Проект "В гостях у сказки"
проект (младшая группа)

В гостях у сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 22v_gostyah_u_skazki22_proekt.docx232.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

“ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””(МБОУ “ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””)

________________________________________________________________________________________

143441, Московская область, г. о. Красногорск, д. Путилково, ул. 70-летия Победы, д. 5; ИНН 5024204108; КПП 502401001; ОГРН 1205000031390;

Тел.: 8 (977) 331-84-64; E-mail: oc.vershina@gmail.com

Краткосрочный проект по развитию речи

во второй младшей группе

«В гостях у сказки»

                                                Подготовил воспитатель: Гаджимурадова Р.Н.

                                                   Путилково 2023

Тема проекта: В гостях у сказки

Тип проекта: художественно-эстетический

Вид проекта: краткосрочный

Участники: воспитанники группы, воспитатель, родители.

Сроки проведения: с 22.03. по 05.04.2023г

Руководитель проекта: Гаджимрудова Румина Назимовна.

Проблема:

Дети знают мало русских народных сказок. 

Актуальность:

В младшем возрасте одним из эффективных и интересных средств развития и воспитания является театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети младшего возраста знакомятся с окружающем миром, во всем его многообразии через образы, краски и звуки. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в людях, зародить стремление самому нести прекрасное и доброе в жизнь окружающих. Русские народные сказки можно читать детям любого возраста. Обычно, русские сказки о животных больше нравятся малышам. До пяти лет дети легко идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. К тому же, в младшем возрасте обязательно нужны сказки с повторяющимися действиями («Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Курочка-Ряба»). Часто дети просят читать одну и ту же сказку помногу раз. Зачастую, они точно помнят детали и не дают родителям отступить от текста ни на шаг. Это естественная особенность психического развития ребенка.

Цель проекта:

развитие интереса детей к русским народным сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей. 

 

Задачи проекта:

  1. Образовательные:

Создать необходимые условия для знакомства со сказками.

Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.

Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей.

Формировать умение пересказывать сказки.

2. Развивающее:

Развивать групповую сплоченность, самооценку детей.

3. Воспитательные:

Воспитывать у детей уважение к самому себе и другим детям.

Пробуждать интерес к сказкам.

Предполагаемые результаты:

- Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание.

-Дети попробуют в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать своего героя.

-Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды, консультации для родителей...) 

-Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

-Развитие у детей детского творчества – рисование, лепка, аппликация.

Методы проекта:

Познавательно-игровая деятельность, игры, беседы, наблюдения, совместные игры.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный:

- определение целей и задач;

- подбор дидактического материала, наглядных пособий;

- подбор дидактических игр;

- подбор детской литературы для чтения детям;

2. Основной (реализация проекта):

Подготовка и разработка мероприятий (ОД, игры, художественная деятельность, беседы, чтение художественной  литературы)

3. Заключительный

Итоговое мероприятие «Драматизация сказки «Репка»

Диагностика к проекту (Приложение 6)

Результат проекта:

1.Дети познакомились с сказками.

2.Дети научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям.

3.Во время дидактических игр дети закрепили знания цветов, количество, счет.

4.Дети познакомились с театральными постановками.

В работе с детьми:

Речевое развитие: (с 22.03.по 04.04.) (Приложение1)

Чтение художественной литературы «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Гуси лебеди», «Три медведя».

Беседы с детьми «Жизнь лесных зверей», «Домашние и дикие животные».

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

Отгадывание загадок.

Социально-коммуникативное развитие: (с 27.по 31.03)

Дидактические игры: (Приложение 2)

«Кто за кем?»,

«Что изменилось?»,

«Сложи картинку»,

«Кто как кричит?»,

«Собери картинку»,

 «Чудесный мешочек»,

 «В какую сказку попал Колобок?»,

«Расскажи о картинке»,

 «Из какой сказки герой?».

