Самообразование
учебно-методический материал (младшая группа)
STEM-подход дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателя – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, дать пищу для развития ума ребенка. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей.
То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.Благодаря STEM дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.
Цель моего профессионального развития: Повышение педагогической компетентности. Повышение собственной профессиональной подготовки по внедрению STEM технологий в работе с детьми дошкольного возраста, с целью развития интеллектуальных способностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План самообразования по теме STEAM-технологии в работе
с младшими дошкольниками
ФИО педагога: Палайчук Юлия Анатальевна
Образование: высшее
Педагогический стаж: 2
Квалификационная категория:
Тема: Апробация STEAM-технологии в работе с младшими дошкольниками.
Цель: применениеSTEAM-технологии в работе с младшими дошкольниками.
Цель: повышение профессиональной компетентности по теме «STEAM – технологии в
дошкольном образовании».
Задачи:
- Изучить образовательные модули STEАM-технологий:
- Учебно-инженерный комплекс. Набор "Креативная лаборатория",
- «Математическое развитие»,
- Моделирование из бумаги «Волшебница - бумага»,
- «Мультстудия «Мир глазами детей».
- Создать в группе педагогически целесообразную, научно-творческую развивающую среду.
- Заинтересовать и подключить родителей к совместному детско-родительскому
познавательному исследовательскому творчеству.
- Формировать и развивать исследовательские навыки, умение сотрудничать и
взаимодействовать с другими участниками, самореализацию детей.
- Постепенное внедрение STEAM – технологии в образовательную деятельность.
Ожидаемый результат:
1. Изучены образовательные модули STEАM - технологии:
- Учебно-инженерный комплекс. Набор "Креативная лаборатория",
- «Математическое развитие»,
- Моделирование из бумаги «Волшебница - бумага»,
- «Мультстудия «Мир глазами детей».
2. Создана в группе педагогически целесообразная, научно-творческая развивающая
среда.
3. Обеспечен максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и
педагогом, их взаимное доверие, эмоциональная раскованность, уверенность в себе.
4. Увеличено непосредственное участия родителей и детей в организации совместных
мероприятий.
5. Родители воспитанников ознакомлены с информацией о STEАM - технологии в
дошкольном образовании.
Актуальность:
Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к
жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных
способностей. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать
полученную информацию и лежит в основе STEАM - технологии.
Внедрение STEАM - технологии в ДОУ помогает детям научиться быстро
ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике.
Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые
достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр
позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка. Дети учатся видеть взаимосвязь
происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе
создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное.
Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в
образовательный процесс.
В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более
ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие
способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование
умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой
связи актуальными становятся формирование у детей технического мышления, развитие
исследовательских, инженерно - конструкторских навыков.
Благодаря STEАM - подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений,
понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе
любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических
ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и
самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень
развития ребенка.
Основная проблема:
Проблема развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования,
представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования
«Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности». Социально-экономические преобразования в обществе диктуют
необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью
эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Но массовое обучение
сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым
способам решения предлагаемых задач. В связи с этим перед дошкольными
учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего
поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с
учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и
доброжелательный гражданин. Недостаточная степень развития технических умений
тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество
результатов деятельности. Поэтому возникла необходимость внедрения STEAM –
технологии в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать
благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому
творчеству и формированию творческого мышления и воображения, так же
первоначальных технических навыков.
Новизна:
Тема самообразования предполагает изучение и внедрение в воспитательно –
образовательный процесс ДОУ новой STEAM – технологии, обеспечивающей развитие у
дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них
творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных
решений.
Что такое STEАM?
S – science (естественные науки),
T– technology (технология),
E – engineering (инженерное искусство),
A – art (творчество),
M – mathematics (математика).
Сегодня STEAM - образование развивается, как один из основных мировых трендов и
основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода. Обязательными
условиями такого обучения являются его непрерывность и возможность взаимодействия
детей в рабочих группах, где они могут аккумулировать идеи и обмениваться
размышлениями. Именно поэтому, модули для развития абстрактного и логического
мышления, такие как:
Учебно-инженерный комплекс.
Набор "Креативная лаборатория",
«Математическое развитие»,
Моделирование из бумаги «Волшебница - бумага»,
«Мультстудия «Мир глазами детей» – входят в основу STEAM-образования.
Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик и
STEАM - технологии c учетом интеграции образовательных областей основной
образовательной программы дошкольного образования ДОУ.
Для достижения цели и решения задач были разработаны следующие модули:
Учебно-инженерный комплекс.
Набор "Креативная лаборатория" (позволяет в игровой форме познакомить детей c
моделированием при помощи Учебно-инженерного комплекса. Набор "Креативная
лаборатория".
Через образовательный модуль Учебно-инженерный комплекс. Набор "Креативная
лаборатория":
-развивается способность к практическому и умственному экспериментированию,
обобщению, речевому планированию и речевому комментированию процесса и
результата собственной деятельности;
-свободное овладение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи,
фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);
-умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.
Образовательный модуль «Математическое развитие»
Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы
геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по
направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики,
рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы,
шнуровки, игры В.В. Воскобовича и др.
Через образовательный модуль «Математическое развитие» реализуется
- комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство,
время, количество и счет.
Математическое развитие осуществляется в играх и познавательно-исследовательской
деятельности.
Моделирование из бумаги «Волшебница-бумага», поможет ввести детей в мир
древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы,
расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки
общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность. А также
способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на
развитие речи детей. Бумажное конструирование помогает сбалансированному развитию
как логического, так и образного мышления, кроме того, активно развиваются
пространственные представления ребёнка, появляется умение поэтапно планировать
свою работу и доводить ее до желаемого результата.
