Проект "Русские народные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры"
проект (подготовительная группа)
Проект разработан в рамках регионального компонента "Наш дом - Южный Урал"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 г. Челябинска»
Тема проекта: «Русские народные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской национальной культуры»
Тип проекта: познавательный, годовой.
Автор проекта:
Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории
Шайхеева Татьяна Викторовна
Участники проекта: воспитанники подготовительных групп
Срок реализации проекта: 2023-2024 уч. год
г. Челябинск
2023г.
Постановка проблемы:
В настоящее время рассматривается кризис духовно-нравственных идеалов, проявляющийся в искажении представлений о доброте, милосердии и великодушии.
Объект исследования: русские народные игры.
Предмет исследования: праздники, обычаи традиции, предметно-развивающая среда.
Актуальность:
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения дошкольника к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
Собственный опыт работы показал, что формирование нравственно – этических чувств у дошкольников вызывает затруднения. Проанализировав опыт работы коллег по приобщению детей к русской народной культуре, пришла к выводу, что игра является неотъемлемой частью воспитания детей. Народные и хороводные игры несут в себе неоценимое национальное богатство, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у дошкольников устойчивое отношение к культуре родной страны. А.П. Усова, К.Д. Ушинский, отмечали, что в народных играх ребёнок приобретает знакомство с привычками и обычаями известной местности, семейной жизни, известной среды его окружающей. Они считали народные и хороводные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребёнка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины и товарищества.
Целенаправленно изучив современную практику организации работы по данному направлению, опираясь на собственный опыт работы, разработала проект по региональному компоненту: «Русские народные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам национальной культуры.
Цель проекта: формирование духовно-нравственных основ, приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные игры.
Задачи проекта:
- изучить теоретический материал по ознакомлению дошкольников с национальной культурой.
- Создание картотеки по народным играм, их классификации (хороводные, обрядовые (календарные) трудовые и бытовые игры, игры с водящим, подвижные (спортивные, драматические, пальчиковые).
- развивать познавательную активность, интеллектуальные способности детей.
- приобщать родителей к творческому взаимодействию с детским садом.
Методы и формы работы:
- словесный (рассказы об игре, о ее правилах, заучивание текста игр, объяснение старинных слов);
- наглядный (русские народные костюмы, предметы быта, русская изба);
- практический (проведение игр, изготовление шапочек, ободков, атрибутов к играм, проведение праздников и развлечений, пение русских народных песен, игра на русских народных инструментах, консультации для родителей, для педагогов);
Ожидаемые результаты:
В рамках реализации проекта у детей развит познавательный интерес к истории своего народа, к национальной культуре, у детей появилось желание играть в русские народные игры.
Материально-техническое оснащение:
- мультимедиа, ноутбук, проектор
- русские народные костюмы
- русские народные инструменты
- атрибуты к русским народным играм
- аудиотека
Этапы работы над проектом
№ п/п | Мероприятие | Цель | Сроки проведения | Ответственный | Выход, документы | ||
1 этап «Предварительный» | |||||||
1 | Подбор методической литературы | Составить список литературы по теме | сентябрь | музыкальный руководитель | Список используемой литературы | ||
2 | Составление перспективного плана | Включить в перспективный план мероприятия с детьми, с родителями, с педагогами | сентябрь | музыкальный руководитель | Перспективный план | ||
3 | Составление картотеки по классификации «Русские народные игры» | Сформировать методическую папку для реализации проекта | сентябрь | музыкальный руководитель | Картотека | ||
2 этап «Основной» | |||||||
1 | Консультация для родителей «Русская народная игра и забавна, весела!» | Познакомить родителей со значением русской народной игры для детей, с классификацией игр. | октябрь | музыкальный руководитель | Консультация | ||
2 | Показ презентации «Осенняя ярмарка» | Расширить знания детей по теме, активизировать словарный запас | октябрь | музыкальный руководитель | Презентация | ||
3 | Разучивание русских народных игр «Горшок», «Плетень», «Ремешок» | Познакомить с играми, разучивание текста игр, овладение детьми умения играть вместе | октябрь | музыкальный руководитель | Картотека | ||
4 | Праздник «Осенняя ярмарка» | Знакомство детей с народными традициями и обычаями, с проведением осенней ярмарки | октябрь | музыкальный руководитель, воспитатели, родители | Сценарий | ||
5 | Разучивание игры «Заря-заряница», изготовление атрибутов (ленты, венок) | Вызвать интерес к народной игре, создать положительные эмоции | ноябрь | музыкальный руководитель | Картотека | ||
6 | Разучивание русской народной игры «Гори, гори ясно» | Развитие дизайнерских способностей детей | ноябрь | музыкальный руководитель | Картотека | ||
7 | Закрепление ранее разученных игр | Развивать выразительность пения, воспитывать патриотические чувства | декабрь | музыкальный руководитель | Аудиотека, картотека | ||
8 | Русские народные хороводные игры | Закреплять слова в играх, в хороводах | январь | музыкальный руководитель, воспитатели, дети | Картотека | ||
9 | Русская народная игра «Селезень и утка» Изготовление масок и шапочек к русским народным играм. | Развивать устойчивый интерес к народной игре и национальной культуре | февраль | музыкальный руководитель | Картотека | ||
10 | Беседа о празднике «Прилет жаворонков» | Познакомить с обычаями праздника | март | музыкальный руководитель | Конспект | ||
11 | Разучивание русской народной игры «Жаворонок» | Разучить игру, текст, использовать колокольчик | март | музыкальный руководитель | Картотека | ||
3 этап «Заключительный» | |||||||
12 | Праздник с родителями «Русская народная игра – радость общения» | Организовать досуг детей и родителей, создать радостную атмосферу праздника | апрель | музыкальный руководитель | Сценарий | ||
13 | Защита проекта | май | Музыкальный руководитель | Сообщение, презентация |
Итоги проекта (продукты):
Анализ деятельности по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры показал, что воспитанники подготовительных групп активно участвуют в русских народных играх, знают обычаи и традиции народных праздников.
Родители с интересом принимают участие в народных праздниках, развлечениях, изготовлении атрибутов к играм, шумовых музыкальных инструментов.
Приложения:
- Презентация «Осенняя ярмарка»
- Консультации для родителей
- Картотека русских народных игр
- Сценарии фольклорных праздников
- Презентация проекта
- Список литературы
Литература
- Народные праздники в детском саду. Авторский коллектив: М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова /Методическое пособие/ - Мозайка – Синтез, Москва 2005
- Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н.Н.
/ Учебноепособие / — М.: Педагогическое общество России 2005.
- Князева О. Л., Маханева М. А, Приобщение детей к истокам русской народнойкультуры: Программа / Учебно-методическое пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально – фольклорные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской национальной культуры
Создание системы музыкальных народных игр по приобщению детей к истокам русской национальной культуры. ...
Проект «Музыкальные народные игры, как средство приобщения старших дошкольников к истокам национальной культуры»
Необходимость приобщения дошкольника к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не тол...
ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «МУЗЫКАЛЬНО – ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ »
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культур...
Презентация «Музыкальные народные игры, как средство приобщения старших дошкольников к истокам национальной культуры»
Материал направлен на ознакомление детей с образцами народноого фольклора...
Педагогический проект "Музыкально-фольклорные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской национальной культуры"
Цель проекта: Приобщение старших дошкольников к истокам, традициям русской национальной, сибирской культуры через знакомство с играми, хороводами, народн...
Проект «Фольклорные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской национальной культуры»
Создание системы музыкальных народных игр по приобщению детей к истокам русской национальной культуры....