Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа технической направленности «Лего для дошколят»
рабочая программа (подготовительная группа)
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из Lego-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Legoконструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa-po-legokonstruirovaniyu-1.docx | 67.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 1 «Колокольчик»
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа технической направленности
«Лего для дошколят»
Воспитатель: Сысолина Татьяна Ивановна.,
г. Ханты – Мансийск 2023г
Содержание
№ | Название раздела | № страниц |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы | ||
1.1. | Пояснительная записка | 3-4 |
1.2. | Цель и задачи программы | 4 |
1.3. | Содержание программы | 5-15 |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий | ||
2.1. | Календарный учебный график | 16 |
2.2. | Учебный план | 16 |
2.3. | Условия реализации программы | 17 |
2.4. | Методические материалы | 17 |
2.5. | Список литературы | 18 |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из Lego-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Legoконструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
- Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
- Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
- Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Игра ребенка с Lego-деталями близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.
Представленная программа «Lego-конструирование» разработана в соответствии с ФГОС ДО и на основе программы «Лего-конструирование в детском саду» под ред. Фешиной Е.В. (Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2017).
Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми 6-7 лет. Работа по Legoконструированию проводится в рамках дополнительного образования.
Тематика дополнительного образования по Lego-конструированию рассчитана на период с сентября по май. Периодичность занятий: 2 раз в неделю. Итого: 62 занятия в год.
Актуальность
Программа раскрывает старшим дошкольникам мир техники. Legoконструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
Lego-конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование Lego-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивает интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность Lego-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «Lego-конструирование» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Lego-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Принципы построения программы
На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе «Lego-конструирование», дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе Lego-конструирования.
Задачи: На занятиях по Lego-конструированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач:
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
- обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
- развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
1.3. Содержание программы
Содержание педагогического процесса
Lego - это не просто занимательная игра, а работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой - обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с Lego-конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить в обществе, социализируются в нем.
Совместная деятельность педагога и детей по Lego-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с Lego-деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из Lego-конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
Принципы Lego-конструирования Основные принципы по Lego-конструированию:
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Для обучения детей Lego-конструированию использую разнообразные методы и приемы:
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационнорецептивный | Обследование Lego-деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое |
использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. | |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частичнопоисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
Формы организации обучения и виды деятельности
В процессе организации обучения Lego-конструированию использую следующие формы:
- практикумы - основная форма проведения занятий;
- беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования; работа по образцу - обучающиеся выполняют задание в предложенной последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;
- самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных открытий;
- коллективные работы, где дети могут работать в парах, в группах, коллективно.
При организации работы стараюсь соединить игру, труд и обучение, что помогает обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.
В начале совместной деятельности с детьми включаю серии свободных игр с использованием Lego-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.
В наборах Lego-конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. Lego-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.
На занятиях предлагается детям просмотр материалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.
При планировании совместной деятельности отдаю предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.
В совместной деятельности по Lego-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами, коллективно. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
С целью развития детского конструирования как вида деятельности использую следующие виды конструирования:
- Конструирование по образцу: детям предлагаю образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, и показываю способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
- Конструирование по схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
- Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагаю модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них деталей строительного материала. Таким образом, предлагаю им определенную задачу, но не даю способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками - достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели - усложненная разновидность конструирования по образцу.
- Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяю лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
- Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности - они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
- Конструирование по теме: детям предлагаю общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.
Основные этапы развития конструктивных способностей:
- Планирование предстоящей деятельности, представления хода работы по операциям, описание черт окончательного результата изделия.
- Овладение элементами графической грамотности: кратко охарактеризовать модель, уметь выполнять зарисовку чертежа, описать эскиз изделия.
- Самостоятельное конструирование.
- Овладение конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с педагогом и детьми.
- Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образом.
- Определение назначения получившегося изделия. Кроме понимания назначения изделия при конструировании учитывают функции, конкретные требования к определенному изделию.
Структура занятий по Lego-конструированию
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 8-12 минут).
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
- Совершенствование навыков классификации.
- Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
- Активизация памяти и внимания.
- Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
- Развитие комбинаторных способностей.
- Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование (длительность – 18-22 минуты).
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
- Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
- Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
- Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора Lego. Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Lego-конструирование»
1.Формирование интереса к конструктивной деятельности.
2.Закреплятьзнания детей о деталях Lego-конструктора, называть их.
3.Продолжать учить выделять при рассматривании схем, иллюстраций, фотографий как общие, так и индивидуальные признаки, выделять основные части предмета и определять их форму.
4. Учить соблюдать симметрию и пропорции в частях построек, определять их на глаз и подбирать соответствующий материал.
