Квест-игра по финансовой грамотности
план-конспект занятия (старшая группа)

Семенова Татьяна Алексеевна

Квест-игра по финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-kvest_po_finansovoy_gramotnosti.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Медвежье-Озёрская средняя общеобразовательная школа №19

имени Героя Российской Федерации О.Г. Ильина

городского округа Щелково

структурное подразделение детский сад «Солнечный зайчик»          

               

Игра-квест по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Что? Где? Почем?».

             

         

                               

                                                      Воспитатель:

                                                        Семенова Т.А.

                                                         

                                                               

г.о. Щёлково

 2023 уч. год

Игра-квест по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Что? Где? Почем?».

Цель: Содействовать финансовому просвещению детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные: Закреплять знания детей о профессиях; расширять знания о деньгах, об их назначении; закреплять понимание того, что у каждой семьи есть свой семейный бюджет (доход и расход), а также сущность понятий «монета», «банкнота»; активизировать словарный запас, расширять кругозор.

Развивающие: развивать познавательные процессы: внимание, мышление, память, воображение, речь; развивать экономическое, логическое мышление. Воспитательные: воспитывать любознательность, аккуратность, бережное отношение к деньгам, уважение к труду взрослых.  

Материалы к игре: карточки «Профессии», детские деньги, 2 кошелька, листы бумаги А-4, цветные карандаши, пластилин, конструкторы «Лего», бросовый материал, клей, макеты «Банк», «Магазин игрушек», мяч, мешочек с бочонками.

Время игровой деятельности: 30- 40 мин.

Предварительная работа: беседы с детьми о том, что такое бюджет, доходы, расходы, элементарные понятия экономии, посещение с родителями магазинов, рынка, сюжетно-ролевая игра «Магазин», изготовление товара (овощей), д/и «Совместные покупки, разработка сценария коллективной игры, атрибуты, раздаточный материал. Оформление игрового места. Методические рекомендации организаторам игры: Участники делятся на 2 команды по 7-8 человек (участники- дети одного возраста). Команды располагаются за рабочими столами. Цель для команд – за определённый промежуток времени (30 мин.) набрать как можно больше игровых баллов (денег) и пройти все этапы игрового сюжета.

Игра состоит из 5 этапов:

 I. «Финансовый бурелом» (Заработай умом!)

II. «Профессии» (Выбери и обучись).

III. «Банк» (Выгодно вложи!)

IV. «Счастливый случай» (выигрыш в лотерею)

V. «Бюджет» (Потрать с умом!) В завершении конкурсной программы, обе команды отправляются в магазин и сами распоряжаются своими денежными средствами (участники сами решают, приобрести командную покупку, либо разделить заработанную сумму между участниками команды и купить какой- либо товар каждым игроком). Каждую команду сопровождает взрослый. Ожидаемый результат: в результате квест - игры, дети закрепляют полученные ранее знания в области финансов, приобретают умения зарабатывания денег, рационального распределения своих доходов, навыки командной игры в условиях соревнования.

                                                    Ход игры:

Ведущий: Дети, я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру - «Что? Где? Почем?», она напоминает веселые и увлекательные телевизионные игры КВН и «Что? Где? Когда?». Для игры нужно разбиться на две команды, выбрать капитана и назвать свои команды. Помните: капитан должен быть самым внимательным, находчивым и сообразительным. Дети разбиваются на две команды (подбрасывают монетку и делятся по принципу «орел» или «решка»), выбирают капитана и название.

Ведущий: Команды, поприветствуйте друг друга и гостей.

Ведущий: Представляю вам жюри, которое будет «платить» вам за выполненные вами задания. Сегодня я предлагаю вам самим заработать деньги. А как можно их заработать? Сегодня я предлагаю вам 4 варианта для вашего заработка - это 4 станции:

1. «Финансовый бурелом» (Заработай умом!)

2.«Профессии» (Выбери и обучись)

3. «Банк» (Выгодно вложи!)

4.«Счастливый случай» (Выигрыш в лотерею)

Вы должны пройти эти 4 этапа по заданному маршруту, а на 5 этапе - «Бюджет» (Потрать с умом!) вы сможете потратить ваши заработанные деньги. Сейчас вы будете работать командой и поэтому сейчас капитаны команд получат путевые листы. Вы должны успеть пройти все задания в течение 30 минут и заработать максимальную сумму денег. На каждой станции вы будете зарабатывать деньги. По истечении времени, 30 мин., обе команды должны прибыть на станцию «Бюджет», где вы сами распорядитесь своими заработанными денежными средствами. Итак, начинаем нашу игру! Дети следуют по своим путевым листам в сопровождении взрослого. Задания по станциям.

1 станция: «Финансовый бурелом». (Вопросы на закрепление изученного материала). За каждый правильный ответ команда получает 1 руб. Итак, начинаем:

1. Зачем люди ходят на работу? (чтобы зарабатывать деньги).

2. Для чего нужны деньги? (для покупок, для оплаты за квартиру, телефон, поездку, на продукты и т.д.)

