Проект по приобщению младших дошкольников к истокам русской народной культуры. «Дети в мире звуков». Вторая младшая группа.
проект (младшая группа) на тему
Проектная деятельность по приобщению младших дошкольников к русской народной культуре. В ходе проекта дети под руководством воспитателя знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками, с русскими народными традиционными музыкальными инструментами, озвучивают потешки с помощью музыкальных инструментов, знакомятся с хороводными играми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчёлка»
Проект
по приобщению младших дошкольников
к истокам русской народной культуры.
«Дети в мире звуков»
Выполнила воспитатель:
Ефимова Вероника Викторовна
2017 год
Паспорт проекта «Дети в мире звуков»
Тип проекта: познавательно-творческий
Вид: краткосрочный, групповой, семейный.
Участники проекта: дети второй младшей группы 3-4 лет, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Формы работы: игровая, познавательная, творческая, продуктивная, работа с родителями.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, работа с родителями.
Возраст: вторая младшая группа детского сада
Сроки реализации: март 2017 года
Наша-то хозяюшка сметлива была:
Всем она работу к празднику дала….
Ивану Большаку – дрова рубить.
Ваське-Указке – воду носить.
Мишке Среднему – печку топить.
Гришке Сиротке – кашку варить.
Крошке Тимошке – песенки петь,
Песенки петь и плясать-
Старших братьев потешать.
Пояснительная записка.
Проект направлен на развитие творческих музыкальных способностей детей младшей группы с приобщением к истокам национальной культуры через русские народные традиции. Проект способствует развитию коммуникативности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни.
В ходе проекта дети под руководством воспитателя знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками, с русскими народными традиционными музыкальными инструментами, озвучивают потешки с помощью музыкальных инструментов, знакомятся с хороводными играми. Выступают перед мамами и бабушками с театрализацией потешки «Купим мы, бабушка, тебе курочку» на утреннике, посвящённом Женскому Дню 8 марта.(см.Приложение 1.1)
В результате проделанной работы у нас в группе с помощью родителей рождается и обогащается театрально-музыкальный уголок (в том числе и с русскими народными инструментами), картотека потешек, сказок-шумелок, детская литература по теме малых форм фольклора, картотека русских народных инструментов, картотека хороводных игр, уголок ряженья обогатился русскими народными костюмами для детей. Родители дополнили уголок музыкально-шумовыми инструментами, сделанными своими руками совместно с детьми: это и бубен-бубенцы, и барабан с палочками, балалайка расписная, ложки самописанные, погремушки большая громкая и маленькая тихая, трещотки самодельные, балалайки расписные. Всё это находится в прямой доступности детям, что способствует их разностороннему развитию, приобщению к русским народным традициям.
Актуальность.
Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, обращается внимание детей на истоки народных традиций, обрядов, обычаев, которые долгое время были в забвении. Потому что без знаний традиций и истории своего народа не может быть и будущего народа. Пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский.
Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Потому что именно в раннем возрасте дети очень восприимчивы к миру звуков, ритмов, колорита.
Работая с детьми младшей группы, необходимо держать в памяти и использовать большой запас песенок, потешек и с учетом доступности для детского восприятия включать их в повседневный разговор с ребенком.
У детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время тяжелого расставания с родителями хорошо помогает переключение внимания на яркую игрушку (кошечку, собачку, петуха и т. п.), сопровождая движения игрушки чтением потешки.
Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку — воспитателю. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью народных песенок, потешек режимные моменты, сопровождаемые припевками, приговорками, становятся для ребенка более интересными.
Потешки были обыграны мною разными способами: сопровождала чтение действием игрушки, использовала пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей, музыкальные аудиозаписи.
Для приобщения детей к русским народным истокам очень помог мне в работе с детьми организованный в нашем детском саду музей «Изба-рукодельница», придя в который можно погрузиться в атмосферу русской крестьянской семьи, познакомить наглядно с предметами русского старинного быта и его традициями.
Проблема:
в ходе моей деятельности было замечено, что особенно музыка и голосовое припевание потешек, припевок, песенок и других форм малого фольклора вызывает эмоциональный отклик у детей. И в этой связи мне необходимо было познакомить детей с музыкальными русскими народными инструментами, с извлечением из них звуков. Используя музыкальные русские народные инструменты в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки, приобщаются к национальной культуре, быстрее адаптируются к детскому саду, с радостью приходят в группу детского сада. Необходимо было привлечь и родителей: повысить их интерес, прежде всего, к интересам, увлечениям и деятельности своих детей в детском саду; к обогащению предметно-развивающей среды в группе, приобщить родителей к совместному патриотическому воспитанию своих детей с целью их духовно-нравственного развития, как маленьких граждан своей страны.
