Статья "МАКЕТИРОВАНИЕ В ДОУ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА"
статья (старшая группа)
Сегодня остро стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Детей окружает изобилие игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Поэтому большое внимание в дошкольном образовании уделяется инновационным методам и приёмам в развитии игровой деятельности, способствуя адекватной социализации ребенка.
Макетирование в современном дошкольном образовании признается одним из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника и стимулирования игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.58 КБ |
![]() | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
VI Республиканский фестиваль педагогических идей
«МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые»
Секция «Современное дошкольное образование»
МАКЕТИРОВАНИЕ В ДОУ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Филягина Александра Николаевна, воспитатель,
Васильева Ирина Валерьевна, воспитатель,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад "Радуга" г.Мариинский Посад
«Только та игра целесообразна, в которой ребёнок активно действует,
самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности».
Макаренко А. С.
Сегодня остро стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Детей окружает изобилие игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Поэтому большое внимание в дошкольном образовании уделяется инновационным методам и приёмам в развитии игровой деятельности, способствуя адекватной социализации ребенка.
Макетирование в современном дошкольном образовании признается одним из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника и стимулирования игровой деятельности. Игра с макетом для ребенка это увлекательное занятие, где он становится автором, создателем. Он может придумать любую историю, а потом вывести её из собственной головы в материальный мир, сделать осязаемой, что позволяет ребенку выразить себя. У детей появляется возможность использовать приобретенный опыт для свободного экспериментирования с различным бросовым, природным материалом, бурно работает фантазия, развивается воображение, пространственное мышление, умение мыслить структурно и планировать свои действия. Игра с макетом позволяет развиваться сюжетно-ролевой, режиссерской игре. В процессе макетирования тренируется аккуратность, мелкая моторика и конечно усердие и терпение - те навыки, которые им будут необходимы и в школе, и в жизни.
Игры с макетами содействуют развитию у детей любознательности, коммуникативной инициативы, умению делать самостоятельный выбор, взаимодействовать со сверстниками, что соответствует основным принципам стандарта дошкольного образования. Процесс макетирования дает возможность для реализации партнерского взаимодействия с ребенком.
Таким образом, макет занимает достойное место в ряду технологий по реализации содержания образовательного пространства в ДОУ.
В групповом пространстве макет - центральный элемент, организующий предметную среду. Макет предназначен как для непосредственно образовательной деятельности, так и для самостоятельной деятельности детей. Его можно использовать при интеграции образовательных областей: "Социализация", "Труд", "Безопасность", "Коммуникация", "Познание", а также оно обеспечивает развитие игровых навыков.
Опираясь на исследования игровой деятельности Н.А. Коротковой и И.Л. Кириллова [3], для группового пространства больше подходят «универсальные» макеты – тематически многозначные маркеры игрового пространства, имеющие широкий диапазон сюжетно-смысловых контекстов, привлекающих детей старшего дошкольного возраста и преобладающих в их свободной самостоятельной игре. Это макеты двух типов: макеты-модели и макеты – карты.
Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов («кукольный дом»).
Макеты-карты, отображают определенную территорию и направляющие ребенка на развертывание сюжетных событий, происходящих «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов («улицы города», ландшафтные макеты).
В зависимости от места расположения, можно выделить макеты разных видов: напольные, настольные, настенные, подиумные.
«Универсальные» макеты как многозначные маркеры игрового пространства служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками, они наводят детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяют участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом.
Для обыгрывания макетов подбираются полифункциональные материалы. Это всевозможные мелкие предметы, которые, в зависимости от детских замыслов, могут стать заместителями недостающих игрушек (маленькие коробочки, баночки, мелкие детали строительных наборов, веточки, мелкие лоскутки и прочий бросовый и природный материал), а так же фигурки человечков и животных.
Дети с большим интересом играют в готовые макеты, но преимущество все же наблюдается за макетами, созданными своими руками. В изготовлении макетов нужно опираться на определенные рекомендации по его созданию: макет должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры, иметь эстетическое оформление.
Перед созданием макета нужно провести предварительную работу, с целью обогащения личного опыта дошкольников. Это просмотр иллюстраций, презентаций, видеороликов, мультфильмов и т. д. На подготовительном этапе осуществляется и продумывание дизайна макета, подбор материалов.
На этапе изготовления самого макета дети выбирают наиболее интересный для них вид деятельности. Это конструирование из природного и бросового материала, аппликация, лепка и т. д. Создается особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая творческую активность детей.
В процессе развития и активизации игры с макетом – созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители, педагоги совместно с детьми придумывают рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами.
Игра с макетами требует большого профессионального мастерства и должна начинаться уже в процессе его создания. При изготовлении макета можно использовать игровые приемы и ситуации, макеты можно широко использовать для организации экспериментальной деятельности дошкольников, создавая с помощью макетов явления в живой и неживой природе. Процесс макетирования, построенный на игровых методах и приемах, перерастает в увлекательную игру, продолжающуюся длительное время.
Макетирование позволяет организовать развивающую среду в группе, способную заинтересовать любого ребенка, стать связующим звеном разных видов деятельности, создать платформу для партнерского взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Без сомнения, можно сказать, что макетирование в ДОУ является одной из наиболее перспективных форм организации образовательного пространства и стимулирования игровой деятельности детей.
Список используемой литературы:
1. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, - 2007.
2. Короткова Н.А., Кириллов И.Л. Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников // Дошкольное воспитание, - 1997. №7
3. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Только та игра целесообразна, в которой ребёнок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности». Макаренко А. С.
Макетирование в современном дошкольном образовании признается одним из универсальных средств обогащения субкультуры дошкольника и стимулирования игровой деятельности. Игра с макетом для ребенка это увлекательное занятие, где он становится автором, создателем. Он может придумать любую историю, а потом вывести её из собственной головы в материальный мир, сделать осязаемой, что позволяет ребенку выразить себя.
Самостоятельно творчески решать различные задачи Критически мыслить Вырабатывать и защищать свою точку зрения Непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования Совершенствовать умения и применять их в действительности ЛИЧНОСТЬ
МАКЕТЫ Интеллектуальные качества Инициатива Волевое усилие Любознательность Непосредственное наблюдение
Классификация макетов по Н. А. Коротковой: Макеты – модели; Макеты – карты ; Макеты могут быть : Напольные; Настольные; Подиумные ; Настенными.
Требования к макетам: Макет может иметь разную тематику . Макет должен быть удобным в обращении . Макет должен быть эстетически оформлен . Макет должен быть доступным . Макет должен служить долгое время . Макет должен быть устойчивый, легко перемещаться с места на место . Фиксированная конструкция .
О пыт нашей группы по работе с макетами
« Макет «Улица нашего города »
Работа с макетом
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Особенности включения детей с ограниченными возможнястями здоровья в современное дошкольное образовательное пространство
Статья: "Особенности включения детей с ограниченными возможнястями здоровья в современное дошкольное образовательное пространство"...
Творческая группа «Танцевальный флеш – моб как современная форма образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Творческая группа «Танцевальный флеш – моб как современная форма образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/01/picture-616465-1709275311.jpg)
Современное дошкольное образовательное пространство
Образовательное пространство современного дошкольного учреждения выступает как средство развития социальной активности дошкольников. И создание, организация развивающей предметно-пространственной сред...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/19/picture-1507058-1705689903.jpg)
Консультация для педагогов «Технология макетирования в ДОУ как инновационная форма образовательного пространства».
Консультация для педагогов «Технология макетирования в ДОУ как инновационная форма образовательного пространства».Наряду с традиционными методиками для развития познавательной сферы детей ...
"Технология макетирования в ДОУ как инновационная форма образовательного пространства"
Сегодня остро стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Детей окружает изобилие игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическу...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/22/picture-1530615-1724284079.jpg)
Макетирование как инновационная форма образовательного пространства
Презентация с представленным опытом работы...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/24/picture-1168480-1735017515.jpg)
ДОКЛАД "Современные формы образовательной деятельности с дошкольниками"
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, но он имеет непреходящее значение, это самый сложный с точки зрения психического развития этап раннего онтогенеза. Ведь в дошк...