3. Что такое профессия? (Главная работа человека, которой надо специально учиться, чтобы устроиться на работу).

4. Где учат профессиям? (Институт, училище, колледж, академия, лицей, техникум, университет).

5.Что такое зарплата? (Деньги, которые получают люди за выполненную работу).

6. Что такое доход семьи? (Все деньги, которые получают все члены семьи).

7. Что такое расход? (Деньги, потраченные на какие–нибудь нужды, потребности).

8. Как называются иностранные деньги? (Валюта).

9. Можно ли в чужой стране платить деньгами своей страны? (Нельзя). Где их обменивают? (В банке).

10. Когда мы получаем деньги, то это как называется? (доход)

11. А когда тратим? (расход)

12. Как называются бумажные деньги? (Купюры).

12. Как называются металлические деньги? (Монеты).

13. Где впервые появились бумажные деньги? (в Китае)

Ведущий: Вы справились заданием. Молодцы! А пока жюри считает ваш заработок, мы поиграем в игру «Доходы и расходы». Я буду называть действие и бросать мяч, а вы должны назвать, доход это или расход.

- Папа получил зарплату – доход.

- Заболела бабушка – расход.

- Мама выиграла приз – доход.

- Сестра потеряла кошелек – расход.

- Заплатили за квартиру – расход.

- Сын получил стипендию – доход.

- Купили телевизор – расход.

- Бабушка продала пирожки – доход.

- Брат порвал куртку – расход.

- Купили путевку на море – расход.

- Выиграли в лотерею – доход.

- Мама купила продукты.

Ведущий: Молодцы! Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? Почему? Как нужно относиться к деньгам? (бережно).

Жюри объявляет, сколько «заработала денег» команда и капитану выдаются выигранные «деньги» (итого, команда на этом этапе может заработать 13 руб).

2 станция - «Профессии – выбери и обучись».

Детям предлагается выбрать одну из профессий и каждый ребенок должен по выбору произвести какой- то продукт по данному направлению. Предлагаются профессии: кондитер, художник, конструктор и «самоделкин». Выбрав профессию кондитера, дети должны слепить из пластилина какое- либо кондитерское изделие. Выбрав профессию художника - нарисовать картину. Если выбрали профессию конструктора, то нужно соорудить какую- нибудь постройку. А «самоделкины» могут собрать фантастическую модель из бросового материала. (Все атрибуты предлагаются детям на их выбор) Жюри оценивает каждое изделие по 5- бальной системе. Критерии оценивания: аккуратность, оригинальность, эстетичность, сложность выполнения.

Пока жюри подсчитывает результат, дети играют в игру: «Профессия. Кто что делает?».  Детям предлагаются картинки с людьми разных профессий.

Ведущий: Скажите, человек какой профессии изображён на картинке, и что он производит? (строитель строит дома, доктор лечит больных, швея шьет одежду, продавец продает товар, водитель возит грузы, горняк добывает руду и т.д.) (На этом этапе команда из 8 чел. может заработать 40 руб.).

Ведущий: Молодцы! А теперь давайте мы с вами немножко отдохнём.

ФИЗМИНУТКА:

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать. (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже. (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)

Отдохнули? Молодцы! Продолжаем!

3. Этап - «Банк» (Выгодно вложи). 

Ведущий. Дети, вы знаете, где можно хранить деньги? (Ответы детей). Оказывается, что можно деньги не просто копить в копилке, но и преумножать. Для этого деньги можно положить в банк. Для вас там создают специальный счет, на котором будут находиться ваши деньги. Депозит – это банковский вклад, то есть сумма денег, которую вы храните в банке с целью получения дохода в виде процентов. И за то, что вы принесли свои сбережения, через определенный промежуток времени, банк добавляет к ним ещё какую-то сумму денег, то есть начисляет проценты. Я вам предлагаю вложить в банк ваши заработанные деньги, чтобы через какое-то время вы смогли получить небольшую прибыль. Я вам предлагаю 3 варианта: если вы положите деньги на 1 минуту, то к вашей сумме добавится 1 руб., на 2 мин.-добавится 2 руб., на 3 мин.-3 рубля и т.д.. Но, за выбранное вами время вы будете решать задачки, и можете еще подзаработать. За каждую правильно решенную задачку вы получите по 1 баллу, т.е. 1 рублю.

Итак, задачи на логическое мышление:

1. Заяц приготовил к ужину 23 морковки. Все морковки съели, кроме пяти. Сколько морковок осталось? (5).

2. На грядке сидят 5 воробьев. К ним прилетели еще 2. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (Нисколько, остальные улетели).

3. Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись. И вместе все в него впряглись. Сколько героев в басне? Сколько в басне рыб? (3,1).

5. Когда цапля стоит на одной ноге, она весит 6 кг. Сколько будет она весить, если встанет на обе ноги? (Ее вес не изменится).

6. Росли 2 вербы. На каждой вербе по 2 груши. Сколько всего груш? (На вербе груши не растут).

7. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна – Маша).

8. На груше росло 10 груш, а на иве на 2 меньше. Сколько груш на иве? (на иве груши не растут).

9. На столе стояло 3 стакана сока. Костя выпил один стакан сока. Сколько стаканов осталось? (3).

Ведущий: Молодцы, дети. Вам было непросто, но вы справились с заданием. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Дополни фразу».

Игра: «Дополни фразу»:

Я начну фразу, а вы дополните:

- Монета круглая, а банкнота… (прямоугольная).

- Банкнота бумажная, а монета …(железная, медная, металлическая).

- Монета металлическая, а банкнота… (бумажная).

- Монета звенит, а банкнота…. (шуршит, шелестит).

- Монеты тяжелые, а купюры… (легкие).

4 этап - «Счастливый случай».

Ведущий: Если вы хотите испытать себя на удачу, то предлагаю вам сыграть в лотерею. Для этого каждый из вас с закрытыми глазами должен достать из мешочка один бочонок (из киндер-сюрприза). В мешочке лежат 20 бочонков и только в двух из них находятся призы – 5 и 10 руб. Если эти бочонки достанет один из участников какой-либо команды, то ваш заработок увеличится на 5 или 10 рублей! Дети по одному достают бочонки из мешочка. Прибавляем выигрыш в копилку команды.

Разминка «Пальчиковая гимнастика»:

Будем денежки считать, 1, 2, 3, 4, 5 (сгибаем и разгибаем пальцы рук);

1 и 2 оплатим дом, дом в котором мы живем (отгибаем мизинец и безымянный);

Третья монетка одежду купить (отгибаем средний палец);

На четвертую монетку, будем есть и пить (отгибаем указательный палец);

Ну а пятую пока спрячем в донце кошелька (прячем большой палец в кулак). Для чего спрячем деньги в донце кошелька?

Как хранить деньги без копилки? Ответ детей (положить в банк).

Все, кто хранит деньги в банке, получают доход по процентам, начисленным банком по денежному вкладу. Банки не только хранят деньги, но и платят небольшой процент. Это тоже будет доход.

Ведущий: А сейчас я предлагаю вам поиграть: я буду называть слова – если это можно купить – хлопайте, нельзя – топайте.

Общая игра «Что нельзя купить за деньги»: Книга, конфеты, ум, машина, планшет, вежливость, компьютер, семья, здоровье, дружба.

То, чего нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.

5 этап- «Бюджет» (Потрать с умом):

Ведущий: Мы с вами заработали за свой труд деньги, мы их приумножили и настала пора их потратить. Надо рассчитать бюджет. Вспомните, что такое бюджет? (Ответы детей).

Ведущий: Бюджет – это подсчет доходов и расходов. Перед вами магазин «Детский мир», в котором вы можете на заработанную командой сумму купить предложенный товар (это могут быть настольные игры, канцтовары, игрушки и сладости) Ведущий предлагает командам решить, как бы они поступили с деньгами: поделят их поровну, или дети примут какое – либо другое решение. Ведущий поощряет детей за самостоятельное, справедливое решение. Проводится сюжетно-ролевая игра «Магазин» (в роли продавца- ведущий). Дети на заработанные деньги приобретают товар.

Заключительная часть.

Ведущий: Молодцы, дети, вы справились со всеми испытаниями! Сегодня вы были одной сплоченной командой, и мне очень понравилось, что вы вместе принимали решения, были дружными, умели договариваться между собой, и выполнили все задания в условиях соревнования. А вам понравилась сегодня наша квест-игра? Что нового и интересного вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий квест-игры по формированию финансовой грамотности "Как Лисица Зайчишку обманула"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №3 "РАДУГА" ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ676290, г. Тында Амурской области, ул. Красная Пресня д.12 (корпус 1)...

Квест-игра по формированию финансовой грамотности. «КАК ЛИСИЦА ЗАЙЧИШКУ ОБМАНУЛА».

Задачи: 1. Воспитывать чувство сопереживания, учить заступаться за слабых, бороться с несправедливостью;2. Познакомить детей с новыми понятием (экономия) наглядно показать, как пользоваться.3. Познако...

Квест- игра "Знатоки" по финансовой грамотности в старшей группе

Квест - игра «Знатоки» по финансовой грамотности. Старшая группа.Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность.Задачи: Образовательные:...

Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования "Три копейки – это много?"

расширить знания дошкольников по финансовой грамотности;раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»; наличные и безналич...

КВЕСТ- ИГРА для педагогов «Финансовая грамотность»

Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т. д....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ КВЕСТ-ИГРЫ ПО ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ В СТРАНЕ СМЕШАРИКОВ»

Цель этого занятия – развитие элементарных экономических представлений при помощи игровых ситуаций.Задачи:1. Закреплять знания детей о профессиях, трудовых действиях, о результатах труда че...

Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования

laquo;Можно смотреть на деньги свысока,но ни в коем случае нельзя упускать их из виду». А. ПревоФинансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравни...