Информационно-практический проект "СемьЯ"
методическая разработка (старшая группа)
формирование осознанного понимания значимости семьи в жизни ребенка, расширение представлений о своей семье, родословной, семейных традициях через проектную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 119.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Тема: «СемьЯ»
Тип: Информационно-практическо-ориентированный.
Краткосрочный (1 неделя)
Возраст участников: дети 4-5 лет
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.
Актуальность: Семья –это самое дорогое, что есть у человека. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколение, это греет нас своей добротой и бескорыстностью и помогает идти дальше. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. Семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. В Семейном кодексе говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Там, где родители в семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых.
Проблема: Не все дети знают, как зовут их родителей, бабушек, дедушек. Не могут назвать их по имени-отчеству, сказать, где и кем они работают. Не знают о существовании семейных традиций, праздников. У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье.
Цель проекта: формирование осознанного понимания значимости семьи в жизни ребенка, расширение представлений о своей семье, родословной, семейных традициях.
Задачи:
- Формировать у детей представление о семье, ее членах, родственных отношениях.
- Расширять знания детей о ближнем окружении, о нравственном отношении к семейным традициям, учить разбираться в родственных связях.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада, а также сохранению и укреплению семейных ценностей
- Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
1 этап. Подготовительный.
Опрос детей «Что я знаю о семье?» Выявление у детей первоначальных знаний о семье, семейных традициях и устоях.
Домашнее задание для детей и родителей – совместное изготовление аппликации «Семейный паровозик», подбор фотографий для оформления фотовыставки «Моя семья».
2 этап. Основной.
Беседа с детьми на тему: «Что я знаю о семье?», «С кем я живу», «Выходной день в моей семье», «Моя бабушка», «Знакомство с профессиями родителей
«Праздники в моей семье», «Как я помогаю родителям», «Безопасность в доме»,
«Назови по имени всех в своей семье», «В каких совместных делах с родителями ты участвуешь?», «Какие передачи вы смотрите всей семьей по телевизору?», «Как заботятся в вашей семье друг о друге?», «Я у бабушки в гостях».
Чтение художественной литературы: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», А.Барто «Было у бабушки 40 внучат», Е.Благинина «Посидим в тишине», А.Усачев «Жили-были, ежики», М.Матвеева «Синяя чашка», К.Паустовский «Теплый хлеб», С.Маршак «Сказка об умном мышонке», В.Катаев «Цветик-Семицветик», Е.Пермяк «Мамина работа», Л.Толстой «Старый дед и внучек», А.Барто «Как Вовка бабушек выручил», А Барто «Помощница», А.Барто «Бабушка», З.Александрова «Посидим в тишине».
Сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «День рождение у мамы», «Сестра гуляет с младшим братом», «Путешествие всей семьей», «Уборка в квартире».
Дидактические игры: «Собери портрет», «Составь семью из фигурок», «Кто старше?», «Кто младше?», «Чудесный мешочек», «Назови по имени», «Доскажи словечко», «Закончи предложение», «Клубочек волшебных слов», «Один – много», «Назови ласково»
Подвижные игры: «Найди свой домик», «Мяч соседу», «Ровным кругом», «Совушка», «Семья медведей», «Кошкин хвост», «Не боюсь мяча», «Ручеек», «Пирог»
Пальчиковые игры: «Оладушки у бабушки», «Братья», «Моя семья», «Маме надо отдыхать», «Дом для семьи», «Наша группа», «Как у нас семья большая», «Наша квартира»
Артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье», «Блинчики», «Месим тесто»
Непосредственно образовательная деятельность.
НОД по социально-коммуникативному развитию
Тема: «Моя семья»
Цель: Формирование у детей представлений о семье, ее членах
Задачи:
Образовательные:
Закреплять у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье.
Учить составлять рассказ о членах семьи.
Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов, уменьшительно-ласкательных существительных.
Развивающие:
Продолжать развивать свободное общение с взрослыми и детьми.
Способствовать совершенствованию диалогической речи: умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их.
Развивать умение выразительно читать стихотворение
Воспитательные:
Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.
Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь и уважение ко всем членам семьи.
НОД по социально-коммуникативному развитию
Тема: «Заучивание наизусть стихотворения А.Барто «Девочка-ревушка»
Цель: Активизировать в речи детей слова: ревушка, заливается, крыльцо. Учить детей замечать, как изменился внешний вид девочки от того, что она все время плакала: стала ли она красивее и опрятнее.
Учить детей называть свое имя в уменьшительно-ласкательной форме. Дидактическая игра: «Кто в домике живет?». Проговаривание чистоговорок со звуком «с». Чтение обратных слогов с известными детям буквами.
НОД по познавательному развитию.
Тема: «Моя семья»
Цель: формирование у детей правильного представления о семье.
Задачи:
Образовательные:
- формировать уважительное отношение детей к своим родителям и родителей к своим детям;
- учить называть свое имя, фамилию, своих родственников (мамы, папы, бабушки, и дедушки);
- дать представление о семье, как о людях, которые любят и заботятся друг о друге.
Развивающие:
- способствовать умению составлять рассказы;
- развивать творческие способности детей;
- побуждать детей к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки);
