"Технология макетирования в ДОУ как инновационная форма образовательного пространства"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Сегодня остро стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Детей окружает изобилие игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Поэтому большое внимание в дошкольном образовании уделяется инновационным методам и приёмам в развитии игровой деятельности, способствуя адекватной социализации ребенка.
Макетирование в современном дошкольном образовании признается одним из универсальных средств стимулирования игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_maketirovaniya_v_doo.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Технология макетирования в ДОУ как инновационная форма образовательного пространства»
«Скажи мне - и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне сделать – и я пойму»
Конфуций
Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.
Развивая и обогащая предметно-развивающую среду в группе, можно заметить, что дети быстро теряют интерес к знакомым играм и игрушкам, игровой материал скапливается и остается невостребованным после нескольких применений, и очень часто, вне занятий, игровой материал теряет свою ценность.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть вариативной, содержательно-насыщенной, полифункциональной, трансформируемой.
Перед педагогами детского сада встает вопрос, как реализовать современные требования к развивающей среде в ограниченном пространстве группового помещения. Одним из вариантов решения данной проблемы, является технология макетирования, создание моделей-макетов.
Макет - это, уменьшенная модель пространства и объектов воображаемого мира.
Макет - это результат конструктивно - творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Он может быть напольным, настольным, подиумным (на специальных подставках, настенным (объекты на переднем плане, а изображение на заднем). Форма и дизайн макетов ориентированы, прежде всего, на безопасность и возраст детей.
Н.А. Короткова условно делит макеты на два типа: макеты-модели и макеты-карты.
Макеты-модели - целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов (макет
«Кукольный дом» - это комната с предметами мебели и куклами).
Макеты-карты - это плоскости с планом - схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию. Макеты-карты направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов (макет «Улица города»).
Так же может быть универсальный макет - это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры с мелкими игрушками.
При планировании игр с универсальными макетами используются
Приемы:
- создание предметно игровой среды макетов;
- придумывание новых сюжетов, объединяя несколько макетов, соединяя в
сюжет реалистические и фантастические события;
- презентация дополнительного материала для игры-макета;
- беседа после игры -выделение интересного сюжета, ролевого поведения
детей.
Принципы:
-принцип последовательности и системности обучения;
-принцип перехода от репродуктивных видов мыслительной деятельности, через
поэтапное освоение элементов творческой конструкторской деятельности;
-принцип доступности;
-принцип свободы выбора ребёнком видов деятельности;
-принцип создания условий для самореализации личности ребёнка;
-принцип динамичности;
-принцип результативности и стимулирования;
-воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребёнка.
Организация игр происходит, таким образом, где каждый ребенок:
-удовлетворяет свои интересы;
-реализовывает свои возможности;
-создает игровой сюжет и реализует его;
-проявляет индивидуальные особенности речевого творчества.
Средства и способы реализации практики:
В организации и проведении игр детей с макетами следуем определенному алгоритму.
Первым этапом является предварительная работа, которая включает:
-обогащение личного опыта детей через беседы, рассматривание картин, чтение художественной литературы и применение икт.
- обсуждения с детьми «На какую тему они бы хотели видеть игровое пространство, какими играми они желали бы его дополнить?»
Вторым этапом является изготовление макета, и наполнение предметным материалом. Игра с макетом начинаться уже в процессе его создания.
Работа включает элементы конструирования и художественного изобразительного творчества. В процессе создания макета каждый ребенок вправе выбирать наиболее привлекательный вид деятельности: конструирование, моделирование, лепку, аппликацию.
Процесс макетирования, строится на игровых методах и приемах которые перерастают в увлекательную игру. Наполнение и дополнение макета игровым предметным материалом вносится, как самостоятельно детьми, таки с рекомендательным характером в зависимости от ситуации, предложив те или иные сочетания игровых предметов, персонажей для определенной тематики, либо их сочетания.
Третий этап – это процесс развития и активизации игры с макетом,
где созданное игровое пространство дополняется детьми новыми предметами материалами, используются предметы-заместители, совместно придумываются игры, рассказы, сказки, которые в дальнейшем служат игровым сюжетосложением. Детям предоставляется возможность для самостоятельной игры, если игра переходит в однообразный характер, то на правах партнера, совместно строится новый сюжет.
Каждый макет может использоваться в отдельности или в сочетании, с
другими, что также служит дополнительным стимулом к развертыванию нового сюжета.
