ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Лего-конструирование»
методическая разработка по конструированию, ручному труду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lego_konstruirovanie_e.a._dvoretskih.docx | 47.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образованием Качканарского городского округа
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Звездочка» комбинированного вида
ПРИНЯТО: Педагогическим советом МДОУ-детский сад «Звездочка» протокол от 28.06.2019 №1 | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МДОУ-детский сад «Звездочка» _______ Е.Ю. Рябова Приказ от 01.07.2019 №83 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Лего-конструирование»
срок реализации программы – 1 год,
Автор – составитель: Елена Александровна Дворецких
Город Качканар, 2019
Оглавление:
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы».
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Содержание программы.
1.3. Планируемые результаты.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий».
2.1. Календарный учебный график.
2.2. Условия реализации программы.
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы.
2.5. Методические материалы.
2.6. Список литературы.
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы».
1.1. Пояснительная записка.
Программа технической направленности.
Актуальность программы: Деятельность – это первое условие развития у ребенка дошкольного возраста познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.
Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.
Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук.
Занятия по программе «Начальное техническое моделирование» (Лего-конструирование) положат начало формированию у детей целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, а также творческих способностей. Реализация данного проекта позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит активный словарь.
Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с дошкольниками разного возраста и различных образовательных возможностей.
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Данная дополнительная образовательная программа имеет научно-техническую направленность и рассчитана на обучающихся 5-6-летнего возраста.
Для детей дошкольного возраста в образовательном процессе необходимы игровые формы обучения.
Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.
Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей дошкольников за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Для программы «Начальное техническое моделирование» не предусмотрено жесткое разделение учебного времени и фиксированного порядка прохождения тем: эту задачу педагог решает сам, сообразно условиям образовательного учреждения и образовательными возможностями воспитанников.
Конструирование выполняется дошкольниками в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой.
Можно различить три основных вида конструирования:
- по образцу
- по условиям
- по замыслу
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р на современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:
создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся научно-техническим творчеством;
формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
Цель:
Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО -конструированием.
Задачи:
Обучающие:
- содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
- создать условия для овладения основами конструирования;
- способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
Развивающие:
- создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
- способствовать развитию творческой активности ребёнка;
- способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
Воспитательные:
- содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
- содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
- создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей.
Продолжает развиваться образное мышление. Формируются:
- схематизированные представления, возникающие в процессе наглядного моделирования;
- комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты;
- представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений).
Продолжают совершенствоваться обобщения, что является словесно-логического мышления. Дети группируют объекты по двум признакам, которые могут изменяться. Дети способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса: занятия проходят в соответствии учебным планом в сформированных в группы воспитанников одного возраста в групповой, подгрупповой и индивидуальной форме, состав группы постоянный.
Общее количество часов в год: (36 часов). Занятия проходят 1 раз в неделю по 20 минут каждое занятие.
1.2. Содержание программы.
Содержание программы представлено в учебном и учебно-тематическом планах.
Учебный план
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Сооружения | 5 | 2 | 3 | выставка |
2 | Обитатели водоемов | 4 | 2 | 2 | фото выставка |
3 | Русская изба | 5 | 2 | 3 | выставка |
4 | Ферма | 3 | 1 | 2 | презентация |
5 | Помощники человека | 5 | 2 | 3 | представление на конкурсе |
6 | Дикие животные | 4 | 2 | 2 | фото выставка |
7 | Транспорт | 5 | 2 | 3 | представление на конкурсе |
8 | Профессии | 5 | 2 | 3 | выставка |
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема. | Программное содержание | Форма занятия |
1 | Конструирование по замыслу | Закреплять навыки, полученные в средней группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | индивидуальная |
2 | Башня | Закреплять навыки, полученные в средней группе, и приемы построек снизу вверх. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору | индивидуальная |
3 | Строим лес
| Закреплять умение строить лесные деревья. Учить отличать деревья друг от друга. Закреплять названия деталей, цвет | групповая |
4 | Мостик
| Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга | групповая |
5 | Веселые утята
| Разучивать стихотворения про утят. Учить строить утят, используя различные детали | индивидуально-групповая |
6 | Красивые рыбки
| Уточнять и расширять представления о рыбах. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Учить строить морских обитателей | групповая |
7 | Гусенок | Учить строить из конструктора гусенка | групповая |
8 | Конструирование по замыслу
| Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | индивидуальная |
9 | Лесной домик
| Учить строить дом. Распределять детали лего-конструктора правильно. Развивать творческое воображение, навыки конструирования | индивидуально-групповая |
10 | Мебель
| Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец | групповая |
11 | Русская печь
| Рассказать о русской печке. Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора | групповая |
12 | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | индивидуальная |
13 | Загон для коров н лошадей | Учить строить загоны по условиям. Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику рук | индивидуально-групповая |
14 | Грузовик | Учить строить различные машины, используя детали лего-конструктора | групповая |
15 | Дом фермера | Учить строить большой дом для фермера. Развивать фантазию, творчество. Учить доводить начатое дело до конца | групповая |
16 | Знакомство со светофором | Учить слушать сказку. Рассказать о светофоре. Закреплять навыки конструирования | групповая |
17 | Продолжение знакомства со светофором | Продолжать знакомить со светофором. Учить Правила дорожного движения. Строить проезжую часть и надземный переход | индивидуально-групповая |
18 | Робот | Познакомить с игрушкой робот. Учить строить из лего-конструктора | групповая |
19 | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание | индивидуальная |
20 | Мы едем в зоопарк | Учить отличать хищников от травоядных животных | групповая |
21 | Слон | Учить строить слона. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка | групповая |
22 | Обезьяна | Учить строить обезьяну. Продолжать знакомить с обита телями зоопарка | групповая |
23 | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | индивидуальная |
24 | Ракета, космонавты | Рассказать о космических ракетах и космонавтах. Учить строить ракету и космонавтов | групповая |
25 | Грузовая машина с прицепом | Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить ее элементы с частями предмета | индивидуально-групповая |
26 | Корабли | Дать обобщенное представление о кораблях. Учить способам конструирования. Закреплять имеющиеся навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек | индивидуально-групповая |
27 | Поезд | Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными частями поезда. Развивать фантазию, воображение | групповая |
28 | Разные профессии | Рассказать о некоторых профессиях (фермер, доярка, повар, водитель) | групповая |
29 | Пожарная машина | Рассказать о работниках пожарной части. Учить строить из конструктора пожарную часть и пожарную машину. Развивать творчество и логическое мышление. | индивидуально-групповая |
30 | Самолёт
| Рассказать о профессии летчика. Учить строить самолет, выделяя функциональные части. | индивидуально-групповая |
31 | Конструирование по замыслу, итог. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | индивидуальная |
1.3. Планируемые результаты.