Сюжетно-ролевые игры:

Обыгрывание героев сказок (дед, баба, животных)

Физическое развитие: (с 22.03. по 05.04.) (Приложение 3)

Подвижные игры

«Теремок», «Раздувайся пузырь», «Кот и мышки», «Вышла курочка гулять», «По ровненькой дорожке», «Зайка серенький сидит», ежедневная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика

«Овощи», «Вышла курочка гулять », «Мы лепили колобок».

Самостоятельная художественно-творческая деятельность: (с 24.03.по 04.04.)

«Раскрашивание раскрасок по РНС».

Рисование: «Колобок  покатился по дорожке», «Репка»
Лепка «Колобок». «Три медведя»

Аппликация: «Репка»
Конструирование «Теремок», «Домик для лисы».

Взаимодействие с родителями:  (приложение 4 )

Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребёнка»

Рекомендации родителям «Какие сказки читать детям»

Заключительный этап

Итоговое мероприятие «Драматизация сказки «Репка» ссылка на фото (Приложение 5)

Приложение 1

Чтение художественной литературы.

Сказка «Репка».

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошёл дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!

Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку — тянут – потянут, вытянуть не могут!

Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала Жучка кошку: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут- потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошка мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, — вытянули репку!

  

Сказка «Теремок».

Стоял в поле теремок. Прилетела муха-горюха и стучится:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Никто не отзывается. Влетела муха-горюха и стала в нём жить.

Прилетел комар-пискун:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, муха-горюха, а ты кто?

— А я комар-пискун.

— Ступай ко мне жить. Стали они жить вдвоём. Прибежала мышка-норушка:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, муха-горюха, да комар-пискун, а ты кто?

— А я мышка-норушка.

— Ступай к нам жить. Стали они жить втроём. Прискакала лягушка-квакушка:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, муха-горюха, комар-пискун да мышка-норушка. А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Ступай к нам жить.

Стало их четверо.

Прискакал зайка-попрыгайка:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, муха-горюха, комар-пискун, мышка-норушка, лягушка- квакушка, а ты кто?

— А я зайка-попрыгайка.

— Ступай к нам жить.

Стало их пятеро.

Прибежала лисичка-сестричка:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, муха-горюха, комар-пискун, мышка-норушка, лягушка- квакушка да зайка-попрыгайка, а ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

— Ступай к нам жить.

Стало их шестеро жить.

— Я, муха-горюха, комар-пискун, мышка-норушка, лягушка- квакушка, зайка-попрыгайка да лисичка-сестричка, а ты кто?

— А я серый волк — зубами щёлк.

— Ступай к нам жить.

И стали все семеро жить-поживать.

Пришёл к терему медведь, стучится: Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, муха-горюха, комар-пискун, мышка-норушка, лягушка- квакушка, зайка-попрыгайка, лисичка-сестричка да волк — зубами щёлк, а ты кто?

— А я медведь — всех давишь. Лягу на теремок и всех раздавлю!

Испугались зверюшки да все из терема прочь!

А медведь ударил лапой по терему и разбил его.

Сказка «Курочка Ряба».

Жили себе дед да баба,

И была у них Курочка Ряба.

Снесла курочка яичко:

Яичко не простое,

Золотое.

Дед бил, бил —

Не разбил;

Баба била, била —

Не разбила.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула:

Яичко упало

И разбилось.

Дед и бабка плачут;

Курочка кудахчет:

— Не плачь, дед, не плачь, баба.

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое, простое.

Сказка «Колобок».

Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». — «Из чего печь-то? Муки нету». — «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберётся».

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», — сказал колобок и запел:

Я по коробу скребён,

По сусеку метён,

На сметане мешан,

Да в масле пряжён,

На окошке стужён;

Я у дедушки ушёл,

Я у бабушки ушёл,

У тебя, зайца, не хитро уйти!

И покатился себе дальше; только заяц его и видел!..

Катится колобок, а навстречу ему волк: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» — «Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою!»

