Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» для детей 5 - 7 лет
рабочая программа по теме
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» - это пространственная система познаний окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lego_dlya_doshkolnikov.docx | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ СОВЕТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА»
(«МБУДО «ЦРТ»)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Программа технической направленности
«ЛЕГО для дошкольников»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 5 - 7 лет
Автор-составитель:
Аверьянова Елена Николаевна,
педагог дополнительного образования.
Советск
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности дошкольников является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» - это пространственная система познаний окружающего мира, развитие следующих процессов:
- Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
- Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.
- Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования. Интегрирование различных образовательных областей в объединении «ЛЕГО для дошкольников» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Актуальность программы в том, что LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, что активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
Практическая значимость.
Применение конструкторов LEGO, позволяет дошкольникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Программа способствует формированию предметных и универсальных способов действий, самоорганизации, саморегуляции, развитию познавательной и эмоциональной сферы личности ребёнка. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитием диалогической и монологической речи, расширением словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.
Отличительная особенность. Данная программа предполагает личностно-ориентированный подход, который учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет каждому обучающемуся научиться работать как индивидуально, так и в коллективе, учит их свободно и творчески мыслить.
Лего-технология – это технология деятельностного подхода. Дети экспериментируют и открывают для себя новые знания в процессе практической деятельности.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял еще и кругозор: архитектура, животные, птицы, транспорт и др.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Ведущие теоретические идеи. Основой образовательной программы «Лего для дошкольников» является ведущая теоретическая, педагогическая идея, которая утверждает, что конструктивная деятельность способствует развитию мыслительных способностей, творческого воображения, инициативы, обостряет наблюдательность, развивает волю и упорство обучающихся. Все это является главным условием для дальнейшей любой продуктивной деятельности.
Ключевые понятия. В образовательной программе используются следующие термины и понятия. Общие термины: дополнительная общеразвивающая программа, учебный план, средства обучения и воспитания, модель, сборка, элементы, часть, деталь, творческо-продуктивная деятельность.
Специальные термины: словарь конструктора LEGO: кирпичики, кубики, блоки; пластины; скошенные кирпичики, клювики; цилиндры, конусы; плитки, панели; арки, большие и маленькие пластины, платы.
Цель программы.
Создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструкторов.
В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи.
Образовательные:
- Обучить конструировать модели по заданной схеме;
- Обучить выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью;
- Расширять знания детей об окружающем мире.
Развивающие:
- Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре;
- Развивать мелкую моторику рук, конструктивное мышление, внимание, творческое воображение, познавательный интерес;
- Стимулировать детское научно-техническое творчество.
Воспитательные:
- Воспитывать умение и желание трудиться;
- Воспитывать культуру и этику общения.
Принципы отбора содержания. Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического мышления, пространственного воображения. Все темы по курсу «Лего для дошкольников» делятся на блоки, взаимосвязанных между собой и усложняются от модуля к модулю. Содержание каждого модуля делится на теоретический и практический разделы.
Практическая работа по созданию собственных моделей обеспечит обучающимся прочное усвоение и закрепление полученных знаний, умений и навыков.
Основные формы и методы обучения, используемые на занятиях.
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету. |
Объяснительно-иллюстративный | Обучающиеся получают знания в ходе беседы, объяснения, дискуссии, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. |
Информационно-рецептивный | Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам. |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Прежде чем излагать материал, перед обучающимися необходимо поставить познавательную задачу, сформулировать проблему, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показать способ решения поставленной задачи. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично- поисковый | Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач в ходе подготовки и реализации творческих проектов. |
Исследовательский метод | Демонстрация вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия, просмотр дидактического материалы, методических таблиц, схем и пособий. Обучающиеся становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. |
Каждое занятие - часть мини-проекта, реализуя который ученик не только знакомится с теорией по предлагаемой теме, но и получает практические навыки работы с деталями конструктора.
В зависимости от решаемых задач педагогом определяется форма организации познавательной деятельности обучающихся.
Фронтальная работа.
- Изучение основных способов соединения деталей.
- Демонстрация работы моделей.
- Обсуждение результатов наблюдений.
Работа в составе групп.
- Выполнение заданий из рабочих бланков.
- Совместная сборка моделей.
- Обсуждение и представление результатов выполненной работы.
