировать различные ситуации (проблемы) и находить их решение.

Задачи:

1. Развивать у детей способность работать с информацией (анализ, классификация проблемы, т. е. находить решение конкретной проблемы).

2. Развивать связную, грамматически правильную речь.

3. Развивать речевое творчество.

4. Развивать аналитическое, творческое мышление.

5. Формировать навыки коммуникативного взаимодействия.

6. Использовать приобретенные в процессе решения кейса знания и навыки в жизненных ситуациях.

7. Ориентироваться на индивидуальные данные детей.

8. Раскрывать способности детей, создавать благоприятные условия для реализации этих способностей.

Название метода образуется от латинского термина «casus», который переводится как необычный, запутанный случай. По другой версии это название образовано от английского слова «case» - портфель, чемоданчик.

Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на основе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках образовательной деятельности. В процессе рассмотрения этих ситуаций дошкольники осваивают командную работу, учатся анализировать, принимать решения.

Данный метод может применяться в работе с детьми любого дошкольного возраста. Но мне кажется, что лучше вводить его в образовательную практику уже в младших группах. Это нужно для того, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться.

В процессе освоения кейс – технологии дети научатся:

В процессе освоения кейс-технологий дети:

-научатся получать необходимую информацию в общении;

-смогут соотносить свои устремления с интересами других;

-научатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

-научатся отстаивать свою точку зрения;

-смогут принимать помощь.

Также кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:

• смогут работать в команде;

• смогут вести диалог с взрослыми и сверстниками;

• смогут адекватно реагировать в конфликтных ситуациях;

• обеспечится взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;

• смогут применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.

Новизна опыта работы.

Новизна моего опыта работы состоит в ситуативно-деятельном подходе к ребенку через проблемные ситуации с использование иллюстраций, презентаций, которые активизируют мысли детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства, мотивируют интерес детей.

Ситуативно-деятельный подход выбран не просто, т. к. своей главной задачей он ставит развитие способности рассуждать, делать предположения и выводы, дает возможность ребенку самостоятельно решать новые задачи (интеллектуальные, практические, личностные). Эти задачи развивают не только предметную, коммуникабельную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.

Описание опыта работы.

Одним из эффективных путей применения кейс-технологии являются нестандартные ситуации. Осознание трудностей и невозможность разрешить их привычным путем побуждает ребенка к активному поиску новых средств и способов решения. Таким образом, ребенок сам добывает информацию и познает мир.

В своей работе с кейс-технологией я опираюсь на совокупность следующих принципов:

1. Индивидуальный подход к каждому, учет особенностей и познавательных потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.

2. Вариативность – предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что дает свободу выбора.

3. Прагматизм – при работе с кейсами восприятие направлено на поиск информации, которая позволит решить реальную проблему, ответить на вопросы.

В своей работе с детьми я стараюсь внедрить проблемные ситуации по всем образовательным областям. Кейсы могут применяться в любых режимных моментах в течение дня в игровой деятельности детей, в опытно-экспериментальной деятельности, в художественно-эстетической деятельности. Если кейс применяется для образовательной деятельности, то он может быть использован в разных частях занятия (и в начале, и в середине, и в конце).

Для решения проблемных ситуаций я использую следующие этапы:

Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями;

Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем);

Третий этап – предположение проблемы (Почему? Из-за чего? Какие могут быть последствия);

Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения;

Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий).

В своей работе я использую следующие виды кейс – технологии:

- Кейс – иллюстрации;

- Фото – кейс;

- Проигрывание ролей (ролевое проектирование);

- Анализ конкретных ситуаций

Разберем коротко теперь каждый вид кейс - технологии :

Кейс - иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз

Рассмотрим пример кейс – иллюстрации:

Переходим к решению ситуации по этапам:

• Первый этап – ребёнок видит иллюстрацию и рассматривает её

• Второй этап - ребёнок должен увидеть, что за проблема изображена на иллюстрации

• Третий этап – каковы могут быть последствия, если ничем не помочь в данной ситуации?

• Четвертый этап – какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации? Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации.

• Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий):

Кейс- иллюстрация очень схожа с фото – кейс. Кейс – иллюстрация – это картинки, которые можно взять из интернета, а фото- кейс – это фото из реальной жизни.

Решается эта ситуация, которая изображена на фото также, опираясь на этапы работы, которые использовались в кейс-иллюстрации.

Кейс - Проигрывание ролей (ролевое проектирование его ещё называют). Проигрывание ролей – это, когда кто – то берет на себя какую – то роль и проигрывает её.

Приведу пример, как я проигрываю такой кейс с детьми. Например, я беру роль медведя, а дети остальные жители леса.

Медведь: Ой-ой-ой, какой же я больной.

Болит живот и голова,

Болят и лапки, хвостик,

Болят и зубы у меня –

Теперь больной совсем уж я.

Воспитатель: - А теперь дайте совет медведю, как укрепить и сохранить здоровье. Что нужно делать, чтобы не болеть? (Лесные жители дают советы медведю.)

Медведь подводит итог: Спасибо, вам ребята, теперь я знаю, что бы быть здоровым нужно…. (что предложат перечислить)

Кейс – проигрывание ролей - эта та же сюжетно – ролевая игра, только с проблемой, если игру мы просто проигрываем, то кейс помогает детям вспомнить полученные знания и применить их на практике. В данном случае дети вспомнили, что нужно делать, если заболел, высказались, предположили несколько вариантов решений, выбрали для себя самый оптимальный вариант и дали совет медведю. Главное, что все варианты верны и индивидуальны.

Кейс – Конкретных ситуаций.

 «Аленка потеряла куклу»

Цель: учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя: вверху, внизу, посередине, справа, слева, на, под, в и т. д.

Текст.  - Сегодня Аленка пришла в детский сад с куклой. Придя с прогулки, она не нашла свою любимую игрушку и расплакалась. Как бы вы поступили на месте Аленки?

«Три собачки»

Цель: продолжать учить детей соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большая», «поменьше», «маленькая», выделяя признаки сходства предметов, развивать зрительное внимание.

Текст. - Бежали три собачки. Увидели они три конуры: большую, поменьше, маленькую. Обрадовались, что теперь у каждой будет свой домик. Полезла большая собачка в маленькую конуру, но не поместилась там (подсказки не должно быть). Как бы вы помогли собачкам, если они не знают какой из домиков им выбрать?

«Случай во время обеда»

Цель: закрепить умение детей сравнивать две группы предметов.

Текст. - Наступило время обеда. Помощник воспитателя накрыла на стол и разлила по тарелкам суп. Все стали обедать, только Петя сидел грустный. Оказалось, что у него нет ложки. Почему у Пети не было ложки?

Я считаю, что представленный мною опыт работы можно использовать в педагогической практике, т. к.:

-кейсы дают возможность воспитателю использовать их на любой стадии обучения и для различных целей, т. е. могут применяться во всех возрастных группах;

- организация работы не требует проведения дополнительных занятий, а предусматривает интеграцию содержания работы во все виды деятельности согласно годовому комплексно-тематическому планированию

Результативность.

Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс-технологии - развивать способность, исследовать различные проблемы и находить их решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Кейс – технологии в работе с дошкольниками. Ролевое проектирование. Кейс – стади (ситуация)»

В своей работе я использовала разные технологии, и пришла к выводу, что одними из самых эффективных являются "кейс-технологии".  Хочу познакомить педагогов дошкольного образования с технологией "...

Консультирование: функции, цели, этапы, техники. Работа с кейсами.

Консультирование: функции, цели, этапы, техники. Для педагогов ДОО....

Технологическая карта по работе с кейс-фото «Как правильно переходить улицу»

Интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических...

Работа с кейсами в рамках учебного процесса.

Главное ее предназначение кейс - технологии – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией....

«Кейс – технологии» в работе с дошкольниками. Технология – «Кейс – стади (ситуация)»

Основная задача - сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями....

Описание работы над созданием кейса - книги и методики работы по кейсу

Участие в Международном сетивом проекте "Сказкотека: Сказки народов России - детям. России и рускоязычного мира ", проект был направлен на создание кейса - книги по работе с текстом по долга...

Опыт работы по кейс-технологии в экологическом воспитании дошкольников «Что будет если вырубить лес?»

Современное общество ставит перед педагогами ДОУ задачу воспитания дошкольника, способного самостоятельно добывать знания и применять их на практике. В связи с этим необходима такая организация учебно...