Консультация для педагогов «Технология макетирования в ДОУ как инновационная форма образовательного пространства».
консультация
Консультация для педагогов «Технология макетирования в ДОУ как инновационная форма образовательного пространства».
Наряду с традиционными методиками для развития познавательной сферы детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Я считаю, что наиболее эффективной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности расширению познавательной сферы детей дошкольного возраста, является метод макетирования.
В чем же эффективность и целесообразность использования технологии макетирования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ? Это новая технология , открывающая новые возможности; современная педагогическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу педагога в познавательно-исследовательской работе с детьми дошкольного возраста.
Самое главное достоинство – простота. Макет могут изготовить все.
Макет является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала.
Макет гармонично вписывается в познавательную деятельность дошкольников, в общепринятую систему воздействия на развитие дошкольника и обеспечивает ее логическую завершенность. А так же макет носит характер комплексного воздействия, не только развивает познавательные способности, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления, творчества.
Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты.
Макетирование – это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка.
В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребёнка.
Игра с макетами является более высокой степенью развития познавательной сферы детей, она востребована детьми и способствует их развитию:
- открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей;
- создаёт возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов.
Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребёнка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закреплённым на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. Макет «Соляной шахты»
Макеты-карты- это плоскости (не менее50×60 см) с планом — схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определённую территорию, направляют ребёнка на развёртывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов.
Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками. Достоинство универсального макета в том, что он даёт возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом.
Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес — зелёный цвет, река — голубой цвет, земля — коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница).
Варианты макетов:
- Напольный (макет имеет более крупные конструкционные объемы);
- Настольный (размер ограничивается размером стола или его части);
- Подиумный (на специальных подставках-подиумах);
- Настенный (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний – картина.
Требования к макетам:
- макты должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место;
- удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры;
- должны быть эстетически оформлены;
- служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
- макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.);
- развитие познавательной сферы детей;
- закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме;
- решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации);
- развитие монологической и связной речи;
- развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии;
- развитие общей и мелкой моторики рук;
- развитие коммуникативных навыков;
- активизация лексического словаря;
- формирование навыков сочинительства;
- формирование творческих способностей;
- воспитание доброжелательности, умения работать в коллективе
Всё новое – это хорошо трансформируемое старое. Я заинтересовалась технологией макетирования и окунулась в детство! Как же здорово придумывать и строить то, во что ты
хочешь поиграть, что ты только что придумал, что хочется создать сам.
Макетирование в современном дошкольном образовании признается
одним из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника.
Процесс макетирования способствует развитию игровой и познавательной деятельности детей.
Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:
- Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).
- Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.
- Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).
- Развитие монологической и связной речи.
- Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии. Развитие общей и мелкой моторики рук.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Активизация лексического словаря.
- Формирование навыков сочинительства.
- Формирование творческих способностей.
- Воспитание доброжелательности.
- Умения работать в коллективе.
Этапы работы по созданию макета:
Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей).
Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и их родителей и воспитателей: из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов и т.д. Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.
Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители, педагог вместе с детьми придумывают игровые сюжеты. Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека, традициях и многое другое)
Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления.
На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления продуктивной деятельности. Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны
быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Надо
отметить, что не все объекты прикреплены к макетам, дети могут свободно
их перемещать по всей поверхности макета. Макет является не только
центральным элементом, организующим предметную среду для игры с
мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной
деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности.
Макеты – это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития творчества как для самых маленьких, начиная с 2-3лет, так и для детей старшего возраста.
Главное, чтобы «прогулки» по улицам макетов не превращались в урок, не
перегружались большим объемом информации, а стали бы веселой
увлекательной игрой, продолжение которой дети бы ждали с нетерпением.
В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:
эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие. Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной
деятельности ребенка. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира.
Наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его творческой деятельности. Как бы создать
незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными
предметами и формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже
готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные. Макетирование способствует расширению познавательной сферы детей дошкольного возраста.
Макеты – это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. В процессе игровой макетной технологии развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие.
Таким образом, игровая макетная технология – одна из эффективных инновационных технологий, способствующих формированию игровых умений и творческих способностей детей дошкольного возраста.
Я убеждена, что макетирование займёт достойное место в процессе творческой деятельности детей в детском саду.
...
На фотографиях использование одного макета в работе по разным темам ("Два веселых гуся", "Зимний пейзаж", "Животные на лужайке", "Сказка "Маша и медведь").
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Технология синквейна» на педагогическом совете «Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ для развития речи дошкольников»
laquo;Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ для развития речи дошкольников»...
Статья "МАКЕТИРОВАНИЕ В ДОУ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА"
Сегодня остро стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Детей окружает изобилие игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогиче...
Консультация для педагогов «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ»
В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. В основе взаимодействия современного педагога дошкольно...
Консультация для педагогов тема: «Интерактивные (виртуальные) экскурсии, как инновационная форма работы с детьми дошкольного возраста»
Информатизация образовательного процесса заставляет воспитателей:• следовать современным требованиям, осваивать возможности ИКТ;• быть для воспитанников проводником в мир информационных техн...
Консультация для педагогов тема: «Интерактивные (виртуальные) экскурсии, как инновационная форма работы с детьми дошкольного возраста»
Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами...
"Технология макетирования в ДОУ как инновационная форма образовательного пространства"
Сегодня остро стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Детей окружает изобилие игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическу...
Макетирование как инновационная форма образовательного пространства
Презентация с представленным опытом работы...