Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности»
методическая разработка (подготовительная группа)

Перфильева Елена Сергеевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 97» ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности» на 2023 – 2024 учебный год Воспитатель: Перфильева Елена Сергеевна Иркутск 2023 г. Индивидуальная тема по самообразованию: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности» на 2023 – 2024 учебный год Направление: социально-личностное Группа: подготовительная (6-7лет) Актуальность темы: Тема по самообразованию выбрана мной потому, что наши современные дети мало знают о своей малой родине, о городе, в котором живут, о стране, особенностях народных традиций, часто бывают, равнодушны к близким людям, также и к товарищам по группе, не всегда сострадательны к чужой беде. Недостаточной является и работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. Цель: повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания старших дошкольников в условиях реализации ФОП. Задачи: 1. повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы; 2. составить план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников; 3. пополнить предметно-развивающую среду; создать картотеку игр по данной теме; 4. составить консультации и папки- передвижки для родителей; 5. провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе. Ожидаемые результаты работы:  повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества;  овладение инновационными педагогическими технологиями вдуховно-нравственном и патриотическом воспитании детей;  развитие у детей коммуникативных навыков, творческих способностей, знаний истории родного города, его достопримечательностях, памятников культуры и известных людей Иркутска; знания о природных богатствах, символике родного края; чувстве ответственности, гордости, любви и патриотизма к Родине.  предметно-пространственная среда по нравственно-патриотическому воспитанию, отвечающая требованиям ФГОС ДО.  родители, активно взаимодействующие с педагогом, ответственно относящиеся к нравственно-патриотическому воспитанию детей. План поэтапной реализации проекта: № п/п Содержание Сроки I этап. Организационно-ознакомительный (диагностический) 1 Определение целей и задач работы над темой Сентябрь – Октябрь 2023 г. 2 Изучение и анализ методической литературы по теме самообразования II этап. Основной (практический) Октябрь 2023 г. – Июнь 2024 г. 1 Практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования. III этап. Обобщающий 1 Определить эффективность проведённой работы, подведение итогов;провести анализ полученных результатов Апрель 2024 г. – Июнь 2024 г. 2 Оформление результатов работы по теме самообразования;представление материалов;использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы;распространение. Поэтапный перспективный план по теме самообразования на 2023-2024 учебный год Месяц Работа с детьми Работа с родителями Предполагаемый результат Сентябрь -изучение методической литературы по данной теме. -Знакомство со структурой ФОП, ее направления в нравственно-патриотическом воспитании. -Подбор методической и, дидактической, художественной литературы, практического материала ~Анкета для родителей «Патриотическое воспитание ребенка в семье и детском саду» ~Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у старших дошкольников» -Перспективный план работы с детьми и родителями по теме самообразования -План участия в акциях патриотической направленности, социальных акциях, в волонтёрских мероприятиях на каждый месяц Октябрь - Ноябрь -Подготовка практического материала:(наглядные пособия, настольные игры, альбомы, оформление уголка патриотическому воспитанию) -Использование квест-технологии при знакомстве с достопримечательностями родного города» -Беседы: «Россия многонациональная страна», «Улица, на которой я живу». -Чтение художественной литературы писателей, поэтов и литературы, рекомендованной ФОП: «Осенняя гамма» (пер. И. Токмаковой), Носов Н.Н. «Заплатка», «Огурцы» и др. ~Консультация для родителей «Как знакомить ребёнка с родным краем» ~Конкурс «Семейное древо» -Фотовыставка «Моё любимое место в родном городе» - День выходного дня- посетить с детьми и родителями краеведческий музей. -Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. Декабрь - Январь -Знакомство с народными, православными праздниками. -Чтение художественной литературы, рекомендованной ФОП: Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев»; Ракитина Е. «Приключения новогодних игрушек», Сладков Н.И. «Хитрющий зайчишка», «Синичка необыкновенная» и т.д. -Ознакомление с обычаями и традициями православного русского народа (Рождество, Крещение -Ознакомление с символикой родного города, области, городов России. ~Консультация «Приобщение к истории, традициям и культуре России», «Православные русскиеобычаи» ~Рекомендация для родителей «Как воспитать маленького патриота» -Проект «В ожидании Нового Года» -Презентация «Обычаи встречи нового года в разных странах» - Конкурс «Столовая для птиц» -Конкурс «Рождественская открытка» -Советы бабушек «Опыт поколений» -Выставка работ детского творчества на тему Нового года и Рождества Февраль - Март -Знакомство детей с русскими народными промыслами -Подготовка к празднику «День защитниковОтечества» -Беседа с детьми на тему «Моя родная мама». Проведение праздника 8 марта. -Чтение художественной литературы, рекомендованной ФОП: С.П. «Первый ночной таран»; «Стойкий оловянный солдатик» и др. ~Консультации «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей российской армии», «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы» -Выставка детский работ «Мамин портрет» -Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии» -Составление Интелект-карты в проекте «Моя малая родина» -Презентация-поздравление для милых мам и бабушек - Выставка работ, выполненных совместно с мамами и бабушками. Апрель - Май -Беседы:«Наш дом во Вселенной» «Большое космическое Путешествие» -Чтение художественной литературы, рекомендованная ФОП: Гайдар А.П. «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»; Митяев А.В. «Мешок овсянки»;Толстой Л.Н. «Филиппок», «Лев и собачка», «Прыжок», «Пожарные собаки» и др. -Знакомство детей с главными праздниками России –Днем Победы. ~Консультация «Читаем детям о космосе» ~Консультация «Роль песни в жизни Армии», «Есть такая профессия – Родину защищать» ~Оформление сборника консультаций для родителей. «Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину» ~Работа по благоустройству территории детского сада, озеленение территории группового участка. -Участие в патриотической акции «Рассвет Победы» -Демонстрация презентации на тему «День победы» -Выставка рисунков и поделок «Салют – народу победителю» -Спортивный досуг «Будущие космонавты». -Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы, участие в шествии Бессмертного полка (совместно с родителями) Изучение методической литературы:  Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004  Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - ТЦ «Сфера», 1999 – 112 с./ Н.В.Алешина  Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие. - М.: Айрис – Пресс, 2005  Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший дошкольный возраст (5 -7 лет): учебно-наглядное пособие. Выпуск 1.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021  Виноградова A.M. "Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников".  Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М: Мозаика – Синтез, 2004.  Алексеев Ю. А., Зуев М. Н., Ковалев В. Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – М.: «Триада-фарм», 2002. – 68 с.  Н.Н. Леонова «Нравственно-патриотическое воспитание ст. дошкольников» целевой практико-ориентированный проект. ФГОС. М.: Учитель, 2016 г.  Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С, Жигналь Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. 2010 г., 192с.  Буре Р. С. «Социально – нравственное воспитание дошкольников» - М.: Мозаика-Синтез, 2015.  Шорыгина Т.А. Наша Родина- Россия. Методическое пособие-М.: ТЦ Сфера, 2011.- 96с. (детям о самом важном)  Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. -М.: ТЦ Сфера, 2005