Частью STEАM-технологии является знакомство детей с цифровыми технологиями.
Подспорьем в этом является модуль «Мультстудия «Мир глазами детей».
Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты
работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного
мультипликационного фильма
Через «Мультстудию «Мир глазами детей» реализуется:
- освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых
технологий;
- освоение медийных технологий;
- организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и
технического творчества.
STEАM-технологии реализуются в приоритетных видах деятельности детей
дошкольного возраста:
-Игре
-Конструировании
-Познавательно-исследовательской деятельности
-Проектной деятельности
-Различных видах художественно-творческой деятельности.
Практическая значимость:
Вышеперечисленные технологии на основании положительного опыта внедрения
STEAM - образования в воспитательно - образовательный процесс с детьми старшего
дошкольного возраста осуществить проецирование элементов данной технологии в
работу с детьми раннего возраста.
Этапы реализации:
1 этап - подготовительный (сентябрь 2022г.)
2 этап - практический, основной (октябрь 2022 – май 2024 г.)
3 этап - итоговый (май 2024г.)
План реализации:
Этап | Содержание этап | Направление работы |
1 этап- подготовительный сентябрь 2022года | Изучение литературы по данной теме. | Создание педагогически - целесообразной развивающей среды. Разработка программы работы на 2020 - 2021 гг. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования. Обогащение предметно- развивающей среды для реализации на практике STEM- технологии. Создание условий, стимулирующих детскую инициативу, творчество для совместной деятельности взрослых и детей на основе STEM-технологии. |
II этап Практический, основной: октябрь-май 2022-2024 гг. | Работа с родителями: Работа с Консультация для родителей «STEAM образование в ДОУ» Памятка для родителей «STEAM-образование: 11 игр для развития инженерного мышления у ребенка» Консультации для педагогов педагогами: Работа с детьми: Информационное сопровождение родителей воспитанников по применению STEM- технологии. | «Использование STEАM-образования в ДОУ» «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка через STEAM – образование в формате ФГОС». Информационный стенд: буклеты, памятки по данной теме. Показ НОД по теме «Технологии нового поколения» Беседа на тему «Кто такие роботы?» Выставка поделок «Робот наш друг и помощник». Выставка «Такие разные роботы». Презентация «Мир роботов». Учебно-инженерный комплекс. Набор "Креативная лаборатория" Модуль «Математическое развитие» (игры с математическим содержанием в течении года) Моделирование из бумаги «Волшебница- бумага» (в течении года) Модуль «Мультстудия «Мир глазами детей». Мультфильм «Город Будущего». Мультфильм «Бумажное царство». Мини-проект «Город Будущего». Родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья. Дать представления о STEАM-технологии и методах работы в дошкольном образовательном учреждении. Информационное сопровождение педагогов по данной теме. Подбор, накопление и систематизация материалов для реализации образовательных модулей. Внедрение элементов STEАM-технологии в работу с дошкольниками. Повышение у детей образовательной мотивации, развитие творческих способностей, формирование исследовательских навыков, самореализации детей. Формирование у детей навыков взаимодействия со сверстниками, проявления инициативы, толерантности, взаимопомощи. |
III этап аналитический: май 2024 г. | Подвести итоги работы по проекту в виде: | - диагностика детей, -анкетирование родителей «Применение STEАM -технологии в воспитании ребенка в ДОУ и семье». - родительского собрания «STEAM – технология как развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в научно – техническое творчество дошкольников». -презентации на основе материалов по данному проекту на педсовете ДОУ. Производить обмен материалами из опыта работы по проекту через информационные ресурсы. Анализ результатов работы по внедрению технологии в организацию образовательной деятельности. |
Литература:
1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» под
редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой.
2. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей
дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –
М.:2017. -111с
3. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр
Сфера, 2010. - 126 с.;
4. Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. - М.: Академия развития, 2011. - 771 c.
5. Ерофеева3. Т., Павлова Л. Н, Новикова В. П. Математика для дошкольников - М.;
Просвещение 1992г.
6. Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным / Искусство в школе
2006. - No 1
7. Заглада Л. Дети и мультипликация. / Мир семьи. – 2005. - No11.
8. Куприянов Н. Занятия анимацией – «витамин игры». / Искусство в школе, 2007, т.в. 4.
9. Куцанова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.; Просвещение»
1990.
10. Литвинова О.Э. Конструирование в подготовительной к школе группе. / учебно –
методическое пособие. – СПб. ООО «Издательство
«Детство – ПРЕСС», 2017.
11. Михайлова З. А. -Игровые занимательные задачи для дошкольников. /– М.:
Просвещение, 1990.
12. Оберемок С. М. Методов проектов в дошкольном образовании. / – Новосибирск,
2005.
13. Приказ Министерства образования науки России от N 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России N 30384)
14. Проснякова, Т. Забавные фигурки. Модульное оригами / Т. Проснякова. - М.: АСТ-
Пресс, 2011. - 197 c
15. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. / – Ярославль: Гринго,
1996.
16. Смоленцева. А. А. - Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. /
- М.; Просвещение 1987г.
17. Тихонова Е. мультипликация – синтез искусств. / Искусство в школе. - 2006, т.в. 3.
18. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». / –
СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
19. Халатов Н.В. Мы снимаем мультфильмы. /– М.: Молодая гвардия,
1986.
20. Черных Е. Анимация – искусство иносказания. / Искусство в школе. - 2006, т.в. 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...