Консультация "Гражданственность как интегративное качество личности"
консультация
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdanstvennost_kak_integrativnoe_kachestvo_lichnosti.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданственность как интегративное качество личности
Консультация для воспитателей.
Старший дошкольный возраст
Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, социальной среде.
История человечества свидетельствует: вопросы гражданского воспитания всегда находились в центре внимания любого государства. Однако проблемы эти решались по-разному - с учетом социальных потребностей, экономических условий, различных средств, методов и форм работы; всегда наполнялись новым содержанием, которое обусловливалось характером, организацией жизни общества, отражало общественные противоречия своего времени. Но в дебри истории погружаться мы не будем. Обратимся к «Толковому словарю русского языка», где гражданственность личности отождествляют с ее цивилизованностью. Да, в этом определении отражена связь гражданской позиции человека с особенностями и содержанием общественно-исторического развития, т.е. с условиями и уровнем развития человеческого общества. Однако вне поля зрения остаются существенные черты, структура и специфические особенности гражданственности как качества личности. Получается, что тем самым игнорируется субъективная основа гражданственности как личностное качество общественного человека. Попытка тесно связать ее с объективными условиями общественного бытия не удалась.
Гражданственность как отношение и качество личности имеет две стороны - объективную и субъективную. Если объективная сторона наиболее полно выражена в способе жизнедеятельности человека, то субъективная - в формах и видах поведения, потребностях, интересах, установках и ценностных ориентациях. «Словарь современного русского языка» рассматривает гражданственность личности через элементы ее сознания и такие качества, как организованность, дисциплинированность. В этом определении предпринята попытка раскрыть сущность гражданственности через определенные черты совместной деятельности людей и осознание ими своего места и роли в государстве. Однако объективная основа содержания при такой трактовке ограничена рамками государства. Следовательно, значительно сужена функция гражданственности как социального качества личности, активно взаимодействующей не только с государством, но и с обществом в целом.
Педагог А.В. Беляев предлагает рассматривать гражданственность в пяти аспектах: социально-правовом, педагогическом, социально-педагогическом, социально-психологическом, морально-этическом.
С его точки зрения, в социально-правовом аспекте гражданственность характеризует степень цивилизованности общества, определяет нормы и принципы социально-правового взаимодействия государства с отдельными гражданами. В педагогическом аспекте гражданственность понимается как интегративный комплекс качеств личности, который определяет ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, а также принятыми правовыми и моральными нормами. В социально-педагогическом аспекте Беляев конкретизирует гражданственность как понятие «гражданская культура», которое в качестве структурных компонентов включает экономическую, правовую, нравственную, экологическую культуру. Критериями выступают соответствующие знания, уровень сформированности эмоционально-волевого облика личности, результаты практической деятельности. В социально-психологическом аспекте гражданственность понимается как чувство единства со страной, обществом, как социальный оптимизм, любовь к родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение благополучия, как опыт преодоления и предупреждения конфликтов, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимости. Наконец, в морально-этическом аспекте для Беляева гражданственность - это уровень нравственной культуры общества, нравственный императив. Степень приближения общества он оценивает идеалами: долг, ответственность, достоинство, совесть, неравнодушное отношение к жизненно важным проблемам, гуманность, милосердие.
Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда свойств, качеств и черт. Наиболее важные из них: патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, правовая и нравственная культура, достоинство, социальная справедливость и ответственность, готовность к труду, культура межличностного общения и т.д. Ее важнейший интегративный признак и критерий сформированности - наличие гражданской позиции. Ядро понятия «гражданская позиция», гражданское сознание личности, органически сочетаясь с нравственными чувствами, выражается в поступках, активной деятельности, направленной на утверждение передовых взглядов, идеалов.
Гражданский долг и ответственность - это высокие личные качества. Начало их воспитания - гражданское видение жизни, тревога и беспокойство за судьбу дела, людей. Чувство долга и личной ответственности за судьбу своей Родины, благополучие народа, сохранность и приумножение материальных и духовных ценностей, созданных старшим поколением, - важные показатели гражданской направленности личности ребенка. Человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим строить коммуникативные связи, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других, способным воспринимать происходящие изменения и принимать соответствующие решения. Эти качества закладываются в период дошкольного детства, составляют основу гражданского воспитания.
Дошкольник не остается на поверхности фактов, наоборот, он стремится объяснить их, установить зависимость и отношения, создает свои теории. Ребенок способен отражать мир в системе. Его интересуют причины и сущность происходящих событий и явлений. Под руководством взрослых он усваивает систему знаний на основе понимания естественных, действенно существующих в окружающем мире связей и отношений между отдельными предметами и явлениями. Отсюда и задача, которую должен решить педагог: выстроить обучение по иерархическому принципу, т.е. выделить ядро, центральное звено знаний, то, что может стать основой целенаправленной системы.
Основная форма знаний дошкольников, по мнению А.А. Люблинской, - представления, которые на протяжении дошкольного возраста обогащаются, наполняются новым содержанием, становятся более осмысленными и понятными. У детей должны быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие нравственные понятия, а также способность к анализу, сравнению, классификации, группировке знаний по определенным признакам.
Формирование познавательных интересов - важное условие успешного развития и воспитания ребенка, факт его положительного отношения к окружающей действительности. И в этом плане решающая роль отводится общению с взрослым. Он как бы подтягивает ребенка на новый, еще не достигнутый им уровень познавательной деятельности, создавая «зону ближайшего развития»; формирует систему обобщенных знаний о явлениях общественной жизни; организует деятельность, поскольку знания и чувства формируются, закрепляются и упражняются именно в деятельности - игре, труде, творчестве, общении, повседневной жизни.
Чувства дошкольника господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотива поведения, выражают отношение к окружающему. Вот почему так важно в процессе занятий знакомить детей с явлениями общественной жизни, формировать справедливое отношение к жизни, и не только средствами художественной литературы, но и личным примером. От богатства чувств, которые проявляет взрослый, зависит эмоциональное восприятие ребенком того или иного явления действительности.
А как воспитать в ребенке такое сложное, многообразное чувство, как любовь к Родине? Естественно, на основе сопереживания, доброты, ласки к родным и близким. С этого - с любви к родному дому - чувство это распространяется на более широкий круг - на свой город, село, деревню, т.е. на ту местность, где человек родился и живет. На наш взгляд, это важнейшая задача развития дошкольника, важнейшая составляющая процесса гражданского воспитания. И только систематической работой добьется педагог результата. Другая составляющая этого сложного процесса - воспитание гражданина цивилизованного общества, гражданина своей страны. Решается эта проблема целенаправленной работой, в содержание которой должно входить такое понятие, как нравственность. Однако нравственность, как утверждают психологи, не возникает естественным вызреванием. Все зависит от средств и методов воспитания, от условий. Первая опора педагога - семья. Развитие личности, осуществляется прежде всего в семье, которая в зависимости от принятой в ней тактики воспитания выступает или как просоциальная ассоциация, или как коллектив или искажает развитие личности ребенка. В зависимости от характера семейных отношений может изначально складываться личность ребенка либо как человека нежного, заботливого, не боящегося признавать свои ошибки и оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности, либо как себялюбца трусливого, ленивого, жадного, капризного. Социальная активность ребенка в семье зависит от примера родителей, конкретной нравственно-эстетической атмосферы отношений и стиля общения взрослых с детьми, «психологического климата».
Уважение в семье достоинств ребенка, отказ от командных форм общения с ним - важные условия воспитания гражданственности. Воспитать гражданина - значит воспитать нравственно свободную личность.
Вторая опора - деятельность в группе: игровая, учебная, трудовая, спортивная, изобразительная и т.д., которая сплачивает детей, формирует такие черты, как гуманность, трудолюбие и другие социально ценные качества.
Проследить отношение ребенка к окружающему миру можно, в частности, по его рисункам, лепке, аппликациям. Все красивое, хорошее, доброе он тщательно и подробно прорисовывает, изображает на переднем плане крупно, ярко.
Чем еще характеризуется старший дошкольный возраст? Увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов (Н.Л. Непомнящая, В.К, Котырло); развивается способность управлять своим поведением, сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям. Под влиянием родителей и воспитателей ребенок выполняет практические действия, результат которых важен не только для него самого, но и для других людей, членов коллектива (Я.З. Неверович). Однако педагог должен учитывать: социальные мотивы деятельности только начинают складываться, носят элементарный характер, обладают относительно слабой побудительной силой, определяют общую направленность поведения в течение длительного времени. И еще: расширяется сфера полезной деятельности. Деятельность уже не ограничивается рамками дома, группы, а выходит за их пределы, приобретает элементы активной общественной направленности, которая носит социальный характер. Общественная обусловленность и направленность - не зеркальная - ярко отражаются в игре. Именно в игру ребенок вносит качества своей личности, именно поэтому игровые образы всегда индивидуальны. Игра - сфера самостоятельной творческой деятельности детей. Вот почему, организованная педагогом, охватывающая нравственные элементы, она является средством формирования личности. Принимая на себя роль, ребенок подчиняет свое поведение правилам, требованиям, вытекающим из роли, искренне переживает чувства изображаемого лица. Он совершает прыжок в мир высших форм человеческой деятельности, в мир морали. Поэтому не случайно психологи утверждают, что игра - школа чувств. В игре впервые возникает соподчинение мотивов, появляются мотивы социального содержания (Л.И. Божович).
Воспитание гражданственности у детей дошкольного возраста - это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать и семья, и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка.Развитие интегративных качеств личности детей с ОНР дошкольного возраста с помощью игр-драматизаций.
Реализации проекта по развитию интегративных качеств у детей с ОНР с помощью игр-драматизаций....
Обобщение опыта по теме "Развитие интегративных качеств личности ребенка в процессе трудовой деятельности"
Труд – важнейшее средство воспитания. В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд это то, что развивает маленького человека, поддер...
Мониторинг развития интегративных качеств личности по музыкальному воспитанию
Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам внутреннего мониторинга (по результатам диагностики)...
Развитие интегративных качеств личности детей в современном образовании.
Новые государственные требования к качеству образования в детском саду ставят перед педагогами ДОУ сложные, но интересные задачи.Развивающая функция образования обеспечивает становление личности ребен...
презентация на тему "Развитие интегративных качеств личности с помощью игры драматизации"
Развитие личности через игру...
мастер класс«Формирование интегративных качеств личности дошкольников путем опытно-экспериментальной деятельности»
мастер класс проводился на конкурсе " Воспитатель года"...
Развитие интегративных качеств личности детей в современном образовании на основе логико-математических игр
В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. Интеграция гармонично объединяет образовательные области в единый образовательный процесс, что гарантирует высокие ...