В результате освоения программы детей дошкольного возраста должны
знать:
- основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);
- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
- виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
уметь:
- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
- конструировать по образцу;
- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы и контроля деятельности являются участие детей в проектной деятельности и в выставках творческих работ.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий».
2.1. Календарный учебный график.
N п/п | Месяц | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 25 | индивидуально-групповая | 5 | Сооружения | Лего кабинет | выставка |
2 | октябрь | 25 | индивидуально-групповая | 4 | Обитатели водоемов | Лего кабинет | фото выставка |
3 | ноябрь | 25 | индивидуально-групповая | 5 | Русская изба | Лего кабинет | выставка |
4 | декабрь | 25 | индивидуально-групповая | 3 | Ферма | Лего кабинет | презентация |
5 | январь - февраль | 25 | индивидуально-групповая | 5 | Помощники человека | Лего кабинет | представление на конкурсе |
6 | март | 25 | индивидуально-групповая | 4 | Дикие животные | Лего кабинет | фото выставка |
7 | апрель | 25 | индивидуально-групповая | 5 | Транспорт | Лего кабинет | представление на конкурсе |
8 | май | 25 | индивидуально-групповая | 5 | Профессии | Лего кабинет | выставка |
2.2. Условия реализации программы.
- материально-техническое обеспечение – дети занимаются в отдельном кабинете, в котором есть стол для Лего-конструирования и конструкторы
- «Первые конструкции» 9660– 1 шт.
- «Первые механизмы» 9656 - 3 шт.
- «Построй свою историю» 45100 - 1 шт.
- «ПервоРобот» 9580 - 5 шт.
- «Набор ресурсный LEGO» 9585 – 3 шт.
- «Экспериментальный набор с трубами» 9076 – 1 шт.
- «Кирпичики для творческих занятий DUPLO» 45019 – 1 шт.
- «Моя первая история DUPLO» 45005 – 2 шт.
- информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники;
- кадровое обеспечение – руководитель кружка воспитатель высшей квалификационной категории, имеет высшее педагогическое образование, в 2018-2019 уч. году прошла профессиональную переподготовку «Педагогическая деятельность в сфере ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
2.3. Формы аттестации.
− Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический отчет – презентация на общеродительском собрании и педагогическом совете, грамоты воспитанников индивидуальные и групповые, журнал посещаемости, методическая разработка, фото.
− Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, демонстрация моделей, открытое занятие.
2.4. Оценочные материалы.
Мониторинг
развития у детей знаний и умений связанных с начальным техническим моделированием
Показатели и критерии | Методы отслеживания |
1. Умеет подбирать необходимые детали (по форме и цвету) | Наблюдение в процессе образовательной деятельности |
2. Умеет проектировать по образцу | Наблюдение в процессе образовательной деятельности |
3.Умеет конструировать по пошаговой схеме | Наблюдение в процессе образовательной деятельности |
+ сформировано
- не сформировано или частично сформировано
2.4. Методические материалы.
− особенности организации образовательного процесса – очно;
− методы обучения
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный | Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
− формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; категории обучающихся – дети дошкольного возраста;
− формы организации учебного занятия –
1.Проектная деятельность.
2. Выставка творческих работ.
3.Родительские собрания:
Тема №1.
Знакомство родителей с Лего-конструированием и его ролью в развитие у детей способностей к техническому творчеству.
Тема №2.
Отчет о реализации дополнительной образовательной программы через:
-мультимедийное представление;
- публикацию фотоотчета на сайте МДОУ - детский сад «Звездочка».
− педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности.
− алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов;
− дидактические материалы – раздаточные материалы, схемы построек, образцы изделий.
2.6. Список литературы.
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
- Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
- Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
- Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
- Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» для детей 5 - 7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО для дошкольников» - это пространственная система познаний окружающего мира....
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Лего-конструирование в детском саду"
1.Раздел. Комплекс основных характеристик программы1.1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачи программы1.3. Содержание программы1.4. Планируемые результаты2. Комплекс организационно-педагогических у...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности « Лего – конструирование »
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности« Лего – конструирование » Возврат обучающихся 4-5 летСрок реализации 1 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Де...
Рабочая программа (модуль) дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Роботенок» для детей от 5 до 7 лет
Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли...
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Лего - конструирование»
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Лего - конструирование»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Лего-конструирование»
Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантаз...