Народная кукла как средство приобщения младших дошкольников к истокам русской культуры.
статья
Духовный, творческий патриотизм – чувство любви к Родине, надо прививать с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_kukla_v_vospitanii_i_razvitii_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Народная кукла как средство приобщения младших дошкольников к истокам русской культуры.
За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть духовно-нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать, их плоды – насилие, жестокость, равнодушие, грубость, невежество мы можем наблюдать ежедневно и повсеместно. А ведь в воспитании ребёнка, как полноценной личности, достойного патриота и гражданина своей страны, народные традиции играют огромную роль. Особенно это актуально для нашей великой, многонациональной страны. Наши дети – это наше будущее, и от того, на каких культурных ценностях мы их воспитаем, зависит будущее нашей Родины. Как говорил М.В. Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Духовный, творческий патриотизм – чувство любви к Родине, надо прививать с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем, на основе которого постепенно формируется зрелая личность. Но подобно любому другому чувству, патриотизм воспитывают педагоги, родители и переживаются детьми индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Именно в этом возрасте надо побуждать, а не навязывать эти чувства, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение ребёнка.
В дошкольном возрасте у детей игра - является ведущим видом деятельности, а игрушка – незаменимый спутник этих игр. К сожалению, каждый день очень часто можно наблюдать игры детей с игрушками – персонажами зарубежных мультсериалов. В сюжетно-ролевых играх дети всё чаще стараются изображать и подражать отрицательным героям из современных западных фильмов и компьютерных игр. Всё это оказывает отрицательное, негативное влияние на духовно-нравственное воспитание ребёнка, формированию его личности, чувства гражданственности, принадлежности к своей Родине.
А ведь самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла. Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много-много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу.
Каждая кукла – это небольшой шедевр рукоделия, она несет в себе определенный образ, ориентирована на семейные ценности, подчеркивает роль мужчины и женщины в семье. Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение.
Кукла для ребёнка была близким человеком, с которым он мог поделиться своими бедами и радостями. Играя с ней, он перенимал опыт старшего поколения, знакомился с прошлым своей родины, мечтал о будущем.
Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения, воспитания и развития детей. В работе с младшими дошкольниками народные куклы могут использоваться интересными и эффективными способами: на музыкальных занятиях, в культурно-досуговой деятельности, при обучении хороводным играм, в режимных моментах и при адаптации малышей.
Кукла встречает детей утром, смотрит, как дети едят, помогает собираться на прогулку, успокаивает во время сна, что помогает создавать уютную, доверительную, а зачастую и расслабляющую атмосферу. При этом куколка голосом педагога говорит какую-нибудь потешку или прибаутку, поёт колыбельную, рассказывает сказку, а ещё может помассировать ручки и ножки или просто побыть рядом в кроватке.
На музыкальных занятиях мы используем куклу для сопровождения пения и ритма. Держим куклу в руке и двигаем её в такт песне или ритмическим движениям. Это помогает детям лучше ощущать ритм и музыку. Для развития координации движений и ритмических навыков предлагаем выполнить танцевальные движения вместе с куклой под музыку. Такой же прием используем для обучения малышей игре на музыкальных инструментах – «Сыграй для куклы». Дети экспериментируют со звуками и развивают музыкальный слух. Кукла побуждает их к действию, показывает руками педагога процесс извлечения звука. Ещё кукла – непосредственный участник музыкальных игр – передаём куклу друг другу или используем для имитации звуков инструментов или животных.
Хороводные игры являются традиционным элементом народной культуры и могут быть забавным и интересным способом развлечения детей. Хороводные игры - это не просто сцепление рук, это ещё и соединение людей, их объединение в одно целое. Используя народные тряпичные куклы в процессе проведения хороводных игр, мы в игровой форме развиваем социально-коммуникативные навыки дошкольников. Тряпичные народные куклы обладают потенциальными коррекционными возможностями. Часто у детей отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Неоценимым помощником в работе над коррекцией нарушений двигательной сферы детей является кукла. Именно поэтому её присутствие необходимо во многих играх. Народные игры с включением в них тряпичных кукол служат своеобразным "мотиватором" развития согласованности слов с движениями. В народных играх радость движения сочетается с духовным обогащением. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности.
Куклы будут полезны и для развлечения детей на примере представления или мини-спектакля кукольного театра, создание миниатюрного мира города или деревни, наполняя их соответствующей атрибутикой, декорациями и постройками.
По мере взросления детей, возможности использования народных кукол расширяются:
- Музыкальный театр, где куклы могут играть ведущие роли.
- Музыкальные рассказы, где народные куклы помогают детям понять и визуализировать музыкальные понятия, такие как высота звука, громкость, темп.
- Музыкальные песочные часы, когда двигая куклами в определённый отрезок времени, дети приходят к пониманию концепции времени и ритма, что является предпосылками к применению техники
- Боди перкуссии - техники владения своим телом как «музыкальным инструментом» с элементами танца. Это хлопки, шлепки, топот ног, удар пальцами, тыльной стороной ладони, сопровождающие музыкальное произведение или пение самих детей. Как неотъемлемый элемент, музыка тела сохранилась в народных танцах и песнях по всему миру.
Мы считаем, что именно народная кукла имеет непрерывную связь старшего поколения и современных детей, которая передаст им культурное наследие и национальное достояние русского народа. Поэтому очень важно чтобы наши дети воспитывались именно на истоках своей русской национальной культуры и были достойными гражданами и патриотами своей великой страны Россия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыкальный фольклор как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской культуры" Методические рекомендации
В авторском методическом пособии предлагаются советы и рекомендации для решения задач по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуре средствами музыкального фольклора....
Проект «Музыкальные народные игры, как средство приобщения старших дошкольников к истокам национальной культуры»
Необходимость приобщения дошкольника к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не тол...
Проект по приобщению младших дошкольников к истокам русской народной культуры. «Дети в мире звуков». Вторая младшая группа.
Проектная деятельность по приобщению младших дошкольников к русской народной культуре. В ходе проекта дети под руководством воспитателя знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками, с русскими на...
Презентация «Музыкальные народные игры, как средство приобщения старших дошкольников к истокам национальной культуры»
Материал направлен на ознакомление детей с образцами народноого фольклора...
Среднесрочный проект "Музыкальные народные игры, как средство приобщения старших дошкольников к истокам национальной культуры"
Презентация для родителей,для ознакомления с народными играми....
РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ И ЦЕННОСТЯМ СВОЕГО НАРОДА
Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много-много лет мы можем узнать о старинных праздниках...
Проект «Музыкальные народные игры, как средство приобщения старших дошкольников к истокам национальной культуры»
Проект«Музыкальные народные игры,как средство приобщения старших дошкольников к истокам национальной культуры»...