Мастер-класс "Использование театрализованных игр и игровых обучающих ситуаций с детьми в образовательном процессе разных возрастных групп"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Цыкина Ольга Борисовна

Повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду. Развитие фантазии и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx328.39 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Мастер-класс

«Использование театрализованных игр и игровых обучающих ситуаций с детьми в образовательном процессе разных возрастных групп»

                                                   

                                                     Составила и провела:  воспитатель МБДОУ

                                                                 детский сад № 18 р.п. Мухен

                                                                 Цыкина Ольга Борисовна

Краткая аннотация.

Актуальность мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Практическая значимость моего мастер-класса состоит в том, что я представлю аудитории не только воспитательные возможности использования театральной деятельности в детском саду, но и научу изготавливать куклы для театра из нетрадиционных материалов.

Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Задачи: Познакомить воспитателей с разными видами театров.

Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду.

Научить воспитателей изготавливать некоторые виды театральных кукол.

Привлечь внимание воспитателей к театрализованной игре.

Участники: воспитатели

Результат: освоение слушателями приемов использования театрализованной деятельности в детском саду, формирование умения изготавливать куклы.

Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется играя, а в игре он познает мир!

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский Н. Я. Михайленко, поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют потешки, стихотворения, песенки и сказки.

Огромны воспитательные возможности театрализованной игры: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям»

Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе, магнитные доски: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрприза, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Также к драматизации относятся игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.

Основные требования к организации театрализованных игр

• Содержательность и разнообразие тематики.

• Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

• Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

• Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Театрализованная игра универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми, в любых режимных моментах и на занятиях.

На своих занятиях я использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. В руках взрослых кукла – помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать обиду или сопротивление.

Практическая часть

Уважаемая аудитория, вы прослушали теоретическую часть моего мастер-класса. А теперь мы преступим к практической.

Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество. Многие куклы просты в своем изготовлении.

Предлагаю вам научиться создавать куклы-ложки. Театр ложек, являясь упрощённым вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приёмы кукловождения.

Изготовление ложечного театра

Итак, возьмем каждый по ложке, по лоскутку и тесемочки, пластилин. Оденем нашу ложку в одежду. Заворачиваем ложку в лоскуток. Также нам понадобится клей и маленькие детали. Нужно приклеить вырезанные из бумаги глазки, можно воспользоваться специальными бегающими глазками, купленными в магазине. Волосы – обрезки шерстяных ниток. Дополним образ – можно сделать определенную прическу, сделать ротик и носик. Кукла готова!

Игрушки - самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.

Игрушка, сделанная руками, пусть даже с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности создателя. Самодельная игрушка очень дорога ребёнку, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок и небольших рассказов.

Предлагаю Вам побывать в роли детей и сделать героя популярного и любимого многими детьми мультфильма, их зовут  Смешарики!

А теперь давайте станем кукольными мастерами.

Итак, нам понадобятся: СД диски, палочки от мороженого, цветная самоклеящаяся бумага.

Берём Диск, и к диску на двусторонний скотч приклеиваем палочку от мороженого (это «держалка», за которую крепится кукла);

Затем берем самоклеящеюся бумагу определенного цвета, вырезаем круг и приклеиваем к диску. Далее не обходимо вырезать глазки и ротик, нос.

Заключительная часть.

Рефлексия

А теперь скажите, в чём вы испытывали трудности при изготовлении данной куклы? Какие эмоции вы испытали? Какие способности развиваются у детей в процессе изготовления куклы?

Упражнение «Креативная Коробка»

Перед вами коробка, в которой лежат обычные предметы. Ваша задача – оживить эти предметы, придумать историю и обыграть.

«Сказки наизнанку» - кукольный или настольный театр по известной сказке. Предлагаю придумать вариант сказки, где характеристики героев изменены (Пример: колобок – злой, а лиса добрая).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые обучающие ситуации с детьми раннего возраста на тему: "Что подарим кукле в День рождения?"

Игровые обучающие ситуации по ОО "Познание" (развитие речи) с детьми раннего возраста на тему: "Что подарим кукле в День рождения?"...

Конспект игровой обучающей ситуации с детьми второй младшей группы

Данное пособие способствует развитию взаимопонимания между детьми: учит детей управлять своим поведеним....

Технологическая карта проведения игровой обучающей ситуации с детьми «Фруктовый урожай»

Технологическая карта проведенияигровой обучающей ситуации с детьми «Фруктовый урожай»Воспитатель Жданова Алла Владимировна Квалификационная категория высшаяТема мероприятия: «Фрукто...

ТЕАТРАЛЬНЫЙ РИНГ «Использование театрализованных игр и игровых обучающих ситуаций, с детьми в образовательном процессе, разных возрастных групп»

МОАУ «ООШ №22 г.Орска» дошкольные группы «Светлячок»  ТЕАТРАЛЬНЫЙ РИНГ«Использование театрализованных игр и игровых обучающих ситуаций, с детьми в образовательн...

Образовательная деятельность в форме игровой обучающей ситуации с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Тема: Краски осени

Технологическая карта образовательной деятельности в формеигровой обучающей ситуации с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).Тема: Краски осени.  Цель: Создание осеннего п...

Конспект игровой обучающей ситуации с детьми младшей группы

Конспект игровой обучающей ситуации с детьми младшей группы...