Индивидуальная работа.
- Анализ собственных результатов и объединение их с результатами других.
- Демонстрация своих результатов педагогу.
Набор на обучение свободный. В объединении занимаются дети старшей и подготовительной групп.
Прогнозируемые результаты.
- Появление интереса к самостоятельному изготовлению построек, умения применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, развитие познавательной активности, воображения, фантазии и творческой инициативы.
- Формирование конструкторских умений и навыков, умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Совершенствование коммуникативных навыков обучающихся при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
- Формирование предпосылок учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Обучающиеся будут иметь представления:
- О деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
- Об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
- О зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
- О связи между формой конструкций и их функциями.
Механизм оценивания образовательных результатов.
- Одним из способов проверки эффективности программы и средством измерения достигнутых результатов являются промежуточные и итоговые аттестации.
- Наблюдение за обучающимся во время работы.
- Беседа.
- Оценка его исследований и методов выполнения заданий.
- Участие воспитанников объединения в конкурсах различного уровня, выставках технического творчества.
Но так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их выполнения.
Формой подведения итогов реализации программы является защита творческих проектов.
Организационно-педагогические условия реализации программы заключаются в развитии конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
LEGO - не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством педагога в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий.
Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
В содержании программы присутствуют все направления, решающие многие воспитательные и образовательные задачи, которые актуальны в период перехода на новые стандарты.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 5-7 лет.
Срок реализации – один год.
Режим занятий - 2 раза в неделю по 30 минут.
Общее количество часов – 104 часа.
Примечание. Обучающиеся, проявившие стойкий интерес к занятиям и показавшие хорошие способности в усвоении дополнительной общеразвивающей программы, могут продолжить дальнейшее обучение в ЦРТ по данному направлению.
Учебный план
№ п/п | Модуль | Теория | Практика | Самоподготовка | Всего |
I | Введение в конструкторскую деятельность. | 5 | 6 | 0 | 11 |
II | Плоскостное конструирование. | 2 | 4 | 0 | 6 |
III | Лего-математика. | 6 | 7 | 0 | 13 |
IV | Животный и растительный мир. | 1 | 8 | 0 | 9 |
V | Человек. | 1 | 6 | 0 | 7 |
VI | Архитектура и мосты. | 2 | 7 | 0 | 9 |
VII | Интерьер и мебель. | 1 | 3 | 0 | 4 |
VIII | Техника и транспорт. | 3 | 7 | 0 | 10 |
IX | Мир сказок. | 1 | 2 | 0 | 3 |
X | Самоподготовка. | 0 | 0 | 32 | 32 |
Всего | 22 | 50 | 32 | 104 |
Календарный учебный график
Год реализации программы | Начало учебного года | I учебный период | I каникулярный период | II учебный период | II каникулярный период | III учебный период | III каникулярный период | IV учебный период | Летний период | Продолжительность учебного года | ||
Летний оздоровительный лагерь | Самоподготовка | |||||||||||
1 год | 1-ый рабочий день сентября | 8 недель | 9-я неделя | 8 недель | 18-ая неделя | 10 недель | 29-ая неделя | 7 недель | 6 недель | 10 недель | Итоговая аттестация | 52 недели |
Условные обозначения:
36 | Ведение занятий по расписанию |
0 | Занятия в летнем оздоровительном лагере |
16 | Самостоятельная подготовка |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Перечень модулей, тем | Кол-во учебных часов | В том числе | Самоподготовка | |||
Теория | Практика | ||||||
I. «Введение в конструкторскую деятельность» | 11 | 5 | 6 | 0 | |||
1.1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях по Лего-конструированию. Знакомство с ЛЕГО. | 1 | 1 | 0 | 0 | ||
1.2 | Путешествие по Лего-стране. Исследование кирпичиков, их цвета и формы. | 2 | 1 | 1 | 0 | ||
1.3 | Знакомство с ЛЕГО продолжается. | 1 | 0 | 1 | 0 | ||
1.4 | Виды деталей конструктора Лего. Способы скрепления деталей. | 2 | 1 | 1 | 0 | ||