Проблемные вопросы:
- как и на чём играли в старинные времена наши предки (бабушки и дедушки)?
- откуда рождается музыка?
- как влияет развивающая среда на развитие творческих способностей и на нравственно-патриотическое воспитание детей?
- какое влияние оказывает участие родителей на духовно-нравственное воспитание детей?
Цель проекта.
Развивать музыкальные и творческие способности детей, а также развивать и обогащать новыми словами речь посредством приобщения детей и родителей к русской народной культуре через ознакомление с русскими народными музыкальными инструментами, через создание самодельных музыкальных инструментов в партнерском сотрудничестве взрослых и детей и созданию русских народных костюмов для самостоятельной деятельности детей. Повысить у детей интерес к звучащим предметам и инструментам через упражнения, игры, сказки.
Вовлекать родителей в совместную творческую, музыкально-игровую деятельность.
Задачи проекта.
Образовательные.
- Расширять кругозор детей через знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами.
- Побуждать детей экспериментировать со звуком, чтобы установить зависимость качества звука от свойств используемых материалов.
- Расширять представления детей о традициях русского народного быта.
Развивающие:
- Развивать у детей музыкальный слух, музыкальные способности (чувство ритма, умение слушать и слышать музыку, узнавать музыкальные произведения, узнавать звучание музыкального инструмента), тактильные ощущения.
- Развивать навыки художественного творчества, цветовосприятия при создании коллективной художественной деятельности (рисовании на ткани)
- Развивать коммуникативные навыки (работа в парах, группах) и желание использовать полученные навыки в совместной и самостоятельной деятельности
- Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка в разных видах художественно-эстетической деятельности с учётом его индивидуальных возможностей.
- Поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных игрушках-инструментах.
- Способствовать развитию речи через знакомство и разучивание потешек, расширять словарный запас с помощью малых форм русского фольклора;
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность, интерес к музыкальной деятельности,
умение взаимодействовать в коллективном музицировании.
- Воспитывать любовь к народной культуре, традициям, творчеству
- Воспитывать уважение и любовь к Родине и семье.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
- Дети познакомятся с русскими народными традиционными музыкальными инструментами, смогут извлекать из них звук.
- Научатся узнавать по звучанию русский народный инструмент
- Дети познакомятся с потешками, хороводными, театрализованными играми.
- Научатся озвучивать и обыгрывать потешки, сказки с помощью музыкальных инструментов, соотносить звучание музыкального инструмента с персонажами сказок и потешек.
- Обогатится речь детей за счёт образных выражений, активизируется словарь детей, усовершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, разовьётся эмоциональная выразительность речи.
- У детей появится умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность в домашнем и музыкальном уголках
- В совместной деятельности родителей и воспитателя в группе будет создан русский народный музыкальный уголок с мини-куклами в русских костюмах, с музыкальными инструментами, обогатится театральный уголок куклами Би-ба-бо, масками различных персонажей потешек и сказок, что позволит использовать эти предметы в самостоятельной деятельности детей.
- Также музыкальный уголок обогатится ударно-шумовыми музыкальными инструментами, сделанными руками родителей и детей, вследствие чего будет организована выставка «Весёлый оркестр».
- Появятся в группе картотеки игр, сказок-шумелок, русских народных музыкальных инструментов, загадок, потешек, музыкально-дидактических игр, конспекты занятий по данной тематике.
- В совместной художественной деятельности детей и воспитателя появится панно «Музыкальная семья».
- Также появится панно на тему «Русские народные инструменты», сделанное руками воспитателя.
- Совместная деятельность родителей и детей будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
- Проект будет способствовать любознательности детей, развитию их творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Повысится интерес родителей к русским народным традициям, к занятиям и играм детей.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями
Вопросы:
- Знакомы ли родители с русской народной культурой?
- Знакомили ли родители своих детей с русской народной музыкой?
- Знают ли дети как рождается музыка?
- Знают ли дети на чём играли их бабушки и дедушки, когда они были маленькими?
- Знакомили ли родители своих детей с русскими народными инструментами? С их звучанием?
- Как познакомить детей с русскими народными инструментами и их звучанием?
- Как можно организовать и чем пополнить групповой театрально-музыкальный уголок?
- Знают ли родители и используют ли в повседневной жизни с детьми потешки, приговорки, заклички и другие формы малого русского фольклора?
- Какие потешки можно выучить и как их можно обыграть с детьми?
II этап – основной (практический).
Содержание работы в процессе реализации проекта
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ | Ви |
П ознавательно-исследовательская деятельность - Беседа: «Что такое музыка?» - Экскурсия в «Избу-рукодельницу» для знакомства с русским бытом - рассматривание иллюстраций с изображением играющих детей на музыкальных инструментах, пастушке, играющем на дудочке-рожке. - НОД «В гости к бабушке» - знакомство с русской игрушкой Петрушкой - игра «Чудесный мешочек»-знакомство детей с русскими народными инструментами и их звучанием. Социально-коммуникативная и речевая деятельность: - Чтение сказок, потешек с опорой на иллюстрации; - рассказывание сказок-шумелок с использованием музыкальных инструментов; - заучивание потешек, стихотворений, разгадывание загадок о музыкальных инструментах; - пальчиковые упражнения; - д/и «Угадай что звучит?», «Громче-тише», «Кто как говорит?» - сюжетно-ролевые игры «В гостях у бабушки», «В магазине музыкальных инструментов» - театрализация потешки «Купим мы, бабушка, тебе курочку». Художественно-эстетическая деятельность: - коллективное рисование по ткани и создание панно «Музыкальная семья» - по мотивам дымковской игрушки. - лепка «Дудочка-рожок для пастушка» -рисование с применением нетрадиционных методов (штампование) «Украсим балалайку» Музыкальная деятельность: - прослушивание русских народных мелодий «Комаринская», «Бубен», «Ах, вы сени, мои сени», «Светит месяц, светит ясный», -хороводные игры с использованием потешек «Заинька, попляши», «Ходит Ваня»,«Весёлые музыканты», «Кто у нас хороший?»; - музыкально-дидактические игры «Барабанщики», «Кукла шагает и бегает»-развитие динамического слуха; «Кто в домике живёт?» «Угадай на чём играет Петрушка», -развитие тембрового слуха; «Весело-грустно»- различать характер музыки, «Кто как поёт», «Весёлый кубик»- повторение звукоподражания за взрослым; «Повтори»-развитие чувства ритма. Самостоятельная творческая и игровая деятельность детей: - раскрашивание изображений музыкальных инструментов; - лепка из пластилина; - дидактические игры «Определи по форме и цвету», «Найди пару», «Кто так говорит» | |
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ | - Беседа «Знаете ли вы русские традиции» - Консультация «Значение русского народного творчества в воспитании детей» - привлечение родителей к обогащению предметно-развивающей среды: созданию музыкально-театрального уголка, пополнению народными костюмами в русском стиле уголка ряжения; -организация выставки «Весёлый оркестр»-поделки музыкальных инструментов. |
III этап – заключительный.
- Театрализация потешки «Купим мы, бабушка, тебе курочку» на весеннем празднике, посвящённом Международному женскому дню 8 марта.
- Демонстрация детских костюмов в русском народном стиле, сшитых родителями. (см. Приложение 1, приложение 1.1)
- Организация выставки творческих работ и поделок детей и родителей «Весёлый оркестр», выставка панно «Музыкальная семья».
- Создание картотек: сказок-шумелок, потешек, русских-народных инструментов, дидактических музыкальных игр, хороводных игр.
- Создание панно по теме проекта «Мы играем и поём, очень весело живём!»
Результаты реализации проекта.
Дети:
- познакомились с культурой русского народного быта.
- познакомились, научились узнавать по звучанию, извлекать звуки из музыкальных русских народных инструментов: балалайки, трещотки, деревянных ложек, бубна, барабана, свистулек, дудочки.
- познакомились с русской народной игрушкой Петрушкой.
- опробовали нетрадиционные методы рисования: рисование на ткани, штампирование, в результате художественно-творческой деятельности театрально-музыкальный уголок украсился панно «Музыкальная семья».
- познакомились с потешками, хороводными, театрализованными играми.
- научились озвучивать и обыгрывать потешки, сказки с помощью музыкальных инструментов, соотносить звучание музыкального инструмента с персонажами сказок и потешек.
- речь детей обогатилась образными выражениями, активизировался словарь детей, более усовершенствовались навыки диалогической речи, её грамматический строй, речь стала более эмоционально выразительна.
- дети стали активнее играть в домашнем и музыкальном уголках, стали более самостоятельными в игровой деятельности.
- дети удачно раскрыли свои артистические способности перед родителями на утреннике с театрализацией разученной потешки «Купим мы, бабушка, тебе курочку».
