Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Родные истоки".
проект (старшая группа)

Ирина Владимировна Черодонова

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Родные истоки". Предназначен для воспитателей детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_konkursa.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы с помощью средств музейной педагогики «Родные истоки»

 

 

Тип проекта: групповой, практический.

Продолжительность: долгосрочный, 3 месяца (сентябрь – ноябрь 2023 г).

Участники проекта: воспитатели группы, дети старшей группы, родители (законные представители) детей группы.

Постановка проблемы:

         Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач ФОП ДО. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. Теперь же одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, знание истории своего народа, его традиций. В прежние годы гражданственность, высокий патриотизм являлись национальной особенностью нашего народа. Изменения в политической жизни страны постепенно вносили свои коррективы в выбор приоритетов воспитания. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится именно патриотическое воспитание, так как возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

            Цель проекта:

  Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольников через реализацию направления «Музейная педагогика» в детском саду.

            Практическая значимость проекта заключается в возможности применения его в повседневной практике.

            Задачи:

            Воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к культуре своих предков, к народным традициям;
  • развивать чувство ответственности и гордости за свою страну;
  • воспитывать уважение к труду;
  • воспитание культуры поведения.

Образовательные:

  • формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
  • формирование представлений дошкольников о музеях;
  • формирование представление о ВОВ.

Развивающие:

  • развитие монологической речи и умение составлять описательный рассказ;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны.

Методы и формы работы:

Формы:

  • Тематические занятия, где происходит приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
  • Работа с семьей: знакомство с семьей, ее историей, семейными традициями; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, его историей, выдающимися гражданами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями, проведение совместных праздников  и развлечений.
  • Проведение целевых экскурсий и прогулок к достопримечательностям города (игра – путешествие), к монументу, в музей (музейные уроки).
  • Организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

Методы:

  • Рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей.
  • Беседы с детьми.
  • Использование детских художественных произведений, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение).
  • Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
  • Знакомство детей с народным   декоративно-прикладным искусством.
  • Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении.
  • Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах.
  • Личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.

Ожидаемые результаты:

Предполагаемые результаты для детей:

         Обогатится представление детей о музеях, народных традициях и художественных промыслах.

         Расширятся представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны.

         Дети вовлечены в создание развивающей среды дошкольного учреждения.

         Разовьются патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.

Предполагаемые результаты для воспитателей:

         Появится тесный контакт с родителями воспитанников;

         Повысится статус группы;

         Пополнится развивающая предметно-пространственная среда;

         Разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности и в семье.

Предполагаемые результаты для родителей:

         родители станут активными помощниками в жизни группы;

         отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными.

 

Этапы работы над проектом.

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственный

I этап Предварительный

Мониторинг знания детей

11-15 сентября 2023 г

Анкетирование родителей

11-15 сентября 2023 г

Изучение литературы

постоянно

Подготовка материала

1 сентября-20 ноября 2023 г.

II этап Основной

Создание РППС

1 сентября – 30 октября 2023

Реализация детского проекта «Я путешественник»

1 октября -  20 ноября 2023

Сюжетно-ролевая игра «У бабушки в гостях»

16 октября– 18 октября 2023

Проведение бесед и тематических занятий.

1 октября – 30 ноября 2023

Чтение художественной литературы, прослушивание музыки

постоянно

Проведение занятий по изобразительному творчеству

1 октября – 15 ноября 2023

Дидактические игры (народные промыслы, природа родного края и др.)

15 сентября – 30 ноября 2023

Проведение  виртуальных  экскурсий.

1 октября – 30 октября 2023

Проведение экскурсий в ДШИ и МАОУ №177

2 ноября – 13 ноября 2023

Участие воспитанников в конкурсах

постоянно

Сбор совместно с родителями экспонатов для мини-музеев

4 сентября – 30 ноября 2023

Проведение совместно с родителями развлечений, мастер-классов.

1 октября –  25 ноября 2023

Консультации для родителей

4 сентября – 30 октября 2023

Совместная с родителями посадка саженцев деревьев

5 октября 2023

III этап Заключительный

Итоговая диагностика детей

20 ноября- 24 ноября 2023

Итоговое анкетирование родителей

20 ноября- 24 ноября 2023

Викторина « Россия – Родина моя»

15 ноября-16 ноября 2023

Развлечение «Деревенские посиделки»

20 ноября -21 ноября 2023

Результат работы

Презентация работы

Приложение №1

Конспект викторины

Приложение №2

Детский проект

Приложение №3

Сценарий развлечения

Приложение №4

Конспект ООД

Приложение №5, №6

.

Консультация для родителей

Приложение №8

Презентация «История вещей»

Приложение №9

Презентация «Как жили люди на Руси»

Приложение №10

Презентация для мастер-класса «Кукла – пеленашка»

Приложение №11

Выводы: 

Мини-музеи позволили нам, воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей.

            Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. При этом в старшей и подготовительной к школе группах экскурсии могут проводить сами ребята.

Работа по созданию мини-музея сплотила воспитателей, родителей, детей. Родители начали интенсивнее интересоваться педагогическим процессом, принимают активное участие, задавали вопросы, предлагали помощь. 

            Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.

Список использованной литературы:

-      Музейная педагогика. Из опыта методической работы / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М. : Сфера, 2006:

-   Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа : Учебно-методическое пособие / СПб: Детство-Пресс, 1998:

-    Рыжова, Н. А. Как стать коллекционером. Игра и дети, 2004:

-    Рыжова Н.А., Логинова Л., А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2008;

-    Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, М. Мозаика Синтез, 2004 г.;

- «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» под редакцией   Л.А. Кондыринской.- М.       Сфера, 2010 г;

-   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ №1155       от 17 октября 2013г. Министерства образования  и науки Российской Федерации;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о Великой Отечественной войне»

Приобщение детей к культуре и традициям своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Очень важно донести до дошкольников и сохранить историческое ге...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей Великой Отечественной Войны в условиях ДОУ».

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию ...

Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «Я живу в Сибири – Красноярском крае»

Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «Я живу в Сибири – Красноярском крае» в подготови...

Проект по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста «Моя Республика - Коми».

Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. Сила страны – в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважен...

Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста "Мой ЯМАЛ"

Проект предназначен для совместной деятельности педагогов, детей комбинированной  группы №4 (6-7 лет) и их родителей....