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrozovaniya.docx34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 97»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП

посредством разных видов деятельности»

на 2023 – 2024 учебный год

 Воспитатель:

Перфильева Елена Сергеевна

Иркутск 2023 г.

Индивидуальная тема по самообразованию:

«Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности»

на 2023 – 2024 учебный год

Направление: социально-личностное

Группа: подготовительная (6-7лет)

Актуальность темы: 

Тема по самообразованию выбрана мной потому, что наши современные дети мало знают о своей малой родине, о городе, в котором живут, о стране, особенностях народных традиций, часто бывают, равнодушны к близким людям, также и к товарищам по группе, не всегда сострадательны к чужой беде. Недостаточной является и работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Цель: повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания старших дошкольников в условиях реализации ФОП.

Задачи:

1. повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;

2. составить план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;

3.  пополнить предметно-развивающую среду; создать картотеку игр по данной теме;

4.   составить консультации и папки- передвижки для родителей;

5.   провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

Ожидаемые результаты работы:

  • повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества;
  • овладение инновационными педагогическими технологиями вдуховно-нравственном и патриотическом воспитании детей;
  • развитие у детей коммуникативных навыков, творческих способностей, знаний истории родного города, его достопримечательностях, памятников культуры и известных людей Иркутска; знания о природных богатствах, символике родного края; чувстве ответственности, гордости, любви и патриотизма к Родине.
  • предметно-пространственная среда по нравственно-патриотическому воспитанию, отвечающая требованиям ФГОС ДО.
  • родители, активно взаимодействующие с педагогом, ответственно   относящиеся к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

План поэтапной реализации проекта:

п/п

Содержание

Сроки

I этап. Организационно-ознакомительный (диагностический)

1

Определение целей и задач работы над темой

Сентябрь

Октябрь

2023 г.

2

Изучение и анализ методической литературы по теме самообразования

II этап. Основной (практический)

Октябрь

2023 г.

Июнь 2024 г.

1

Практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.

III этап. Обобщающий

1

Определить эффективность проведённой работы, подведение итогов;провести анализ полученных результатов

Апрель

2024 г.

Июнь

2024 г.

2

Оформление результатов работы по теме самообразования;представление материалов;использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы;распространение.        

Поэтапный перспективный план по теме самообразования

на 2023-2024 учебный год

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Предполагаемый результат

Сентябрь

-изучение методической литературы по данной теме.

-Знакомство со структурой ФОП, ее направления в нравственно-патриотическом воспитании.

-Подбор методической и, дидактической, художественной литературы, практического материала

 

~Анкета для родителей

«Патриотическое воспитание ребенка в семье и детском саду»

~Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у старших дошкольников»

-Перспективный план работы с детьми и родителями по теме самообразования

-План участия в акциях патриотической направленности, социальных акциях, в волонтёрских мероприятиях на каждый месяц

Октябрь - Ноябрь

-Подготовка практического материала:(наглядные пособия, настольные игры, альбомы, оформление уголка патриотическому воспитанию)

-Использование

квест-технологии при знакомстве с достопримечательностями родного города»

-Беседы: «Россия многонациональная страна», «Улица, на которой я живу».

-Чтение художественной литературы писателей, поэтов и литературы, рекомендованной ФОП:

«Осенняя гамма» (пер.

И. Токмаковой), Носов Н.Н. «Заплатка», «Огурцы» и др.

~Консультация для родителей «Как знакомить ребёнка с родным краем»

~Конкурс «Семейное древо»

-Фотовыставка «Моё любимое место в родном городе»

- День выходного дня- посетить с детьми и родителями краеведческий музей.

-Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Декабрь - Январь

-Знакомство с народными, православными праздниками.

-Чтение художественной литературы, рекомендованной ФОП: Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев»; Ракитина Е. «Приключения новогодних игрушек», Сладков Н.И. «Хитрющий зайчишка», «Синичка необыкновенная» и т.д.

-Ознакомление с обычаями и традициями православного русского народа (Рождество, Крещение

-Ознакомление с символикой родного города, области, городов России.

~Консультация «Приобщение к истории, традициям и культуре России»,

«Православные

русскиеобычаи»

~Рекомендация для родителей «Как воспитать маленького патриота»

-Проект «В ожидании Нового Года»

-Презентация «Обычаи встречи нового года в разных странах»

- Конкурс «Столовая для птиц»

-Конкурс «Рождественская открытка»

-Советы бабушек «Опыт поколений»

-Выставка работ

детского творчества

на тему Нового года и

Рождества

Февраль - Март

-Знакомство детей с русскими народными промыслами

-Подготовка к празднику «День защитниковОтечества»

-Беседа с детьми на тему «Моя родная мама».

Проведение праздника 8 марта.

-Чтение художественной литературы, рекомендованной ФОП: С.П. «Первый ночной таран»; «Стойкий оловянный солдатик» и др.

~Консультации «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей российской армии», «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

-Выставка детский работ

«Мамин портрет»

-Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии»

-Составление Интелект-карты в проекте «Моя малая родина»

-Презентация-поздравление для милых мам и бабушек

- Выставка работ, выполненных совместно с мамами и бабушками.

Апрель - Май

-Беседы:«Наш дом во Вселенной» «Большое космическое

Путешествие»

-Чтение художественной литературы, рекомендованная ФОП: Гайдар А.П. «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»; Митяев А.В.

«Мешок овсянки»;Толстой Л.Н. «Филиппок», «Лев и

собачка», «Прыжок», «Пожарные собаки» и др.

-Знакомство детей с главными праздниками России –Днем Победы.

~Консультация «Читаем детям о космосе»

~Консультация «Роль песни в жизни Армии», «Есть такая профессия – Родину защищать»

~Оформление сборника консультаций для родителей. «Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину»

~Работа по благоустройству

территории детского сада, озеленение территории группового участка.

-Участие в патриотической акции «Рассвет Победы»

-Демонстрация презентации на

тему «День победы»

-Выставка рисунков и поделок «Салют – народу победителю»

-Спортивный досуг «Будущие космонавты».

-Экскурсия к мемориалу

воинской славы,

приуроченная ко Дню

Победы, участие в шествии Бессмертного полка (совместно с

родителями)

Изучение методической литературы:

  • Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004
  • Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - ТЦ «Сфера», 1999 – 112 с./ Н.В.Алешина
  • Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие. - М.: Айрис – Пресс, 2005
  • Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Старший дошкольный возраст (5 -7 лет): учебно-наглядное пособие. Выпуск 1.- СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2021
  • Виноградова A.M. "Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников".
  • Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М: Мозаика – Синтез, 2004.
  • Алексеев Ю. А., Зуев М. Н., Ковалев В. Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – М.: «Триада-фарм», 2002. – 68 с.
  • Н.Н. Леонова «Нравственно-патриотическое воспитание ст. дошкольников» целевой практико-ориентированный проект. ФГОС. М.:  Учитель, 2016 г.
  • Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С, Жигналь Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. 2010 г., 192с.
  • Буре Р. С. «Социально – нравственное воспитание дошкольников» - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  • Шорыгина Т.А. Наша Родина- Россия. Методическое пособие-М.: ТЦ Сфера, 2011.- 96с. (детям о самом важном)
  • Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. -М.: ТЦ Сфера, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации программы «Юный кадет» 2017-2019 год

Цель – Повысить профессиональную компетентность с систематизировать знания по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников.Задачи: повысить свой теоретический и науч...

План по самообразованию по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях реализации программы "Юнармия в детском саду"

Цель: Повышение профессиональной компетентности с систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания старших дошкольников в условиях реализации программы «...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности»

В настоящее время наша страна переживает непростой исторический период, и одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном си...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности»

Актуальность темы:Тема по самообразованию выбрана мной потому, что наши современные дети мало знают о своей малой родине, о городе, в котором живут, о стране, особенностях народных традиций, часто быв...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности» на 2023 – 2024 учебный год

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности» на 2023 – 2024 учебный ...