Я по коробу скребён,

По сусеку метён,

На сметане мешан,

Да в масле пряжён,

На окошке стужён;

Я у дедушки ушёл,

Я у бабушки ушёл,

Я у зайца ушёл,

У тебя, волка, не хитро уйти!

И покатился себе дальше; только волк его и видел!.. Катится колобок, а навстречу ему медведь: «Колобок, лобок! Я тебя съем». — «Где тебе, косолапому, съесть мен

Я по коробу скребён,

По сусеку метён,

На сметане мешан,

Да в масле пряжён,

На окошке стужён;

Я у дедушки ушёл,

Я у бабушки ушёл,

Я у зайца ушёл,

Я у волка ушёл,

У тебя, медведь, не хитро уйти!

И опять укатился; только медведь его и видел!.. Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса: «Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький». А колобок запел:

Я по коробу скребён,

По сусеку метён,

На сметане мешан,

Да в масле пряжён,

На окошке стужён;

Я у дедушки ушёл,

Я у бабушки ушёл,

Я у зайца ушёл,

Я у волка ушёл,

У медведя ушёл,

У тебя, лиса, и подавно уйду!

«Какая славная песенка! — сказала лиса. — Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой ещё разок погромче». Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню. «Спасибо, колобок! Славная песенка, ещё бы послушала! Сядь-ка на мой язычок да пропой в последний разок», — сказала лиса и высунула свой язык; колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса — ам его! — и скушала.

Сказка «Заюшкина избушка».

Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

— У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная!

Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:

— Пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе!

— Нет, лиска, не пущу, — зачем дразнилась?

Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил её к себе на двор.

На другой день лиса опять просится:

— Пусти меня, заюшка, на крылечко.

— Нет, не пущу, — зачем дразнилась?

Упрашивала, упрашивала лиса.

Согласился заяц и пустил лису на крылечко.

На третий день лиса опять просит:

— Пусти меня, заюшка, в избушку.

— Нет, не пущу, — зачем дразнилась?

Просилась, просилась, заяц пустил её в избушку. Сидит лиса на лавке, а зайчик на печи.

На четвёртый день опять лиса просит:

— Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!

— Нет, не пущу, — зачем дразнилась?

Просила, просила лиса да и выпросила, — пустил её заяц на печку.

Прошёл день-другой, стала лиса зайца из избушки гнать:

— Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!

Так и выгнала.

Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слёзы обтирает. Бегут мимо собаки:

— Тяф-тяф-тяф! О чём, заинька, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорят собаки. — Мы её вы гоним.

— Нет, не выгоните!

— Нет, выгоним!

Подошли к избушке:

— Тяф-тяф-тяф! Пойди, лиса, вон!

А она им с печи:

— Как выскочу,

Как выпрыгну,

Пойдут клочки

По заулочкам!

Испугались собаки и убежали.

Опять сидит зайчик и плачет. Идёт мимо волк:

— О чём, заинька, плачешь?

— Как же мне, серый волк, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорит волк, — вот я её вы гоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.

— Нет, выгоню.

Пошёл волк к избе и завыл страшным голосом:

— Уыыы… уыыы… Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

— Как выскочу,

Как выпрыгну,

Пойдут клочки

По заулочкам!

Испугался волк и убежал.

Вот заяц опять сидит и плачет.

Идёт старый медведь:

— О чём ты, заинька, плачешь?

— Как же мне, медведушка, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я её вы гоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не вы гонишь.

— Нет, выгоню.

Пошёл медведь к избушке и зарычал:

— Рррр… ррр. Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

— Как выскочу,

Как выпрыгну,

Пойдут клочки

По заулочкам!

Испугался медведь и ушёл.

Опять сидит заяц и плачет. Идёт петух, несёт косу.

— Ку-ка-реку! Заинька, о чём ты плачешь?

— Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.

— Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.

— Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал, старый медведь гнал, гнал — не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.

— Нет, выгоню.

Пошёл петух к избушке:

— Ку-ка-реку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи.

Пошла, лиса, с печи!