Родители:
- в совместной деятельности родителей и воспитателя в группе создан русский народный музыкальный уголок с мини куклами в русских костюмах, с музыкальными инструментами, театральный уголок обогатился куклами Би-ба-бо, масками различных персонажей потешек и сказок;
- уголок ряжения обогатился детскими костюмами в русском народном стиле;
- повысился интерес родителей к русской культуре, к интересам и занятиям детей.
- укрепились детско-родительские отношения.
- Результатом совместной творческой деятельности родителей и детей стала выставка самодельных музыкальных инструментов «Весёлый оркестр».
Воспитатель:
- Составлен сценарий праздника по мотивам русских народных традиций и реализован на утреннике, посвящённом Женскому дню 8 марта (см. Приложение 1, 1.1.)
- созданы картотеки потешек, сказок-шумелок, русских народных музыкальных инструментов, музыкально-дидактических игр, хороводных игр(см. Приложение к проекту).
- руками воспитателя было создано панно на тему «Русские народные инструменты».
Проект способствовал развитию любознательности детей, развитию их творческих и музыкальных способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Список литературы:
- Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» планирование и конспекты занятий. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. / М.: Детство-Пресс, 2011
- «Русская изба (внутреннее убранство, убранство дома, мебель, утварь): Иллюстр. энц./ Авт.-сост.: Д.А.Баранов, О.Г. Баранова, Е.Л. Мадлевская и др.- СПб., 2004.
- Коломийченко Л.В. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию. 2014 г. Изд. «Сфера»
- Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. «Детство-Пресс», 2004 г.
- Тихонова М.В. «Красная изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада» - СПб «Детство-Пресс», 2004 г.
- Грибовская А.А.Народное искусство и детское творчество. 2-е изд.- М.:Просвещение, 2006
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 2008
- Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.-СПб.: Акцидент, 1997
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Ю.Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2011
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М.:АРКТИ, 2000
- Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001
- Мерзлякова С.И. Фольклор-музыка-театр. М.: ВЛАДОС, 1999
- Выгодский Л.В. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1983
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Издательство: Сфера 2009
- Художественное творчество и ребёнок. Под ред. Н. А. Ветлугиной, М., Педагогика, 1972, 286 с.
- Н. Г. Кононова, Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах,М.: Просвещение, 2015
- Л.Малахова, Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста, Изд. Феникс, 2008
- Л. Гавришева "Конспекты интегрированной коррекционной образовательной музыкальной деятельности с детьми. ФГОС", ред.Кожина Н.С., изд. Изд. «Детство-Пресс», 2016
- "Потешки и песенки с нотами для малышей. ФГОС"
Бурак Елена, Полетаева Светлана, Редактор: Зонова Наталия, Изд.: Питер, 2015 г. - Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Младшая группа (3-4 года).
- «Учимся по сказке» Т. Большева
- К о м а р о в а Т. С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет.
- К о м а р о в а Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (3-4 года).
- О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей».-М.: Гуманит. Из. Центр ВЛАДОС, 1997
- С.И. Бекина «Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей). – М.: Просвещение, 1984г.
- Т.М. Орлова, С.И. Бекина «Учите детей петь». М.: «Просвещение, 1986г.
- Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». _М.: «Просвещение,1986г.
- Зацепина М.Б. музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/ М.Б. Зацепина.-М.: Мозаика-Синтез, 2008
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников - М.: ТЦ Сфера, 2001 г
- Кочемасова Е.Е., Тютюнникова Т.Э., Откуда берется звук? // журнал «Музыкальная палитра», №5, 2006 г.
Интернет ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
Проект во II младшей группе "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"
Проект во II младшей группе "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"...
Программа "Приобщение старших дошкольников к истокам русской народной культуры через рисование в программе Whiteboard"
Программа разработана для детей старшего возраста....
«Потягушеньки, порастушеньки» проект, направленный на приобщение детей младшего возраста к истокам русской народной культуры.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому в...
Результаты мониторинга по приобщению детей к истокам русской народной культуры за _учебный год во второй младшей группе
Результаты мониторинга по приобщению детей к истокам русской народной культуры за ___учебный год во второй младшей группе...
Проект во II младшей группе №9 «Улыбка» «Приобщение детей младшего возраста к истокам русской народной культуры».
В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это, нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей...
Информационно-познавательный проект «Приобщение детей младшего возраста к истокам русской народной культуры»
Информационно-познавательный проект«Приобщение детей младшего возраста к истокам русской народной культуры» подготовили воспитатели:Тараданова Екатерина Ивановна,Осипова Елена Игоревна,Кож...