«Использование технологии проектной деятельности в ДОУ, как фактора поддержки детской инициативы»
статья

Филиппова Людмила Анатольевна

Информация для воспитателей на тему:«Использование технологии проектной деятельности в ДОУ, как фактора поддержки детской инициативы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Использование технологии проектной деятельности в ДОУ, как фактора поддержки детской инициативы»

В настоящее время в дошкольном образовании на смену традиционному обучению приходит развивающее обучение, которое направлено на развитие творческой личности, формирование у детей познавательного интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Я считаю, что метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и может быть осуществлен как в рамках познавательного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей.

В связи с этим, работа с детьми в нашей группе направлена на решение целей и задач по развитию личности ребенка, его познавательных, коммуникативных и творческих способностей посредством проектного метода. Этот метод позволил нам изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Исходя из поставленной цели,  сложился ряд поставленных перед нами задач:

  • Формировать у воспитанников навыки сбора и обработки информации и материала
  • Развивать творческие способности детей
  • Формировать у детей позитивное отношение к познавательной, исследовательской и творческой деятельности.
  • Создать единое пространство совместной деятельности детей, родителей и педагогов.

В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

В практике нашего дошкольного учреждения используются следующие виды проектов:

  • творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя».
  • игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.;
  • исследовательские - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).

В основу проектного метода положена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат решения конкретной проблемы. В ходе реализации проекта происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Мною были разработаны и применены такие проекты:

«Лето в яркие краски одето», «Цветы бывают разные», «Никто не забыт – ни что не забыто», «Вот оно, какое наше лето», «Лето красное, безопасное», «Золотая осень», «Лето красное- безопасное», «Быть здоровыми хотим-мы микробов победим», «В гостях у сказки» .

Добиться полной активизации познавательных интересов детей и поддержки детской инициативы невозможно без сотрудничества родителей. Поэтому мы стараемся привлекать их в совместную образовательную деятельность, применяя различные нетрадиционные формы сотворчества:

  • Продуктивная совместная деятельность детей и родителей: выставки осенних поделок, создание личных макетов, книг и т.п.
  • Совместные мастер-классы
  • Познавательно - развлекательные и спортивные мероприятия: вечера досуга, КВН, театрализованная деятельность
  • Совместные экскурсии, маршруты выходного дня
  • Гость группы

Также для поддержки и развития детской инициативы мы открыли для себя совершенно новое, интересное методическое пособия – Лэпбук, или как его еще называют – тематическая, интерактивная папка. В переводе с английского языка – книга на коленях.

По нашему мнению, лэпбук – это не просто самодельная книжка, а заключительный этап исследовательской работы проектного метода.

Лэпбук помогает:

  • Стимулировать интерес детей к поисково-исследовательской деятельности
  • Учитывать индивидуальные способности и интересы детей
  • Помогает разнообразить предметно-развивающую среду группы
  • Создать условия положительного взаимодействия ребенок-ребенок, ребенок–взрослый.

Какую помощь оказывает лэпбук в нашей работе?

Он, прежде всего, помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку (особенно если ребенок «визуал»).

Лэпбук помогают быстро и эффективно закрепить изученный материал в занимательно-игровой форме. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью рассматривает книжку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука, обучение или закрепление материала происходит непроизвольно.

Завершением любого проекта считается презентация проекта, подведение итогов в единое целое. Это может быть в виде:

•        Выставок, газет, журналов

•        Индивидуальная или коллективная коллекция

•        Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра или инсценировка

•        Экскурсия, поход, путешествие

•        Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий

•        Спектакль, праздник

Таким образом, рассмотренный выше метод дает представление о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике дошкольных учреждений. В работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии проектной деятельности в ДОУ, как фактора поддержки детской инициативы"

цели и задачи данной технологии в работе с детьми, классификация проектной деятельности....

Доклад. «Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности».

Доклад. «Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности»....

Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности

   Современному дошкольному образованию в условиях введения ФГОС требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые помогали бы воспитывать инициативного, ответс...

Проектная деятельность как фактор поддержки детской инициативы и самостоятельности

Проектный метод как никакой другой, поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребёнку ранний, социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестан...

Авторская технология «Субъектные мастерские с правилами как инструмент поддержки детской инициативы»

Ссылка на видео-материал авторская технология «Субъектные мастерские с правилами как инструмент поддержки детской инициативы»(https://www.youtube.com/watch?v=fhdBQ_-BmGQ)[[{"type...