Услыхала лиса, испугалась и говорит:

— Одеваюсь…

Петух опять:

— Ку-ка-реку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи.

Пошла, лиса, с печи!

А лиса говорит:

— Шубу надеваю…

Петух в третий раз:

— Ку-ка-реку!

Иду на ногах,

В красных сапогах,

Несу косу на плечах:

Хочу лису посечи.

Пошла, лиса, с печи!

Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.

Загадки

Из муки, сметаны он

В жаркой печке был печён. На окошке полежал

Да из дома убежал. Он румян и круглобок

Кто же это? (Колобок)

Что за сказка: кошка, внучка, Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали, Корнеплоды собирали?

(Репка)

Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

На поляне дом стоял, Кто-то в домик забежал.

Поселилась там норушка, Косой заинька с лягушкой,

Поселилась там лиса, Серый волк – вот чудеса.

(Теремок)

Сидит в корзине девочка У мишки за спиной,

Он, сам того не ведая, Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь! Название этой сказки.

(Маша и медведь)

Как-то мышка невеличка На пол сбросила яичко.

Плачет баба, плачет дед. Что за сказка, дай ответ!

(Курочка Ряба)

В сказке лисонька плутовка Обманула зайку ловко,

Из избушки выгнав прочь. Плакал зайка день и ночь.

Но в беде ему помог Один смелый петушок.

(Заюшкина избушка)

Приложение 2

Дидактические игры

-      «Кто за кем?» (магнитный театр)

Цель: учить воспроизводить последовательность в сказке.

-      «Что изменилось?» 

Цель: Развивать речь и речевое общение, учить замечать что изменилось. 

-      «Сложи картинку» 

Цель: Способствовать   формированию    умения        правильно собирать изображение из отдельных частей, действовать путём прикладывания, воспитывать волю и усидчивость. 

-      «Кто как кричит?» Цель: Развитие ЗКР. 

-      «Собери картинку» 

Цель: Способствовать   формированию    умения        правильно собирать изображение из отдельных частей, действовать путём прикладывания, воспитывать волю и усидчивость. 

-      «Чудесный мешочек» 

Цель: Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по величине.

-      «В какую сказку попал Колобок?» 

Цель: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти. 

-      «Расскажи о картинке» 

Цель: Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности. 

-      «Из какой сказки герой?» 

Цель: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти. 

 

 

Приложение 3

Подвижные игры.

«Кот и мыши».

Цель: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание: Дети – «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» - воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

«По ровненькой дорожке» .                                                                    

Цель: развивать у детей согласованность движения рук и ног; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировке в пространстве.

Описание. Дети, свободно группируясь, идут вместе с воспитателем. Воспитатель в определённом темпе произносит следующий текст, дети выполняют движения согласно тексту:

По ровненькой дорожке,        Идти шагом.

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки:

Раз – два, раз – два.

По камешкам, по камешкам,        Прыгать на двух ногах с

                                                              продвижением вперёд.

По камешкам, по камешкам…

В ямку – бух!        Присесть на корточки.

        Подняться.

Стихотворение повторяется снова. После нескольких повторений воспитатель произносит другой текст:

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Устали наши ножки, устали наши ножки,

Вот наш дом – здесь мы живём.

По окончании текста дети бегут в «дом» - заранее обусловленное место за кустом, под деревом и т.п.

«Вышла курочка гулять».

Задачи: учить внимательно слушать взрослого, выполнять движения в соответствии с текстом.

Описание: дети стоят за воспитателем друг за другом. Воспитатель произносит слова:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки,

Жёлтые цыплятки.

Ко-ко-ко да ко-ко-ко

Не ходите далеко!

Лапками гребите,

Зёрнышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

Дети повторяют движения за воспитателем: шагают, высоко поднимая колени, машут «крыльями». На слова: «Ко-ко-ко не ходите далеко!» - грозят пальцем. «Лапками гребите, зёрнышки ищите» - присаживаются на корточки, ищут зёрнышки. «Съели толстого жука» - показывают толщину жука, «дождевого червяка» - показать длину червяка, «выпили водицы» - наклон вперёд, руки отводят назад.

                                         Пальчиковые игры.

«Вышла курочка гулять».

Вышла курочка гулять

(шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки),

Свежей травки пощипать

(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки

(бегут всеми пальцами обеих рук).

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко

(хлопают в ладоши),

Не ходите далеко

(грозят пальцем ведущей руки),

Лапками гребите

(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),

Зернышки ищите»

(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой — средний и т.д.).

«Мы лепим колобок».

Мы лепили колобка (дети сжимают и разжимают пальцы)

Тесто мяли мы слегка,

А потом его катали («катают» колобок)

На окошечко сажали (раскрывают ладони, показывают их)

Он с окошка, прыг да прыг (стучат по ладоням пальцами)

Укатился озорник  (резко разжимают ладони)

«Овощи».
Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений — от подушечки к основанию пальца.

Левая рука:
Вырос у нас чесночок,
(дети разминают указательный)
Перец, томат, кабачок,
(дети разминают средний)
Тыква, капуста, картошка,
(дети разминают безымянный)
Лук и немного горошка.
(дети разминают мизинец)

Правая рука:
Овощи мы собирали.
(дети разминают мизинец)
Ими друзей угощали,
(дети разминают безымянный)
Квасили, ели, солили,
(дети разминают средний)
С дачи домой увозили.
(дети разминают указательный)
Прощай же на год,
Наш друг-огород.

Приложение 4

Консультация для родителей

«Роль сказки в жизни ребёнка»

Роль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает. Она – универсальный учитель. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Но мы обращаем еще особое внимание на роль сказок в развитии устной речи.

Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. У многих детей плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературное произведение.

Так вот сказка является одним из действенных и ярких средств, скрывающих огромные дидактические возможности в развитии речи. Конечно, тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной речи, но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать детскую речь эмоциональной, образной, красивой.

Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки и даже пытаются придумывать свои сказочные истории.

Родителям стоит больше внимания уделять сказке. Когда взрослый читает ребенку сказку или вместе с ним ее сочиняет, происходит важнейший момент объединения двух миров: мира взрослого и мира ребенка, в волшебном сказочном пространстве.

Сказка – это замечательное средство семейного общения и развития ребенка.

Она помогает установить доверительные отношения, развить речь ребенка и его фантазию, познакомить с окружающим миром и научить общаться.

Но самое главное- сказка меняет и взрослого, ведь его фантазия и речь развиваются тоже! К тому же он начинает смотреть на мир совершенно другими глазами и вспоминать свое детство.

Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной. Дети не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра. 

Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка. С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности. Выбирая сказку для ребёнка обязательно надо учитывать особенности эмоционального развития вашего малыша.  

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы.

Так же в воспитании кроме интуитивного формирования основ устной речи, необходимо специальное обучение. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка ещё должна способствовать общению.  

Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учитывать ряд моментов связанных с особенностями вашего ребенка. В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребёнок воспринимает образно. Если ребёнок, неоднократно, видел сцены насилия по телевизору, то он не сможет это образно воспринимать в сказках.

Нужно разъяснить ребёнку, что плохое должно погибнуть. В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями. Жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает.

Важно и ваше отношение к сказке. Если вы тоже чувствуете, что это другой, сказочный мир, то и расскажите её интересней. Одну и ту же сказку можно читать ребёнку много раз, это поможет ему понять её смысл. Когда он поймёт суть сказки, она станет ему не интересна. Каждый может найти в сказке то, что понятно и близко именно ему. Через сказку можно привить ребёнку любовь к чтению. Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребёнка. Через сказку ребёнку легче понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ребёнок представляет себя положительным сказочным героем. Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка.

Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. Корректировать и улучшать его поведение. Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребёнке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направленно на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Если обращать внимание на нелюбимых и любимых героев ребёнка, можно вовремя выявить и скорректировать возможные психологические проблемы ребёнка. Фантазию ребёнка легко направить как в положительное, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

Пожалуй, один из самых действенных способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга – это сказка. Она помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа, учит добру и справедливости.

Рекомендации родителям:

«Какие сказки читать детям»

Общее правило чтения сказки детям любого возраста гласит – сказку нужно  читать, пока у ребенка есть интерес в глазах, то есть пока ему очень хочется слушать ее. А поэтому: большие по объему сказки (сказки с продолжением) заканчиваем читать на самом интересном месте, чтобы  у ребенка было большое желание  узнать, что же случится дальше и продолжить слушание.

Если ребенок устал и не хочет слушать книгу, то лучше всего не заставлять. Вместо этого пойти на прогулку или поиграть, сменить вид деятельности. Насилием интерес к книге не воспитать.

Перед чтением назовите ребенку жанр, автора и название сказки. Например: «Давай почитаем сказку  Корнея Ивановича Чуковского «Доктор Айболит». Называние жанра — это маленький шажок к культуре чтения, к знанию особенностей разных жанров литературы. (Позже – к 6-7 годам Ваш ребенок сможет уже точно определять жанр и отвечать на вопрос: «Что это за произведение – сказка, рассказ или стихотворение?», «Это колыбельная или считалка?» и давать обоснование своего мнения.) Жанр называйте всегда  точно, правильно – не «стишок», а «стихотворение», не «сказочка», а «сказка». Если сказка народная – то можно сказать  так: « Я расскажу тебе украинскую народную сказку «Рукавичка».

Прежде чем читать сказку ребенку, желательно взрослым ознакомиться с ее текстом и иллюстрациями. Это нужно и для того, чтобы вовремя объяснить незнакомые слова, и чтобы обратить внимание на выразительные слова и образные сравнения, на язык сказки. И еще по одной причине – которая возникла в последнее время в книгоиздании для детей. Очень важной причине.

Покупая книжку для ребенка, обязательно внимательно прочитайте текст сказки прямо в магазине, т.к. сейчас очень часто встречаются «вольные» пересказы известных сказок и переводы, которые отнюдь не  отличаются художественностью.  Такие тексты очень вредно читать детям.

Очень часто малыши просят несколько раз читать  одну и ту же сказку. Что делать – читать ее или предлагать другую? Конечно же, читать — читать ту сказку, которую малыш выбрал и просит повторить. Дети дошкольного возраста очень любят повторения сказок, они каждый раз заново проживают одни и те же ситуации с таким же удовольствием, как  будто слушают сказку в первый раз. Потом они начинают исправлять Ваши неточности, если Вы где-то ошиблись при чтении, знают сказку почти наизусть, но всё равно снова и снова просят ее повторить. Это важный этап в развитии ребенка как будущего читателя.

У каждого ребенка или у каждой группы детей есть одна такая любимая книжка, которая зачитывается до дыр. Очень важно, чтобы такая книга — сказка несла в себе общечеловеческие нравственные ценности, имела художественный язык, несла положительные сценарии поведения и жизненные сценарии. Мы не знаем, в какую книгу из прочитанных вдруг «влюбится» Ваш ребенок, какая захватит его внутренний мир и станет спутником по жизни, на кого из сказочных героев он захочет стать похожим,  поэтому к каждой книге для детей предъявляются очень высокие требования.

Прочитать одну и ту же сказку можно и сегодня, и завтра, и послезавтра, и на следующей неделе, потом сделать перерыв и снова повторить. Каждый раз сказка открывает перед нами всё новые пласты смысла, мы начинаем видеть в ней то, что раньше не замечали. Потом Вы сами увидите, как ребенок к сказке «остыл» и сам предложил послушать другую.

