Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Родные истоки".
проект (старшая группа)
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Родные истоки". Предназначен для воспитателей детских садов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dlya_konkursa.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы с помощью средств музейной педагогики «Родные истоки»
Тип проекта: групповой, практический.
Продолжительность: долгосрочный, 3 месяца (сентябрь – ноябрь 2023 г).
Участники проекта: воспитатели группы, дети старшей группы, родители (законные представители) детей группы.
Постановка проблемы:
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач ФОП ДО. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. Теперь же одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, знание истории своего народа, его традиций. В прежние годы гражданственность, высокий патриотизм являлись национальной особенностью нашего народа. Изменения в политической жизни страны постепенно вносили свои коррективы в выбор приоритетов воспитания. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится именно патриотическое воспитание, так как возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Цель проекта:
Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольников через реализацию направления «Музейная педагогика» в детском саду.
Практическая значимость проекта заключается в возможности применения его в повседневной практике.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к культуре своих предков, к народным традициям;
- развивать чувство ответственности и гордости за свою страну;
- воспитывать уважение к труду;
- воспитание культуры поведения.
Образовательные:
- формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
- формирование представлений дошкольников о музеях;
- формирование представление о ВОВ.
Развивающие:
- развитие монологической речи и умение составлять описательный рассказ;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны.
Методы и формы работы:
Формы:
- Тематические занятия, где происходит приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
- Работа с семьей: знакомство с семьей, ее историей, семейными традициями; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, его историей, выдающимися гражданами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями, проведение совместных праздников и развлечений.
- Проведение целевых экскурсий и прогулок к достопримечательностям города (игра – путешествие), к монументу, в музей (музейные уроки).
- Организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
Методы:
- Рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей.
- Беседы с детьми.
- Использование детских художественных произведений, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение).
- Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
- Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.
- Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество.
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении.
- Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах.
- Личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.
Ожидаемые результаты:
Предполагаемые результаты для детей:
• Обогатится представление детей о музеях, народных традициях и художественных промыслах.
• Расширятся представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны.
• Дети вовлечены в создание развивающей среды дошкольного учреждения.
• Разовьются патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.
Предполагаемые результаты для воспитателей:
• Появится тесный контакт с родителями воспитанников;
• Повысится статус группы;
• Пополнится развивающая предметно-пространственная среда;
• Разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности и в семье.
Предполагаемые результаты для родителей:
• родители станут активными помощниками в жизни группы;
• отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными.
Этапы работы над проектом.
Мероприятие | Сроки проведения | Ответственный |
I этап Предварительный | ||
Мониторинг знания детей | 11-15 сентября 2023 г | |
Анкетирование родителей | 11-15 сентября 2023 г | |
Изучение литературы | постоянно | |
Подготовка материала | 1 сентября-20 ноября 2023 г. | |
II этап Основной | ||
Создание РППС | 1 сентября – 30 октября 2023 | |
Реализация детского проекта «Я путешественник» | 1 октября - 20 ноября 2023 | |
Сюжетно-ролевая игра «У бабушки в гостях» | 16 октября– 18 октября 2023 | |
Проведение бесед и тематических занятий. | 1 октября – 30 ноября 2023 | |
Чтение художественной литературы, прослушивание музыки | постоянно | |
Проведение занятий по изобразительному творчеству | 1 октября – 15 ноября 2023 | |
Дидактические игры (народные промыслы, природа родного края и др.) | 15 сентября – 30 ноября 2023 | |
Проведение виртуальных экскурсий. | 1 октября – 30 октября 2023 | |
Проведение экскурсий в ДШИ и МАОУ №177 | 2 ноября – 13 ноября 2023 | |
Участие воспитанников в конкурсах | постоянно | |
Сбор совместно с родителями экспонатов для мини-музеев | 4 сентября – 30 ноября 2023 | |
Проведение совместно с родителями развлечений, мастер-классов. | 1 октября – 25 ноября 2023 | |
Консультации для родителей | 4 сентября – 30 октября 2023 | |
Совместная с родителями посадка саженцев деревьев | 5 октября 2023 | |
III этап Заключительный | ||
Итоговая диагностика детей | 20 ноября- 24 ноября 2023 | |
Итоговое анкетирование родителей | 20 ноября- 24 ноября 2023 | |
Викторина « Россия – Родина моя» | 15 ноября-16 ноября 2023 | |
Развлечение «Деревенские посиделки» | 20 ноября -21 ноября 2023 | |
Результат работы | ||
Презентация работы | Приложение №1 | |
Конспект викторины | Приложение №2 | |
Детский проект | Приложение №3 | |
Сценарий развлечения | Приложение №4 | |
Конспект ООД | Приложение №5, №6 | . |
Консультация для родителей | Приложение №8 | |
Презентация «История вещей» | Приложение №9 | |
Презентация «Как жили люди на Руси» | Приложение №10 | |
Презентация для мастер-класса «Кукла – пеленашка» | Приложение №11 |
Выводы:
Мини-музеи позволили нам, воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей.
Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. При этом в старшей и подготовительной к школе группах экскурсии могут проводить сами ребята.
Работа по созданию мини-музея сплотила воспитателей, родителей, детей. Родители начали интенсивнее интересоваться педагогическим процессом, принимают активное участие, задавали вопросы, предлагали помощь.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.
Список использованной литературы:
- Музейная педагогика. Из опыта методической работы / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М. : Сфера, 2006:
- Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа : Учебно-методическое пособие / СПб: Детство-Пресс, 1998:
- Рыжова, Н. А. Как стать коллекционером. Игра и дети, 2004:
- Рыжова Н.А., Логинова Л., А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2008;
- Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, М. Мозаика Синтез, 2004 г.;
- «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» под редакцией Л.А. Кондыринской.- М. Сфера, 2010 г;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ №1155 от 17 октября 2013г. Министерства образования и науки Российской Федерации;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Перспективный план рекомендован для воспитателей ДОУ при работе с родителями...
Практико-значимый проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о Великой Отечественной войне»
Приобщение детей к культуре и традициям своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Очень важно донести до дошкольников и сохранить историческое ге...
Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности. «Россия – Родина моя!»
для воспитанников 5-7 лет...
Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей Великой Отечественной Войны в условиях ДОУ».
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию ...
Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «Я живу в Сибири – Красноярском крае»
Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «Я живу в Сибири – Красноярском крае» в подготови...
Проект по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста «Моя Республика - Коми».
Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. Сила страны – в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважен...
Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста "Мой ЯМАЛ"
Проект предназначен для совместной деятельности педагогов, детей комбинированной группы №4 (6-7 лет) и их родителей....