Консультирование: функции, цели, этапы, техники. Работа с кейсами.
презентация

Юсупова Миниса Минатуловна

Консультирование: функции, цели, этапы, техники. Для педагогов ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultirovanie_tseli_etapy_tehniki.pptx1.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: педагог-психолог МБДОУ№37 г . Ачинск, Красноярский край Юсупова М.М. . Консультирование : функции, цели, этапы, техники

Слайд 2

2 С опровождение , консультирование , методическая и психолого-педагогическая поддержка Поддержка - реализация системы мер , то есть деятельность по оказанию помощи кому-либо , Сопровождение –это « движение вместе , рядом , иногда – чуть впереди , если надо объяснить возможные пути » (М. Р. Битянова ). Психолого-педагогическое сопровождение – это « особый вид помощи ребенку , технология , предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем , или в их предупреждении в условиях образовательного процесса » Предмет психолого-педагогической поддержки - процесс совместного с ребенком определения его интересов , целей, возможностей и путей преодоления препятствий ( проблем ), что способствует сохранению и развитию нравственного потенциала личности и достижению желаемых результатов в учении , самовоспитании , общении .

Слайд 3

С опровождение , консультирование , методическая и психолого-педагогическая поддержка Методическая поддержка , реализуемая в сфере образования через систему различных методических мероприятий , – семинары , « круглые столы », стажировки , индивидуальное и коллективное консультирование и др . – ориентирована , прежде всего , на профессиональный рост педагога , на развитие его профессионально-педагогической компетентности , и представляет собой процесс непрерывного повышения квалификации .

Слайд 4

Консультирование – это одна из форм психолого-педагогической / методической поддержки / сопровождения

Слайд 5

Базовые цели консультирования Цели любой консультативной помощи базируются на потребностях клиента. 1) повышении эффективности управления клиентом собственной жизнью 2) развитии способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности. Конечная цель консультирования — научить клиентов оказывать помощь самим себе и таким образом научить их быть своими собственными консультантами ( Р.Нельсон-Джоунс ). Задача консультанта - помочь человеку (клиенту) управлять собственной жизнью посредством адекватной оценки ситуации и дать возможность видеть положительные выходы из сложившихся обстоятельств .

Слайд 6

6 . .

Слайд 7

Этапы консультирования 1 этап . Знакомство и прояснение запроса 2этап Психологическая поддержка (стабилизация эмоционального состояния). 3 этап Психологическое просвещение \ Информирование 4 этап Завершение

Слайд 8

Виды слушания С пособ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего. Активно слушать собеседника - означает: Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал Сообщать о чувствах и переживаниях рассказчика, связанных с рассказом пассивное (нерефлексивное) активное (рефлексивное) слушание

Слайд 9

/ « … мы слышим половину сказанного, слушаем половину услышанного и понимаем половину того, что слушали..»

Слайд 10

Правила слушания: активное Слушаю и слышу собеседника (активное слушание) Поддерживаю с собеседником зрительный контакт. Выразительно реагирую мимикой и телом на сказанное (откликаюсь эмоционально). Киваю , одобряю, « угукаю » и « агакаю », давая понять собеседнику, что есть интерес к разговору . Задаю уточняющие вопросы. Дословно повторяю или перефразирую собеседника. Выражаю понимание . Подытоживаю основные мысли собеседника в процессе разговора.

Слайд 11

Правила Активного слушания 1. Доброжелательный настрой. Никаких личных оценок и замечаний к сказанному. 2. Не устраивать расспросы. Строить предложения в утвердительной форме. 3. Делать паузу. Давать собеседнику время подумать. 4.Не бойтесь делать ошибочные предположения насчет испытываемых собеседником чувств. Если что не так, собеседник поправит вас. 5. Зрительный контакт .

Слайд 12

Техники Активного слушания. Три ступени Вербализации

Слайд 13

Я- сообщение Фраза в данном случае состоит из четырех основных частей : 1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении другого человека. Подчеркиваю, именно факта ! Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…». 2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю». 3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д. 4. В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».

Слайд 14

Техники постановки вопросов Консультант может структурировать разговор с помощью вопросов, помогающих изучить проблему (Краснова О.В .): - факты (каковы факты, относящиеся к данной ситуации; это действительно факты или догадки?); - чувства (что человек чувствует по отношению к данной ситуации в целом; что чувствуют другие?); - желания (что человек, обратившийся с запросом, хочет в действительности; он действительно этого хочет или пытается кому-то угодить; каковы желания других участников ситуации?); - смыслы (зачем ему это?); - действия (что делается, чтобы исправить положение; если да, то что именно?); - препятствия (что ему мешает?);

Слайд 15

Техники постановки вопросов К открытым также можно отнести: информационные вопросы, задаваемые с целью получения информации о каких-либо объектах, включенных в ситуацию; ознакомительные вопросы, предполагающие выявление мнения по какому-либо конкретному вопросу; зеркальные вопросы, повторяющие те слова партнера, которые акцентируют смысловой оттенок высказывания. С помощью проясняющих (открытых) вопросов можно максимально однозначно, без " додумывания " понять запрос родителя/семьи, увидеть искажения, необоснованные преувеличения и восстановить картину происходящего. Такого рода вопросы помогают человеку с запросом корректнее формулировать свои мысли.

Слайд 16

Кейс №1 « Помогите разобраться с ситуацией. Один из детей пожаловался родителям, что ему в садике заклеили рот скотчем. Родители этого ребенка попросили меня спросить у своего было ли это. Я, расспросив, осталась просто в шоке от услышанного. Вкратце, что рассказал ребенок: если плохо себя ведут, то лишают еды, ревущих детей силком укладывают спать, при этом могут поднять руку. Уже сегодня заведующая на жалобу родителей сказала, что если им что-то не нравится, то они могут своего ребенка из сада забрать! В отделе образования сказали тоже самое и добавили, что они ничего не докажут, слова ребенка – это не доказательство и «один случай – не основание для увольнения, а систему вы не докажите». Вот и хочу спросить, неужели, действительно, ничего нельзя сделать и, если у ребенка не осталось синяков, то ничего не доказать?»

Слайд 17

Кейс №2 Костя , 5 лет , посещает общеразвивающую группу в детском саду, с программой в основном справляется, наблюдается снижение познавательных интересов. У Кости выявлены речевые нарушения, он неправильно согласовывает прилагательные с существительными в роде, числе и падеже, допускает ошибки в использовании предлогов, есть нарушения звукопроизношения. С ним в рамках логопункта занимается логопед. В соседнем детском саду открывается речевая группа, есть свободные места и специалисты детского сада очень рекомендуют родителям перейти, но для этого надо сходить на ПМПК, получить рекомендации по программе и сопровождению. Родители заинтересованы в помощи Косте, но не понимают, что дополнительно может получить Костя в условиях речевой группы, а логопед с ним занимается и сейчас. Да и поход в ПМПК несколько настораживает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и значение начального этапа коррекционной работы. Логопедическая работа с безречевыми детьми.

Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражан...

Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте. Три функции речи, этапы её генезиса

Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, п...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Консультирование родителей с помощью техники "Плодовое дерево"

Техника «Плодовое дерево» направлена на принятие ребенка с его особенностями и на поиск родительских ресурсов для воспитания ребенка, на оптимизацию внутрисемейных отношений....

Описание работы над созданием кейса - книги и методики работы по кейсу

Участие в Международном сетивом проекте "Сказкотека: Сказки народов России - детям. России и рускоязычного мира ", проект был направлен на создание кейса - книги по работе с текстом по долга...