Дети любят инсценировать сказки. Никогда не вырезайте для театра фигурки из книжки. Этим мы продемонстрируем свое неуважение к книге. Где взять картинки для игр – инсценировок:

А) сделать  цветной ксерокс страниц книжки и наклеить фигурки на картон,

Б) сделать фотографии картинок из книги, распечатать их  и вырезать,

В) в Интернете есть варианты картинок по сказкам, которые тоже можно использовать. Причем очень удобно комбинировать персонажей из разных сказок для сочинения своих собственных.

Играя в сказку, ребенок может изменять ее сюжет, вводить новых персонажей, новые диалоги. Это нормально, нельзя его останавливать или тем более ругать, что «плохо слушал, в сказке такого не было». Разрешите малышу творить, придумывать, сочинять. Это замечательно! Ведь сказка  и игра-инсценировка — это творчество, живая речь, а не заученный  заранее наизусть текст. И творческие театрализованные и режиссерские сказки (игры по сюжетам сказок) – это очень важная часть жизни ребенка, необходимая для его полноценного развития.

Если малышу не интересны книги, не расстраивайтесь. Интерес к книге воспитывается, развивается – это не врожденное качество. В этом случае начинайте с небольших произведений, заканчивая чтение до момента усталости малыша.

Сказка или мультик — какой вариант  из двух лучше?  Вариант 1 -  сначала посмотреть с ребенком мультик по сказке, а потом прочитать эту сказку. Или  вариант 2 – сначала прочитать сказку, а потом посмотреть по ней мультфильм?

Лучше второй вариант. И вот почему. При слушании сказки ребенок более активен, он сам придумывает – воссоздает в своем воображении образы героев сказки. У него нет перед глазами мелькающих картинок на экране, а поэтому он более внимательно вслушивается в слова сказки. При просмотре мультика малыш пассивен, образы героев уже созданы режиссером и художником. Разумеется, что ничего страшного не будет, если малыш сначала увидит мультфильм, а потом Вы прочитаете сказку. Но если есть выбор – то лучше выбрать второй вариант.

 Не бойтесь читать детям не говорящим или плохо говорящим сказки с ярким художественным языком, со сложными синтаксическими конструкциями, не упрощайте язык сказки «под уровень речи ребенка». Пусть малыш еще говорит плохо – но он всё впитывает и всё понимает! Наоборот, даже плохо говорящим детям очень нужно  и очень важно ежедневно и часто читать высокохудожественные сказки, давая образец литературной речи. Эта та «питательная среда», в которой и будет постепенно формироваться и развиваться богатая выразительная речь ребенка. Иначе он так и останется на уровне примитивной мысли и примитивной речи. Не обедняйте литературную жизнь и язык Ваших малышей! Закладывайте задел на будущее!

Детям младшего дошкольного возраста народную сказку лучше рассказывать, а не читать по книге (если есть такая возможность). Или хотя бы просматривать текст сказки «вперед» глазами по книге, а потом повторять ее вслух малышу, глядя ему в лицо и наблюдая за его реакцией.

Когда Вы рассказываете сказку,  глядя на ребенка, Вы видите его реакции, Вы можете в нужный момент сделать паузу, поменять интонацию речи, задать вопрос. Маленькому ребенку трудно и совсем не интересно слушать сказку, если взрослый уткнулся в текст и не обращает внимание на малыша.

Приложение 5

 Сценарий: сказка «Репка»

Герои: Дед-Тима; Баба-Айла; Внучка-Стеша; Жучка-Саша; Кошка-Марьям; Мышка-Оля и Таня; Репка-Лера, зрители(дети группы)

Музыкальная фонограмма «Во саду ли в огороде»

Начало: (фонограмма: «Во саду ли в огороде»)

Сказочница :       В сказку с вами мы попали, а в какую отгадайте. 
                              Круглый бок, желтый бок 
                              Сидит в грядке колобок. 
                              Врос он в землю крепко. 
                             Что же это? (репка). (ответы детей) 

 С : Молодцы, правильно отгадали загадку.

 С :  Посадил Дед репку, выросла репка большая-пребольшая. Стал Дед репку тянуть из земли.

С. С детьми: Тянет – потянет, вытянуть не может.

С :     Вот так репку вырастил дед, и справиться с ней не может! Позвал дед бабку!

Дед:    Бабка, помоги!

С :  Ребята, помогите деду! Позовите бабку.

Дети:    Бабка, помоги!
Прибежала бабка.

 С: «Бабка за Дедку, Дедка за Репку, тянут, потянут вытянуть не могут.

(выражает удивление от того, как крепко репка сидит в земле).

С. Позвала Бабка Внучку.
Бабка:            Внучка, помоги!

С.     Ребята, помогите бабке!

Дети зовут внучку: Внучка, помоги!

Прибежала внучка.

С :  Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за Репку, тянут, потянут, вытянуть не могут. (удивлены). 
С. Стала внучка собачку Жучку звать на помощь. 
Внучка: Жучка, помоги ! 
Дети: Жучка, помоги ! 
Жучка: Гав-гав-гав!

С. С детьми:   Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за детку, дедка за репку, тянут, потянут, вытянуть не могут.(удивлены). 

 С.: Стала Жучка звать кого?

Дети:  Кошку.

Жучка: Мурка, помоги!

С.:Давайте все вместе позовем Кошку! (дети зовут)

Дети:   Мурка, помоги! 

С.: Мурка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за детку, детка за репку, тянут потянут, вытянуть не могут.  (удивлены)

С.: Кого же позвать?

Дети:     мышку-мышку.  Мышка помоги!

С. С детьми:   мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за детку, детка за репку, тянут потянут---тянут потянут и вытянули репку.  (хлопают и радуются).

С.: Ребята а ведь репка очень вкусный и полезный продукт. В ней много витаминов. Она дает людям силу и здоровье .  

ВОТ И СКАЗКЕ КОНЕЦ, А КТО СЛУШАЛ МОЛОДЕЦ!

ВЫВОД:
Сказка учит быть дружными, ценить семью и каждого члена семьи, ведь дружба, уважение, коллективный труд и помощь – это залог успешного преодоления любых трудностей. Все герои дружны, никто не конфликтует: ни собака с кошкой, ни кошка с мышкой, у всех есть общая цель. Немало, важно понимать, что за простатой изложения лежит глубокий смысл текста: каждый из персонажей представляет собой часть целого образа, которые тесно взаимосвязаны. Все семь героев олицетворяют семейные ценности поколений: дед с бабкой – мудрость поколений, внучка – уважение и помощь, Жучка, кошка и мышка – помощь каждого важна, даже самая маленькая.

Приложение 6

Диаграмма диагностики представление

детей младшего возраста к проекту

«В гостях у сказки»

Таблица№1 (начало проекта)

Критерии

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Назови сказку

 1,3%     5 чел

3,12%    12 чел

2,34%    9 чел

Расскажи сказку

0,26%  1 чел

1,56%    6 чел

4,95%  19чел

Умение слушать сказку

2,34%   9 чел

1,82%   7чел

2,6% 10чел

Таблица№2 (конец проекта)

Критерии

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Назови сказку

 0,52%     2 чел

1,82 %    7 чел

4,42%    17 чел

Расскажи сказку

1,3%  5 чел

1,56%    6 чел

3,9%  15 чел

Умение слушать сказку

0,78%   3 чел

1,56%   6 чел

4,42% 17чел


ВЫВОД

К концу проекта дети научились разыгрывать несложные сюжеты к сказкам. Сформированы представления о театре, атрибутах, костюмах, декорациях. Развиты музыкально-художественный вкус коммуникативные навыки. Активизирован словарь, развита позновательно-речевая активность и кругозор.

Ссылка:

 презентация

https://gadzhimuradova-oc-vershina.edumsko.ru/folders/post/3361513


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...

Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» (краткосрочный) Номинация «Логопедический проект «В гостях у сказки» (в рамках недели логопедии)

Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает опт...