1.5 | Волшебные кирпичики. Строим стены. | 3 | 1 | 2 | 0 | ||
1.6 | Исследуем устойчивость. | 2 | 1 | 1 | 0 | ||
II. «Плоскостное конструирование» | 6 | 2 | 4 | 0 | |||
2.1 | Лего-симметрия. | 3 | 1 | 2 | 0 | ||
2.1 | Лего-мозаика. | 3 | 1 | 2 | 0 | ||
III. «Лего-математика» | 13 | 6 | 7 | 0 | |||
3.1 | Раз, два, три, четыре, пять. Или строим цифры. | 2 | 1 | 1 | 0 | ||
3.2 | Мера длины. | 1 | 0 | 1 | 0 | ||
3.3 | Геометрическое домино. | 2 | 1 | 1 | 0 | ||
3.4 | Счет и десятки. | 2 | 1 | 1 | 0 | ||
3.5 | Чередование и ритм. | 2 | 1 | 1 | 0 | ||
3.6 | Геометрические фигуры. | 2 | 1 | 1 | 0 | ||
3.7 | Лабиринты. | 2 | 1 | 1 | 0 | ||
Промежуточная аттестация. Собеседование. (Проверка усвоенного материала) | |||||||
IV. «Животный и растительный мир» | 9 | 1 | 8 | 0 | |||
4.1 | Домашние животные. | 3 | 1 | 2 | 0 | ||
4.2 | Дикие животные. | 2 | 0 | 2 | 0 | ||
4.3 | Подводный мир. | 2 | 0 | 2 | 0 | ||
4.4 | Цветы. | 2 | 0 | 2 | 0 | ||
V. «Человек» | 7 | 1 | 6 | 0 | |||
5.1 | Модель человека. | 3 | 1 | 2 | 0 | ||
5.2 | Человек и его профессии. | 2 | 0 | 2 | 0 | ||
5.3 | LEGO-спорт. | 2 | 0 | 2 | 0 | ||
Промежуточная аттестация. Творческая работа. (Выставка). | |||||||
VI. «Архитектура и мосты» | 9 | 2 | 7 | 0 | |||
6.1 | История архитектуры. Крепости. Арки. Ворота. | 3 | 1 | 2 | 0 | ||
6.2 | Крыши и навесы. Типы крыш. | 1 | 0 | 1 | 0 | ||
6.3 | Строительство модели загородного дома с приусадебным участком. | 1 | 0 | 1 | 0 | ||
6.4 | Конструирование современного городского многоэтажного дома. | 2 | 0 | 2 | 0 | ||
6.5 | Конструирование мостов. | 2 | 1 | 1 | 0 | ||
VII. «Интерьер и мебель» | 4 | 1 | 3 | 0 | |||
7.1 | Типы мебели. Конструирование различной корпусной мебели. | 2 | 1 | 1 | 0 | ||
7.2 | Интерьер. | 2 | 0 | 2 | 0 | ||
Промежуточная аттестация. Творческая работа. (Защита проекта). | |||||||
VIII. «Техника и транспорт» | 10 | 3 | 7 | 0 | |||
8.1 | Городской транспорт. | 3 | 1 | 2 | 0 | ||
8.2 | Специальный транспорт и техника. | 2 | 0 | 2 | 0 | ||
8.3 | Воздушный транспорт. | 2 | 1 | 1 | 0 | ||
8.4 | Водный транспорт. | 3 | 1 | 2 | 0 | ||
IX. «Мир сказок» | 3 | 1 | 2 | 0 | |||
9.1 | Мои любимые сказки. | 3 | 1 | 2 | 0 | ||
Итоговая аттестация. Тестирование. (Умение использовать знания в практической деятельности). | |||||||
X. Самоподготовка | 32 | 0 | 0 | 32 | |||
Итого часов | 104 | 22 | 50 | 32 |
Содержание программы
№ п/п | Тема | Основное содержание | Основные формы работы | Средства обучения и воспитания |
| ||||
1.1. | Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях по Лего-конструированию. Знакомство с конструктором LEGO. | Вводное занятие. Правила техники безопасности работы на занятиях по Лего-конструированию. Знакомство с конструктором LEGO, с программой. | Беседа. | Презентация. |
1.2. | Путешествие по LEGO стране. Исследование кирпичиков. Их цвет и форма. | Знакомство с формой и цветом LEGO –деталей, вариантами их скреплений. Использование кирпичиков в соответствии с заданным цветом и формой. Составление словаря LEGO. | Беседа. Практическая работа. | Презентация, конструктор LEGO. |
1.3. | Знакомство с LEGO продолжается. | Использование строительных кирпичиков в зависимости от их размеров. Демонстрация. Самостоятельная конструктивная деятельность детей по собственному замыслу. Диагностика. Во время диагностики определить уровень умений. | Практическая работа. | Презентация, конструктор LEGO, карточки. |
1.4. | Виды деталей конструктора LEGO. Способы скрепления деталей. | Виды и назначения LEGO-деталей. Знакомство с типами крепежей LEGO -элементов. Столбовая кладка с помощью кирпичей 2Х2 и 2Х1. Самостоятельное конструирование. | Беседа. Практическая работа. | Презентация, конструктор LEGO, образцы. |
1.5 | Волшебные кирпичики. Строим стены. | Учимся строить стены методом перекрытия. Выработка навыка различия деталей в коробке, классификации деталей. Отработка умения слушать инструкцию педагога. | Беседа. Практическая работа. | Презентация, конструктор LEGO. |
1.6 | Исследуем устойчивость. | Нахождение и анализ необходимых для построения деталей. Типы наиболее прочных крепежей. Баланс. Подпорки. Обсуждение будущей конструкции. | Беседа. Практическая работа. | Презентация, образцы, конструктор LEGO. |
2. Плоскостное конструирование | ||||
2.1. | LEGO -симметрия. | Знакомство с понятием «симметрия». Игра в парах на симметрию. Строительство симметричного изображения в двух и четырех плоскостях. | Беседа. Практическая работа. | Презентация, конструктор LEGO. |
2.2. | LEGO -мозаика. | Постройка изображения на плоскости с помощью LEGO –деталей - мозаики. Орнамент. Зимние узоры. Снежинки. | Беседа. Практическая работа. | Презентация, образцы, конструктор LEGO, набор пластин и кирпичиков. |
| ||||
3.1 | Раз, два, три, четыре, пять. Или строим цифры. | Закрепление понятий «число» и «цифра», постройка на плоскости цифр от 1до 5. Анализ необходимых для построения деталей, обсуждение конструкций. Работа по технологическим картам. | Беседа. Практическая работа. | Презентация, конструктор LEGO, набор пластин и кирпичиков. |
3.2 | Мера длины. | Знакомство с понятием «длина», с принципом измерения длины. (Измерение различных предметов с помощью кирпичиков LEGO). | Практическая работа. | Презентация, конструктор LEGO, набор пластин и кирпичиков. |
3.3 | Геометрическое домино. | С помощью игры в геометрическое домино сформировать представления о признаках предметов. Знакомство с такими понятиями как больше, меньше, толще, тоньше, выше, короче. | Практическая работа, игра. | Презентация, конструктор LEGO, набор пластин и кирпичиков. |
3.4 | Счет и десятки. | Формирование представления о составе числа, знакомство с принципом сложения и вычитания. | Беседа. Практическая работа, игра. | Беседа. Практическая работа. |
3.5 | Чередование и ритм. | Знакомство с понятием «ритм», что позволит продолжить рисунок заданный педагогом. Игра «Продолжи ряд» - игра в парах по заданной педагогом последовательности. | Беседа. Практическая работа, игра. | Карточки с изображением последовательностей, конструктор LEGO. |
3.6 | Геометрические фигуры. | Знакомство детей с плоскими геометрическими фигурами и объемными телами. Научить строить с учетом всех основных правил конструирования. | Беседа. Практическая работа. | Презентация, образцы, конструктор LEGO. |
3.7 | Лабиринты. | Знакомство с понятием «лабиринт». История возникновения лабиринтов. Методы его постройки. | Беседа. Практическая работа. | Схемы лабиринтов, конструктор LEGO. |
IV. «Животный и растительный мир» | ||||
4.1 | Домашние животные. | Закрепление знаний о видах животных. Знакомство с постройкой плоскостных и объемных моделей животных по образцу и собственному замыслу. Создание LEGO-фермы. | Беседа. Практическая работа. | Презентация, конструктор LEGO, набор пластин и деталей. |
4.2 | Дикие животные. | Конструирование моделей животных пустынь, степей, лесов. Моделирование по заданию. Работа по технологическим картам. Создание зоопарка. | Практическая работа. | Презентация, конструктор LEGO, набор пластин и деталей. Карточки со схемами. |
4.3 | Подводный мир. | Животные подводного мира. Знакомство с постройкой плоскостных и объемных моделей животных по образцу и собственному замыслу. Изготовление аквариума. | Практическая работа. | Презентация, конструктор LEGO, набор пластин и деталей. |
4.4 | Цветы. | Подарок маме. Изготовление цветочной композиции на плоскости и конструирование объемных цветов. | Практическая работа. | Презентация, конструктор LEGO, набор пластин и деталей. |
V. «Человек» | ||||
5.1 | Модель человека. | Формирование умения строить фигуру человека: женскую, мужскую. Постройка фигуры человека с соблюдением пропорций тела. | Беседа. Практическая работа. | Презентация, образцы, конструктор LEGO. |
5.2. | Человек и его профессии. | Закрепление знаний о различных профессиях. Постройка модели человека с атрибутами его профессии. Научить выделять главный предмет, определяющий профессию и уметь его моделировать. | Беседа. Практическая работа. | Карточки со схемами, образцы, конструктор LEGO. |
5.3. | LEGO-спорт. | Закрепление знаний о видах спорта. Конструирование моделей людей в зависимости от вида спорта. Способы конструирования спортсменов. | Практическая работа. | Презентация, карточки со схемами, образцы, конструктор LEGO |
VI. «Архитектура и мосты» | ||||
6.1. | История архитектуры. Крепости. Арки. Ворота. | Знакомство с такими понятиями как архитектура, архитектор, с особенностями архитектурных сооружений давних времен. Конструирование замков. Изучение особенности постройки типовых строений средних веков. Закрепить знания о принципах постройки зданий. | Беседа. Практическая работа. | Презентация, конструктор LEGO, набор пластин и деталей, карточки со схемами. |
6.2. | Крыши и навесы. Типы крыш. | Знакомство с различными типами крыш. Способы и материалы для перекрытия крыш. Изучение различные виды крыш, знать - какими видами кирпичей можно перекрыть крыши, способы кладки прочных крыш. | Практическая работа. | Презентация, конструктор LEGO, набор пластин и деталей, карточки со схемами. |
6.3. | Строительство модели загородного дома с приусадебным участком. | Постройка дома с участком с использованием схемы размещения построек. Умение ориентироваться в схеме, на которой изображен план участка, и располагать постройки с учетом этого плана. | Практическая работа. | Презентация, конструктор LEGO, набор пластин и деталей, карточки со схемами. |
6.4 | Конструирование современного городского многоэтажного дома. | Постройка современных многоэтажных домов. Выполнение коллективной работы «Мой город». Умение строить дома по собственному замыслу с учетом всех правил постройки зданий. Строить дома в зависимости от их назначения. | Практическая работа. | Презентация, конструктор LEGO, набор пластин и деталей, карточки со схемами. |
6.5 | Конструирование мостов. | Изучение различных типов мостов и их постройка. Умение отличать различные типы мостов: балочные, арочные, разводные, путепроводы, виадуки. Умение строить мосты с учетом их особенностей. | Беседа. Практическая работа. | Презентация, конструктор LEGO, набор пластин и деталей, карточки со схемами. |
VII. «Интерьер и мебель» | ||||
7.1 | Типы мебели. Конструирование различной корпусной мебели. | Повторение понятия, что такое мебель. Как с помощью конструктора можно сделать ее. Изучение видов мебели и способы их постройки. | Беседа. Практическая работа. | Презентация, конструктор LEGO, набор пластин и деталей, карточки со схемами. |
7.2 | Интерьер. | Закрепление знаний о видах жилых помещений в квартире. Умение строить квартиру по схеме и собственному замыслу. Знание отличия различных видов помещений в квартире и их назначения. | Практическая работа. | Презентация, конструктор LEGO, набор пластин и деталей, карточки со схемами. |
VIII. «Техника и транспорт» | ||||
8.1 | Городской транспорт. | Закрепление знаний о видах городского транспорта, его назначении. Конструирование транспортного средства по схемам и образцам. Постройка объемных и плоскостных работ. Постройка дорог, светофоров и дорожных знаков. Повторение правил дорожного движения. | Беседа. Практическая работа. | Презентация, конструктор LEGO, набор пластин и деталей, карточки со схемами. |
8.2 | Специальный транспорт и техника. | Знание видов специальной техники. Моделирование машины-помощника по схеме и образцу. | Практическая работа. | Презентация, конструктор LEGO, набор пластин и деталей, карточки со схемами. |
8.3 | Воздушный транспорт. | История авиации. Изучение моделей самолетов, вертолетов, космической техники. Умение строить воздушную технику по схемам и образцу. | Беседа. Практическая работа. | Презентация, конструктор LEGO, набор пластин и деталей, карточки со схемами. |
8.4 | Водный транспорт. | История водного транспорта, его виды. Конструирование различных видов водного транспорта. Постройка объемных и плоскостных работ. Умение строить модели по образцу, схемам и собственному замыслу. | Беседа. Практическая работа. | Презентация, конструктор LEGO, набор пластин и деталей, карточки со схемами. |
IX. «Мир сказок» | ||||
9.1 | Мои любимые сказки. | Русские народные сказки. Сказки русских и зарубежных писателей. Любимые сказочные герои. Умение строить различных персонажей из сказок, оформление сцены. Умение инсценировать сказки, используя собранные модели. | Беседа. Практическая работа. | Презентация, конструктор LEGO, набор пластин и деталей, карточки со схемами. |
X. Самоподготовка |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основные формы занятий и приемы работы с обучающимися.
- Беседа
- Познавательная игра
- Задание по образцу
- По технологическим картам
- Творческое моделирование
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами
работы в зависимости от набора конструктора (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие по схеме – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы конструирования по образцу, схеме.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе по схеме; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над моделированием по определенной теме. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-проект – обучающиеся получают полную свободу в выборе направления работы, ограниченной определенной тематикой. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, выражает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ и презентаций их отбора и подготовки к отчетным выставкам, фестивалям.
Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.
Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Все занятия проходят в группах с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Педагог подходит к каждому ребенку, разъясняет непонятное.
Самостоятельная работа выполняется обучающимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук. В середине занятия проводится физминутка для снятия локального и общего утомления. Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.
Учебно-методические средства обучения
1. Учебно-наглядные пособия:
- схемы, образцы и модели;
- иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов;
- мультимедийное сопровождение по темам курса.
2. Оборудование:
- тематические наборы конструктора Лего;
- компьютер.
Оценочные материалы
Критерии оценки результативности определяются на основании содержания образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.
- Побуждение:
- интерес к данному виду деятельности.
- Знание представления:
- название цвета детали;
- название формы детали.
- Умения:
- группировка деталей по цвету, по форме;
- скрепление деталей разными способами;
- работа по объемному образцу, по образцу, изображенному на картинке, используя пошаговую схему (технологические карты), по инструкции;
- анализ постройки, выделяя части целого;
- план предстоящей постройки;
- построение элементарных построек по творческому замыслу;
- работа в паре, в группе;
- составление рассказа о постройке, используя технологию моделирования (мнемосхемы);
- обыгрывание постройки.
- Итоговый мониторинг результатов – это индивидуальная творческая работа (создание, презентация собственной модели).
Список литературы
1. Нормативно-правовые документы
1. Конституция РФ.
2. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 3124-Ф3 (в редакции от 21.12.2004) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 №27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03»
6. Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»
7. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2006т№06-1844//Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
2. Основная литература
1. Варяхова Т.Л. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
2. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013. – 56 с.
3. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001. - 32 с.
4. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. - 49 с.
5. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
6. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.
7. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 104 с.
8. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду. Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011. - 101 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 3-4 лет
Развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования....
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 6-7 лет
Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ре...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Лего-конструирование в детском саду"
1.Раздел. Комплекс основных характеристик программы1.1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачи программы1.3. Содержание программы1.4. Планируемые результаты2. Комплекс организационно-педагогических у...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "ЛЕГО-мастер" для детей 5-7 лет.
Рабочая программа для детского объединения технической направленности "ЛЕГО-мастер"...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности « Лего – конструирование »
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности« Лего – конструирование » Возврат обучающихся 4-5 летСрок реализации 1 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Де...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Лего-техник»
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей....