Авторская технология «Субъектные мастерские с правилами как инструмент поддержки детской инициативы»
статья (подготовительная группа)

Даулеткалиева Аида Жаукеновна

Ссылка на видео-материал авторская технология «Субъектные мастерские с правилами как инструмент поддержки детской инициативы»

(https://www.youtube.com/watch?v=fhdBQ_-BmGQ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторская технология

«Субъектные мастерские с правилами как инструмент поддержки

детской инициативы»

Краткое описание технологий работы с детьми, обеспечивающих развитие дошкольников в игровой деятельности на культурном содержании пяти образовательных областей.

Идею авторской технологии «Субъектные мастерские с правилами как инструмент поддержки детской инициативы» нам подсказала повседневная жизнь детей в детском саду. Стоит отметить, что именно через игру (в процессе нее) ребенок становится самим собой, ведь единственный путь, ведущий к знанию – это пробовать что-то новое самостоятельно. Поэтому и возникла необходимость в создании пространства, обеспечивающего детям прямое игровое взаимодействие с изучаемым материалом, а именно «Субъектные мастерские с правилами».

С точки зрения процесса игры современные дети часто лишены возможности в достаточной мере играть с реальными объектами окружающего мира и плюс ограничены во времени. Как во время игры построить хороший дом, если его надо убрать к приходу новой воспитательницы? Как собрать пазл, если я точно сейчас не успею?  Как подготовить атрибуты к играм или выступлениям? Как привлечь внимание детей к невостребованным (незнакомым, забытым, новым и др.) играм? Как предоставить детям возможность вдоволь наиграться и при этом самим быть «хозяевами» игры? Наличие субъектных мастерских решает эти проблемы.

Наша технология призвана дать детям толчок к началу игровой деятельности, спровоцировать их на игру, на создание чего-то своего, а задача педагога поддержать грамотно направить детскую инициативу, не лишая детей в разумной мере быть руководителями своей игры.

Технология «Субъектные мастерские с правилами ...» позволяет при помощи игрового пространства захватить внимание детей и затем увлечь их к исследованию, личным открытиям. Ведь игра в рамках «Субъектных мастерских» стимулирует в том числе детское творчество в различных проявлениях, предоставляет им возможность вновь продолжить начатую игру или оказать помощь другу.

Цель технологии: достижение высоких результатов образовательного процесса и обеспечение наилучших условий для развития каждого ребенка.

Задачи технологии:

1. Создание условий для игровой деятельности детей;

2. Сформировать потребность к самосовершенствованию, самообучению, саморазвитию;

3. Развитие коммуникативных способностей детей при помощи игры;

4. Поддержка игровой инициативы детей.

Участники: дети 6-7 лет, педагоги

В предлагаемой технологии развивающая предметно-пространственная среда организуется таким образом, чтобы дети могли самостоятельно и без затруднений найти для себя игровые действия, которые для них наиболее интересны, стать участниками игры, инициированной другими детьми или спровоцированную педагогам.

Развивающая предметно-пространственная среда субъектных мастерских может содержать следующие компоненты:

1. Неструктурированный, природный и бросовый материал;

2. Шаблоны, готовые материалы для творчества, инструменты;

3. Костюмы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, инсценировок, театра;

4. Конструкторы, строительный материал, схемы, чертежи;

5. Различные наглядные пособия и материалы на разные темы;

6. Материалы и инструменты для экспериментирования, опытов.

Все продукты «Субъектных мастерских с правилами…», которые созданы детьми в процессе игры либо становятся частью развивающей предметно-пространственной среды группы (штатив для детской студии записи, созданные вручную рации для игры и проч.) либо выставляются в демонстрационных зонах группы для всеобщего просмотра (рисунки, поделки и пр.)

Тематика «Субъектных мастерских с правилами…» очень обширна и не имеет четких границ.

Игры в рамках технологии «Субъектные мастерские с правилами как инструмент поддержки детской инициативы» хороши тем, что воображение детей практически ничего не сдерживает и они вольны создать все, что угодно из имеющихся готовых материалов или генерировать необходимое из подручных средств. Педагогу остается лишь поддерживать наполнение РППС на достойном уровне и осуществлять общее наблюдение за процессом.

В заключение отметим, что в процессе реализации предлагаемой технологии нам удается создавать условия для поддержки детской инициативы, а также индивидуальных особенностей каждого ребенка, при этом сам ребенок становится более активным в выборе игры. Также мы признаем каждого ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, формируем нравственно-волевые качества, самоконтроль.

3.        https://www.youtube.com/watch?v=fhdBQ_-BmGQ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии проектной деятельности в ДОУ, как фактора поддержки детской инициативы"

цели и задачи данной технологии в работе с детьми, классификация проектной деятельности....

Статья «Способы поддержки детской инициативы и примеры проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности»

Способы поддержки детской инициативы и примеры проявления субъективной позиции ребенка в разных видах деятельности...

Способы поддержки детской инициативы и примеры проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности

В работе с детьми необходимо ориентироваться на следующие подходы к поддержке детской инициативы:    • Социокультурный подход – поскольку развитие инициат...

«Использование технологии проектной деятельности в ДОУ, как фактора поддержки детской инициативы»

Информация для воспитателей на тему:«Использование технологии проектной деятельности в ДОУ, как фактора поддержки детской инициативы»...

Современные субъектные практики и проекты как условие поддержки детской инициативы и самостоятельности

Игрушка развивает, обогащает мир фантазий, радует,  помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, р...