- совершенствовать умения согласовывать существительные с прилагательными в ходе игры;
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство гордости, любви, уважения к членам семьи.
НОД по художественному творчеству (лепка)
Тема: «Моя любимая семья».
Цель: Способствовать формированию у детей понятия: семья, родственные отношения в семье и значимость семьи для человека.
Задачи:
Обучающие:
Формировать умение раскатывать тесто, прямыми движениями ладони;
Формировать умение, соединив концы «палочки», получать результат-баранку.
Развивающие:
Формировать представление о семье, как о людях, живущих вместе;
Воспитывать желание заботиться о своих близких;
Развивать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным традициям.
Воспитательные:
Познакомить детей с национальной русской традицией: семейное чаепитие.
НОД по художественному творчеству (аппликация)
Тема: «Моя семья»
Цель: составление фигуры человека из геометрических фигур.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представление о геометрических фигурах: треугольнике, круге, прямоугольнике и их основных признаках; совершенствовать навык складывания бумаги пополам, резания ее по линиям сгиба и аккуратного наклеивания деталей; формировать правила безопасности при пользовании ножницами.
Развивающие:
- развивать самостоятельность, аккуратность и последовательность в выполнении своей работы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к аппликации.
НОД по художественному творчеству (рисование)
Тема: «Моя семья»
Цель: Формирование представления детей о семье.
Задачи:
Образовательные:
Учить правильно называть всех членов семьи.
Учить располагать изображение на листе в соответствии с содержанием рисунка.
Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующим закрашивании красками.
Развивающие:
Развивать речь, умение аргументировать свои ответы, умение слушать и слышать.
Развивать воображение и умение выражать свои идеи в рисунке.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к семье.
Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.
Художественно-творческая деятельность в свободное время:
Раскрашивание раскрасок на тему: «Моя семья», «Мои братики, сестренки, дедушки и бабушки», сюжетных раскрасок «День рождение в семье», «Прогулка всей семьей», «Домашние обязанности».
Вырезывание силуэтов членов семьи для составления сюжетной аппликации, геометрических фигур для составления изображений членов семьи.
Лепка «Подарки для бабушки», «Торт для мамы», «Игрушки для сестренки и братишки».
Музыка: Прослушивание песен «Моя семья» муз.и сл. К.Макаровой; «Счастливая семья» муз.и сл. и оранж. Е.Обуховой; «Мой папа самый лучший», «Мама, папа, я», «Взрослые и дети», «Мамина улыбка», «Лучше папы друга нет», «Веселая семья».
Театрализованная деятельность: инсценировка сказки «Красная шапочка», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят» «Три медведя».
Просмотр мультфильмов: «Три кота», «Семья почемучек», «Волк и теленок», «Мешок яблок», «Мама для мамонтенка».
Работа с родителями:
Домашнее задание: подборка фотографий для фотовыставки «Моя семья»; изготовление совместно с детьми аппликативного изображения «Семейный паровозик»
Консультации:
«Ребенок-член семьи»,
«Права и обязанности в семье»,
«Семейные обычаи и традиции»,
«Семья глазами ребёнка»,
«Воспитание мальчиков»,
«Воспитание девочек».
3 этап. Заключительный.
Итог. Фотовыставка «Моя семья», Выставка с рассказыванием «Семейный паровозик», показ сказки «Красная шапочка»
Вывод: Таким образом, в результате реализации различной деятельности в рамках проекта дети обобщили и систематизировали свои знания о семье.
За время реализации проекта «Моя семья» уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.
Литература:
А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада»
О.Н.Иванищина, Е.А.Румянцева «Развитие связной речи детей» (средняя группа. Образовательные ситуации и занятия. Для воспитателей ДОУ.)
А.В.Козлова «Работа ДОУ с семьей»
Н.В.Микляева, Н.Ф.Лагутина «Содружество. Программа взаимодействия семьи и детского сада» пособие для педагогов дошкольных учреждений.
Н.В.Краснощекова «Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников»
Н.Ф.Губанова «Игровая деятельность в детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-практический проект "Спасибо Бэмби!"
Данный проект нацелен на то, чтобы донести до детей знания об особенностях жизни в большом городе, опасностях, подстерегающих их, на каждом пути. Так же, в процессе реализации проекта, пр...

Информационно - практический проект "Птицы - наши друзья"
Формирование у детей системы экологических знаний о зимующих птицах, ответственного, бережного отношения к ним и помощи человека птицам зимой....

Информационно-практический журнал для родителей "Скоро в детский сад"
Информационно-практический журнал для родителей "Скоро в детский сад" - представляет собой руководство для родителей по успешной адаптации и дальнейшему развитию ребёнка в детском саду. Журнал с...
Информационно-практический проект для детей и родителей I младшей группы «Наши умелые пальчики»
Цель проекта: развивать мелкую моторику пальцев рук воспитанников.Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.Тип проекта: информационно-практически...

Информационно-практический ,творческий проект <<Мы – будущие олимпийцы.>>
Формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством знакомства ...
Информационно – практический проект по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Человеку друг огонь, только ты его не тронь»
Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые про...

Информационно-практическое занятие для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей»
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря к широким во...