Для игры детей так же предлагается незавершенный продукт - макет, требующий заполнения. Игровое пространство подобного макета дает детям возможность упражняться в придумывании ситуаций, что положительно сказывается на развитии воображения и образного мышления.
Играя с макетами, дети сами создают воображаемую ситуацию, соединяя реальные и сказочные, фантастические события.
Метод макетирования призван объединить детей одной группы, и служит как предметно – развивающая игровая среда для получения, закрепления и расширения знаний, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей по различным темам, связывая их сюжетосложением, свободно проявляя индивидуально - стилевые особенности детей в игре.
На каждом возрастном этапе, детская игра имеет свои особенности. Для старших дошкольников большое место занимает режиссерская игра.
Для того чтобы, игра получила свое развитие, совместно с детьми на партнерских отношениях происходит моделирование привлекательного игрового пространства: объектов, социума, природы, окружающего мира.
Ребенок, применяя полученные знания, описывает, сравнивает, рассуждает и, обобщая объекты, приходит к выводу через развитие доказательной речи, а значит, развивается логическое мышление, выразительность и связанность речи, пополняется словарный запас.
Далее создавая воображаемую ситуацию, ребенок, придумывает события с персонажами, и отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняет одну или несколько ролей, развивая сюжетосложение, моделируя реальные социальные отношения в игровой форме.
Объединив процесс создания макета и режиссерскую игру, дополняя новыми предметами и элементами, позволяет воплотить, широкий спектр игровых замыслов комбинируя известные события, создавать их новые сочетания и это становится веселой увлекательной игрой, как на занятии так и в свободной игровой деятельности продолжение которой плавно переходит из одной игры в другую, в течении длительного времени.
Таким образом, предоставляя ребенку возможность, создать основу для его творческой деятельности, почувствовать себя в какой- то мере творцом, игрового пространства, опираясь на уже готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные игры, способствующие развитию инициативы и волевого усилия фантазии, сочинительства, созданию разнообразных игровых замыслов.
Макеты возможно использовать при организации различных видов детской деятельности:
- познавательно-исследовательской,
- коммуникативной,
- изобразительной,
- конструирования из разного материала,
- игровой деятельности (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, режиссерские).
Играя с макетами, ребенок закрепляет и обобщает знания по той или иной теме, познает социальное окружение жизни, окружающий мир, активизирует и обогащает лексический словарь, развивается монологическая и связная речь, а так же логическое мышление, память, внимание, воображение, фантазия, формируются навыки сочинительства, творческие способности, общая и мелкая моторика. Воспитывается доброжелательность, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе создавая воображаемую ситуацию и выполняя одну или несколько ролей, моделируя реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.
Достоинство макета в том, что он дает возможность вариативного использования образовательных тематических игр и может быть дополнен разнообразным предметным материалом.
Использование игровых макетов в развивающей предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей: коммуникации, познанию, социализации, чтению художественной литературы, безопасности, художественному творчеству.
В результате у детей развиваются интегративные качества личности:
-эмоциональная отзывчивость;
-любознательность;
-активность;
-умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
В образовательном пространстве макеты, способствуют поисковой деятельности и познавательной активности каждого ребенка.
Таким образом, работа с использованием игровых макетов позволяет разнообразить содержание образовательной деятельности. Макет является связующим звеном разных форм взросло-детской деятельности и свободной детской активности. Организуя предметно – игровую среду с использованием макетов в группе, появляется возможность решать задачу, связанную с развитием у детей сюжетосложения и свободного проявления их индивидуально – стилевых особенностей в игре.
Я убеждена, что макетирование займет достойное место в игровой деятельности детей в детском саду. Главное, чтобы игра с макетами стала увлекательной, продолжение которой дети бы ждали с нетерпением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...
презентация "Актуальные технологии сопровождения детей с ОВЗ в современном образовательном пространстве"
презентация "Актуальные технологии сопровождения детей с ОВЗ в современном образовательном пространстве"...
«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...
Выступление на семинаре «ИНТЕРАКТИВНЫЙ МУЗЕЙ» – ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ»
“Мини» - отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развив...
Статья "МАКЕТИРОВАНИЕ В ДОУ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА"
Сегодня остро стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Детей окружает изобилие игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогиче...
Консультация для педагогов «Технология макетирования в ДОУ как инновационная форма образовательного пространства».
Консультация для педагогов «Технология макетирования в ДОУ как инновационная форма образовательного пространства».Наряду с традиционными методиками для развития познавательной сферы детей ...
Макетирование как инновационная форма образовательного пространства
Презентация с представленным опытом работы...