Проект "Русские народные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры"
проект (подготовительная группа)

Шайхеева Татьяна Викторовна

Проект разработан в рамках регионального компонента "Наш дом - Южный Урал"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектная деятельность26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 г. Челябинска»

Тема проекта: «Русские народные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской национальной   культуры»

Тип проекта: познавательный, годовой.

Автор проекта:

                                                                                        Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории                                                                                  

                                                                            Шайхеева Татьяна Викторовна

Участники проекта: воспитанники подготовительных групп

Срок реализации проекта: 2023-2024 уч. год

г. Челябинск

2023г.

Постановка проблемы:

В настоящее время рассматривается кризис духовно-нравственных идеалов, проявляющийся в искажении представлений о доброте, милосердии и великодушии.

Объект исследования: русские народные игры.

Предмет исследования: праздники, обычаи традиции, предметно-развивающая среда.

Актуальность: 

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения дошкольника к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

Собственный опыт работы показал, что формирование нравственно – этических чувств у дошкольников вызывает затруднения. Проанализировав опыт работы коллег по приобщению детей к русской народной культуре, пришла к выводу, что игра является неотъемлемой частью воспитания детей. Народные и хороводные игры несут в себе неоценимое национальное богатство, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у дошкольников устойчивое отношение к культуре родной страны. А.П. Усова, К.Д. Ушинский,  отмечали, что в народных играх ребёнок приобретает знакомство с привычками и обычаями известной местности, семейной жизни, известной среды его окружающей. Они считали народные и хороводные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребёнка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины и товарищества.

Целенаправленно изучив современную практику организации работы по данному направлению, опираясь на собственный опыт работы, разработала проект по региональному компоненту: «Русские народные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам национальной культуры.

Цель проекта: формирование духовно-нравственных основ, приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные игры.

Задачи проекта: 

  • изучить теоретический материал по ознакомлению дошкольников с национальной культурой.
  • Создание картотеки по народным играм, их классификации (хороводные, обрядовые (календарные) трудовые и бытовые игры, игры с водящим, подвижные (спортивные, драматические, пальчиковые).
  • развивать познавательную активность, интеллектуальные способности детей.
  • приобщать родителей к творческому взаимодействию с детским садом.

Методы и формы работы:

  • словесный (рассказы об игре, о ее правилах, заучивание текста игр, объяснение старинных слов);
  • наглядный (русские народные костюмы, предметы быта, русская изба);
  • практический (проведение игр, изготовление шапочек, ободков, атрибутов к играм, проведение праздников и развлечений, пение русских народных песен, игра на русских народных инструментах, консультации для родителей, для педагогов);

     Ожидаемые результаты:

В рамках реализации проекта у детей развит познавательный интерес к истории своего народа, к национальной культуре, у детей появилось желание играть в русские народные игры.

Материально-техническое оснащение:

 

  • мультимедиа, ноутбук, проектор
  • русские народные костюмы
  • русские народные инструменты
  • атрибуты к русским народным играм
  • аудиотека

Этапы работы над проектом

№ п/п

Мероприятие

Цель

Сроки проведения

Ответственный

Выход, документы

1 этап «Предварительный»

1

Подбор методической литературы

Составить список литературы по теме

сентябрь

музыкальный руководитель

Список используемой литературы

2

Составление перспективного плана

Включить в перспективный план мероприятия с детьми, с родителями, с педагогами

сентябрь

музыкальный руководитель

Перспективный план

3

Составление картотеки по классификации «Русские народные игры»

Сформировать методическую папку для реализации проекта

сентябрь

музыкальный руководитель

Картотека

2 этап «Основной»

1

Консультация для родителей «Русская народная игра и забавна, весела!»

Познакомить родителей со значением русской народной игры для детей, с классификацией игр.

октябрь

музыкальный руководитель

Консультация

2

Показ презентации «Осенняя ярмарка»

Расширить знания детей по теме, активизировать словарный запас

октябрь

музыкальный руководитель

Презентация

3

Разучивание русских народных игр «Горшок», «Плетень», «Ремешок»

Познакомить с играми, разучивание текста игр, овладение детьми умения играть вместе

октябрь

музыкальный руководитель

Картотека

4

Праздник «Осенняя ярмарка»

Знакомство детей с народными традициями и обычаями, с проведением осенней ярмарки

октябрь

музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Сценарий

5

Разучивание игры «Заря-заряница», изготовление атрибутов (ленты, венок)

Вызвать интерес к народной игре, создать положительные эмоции

ноябрь

музыкальный руководитель

Картотека

6

Разучивание русской народной игры «Гори, гори ясно»

Развитие дизайнерских способностей детей

ноябрь

музыкальный руководитель

Картотека

7

Закрепление ранее разученных игр

Развивать выразительность пения, воспитывать патриотические чувства

декабрь

музыкальный руководитель

Аудиотека, картотека

8

Русские народные хороводные игры

Закреплять слова в играх, в хороводах

январь

музыкальный руководитель, воспитатели, дети

Картотека

9

Русская народная игра «Селезень и утка»

Изготовление масок и шапочек к русским народным играм.

Развивать устойчивый интерес к народной игре и национальной культуре

февраль

музыкальный руководитель

Картотека

10

Беседа о празднике «Прилет жаворонков»

Познакомить с обычаями праздника

март

музыкальный руководитель

Конспект

11

Разучивание русской народной игры «Жаворонок»

Разучить игру, текст, использовать колокольчик

март

музыкальный руководитель

Картотека

3 этап «Заключительный»

12

Праздник с родителями «Русская народная игра – радость общения»

Организовать досуг детей и родителей, создать радостную атмосферу праздника

апрель

музыкальный руководитель

Сценарий

13

Защита проекта

май

Музыкальный руководитель

Сообщение, презентация

Итоги проекта (продукты): 

Анализ деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры показал, что воспитанники подготовительных групп активно участвуют в русских народных играх, знают обычаи и традиции народных праздников.

Родители с интересом принимают участие в народных праздниках, развлечениях, изготовлении атрибутов к играм, шумовых музыкальных инструментов.

Приложения:

  1. Презентация «Осенняя ярмарка»
  2. Консультации для родителей
  3. Картотека русских народных игр
  4. Сценарии фольклорных праздников
  5. Презентация проекта
  6. Список литературы

Литература

  1. Народные праздники в детском саду. Авторский коллектив: М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова /Методическое пособие/ - Мозайка – Синтез, Москва 2005
  2. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н.Н.

/ Учебноепособие / — М.: Педагогическое общество России 2005.

  1. Князева О. Л., Маханева М. А, Приобщение детей к истокам русской народнойкультуры: Программа / Учебно-методическое пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально – фольклорные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской национальной культуры

Создание системы музыкальных народных игр по приобщению детей к истокам русской национальной культуры. ...

Проект «Музыкальные народные игры, как средство приобщения старших дошкольников к истокам национальной культуры»

Необходимость приобщения дошкольника к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не тол...

ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «МУЗЫКАЛЬНО – ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ »

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культур...

Педагогический проект "Музыкально-фольклорные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Цель проекта: Приобщение старших дошкольников    к истокам, традициям   русской национальной, сибирской  культуры через знакомство с  играми, хороводами, народн...

Проект «Фольклорные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской национальной культуры»

Создание системы музыкальных народных игр по приобщению детей к истокам русской национальной культуры....