Современные субъектные практики и проекты как условие поддержки детской инициативы и самостоятельности
проект (подготовительная группа)
Игрушка развивает, обогащает мир фантазий, радует, помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций, а также служит средством для открытия нового и интересного. Многие педагоги и родители задумываются о том, что у детей сейчас есть всё необходимое для развития игры, но игры стали бедными по сюжету. У детей нет необходимости использовать предметы – заместители в игре. Наблюдая за играми детей в детском саду, мы задумались над тем, смогут ли дети комфортно себя чувствовать в отсутствии игрушек, смогут ли реализовывать свои замыслы в «ограниченных» обстоятельствах», смогут ли они найти себе занятие? о НАШЕМ ПРОЕКТЕ В ДАННОЙ СТАТЬЕ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_zvereva_e.p._mdoau_96.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные субъектные практики и проекты
как условие поддержки детской инициативы и самостоятельности
Зверева Елена Петровна, воспитатель
высшей квалификационной категории
МДОАУ «Детский сад № 96 г. Орска»
СЛАЙД 1.
Проект «Три дня без игрушек» - реализация детских замыслов в «ограниченных» обстоятельствах.
СЛАЙД 2.
Три дня без игрушек, или как вернуть детям игру? Какие игрушки нужны детям? Извечный спор педагогов, психологов, родителей. Как невозможно представить ребенка вне игры, так почти ни одна игра не обходится без игрушки.
СЛАЙД 3.
Игрушка развивает, обогащает мир фантазий, радует, помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций, а также служит средством для открытия нового и интересного.
Многие педагоги и родители задумываются о том, что у детей сейчас есть всё необходимое для развития игры, но игры стали бедными по сюжету. У детей нет необходимости использовать предметы – заместители в игре. И игра уже не та, что была раньше. Для нашего коллектива данная проблема также оказалась актуальной.
СЛАЙД 4.
Наблюдая за играми детей в детском саду, мы задумались над тем, смогут ли дети комфортно себя чувствовать в отсутствии игрушек, смогут ли реализовывать свои замыслы в «ограниченных» обстоятельствах», смогут ли они найти себе занятие?
СЛАЙД 5.
Для решения данного вопроса мы использовали субъектную практику, предложенную Е. Емельяновой «Три дня без игрушек», основной целью которой является создание благоприятных условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
СЛАЙД 6.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи, которые необходимо было выполнить:
1. Создать условия для свободного выбора детьми вида деятельности, участников совместной деятельности, необходимых материалов.
2. Мотивировать детей на проявление активности, самостоятельности, инициативности, креативности.
3. Поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка.
Для построения отношений сотрудничества и избегания негативной реакции со стороны родителей, мы пояснили, что во время данного проекта ребята будут учиться мыслить более абстрактно, смогут проявить свои творческие способности и развить эмоциональный интеллект.
Родители откликнулись на предложение и принесли все необходимое для воплощения проекта, поддерживая инициативу воспитателя.
Для детей данная ситуация была как вызов. На утреннем круге мы с воспитанниками обсудили вопрос о том, что не приносим игрушки в детский сад, а будем самостоятельно их придумывать и делать. И это не запрет, а возможность проявить себя.
СЛАЙД 7.
Вместе с тем, для более эффективной реализации данного проекта нами были проанализированы ряд вопросов и обдуманы советы, которые предлагает автор технологии:
1. Нужно ли объяснять детям правила этих трех дней: что можно, а что нельзя?
Практика показала, что ничего объяснять не нужно. Наоборот, период этих трех дней стал возможностью проверить, работают ли групповые правила или нет. Это сразу было видно с первого дня проекта - дети начали баловаться, проверять границы, исследовать пространство и материалы. В конце первого и начале второго дня ребята стали изготавливать игрушки для игр и только потом мы стали наблюдать сюжеты.
2. Должен ли педагог подсказывать детям, как и во что играть?
Мы выяснили, что не нужно подсказывать. Нужно дать детям время поисследовать пространство, поскучать, побаловаться. Если ребенок не играет и заскучал, то это его темп. Возможно, в данный момент он не играет, потому что придумывает свой сюжет или наблюдает, как развивается игра у других ребят.
Во время проекта наблюдалось переключение детей с игры на другие виды деятельности (рисование, лепка) Это вовсе не значит, что у них пропал интерес к игре, просто им нужна была смена деятельности.
3. Куда спрятать игрушки на эти три дня?
Перед началом проекта игрушки перенесли в методический кабинет детского сада в отсутствие детей. А возвращаются игрушки в группу после проекта вместе с детьми. Причем, есть важный момент, когда педагог предлагает дошкольникам вернуть в группу не все игрушки сразу, а только нужные им. То есть не сам педагог решает, а договаривается с детьми.
4. В какой роли выступает педагог?
Поскольку нам важно было прояснить ситуацию и усилить роль игры в детском саду, поэтому воспитатель выступал в роли наблюдателя. Причем объектом его наблюдения были не только воспитанники, но и развивающая среда в группе (способны ли дети взаимодействовать со средой без помощи взрослого, есть ли в группе «мертвые зоны»).
СЛАЙД 8.
Три дня без игрушек пролетели незаметно. Дети были активны в выборе видов деятельности, свободно и самостоятельно выбирали партнеров по игре, свободно пользовались доступными материалами для организации игры; фантазировали, творили
В заключение проектной деятельности, на вечернем круге, мы с детьми обсудили ряд вопросов о том, что мы сделали и что нам для этого понадобилось, чему научились за это время, с каким настроением начинали и завершили проект.
СЛАЙД 9.
Опыт работы с использованием данной субъектной технологии показал повышение уровня развития самостоятельности детей, рост творческих идей, креативных замыслов и инициативности как важного показателя деткой игровой деятельности.
Вместе с тем, отмечается самостоятельное умение детей ставить цель, планировать свою деятельность, развиваются коммуникативные навыки и навык работы в команде, сотрудничество и взаимодействие со сверстниками.
СЛАЙД 10 – 15.
Для того, чтобы дети продолжали играть и воплощали в повседневной жизни то, чему научились во время проекта, мы оставили часть бросового материала, ежедневно выделяем время для свободной игры, поддерживаем и провоцируем сюжеты. Для нас очень важно, чтобы после проекта дети продолжали играть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКЕ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮГОРСКИЙ ТРАМПЛИН»
Статья о способах поддержки детской инициативы и самостоятельности дошкольников среднего возраста в игровой культурной практике в рамках дошкольной образовательной программы " Югорский трамплин"...
Описание образовательной практики "Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества."
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных направлений дошкольного образования является «развитие самостоятельности и инициативности дошкольников в различных видах деятельности»....
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ»
Презентация для воспитателей....
Ценностный потенциал готовности педагога к позитивному взаимодействию с ребёнком как условие поддержки детской инициативы и самостоятельности
В ФГООС ДО результат дошкольного образования сформулирован как целостные ориентиры, в качестве которых выступают психологические характеристики ребенка, отражающие его личностное развитие. Первой из н...
«Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Консультация для педагогов...
МБДОУ «Иланский детский сад № 50»Педагогическая практика:«Я умею, Я могу, Я люблю, Я научился!»(поддержка детской инициативы и самостоятельности)
Направление практики:-построение образовательной среды ДОО для достижения новых образовательных результатов.Актуальность:- развитие индивидуальных способностей каждого ребенка;- максимальная помощь в ...