Проект "Покормите птиц зимой"
методическая разработка (средняя группа)
Проект в средней группе по экологическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pokormite_ptits_zimoy_2022-2023.docx | 197.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
администрации Сергиево-Посадского городского округа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 9»
141300, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Железнодорожная д.22 «б»
Тел: 8(496)548-08-84
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
(для детей средней группы)
Подготовила:воспитатель
Лембинен Т. А.
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Актуальность проекта.
2. Описание проекта.
3. Этапы реализации проекта.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Приложение.
Введение
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно острая проблема современности. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на биосферу и нарушает ход ее естественной эволюции. Выход из экологического кризиса, отмечают ученые, техническими средствами невозможен. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда». С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь, остаются в памяти человека. Воспитание подрастающего поколения с высокой экологической культурой позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы.
Итак, современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Актуальность проекта
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Особое внимание мы решили уделить птицам. Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Описание проекта
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Тип проекта: информационно - познавательный, творческий.
Формы работы: образовательная деятельность, познавательно - исследовательская, продуктивная, игровая деятельность, работа с родителями.
Сроки реализации проекта: декабрь-февраль (2022-2023 учебный год)
Цель проекта: формирование экологических знаний о зимующих птицах и
ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи проекта:
1. Воспитывать интерес к птицам, заботливое отношение к ним.
2. Формировать элементарные представления о зимующих птицах, их
строении, способах передвижения, разнообразии.
3. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
4. Пополнить предметно-развивающую среду группы дидактическими и методическими материалами, оборудованием по теме проекта.
5. Развивать творческие способности детей.
Итоговые мероприятия:
Выставка совместных творческих работ воспитанников и родителей «Покормим птиц зимой!».
Акция «Птичья столовая» (изготовление кормушек совместно с родителями)
Планируемые результаты:
- Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
- Проявление у детей интереса к объектам живой природы (зимующим птицам).
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности.
- Развитие умения проявлять заботу о птицах.
- Активное участие воспитанников и родителей в оказании помощи птицам.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный
Определить тему проекта.
Сформулировать цели и задачи проекта.
Составить план реализации проекта.
Подбор наглядного, информационного материала для реализации проекта.
Подбор материала для продуктивной деятельности.
II этап – основной
Второй этап – непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям:
• Работа педагога с воспитанниками;
• Работа воспитанников и родителей (законных представителей воспитанников);
• Работа педагога и родителей (законных представителей воспитанников).
II этап. Работа с детьми.
№п/п | Вид образовательной деятельности. Наименование мероприятия | Задачи |
ОО «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) | ||
1. | Наблюдения: •за птицами на территории детского сада; •сравнение голубя и воробья; •наблюдение и сравнение следов птиц на снегу; •за птицами у кормушек. | Учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память. |
2. | Беседы с детьми: • «Что ты знаешь о птицах?» • «Почему птиц стало меньше?» • «Трудно птицам зимовать» • «Помощь пернатым в зимнее время года» | Закреплять знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц. Закреплять их названия, внешний вид, строение. Формировать представления детей о том, чем питаются зимующие птицы. |
3. | •Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах ( в течении всего времени); •Рассматривание альбома «Зимующие птицы». | Продолжать знакомить детей с зимующими птицами, закреплять их названия, внешний вид, строение. |
4. | Дидактические игры: «Угадай птицу по описанию», «Четвёртый лишний», «Узнай по голосу», «Птички на кормушках», «Угадай птицу», «Кому, какой корм нужен?»
| Закреплять знания детей о зимующих птицах. Активизировать словарь по теме. Развивать грамматический строй речи, фонематическое восприятие. Закреплять знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются). |
5. | НОД по ознакомлению с природой Тема: «Птицы нашего края» | Расширять знания детей о птицах родного края. Уточнить название птиц; учить различать птиц по двум-трем характерным признакам и особенностям строения тела, движениям. Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время. |
ОО «Речевое развитие» | ||
6. | НОД по развитию речи Тема: «Зимующие птицы» | Уточнить и расширить представления о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие «зимующие птицы». Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения. |
7. | Отгадывание загадок о зимующих птицах. | Способствовать развитию речи, внимания, памяти, мышления. |
8. | Чтение художественной литературы: М.Горький «Воробьишко», В.Сухомлинский «О чем плачет синичка», А. Барто «Синица», А. Прокофьева «Снегири», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю. Никонова«Зимние гости», В. Звягина «Воробей». | Приобщение детей к чтению художественной литературы. Расширение представлений о птицах, активизация познавательного интереса. |
ОО «Художественно - эстетическое развитие» | ||
9. | НОД по рисованию Тема: «Снегирь на ветке» | Учить рисовать снегиря методом тычка. Продолжать формировать у детей обобщенное представление о птицах, расширять знания о зимующих птицах. |
10. | НОД по лепке Тема: «Воробушки на кормушке» | Учить детей лепить птиц конструктивным способом из четырёх-пяти частей, разных по форме и размеру, с использованием дополнительных материалов (палочки для ножек, бисер для глазок, семечки для клювиков); развивать чувство формы, способности к композиции; воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года. |
11. | НОД по аппликации Тема: «Птички - синички» | Учить детей передавать в аппликации образ птицы, вырезывать по частям из цветной бумаги, соблюдая относительную величину. Учить располагать изображения на листе. Развивать эстетическое восприятие. |
12. | НОД по аппликации Тема: «Кормушка для птиц» | Формировать умение располагать на листе бумаги детали аппликации, наклеивать их. Воспитывать заботливое отношение к птицам. |
ОО «Социально-коммуникативное развитие» | ||
13. | Труд в природе: подкармливание птиц. | Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время. |
ОО «Физическое развитие» | ||
14. | Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль», «Перелет птиц», «Совушка», «Птички в гнёздышке», «Вороны и собачка». | Упражнять в беге, умении быстро находить свой домик; учить двигаться врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. |
Работа с родителями
* Папка-передвижка «Как помочь птицам пережить зиму»
* Памятка «Кормушки для птиц своими руками».
* Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о
зимующих птицах.
* Приобщить родителей к подбору художественной литературы
(энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки) по данной тематике в
книжный уголок группы.
*Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить
внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем
питаются; вместе покормить птиц).
* Конкурс «Кормушка для птиц»
III – этап заключительный
- Размещение кормушек на территории детского сада.
- Подкормка птиц в течение зимнего периода.
- Участие в экологической акции «День зимующих птиц».
- Оформление презентации проекта.
- Подведение итогов конкурса «Кормушка для птиц».
- Выставка совместных творческих работ воспитанников и родителей «Покормим птиц зимой!».
Заключение
В ходе реализации данного проекта у детей сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе.
Улучшилась предметно-развивающая среда в группе. Активизировалось участие родителей в жизни группы и детского сада.
Считаю, что выбранное мной приоритетным экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная и наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи можно воспитывать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природные богатства.
У детей идет накопление эмоционально-позитивного опыта общения с природой, что благотворно влияет на всестороннее развитие личности ребенка и появления у него таких качеств как доброта, чувство собственного достоинства, любознательность, самостоятельность, ответственность.
Литература
1. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
3. Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003г.
4. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Средняя группа: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселѐвой, л. И. Понаморѐвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
5. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 4-6лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007
6. В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр «Сфера» 2008г.
7. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.
Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...
Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)
Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Акция "Покормите птиц зимой!" Доброта начинается с малого.. Покормите птиц зимой!
Покормите птиц зимой! Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна &nda...