Информационно - практический проект "Птицы - наши друзья"
проект по окружающему миру на тему
Формирование у детей системы экологических знаний о зимующих птицах, ответственного, бережного отношения к ним и помощи человека птицам зимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
"Птицы - наши друзья"
Воспитатель - Видяшина О.Н.
О проекте
Тип проекта - информационно-творческий.
Характер контактов - внутри ДОУ, в контакте с семьёй.
Состав участников - педагоги, дети, родители.
Сроки реализации - средняя продолжительность (ноябрь - март).
Проблема - недостаточное представление детей о зимующих птицах,
не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Формы работы - игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Актуальность проблемы.
Мотив выбора темы исследования, значимость темы для окружающих.
Народная мудрость гласит, что ребёнка нужно воспитывать пока он лежит поперёк лавки. Поэтому я считаю, что закладывать основы экологической культуры и развивать экологическое сознание нужно в этот же период.
Дошкольное детство является периодом бурного роста и интенсивного развития, совершенствования физических и психических возможностей, началом становления личности. В этот период необходимо "закладывать" в ребёнка основы взаимодействия с природой и бережное отношение к окружающему миру.
Нам нравится учиться чему-то новому и интересному, а изучение и охрана - очень увлекательное и нужное занятие. Поэтому мы решили узнать как можно больше о птицах, особенно зимующих, так как именно в зимнее время птицы нуждаются в помощи человека.
Цель проекта
Формирование у детей системы экологических знаний о зимующих птицах, ответственного, бережного отношения к ним и помощи человека птицам зимой.
Задачи проекта
-- расширять представления детей о птицах, об условиях их жизни; продолжать учить детей узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;
-- закреплять понятия о необходимости помогать птицам в холодное время года;
-- прививать детям и их родителям доброжелательное и заботливое отношение к окружающему миру, приучать их заботиться о птицах;
-- способствовать развитию творческих, интеллектуальных способностей детей;
-- пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
-- сбор информации о зимующих птицах;
-- накопление, разработка и оформление материала (познавательные беседы, занятия, стихи, рассказы, сказки, загадки, физкультминутки, подвижные, дидактические и пальчиковые игры, пословицы и поговорки, приметы и др.)
-- обсуждение цели, задач проекта с детьми и их родителями;
-- проведение акции "С каждого по зёрнышку" (сбор корма для птиц);
-- проведение акции "Подкормите птиц зимой" (изготовление кормушек);
Формы работы с детьми:
--рассматривание картин, плакатов, иллюстраций с изображением птиц, зимующих птиц;
-- наблюдения за птицами на участке детского сада за его пределами (совместно с родителями);
-- тематические прогулки "Зимой птицам холодно, тоскливо, очень голодно";
-- продуктивная деятельность в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, ручном труде и т.д.
-- чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок, обсуждение пословиц, поговорок, примет.
Предполагаемый результат реализации проекта:
-- сформировать у детей обобщённые представления о зимующих птицах;
-- знание детьми 5-6 видов птиц, их внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время;
-- обогащение словарного запаса детей;
-- умение анализировать, устанавливать причинно- следственные связи;
-- воспитание умения работать в коллективе, приходить на выручку;
-- сформированное гуманное отношение к природе;
-- интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации и др.;
-- приобщение родителей к совместной деятельности с детским садом.
Основной этап (практический).
Подкормите птиц зимой, Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, Горсть одна нужна,
Горсть одна - и не страшна Будет им зима.
Сколько будет их - не счесть Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.
Разве можно забывать: Улететь могли,
А остались зимовать Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. (Александр Яшин, 1967г.)
Действительно, зима - трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. И именно в это время года зимующие птицы особенно нуждаются в помощи человека, так как они ощущают острую нехватку еды. Голодная птица сильно страдает от холода. А мы можем поддержать птиц зимой, помочь им и понаблюдать за ними.
Зимняя подкормка птиц - довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже типичные лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод - не тётка, и он заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.
Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия, наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, подкармливая птиц своей местности, можно спасти их от гибели.
Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц: изготавливают кормушки в детском саду и совместно с родителями, собирают корм и разрабатывают "птичье меню".
Образовательная область: "Познание".
- Наблюдения за птицами "А у нас на кормушке": на участке детского сада, около домов, где живут дети, во время совместных прогулок с родителями в лес, в парк.
- Познавательные занятия : "Наши пернатые друзья", "Птицы зимой."
- Конструирование: "Мы кормушку смастерили" (из природного и бросового материала)
- Познавательные беседы: "Птицы нашей местности", "Птичье меню"(чем можно кормить птиц, а чем нельзя).
- Игра - викторина "Зимующие птицы".
- Дидактические игры: "Собери и покорми", "Четвёртый лишний", "Угадай, чьё это?", "Какой птички не стало?".
Образовательная область: "Художественное творчество".
- Рисование: "Снегирь на ветке", "Синичка" (рисование ладонью).
- Лепка: "Птицы разные бывают", "Птичка на кормушке".
- Аппликация: "Снегири".
Образовательная область: "Чтение художественной литературы".
- Знакомство и чтение сказок, рассказов, стихов о птицах:
"Сороки" (В.Осеева), "Кот и воробей" (А.Ежов), "Снегири" (Р.Федькин), "Котька и птичка" (Н.Романова), "Курорт "Сосулька" (Н.Сладков) идр.
- Разгадывание загадок о птицах.
- Чтение и обсуждение пословиц, поговорок, примет о птицах.
- Чтение стихов "Птичка" (А.А.Пчельникова), "Сорок сорок" (П.Мошканцев), "Покормите птиц зимой" (А.Яшин), "Бывают птицы разные".
- Заучивание стихов В.Звягина, А.Барто, С.Есенина, В.Мирясова, А.Прокофьева.
Образовательная область: "Коммуникация"
- Описательные рассказы детей "Что за чудо эта птичка!", "Моё волшебное окно", "Я видел, как наши соседи угощают птиц лакомством",
- Разучивание пальчиковых игр: "Птичья зарядка", "Воробей", "Дятел" и др.
- Прослушивание "песен" птиц и их воспроизведение.
- Использование различных театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, кукольный) при воспроизведении сказок.
- Дидактические игры: "Один - много", "Скажи ласково", "Скажи наоборот", "Кто как голос подаёт?", "Сосчитай птиц", "Большой - маленький".
- Занятие по коммуникации: "Наши пернатые друзья".
Образовательная область: "Социализация".
- Игровая деятельность: конкурсы, викторины, игры.
- Игры-драматизации (вырабатывание интонации, выразительности).
- Театрализованная экологическая игра: "Доживём до весны".
Образовательная область: "Труд".
- Изготовление кормушек в детском саду и совместно с родителями и их размещение на территории детского сада и около домов.
- Чистка кормушек от снега.
- Дежурство по "Птичьей столовой" (пополнение кормушек кормом).
Образовательная область: "Безопасность".
- В рамках проекта проведение беседы о правилах поведения детей дома, на улице.
- Вспомнить стихи, рассказы, сказки, где птицы попадали в беду.
- Повторение правил техники безопасности при изготовление кормушек, пополнения их кормом, во время прогулок и др.
Образовательная область: "Музыка".
- Проведение праздника "День птиц".
- Разучивание песен о птицах, о зиме.
- Слушание голосов птиц; учить детей их различать.
Образовательная область: "Физическая культура и здоровье".
- Разучивание подвижных игр: "Филин и пташки", "Совушка", "Птицелов", "Ворона", "Глуби", "Собачка и воробьи" и др.
- Выполнение физических упражнений, имитирующих птиц, дыхательных упражнений.
- Оздоровительные пробежки, прогулки и др.
Работа с родителями.
- Консультации для родителей:
* "Экологическое воспитание в семье и ДОУ"
* "Подкормите птиц зимой".
* "Чем угостить птиц зимой".
- Изготовление кормушек совместно с детьми.
- Участие в акции "С каждого по зёрнышку" (сбор корма для птиц).
- Рекомендации на прогулки в лес, парк совместно с детьми.
- Наблюдение за птицами вместе с детьми во время прогулок и из окна дома.
- Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях, в книгах, журналах, принести книги в детский сад.
- Анкетирование для родителей "Экологическое воспитание в семье" (для выяснения отношения родителей к экологическому воспитанию".
Заключительный этап.
- Экологическая викторина "Птицы - наши друзья".
- Презентация альбома с творческими работами детей: выставки рисунков, аппликаций, поделок из пластилина и др.
Были достигнуты цели проекта:
- узнали много нового и интересного из жизни птиц нашей местности;
- знаем, как нужно помогать птицам зимой;
- понимаем, что забота о природе необходима как природе, так и самому человеку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-практический проект для детей и родителей I младшей группы «Наши умелые пальчики»
Цель проекта: развивать мелкую моторику пальцев рук воспитанников.Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.Тип проекта: информационно-практически...
Информационная карта проекта "Птицы- наши друзья"
Информационная карта проекта "Птицы наши друзья" для детей младшего дошкольного возраста поможет музыкальным руководителям ДОУ в своей работе. В материале содержатся виды и работ , прводимые с д...
Конспект образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста на тему « Птицы- наши друзья» с использованием современных образовательных технологий – игровой информационно-куммуникативной
Расширять и обогащать представления детей о птицах (ворона, голубь, воробей, синица, снегирь), о частях тела и питании птиц....
Познавательно-информационный проект: " Витамины-наши друзья"
Проект обеспечивает достижение конкретных результатов: дети получают знания о витаминах, правильном питании и здоровом образе жизни; учатся изготавливать книжки-малышки. Реализация проекта ...
Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ. Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя в роли тренера, который должен: договориться о времени пр
Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ.Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя...
Информационно- практический проект Тема проекта: «Дикие животные наших лесов»
Посредством данного проекта значительно легче достичь поставленной цели: знакомство ребёнка с особенностями животных родного края, формированием более глубоких знаний о фауне родного края. Знаком...