5.Учить детей представлять, какой будет их постройка, какие детали лучше использовать для её создания и в какой последовательности надо действовать.
6.Продолжать учить работать в коллективе, сооружать коллективные постройки.
7. Продолжить знакомство детей с архитектурой и работой архитекторов.
8. Учить сооружать постройку по замыслу.
9. Учить сооружать постройки по фотографии, схеме.
10. Продолжать учить сооружать постройки по заданным условиям сложные и разнообразные постройки с архитектурными подробностями.
11. Учить устанавливать зависимость между формой предмета и его назначением.
12. Закреплять знания детей о понятии алгоритм, ритм, ритмический рисунок.
13. Продолжать учить детей работать в паре.
14. Продолжать учить детей размещать постройку на плате, сооружать коллективные постройки.
15. Продолжать учить детей передавать характерные черты сказочных героев средствами Lego - конструктора.
16. Учить мысленно изменять пространственное положение объекта, его частей.
17. Учить создавать движущиеся конструкции, находить простые технические решения.
18. Продолжать учить детей разнообразным вариантам скрепления Lego -элементов между собой.
19.Продолжать учить рассказывать о своей постройке.
20. Развивать воображение и творчество, умение использовать свои конструкции в игре.
Календарно-тематическое планирование о программе «Lego-конструирование» на 2022-2023 учебный год (6-7 лет)
№ | Дата | Тема | Цели | Кол-во часов | Теория | Практика |
Октябрь | ||||||
1 | «В загадочной стране LEGO» | Закреплять и пополнить знания об истории возникновения LEGО, о многообразии конструкторов, о правилах работы с ними, подготовке рабочего места и технике безопасности при работе с конструкторами | 30 мин | 5 мин | 25 мин | |
2 3 | «Lego- конструктор» Игра «Волшебный мешочек» | Познакомить с деталями, способом крепления, учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать ее описание. Развивать творческую воображение, фантазию | 30 мин | 5 мин | 25 мин | |
4 | Конструирование по замыслу» | Закреплять полученные навыки. Учить, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | 30 мин | 12 мин | 18 мин | |
5 | «Мы в лесу построим теремок». Игра «Теремок» | Развивать творческое воображение. Учить подражать звукам и движениям персонажей (медведь, лиса, заяц) | 30 мин | 12 мин | 18 мин | |
6 | «Избушка Бабы Яги». Игра «Выложи вторую половину постройки» | Закреплять умение строить по карточке. Учить строить сказочную избушку Бабы Яги | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
6 7 | «Грузовик везет кирпичи». Игра «Разложи детали по местам» | Учить строить по схеме, находить различия в схемах. Учить рассказывать о проделанной работе | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
8 | Конструирование по замыслу. Игра «Запомни и выложи ряд» | Закреплять полученные навыки. Учить заранее продумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
Ноябрь | ||||||
9 | «Магазины». Игра «Разложи детали по местам» | Закреплять названия магазинов, их виды | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
10 | «Аэропорт». Игра «Найди деталь такую же, как на карточке» | Учить строить разные самолеты по схемам. Развивать глазомер, навыки конструирования | 30 мин | 12 мин | 18 мин | |
11 12 | «Детский сад будущего». Игра «Я - архитектор» | Учить строить детский сад. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
13 | Конструирование по замыслу.
| Закреплять полученные навыки. Учить заранее продумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
14 15 | «Животные на ферме». Игра «Запомни расположение» | Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначении и пользе для человека. Развивать навыки конструирования, воспитывать любознательность | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
16 | «Мои любимые сказки» | Закреплять навыки конструирования. Учить заранее продумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
Декабрь | ||||||
17 18 | «Многоэтаж ные дома». Игра «Кирпичик за кирпичиком» | Развивать умение строить высокие постройки. Формировать обобщенные представления о домах. | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
19 | «Овечка». Игра «Домашние животные»
| Закреплять знания о домашних животных. Учить строить животных, используя мелкие детали конструктора | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
20 21 | «Дом фермера». Игра «Запомни и выложи ряд» | Закреплять навыки троить по схеме. Учить строить двухэтажный дом фермера из легоконструктора «Дакта» | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
22 23 | «Домашние животные» Игра «Чья команда быстрее» | Учить строить собаку и кошку, работать в команде. Развивать творческую фантазию, навыки конструирования | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
24 | «Свободное творческое конструирование. Скоро, скоро, Новый год!» | Побуждать детей к творческому конструированию по собственному замыслу. Развивать воображение, фантазию, познавательный интерес. Учить применять полученные ранее конструкторские умения и навыки. Развивать творческие способности, фантазию, воображение, умение работать в коллективе | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
Январь | ||||||
25 26 | «Дворец Снежной Королевы и избушка Бабы-Яги» | Продолжать знакомить детей с особенностями построек сказочных зданий. Дать представление о понятии терем и избушка, об их конструкторских и архитектурных решениях. Учить детей задумывать и реализовывать групповую или коллективную постройку. Развивать конструкторские навыки, умение работать в команде на общий результат, навыки экспериментальной деятельности и совместного обыгрывания конструкции | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
27 | «Горка». Игра «Раз ступенька, два ступенька…» | Учить определять состав деталей конструктора, особенности их формы, размера и расположения. | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
28 29 | «Карусели». Игра «В городском парке» | Продолжать учить строить сложную постройку из лего- конструктора | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
30 | «Лабиринт» Игра «Найди ход» | Познакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
Февраль | ||||||
31 32 | «Городской транспорт». Игра «Виды транспорта» | Закреплять знания о транспорте, его видах. Учить строить автобус. Развивать наблюдательность, внимание, память | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
33 | «Светофор». Игра «Веселый светофорчик» | Закреплять знания о правилах дорожного движения. Учить строить светофор, самостоятельно подбирать детали | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
34 | «Дорожные знаки». Игра «Ваши помощники» | Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки на плате | 30 мин | 12 мин | 18 мин | |
35 | Конструирование по замыслу | Учить заранее обдумывать содержание. Закреплять полученные навыки. Учить будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
36 37 | «Паровоз везет товары». Игра «Разложи детали по местам» | Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными составными частями поезда. Развивать фантазию, воображение. | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
38 | «Корабль». Игра «Что лишнее?» | Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
Март | ||||||
39 | «Зоопарк». «Дом для зверей» | Закреплять знания об обитателях зоопарка. Рассказать о работниках зоопарка Закреплять представление о многообразии животного мира. Развивать способность анализировать, делать выводы | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
40 | «Слон». Игра «Запомни и разложи детали в правильно» | Учить строить слона с большим хоботом из лего-конструктора «Дакта» | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
41 | «Верблюд». Игра «Запомни и выложи ряд» | Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Учить строить одно- и двугорбых верблюдов | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
42 | «Птицы». Конструирование по замыслу. | Учить заранее обдумывать содержание будущей модели, называть ее, давать описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
43 44 | «Колодец». Игра «Чего не стало» | Учить совместно строить простейшую постройку из большого лего-конструктора «Дакта» | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
45 | «Качели». Игра «Разноцветные качели лихо, весело взлетают» | Учить строить сложную постройку из лего-конструктора | 30 мин | 10 мин | 18 мин | |
46 | Конструирование по замыслу Игра «От замысла – к воплощению» | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее, давать общее описание | 30 мин | 10 мин | 18 мин | |
Апрель | ||||||
47 48 | «Луноход». Игра «Запомни расположение» | Рассказать о луноходе. Учить строить луноход из деталей конструктора | 30 мин | 8мин | 12 мин | |
49 | «Ракета». Игра «Летит, летит ракета…» | Закреплять знания о первом космонавте Ю.Гагарине. Учить строить ракеты | 30 мин | 13 мин | 17 мин | |
50 51 | «Космический корабль». Игра «Всё выше» | Рассказать о космическом корабле. Учить строить космический корабль | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
52 | «Станция». Игра «Паровозик» | Продолжать знакомить с железной дорогой. Учить строить станцию для паровозиков | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
53 54 | «Пожарная часть» Игра «101» | Рассказать о профессии пожарного. Учить строить пожарную машину и пожарную часть. Выучить телефон пожарной части | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
Май | ||||||
55 56 | «Дома нашей улицы». Игра «Симметрия» | Закреплять умение строить домики | 30 мин | 12 мин | 18 мин | |
57 | «Беседка» Игра «Вместе весело» | Закреплять представление о назначении и строении беседок, их частях (крыша, колонны). Учить работать в парах | 30 мин | 12 мин | 18 мин | |
58 | «Грузовой автомобиль» Игра «Светофор» | Учить создавать сложную постройку из лего «Дакта» | 30 мин | 12 мин | 18 мин | |
59 | «Лабиринт». Игра «Найди ход» | Закреплять полученные навыки. Учить будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
60 | Конструирование по образцу, схеме. Игра «Запомни и собери» | Закреплять умение строить по образцу, схеме, развивать навыки конструирования | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
61 | Конструирование по замыслу. Игра «От замысла – к воплощению» | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать фантазию, творческую инициативу и самостоятельность | 30 мин | 10 мин | 20 мин | |
62 | Конкурс изобретателей (итоговое занятие) | Итоговая диагностика освоения детьми планируемых результатов программы «Lego-конструирование» | 30 мин | 5 мин | 25 мин |
Дети научатся:
- анализировать конструктивную и графическую модель;
- создавать более сложные постройки, сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых предназначается;
- правильно называть детали лего-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колесиками);
- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности; преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием.
- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;
- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;
- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;
- анализировать образец постройки;
- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;
- создавать постройки по образцу, рисунку, схеме, модели, условиям, простейшим чертежам, теме и замыслу;
- работать коллективно;
- соотносить конструкцию предмета с его назначением;
- создавать различные конструкции одного и того же объекта; создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.
У детей сформируются:
- морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;
- качества самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские навыки и умения;
- дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность, эстетический вкус.
Формы представления результатов:
- Выставки по Lego-конструированию;
- Конкурсы, соревнования.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
- Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Lego-конструирование» на 2023-2024 учебный год
№ | Этапы образовательного процесса | Кружок «Lego-конструирование» |
1 | Продолжительность освоения программы | 32 недели, 8 месяцев, 2 дня |
2 | Начало реализации программы | 03.10.2023 |
3 | Окончание реализации программы | 31.05.2024 |
4 | Регламентирование образовательного процесса | 2 раз в неделю по 1 занятию с 16.00 до 17.00 (обучающиеся 6-7 лет) |
5 | Даты итоговой аттестации (итоговые занятия) | Май 2024 г. – обучающиеся 6-7 лет |
- Учебный план реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Lego - конструирование»
Организация учебного процесса дополнительных образовательных услуг в МБДОУ №1 «Колокольчик» регламентируется учебным планом, календарным учебным графиком по программам дополнительной образовательной деятельности, регламентом занятий кружков, циклограммами работы руководителей кружков.
Учебный план занимает важное место при реализации программы «Lego-конструирование». Он скоординирован с учетом требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, нагрузка на детей не превышает предельно допустимую норму.
Нормативной базой составления учебного плана по оказанию дополнительных образовательных услуг являются следующие документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ (гл. 10, ст. 75);
- Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» (Распоряжение
Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 2148-р);
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
- Устав МБДОУ №1 «Колокольчик»,
- Положение о порядке оказания бесплатных дополнительных образовательных услуг в МБДОУ №1 «Колокольчик», 2022г.
Учебный план по программе «Lego-конструирование»
Возраст обучающихся | Количество занятий в год | Кол-во занятий в неделю | Продолжительность занятий |
6-7 лет | 62 | 2 | 30 минут |
Расчасовка кружковой деятельности «Lego- конструирование» на 2022 – 2023 учебный год
Возраст обучающихся | Кол-во занятий в год | Окт
| Нояб
| Дек
| Янв
| Фев
| Март
| Апр
| Май
|
6-7 лет |
| ||||||||
Итого: | 62 |
2.3. Условия реализации программы
(материально-техническое обеспечение)
Для успешного выполнения поставленных задач в ДОУ созданы следующие условия:
- Кабинет Лего – конструирования; Предметно-развивающая среда:
Строительные наборы и конструкторы:
- настольные;
- пластмассовые (с разными способами крепления);
- «Лего-Дакта», «Лего-Сити»;
- Для обыгрывания конструкций есть необходимые игрушки (животные, машинки и др.).
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия (иллюстрации, фотографии, карточки);
- схемы;
- образцы;
- алгоритмы;
- необходимая литература.
Техническая оснащенность:
- фотоаппарат;
- диски с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);
- проектор, экран;
- ноутбук;
- демонстрационная магнитная доска;
- столы для лего-конструирования, стулья для детей;
- стеллажи для выставки детских работ;
- шкаф для хранения лего-конструкторов.
2.4. Методические материалы
Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Legoконструирование» использую следующие методические материалы:
- Методическая литература для проведения занятий по «Legoконструированию»;
- Календарно-тематический план;
- Образцы построек;
- Схемы пошагового конструирования, алгоритмы;
- Наглядные пособия (иллюстрации, фотографии, карточки);
- Игры, стихи, загадки по темам занятий;
- Ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем;
- Методические рекомендации для педагогов и родителей по развитию конструктивных способностей детей дошкольного возраста 5-7 лет.
2.5. Список литературы
- Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2017.
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. – М., 2015.
- Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: - М.: Мозаика-Синтез, 2016.
Список сайтов
- http://www.int-edu.ru/
- http://www.lego.com/ru-ru/
- http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 3-4 лет
Развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования....
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 6-7 лет
Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ре...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» для детей 5 - 7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» - это пространственная система познаний окружающего мира....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности "ЛЕГО- конструктор»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа технической направленности «ЛЕГО- конструктор»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Лего-мастер» (базовый уровень)
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. В ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Лего-конструирование»
1.1. Пояснительная записка. Программа технической направленности. Актуальность программы: Деятельность – это первое условие развития у ребенка дошкольного возраста познавательных процессов. Чтобы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Лего-конструирование»
Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантаз...